Файл: Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- 61 -
УДК 37.015
Е. А. Могилёвкин
1
, А. С. Новгородов
2
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ
КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У
СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматривается сравнение представлений о текущей и
будущей карьерной ситуации студентов 3-4 курсов университета.
Авторы
приводят
результаты
двухлетнего
(2009-2010
гг.)
эмпирического
исследования
«якорей»
карьеры
студентов
экономического и управленческого профилей, выявляют противоречия
карьерных
установок
и
предлагают
варианты
снятия
этих
противоречий. Исследование проводилось в рамках комплексной
программы изучения и развития профессиональных и карьерных
компетенций студентов вуза. В статье представлены результаты двух
методик – первая (классическая) «Якоря карьеры» (автор Э.Шейн),
вторая – модифицированная методика «Якоря карьеры для студентов»
(авторы А.С. Новгородов, Е.А. Могилёвкин).
Ключевые
слова якоря карьеры, карьерные ориентации, иерархия
ценностей, ранние этапы карьеры, текущая и будущая карьерная
ситуация студентов, карьерное целеполагание, технология карьерного и
профессионального самоопределения.
Проблема осмысления будущей профессиональной деятельности у студентов вуза в настоящее время стоит чрезвычайно остро. Общеизвестно, что значительная часть выпускников высших учебных заведений (особенно экономического и управленческого профиля) в дальнейшем не работают по специальности и уже, будучи студентами старших курсов, понимают ошибочность собственного профессионального и карьерного выбора.
Соответственно у этих студентов не сформированы навыки карьерного целеполагания и планирования и снижена мотивация к обучению, но прежде
1
© Евгений Александрович Могилёвкин, канд. психолог. наук, профессор кафедры философии и психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, , ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: evgene111@mail.ru.
2
© Антон Сергеевич Новгородов, ассистент кафедры управления персоналом
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, , ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: newtownov@mail.ru.


Е. А. Могилёвкин, А. С. Новгородов ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ

- 62 - всего у многих этих студентов нет понимания и осмысленности будущей профессии и карьерного пути в целом. Успешность карьерного и профессионального самоопределения во многом зависит от точности диагностики ведущих карьерных мотивов (ориентаций) на ранних этапах карьеры. В предлагаемой статье описаны результаты исследования ведущих карьерных ориентаций студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). Исследование проводилось в рамках комплексной программы изучения и развития профессиональных и карьерных компетенций студентов вуза.
Исследование карьерных ориентаций проводилось на выборке студентов ВГУЭС специальностей экономического и управленческого профилей («Менеджмент организации», «Экономика и управление»,
«Налоги и налогообложение», «Управление персоналом», «Бизнес- информатика») очной формы обучения. Исследование проводилось в
2009-2010 гг., общее количество респондентов – 122 студента 3-4 курсов.
Обоснование выбора данной группы участников исследования:

массовый характер подготовки специалистов по данному профилю
(«Экономика и управление»);

невысокий процент трудоустройства по специальности (15-20%) у выпускников этого направления;

для студентов этого периода обучения (3-4 курсы) характерен наиболее острый кризис карьерной и профессиональной идентификации в рамках обучения в вузе, когда уже приходит понимание специфики выбранной специальности и в то же время наступает осознание рассогласованности между формируемыми профессиональными умениями и навыками и истинными желаниями личностной самореализации.
Для исследования были использованы две методики – первая
(классическая)
«Якоря карьеры»
(автор
Э.Шейн), вторая
– модифицированная методика «Якоря карьеры для студентов» (авторы
А.С. Новгородов, Е.А. Могилёвкин).
Американский организационный психолог Эдгар Шейн (Edgar
Schein) разработал эффективный подход, позволяющий определить, что является мотивацией для людей в их профессиональной карьере. Шейн считает, что личностные ценности влияют на нашу способность успешно решать задачи, которые перед нами стоят на работе. Чем лучше люди понимают собственные карьерные мотивы и ценности в определенных сферах, тем большее удовлетворение они могут получить от работы и карьеры. Следовательно, мотивация к выполнению работы будет самой сильной, когда рабочие задания и функции выполняются в соответствии с ведущими карьерными ориентирами и ценностями.
Для характеристики карьерного выбора и карьерной мотивации
Э. Шейн ввел специальное понятие «карьерные якоря». Карьерные якоря


II. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- 63 - являются ведущими мотивами и основополагающими ценностями, на которые человек, прежде всего, ориентируется при реализации карьеры, они удерживают человека в рамках избранного вектора карьерного движения и профессионального развития. Э. Шейн предложил рассматривать восемь карьерных якорей: профессиональную компетентность, менеджмент, автономию (независимость), стабильность, вызов, служение, интеграцию стилей жизни и предпринимательство.
Модификация методики Э. Шейна «Якоря карьера» для студентов, предложенная А.С. Новгородовым и Е.А. Могилёвкиным (2009), заключается в специальном подборе тестовых вопросов, относящихся к реальным ситуациям, которые возникают в повседневной жизни практически каждого студента. При этом в основу модификации также положена идея Э.Шейна о восьми базовых карьерных «якорях».
Модификация методики позволяет выявить карьерную ориентацию студентов на момент исследования в отличие от методики Э.Шейна, вопросы которой, в большей степени, относятся к уже работающим продолжительное время людям.
Сама необходимость разработки модификации методики «Якоря карьеры» обусловлена тем, что оригинальная методика Э. Шейна в случае ее применения на студентах, еще не осуществляющих регулярную профессиональную деятельность, позволяет выявить карьерную установку на будущее, но не в полной мере отражает актуальную ситуацию карьерного самоопределения студента в вузе.
В модифицированной методике, в отличие от оригинальной, которая включает 40 вопросов, содержится меньшее количество вопросов – 32. Сами вопросы переформулированы, порядок их изменен. (Тексты методик и ключи к ним помещены в конце статьи.) В качестве основной количественной характеристики при анализе результатов было использовано среднее значение по каждой карьерной ориентации в баллах.
Результаты выявления иерархии карьерных ориентаций у студентов
различных специальностей по методике Э. Шейна
По результатам методики Э. Шейна (представление студентов о будущей карьере) можно выделить три уровня выраженности карьерных ориентаций: высокий (менеджмент – 7,59 балла, предпринимательство –
7,47 балла, интеграция стилей жизни – 7,28 балла, автономия – 7,19 балла), средний (стабильность – 6,20 балла, служение – 6,19 балла, вызов –
6,07 балла) и низкий (профессиональная компетентность – 4,13 балла).
Карьерные якоря с высоким уровнем выраженности относятся к стереотипно успешным карьерным ориентациям в восприятии студентов, поскольку именно предпринимательство, управление и независимость ассоциируются с успехом, достижениями и престижностью.


Е. А. Могилёвкин, А. С. Новгородов ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ

- 64 -
Однако у студентов нет осознания, что деловой успех во многом определяется профессиональными достижениями и опирается на развитие профессиональных компетенций: карьерный якорь «Профессиональная компетентность» оказался не просто на последнем месте, а с существенным отрывом: разница в 2 балла по сравнению со средним уровнем и в 3,5 балла – по сравнению с высоким (рис. 1).
Рис. 1. Рейтинг карьерных «якорей» (опросник Э. Шейна)
Примечание: 1 –менеджмент, 2 – предпринимательство, 3 – интеграция,
4 – автономия, 5 – стабильность, 6 – служение, 7 – вызов, 8 –
профессиональные компетенции.
Авторский подход к изучению карьерных ориентаций студентов
(сравнение представлений студентов о ведущих карьерных мотивах в
ситуации обучения в вузе – текущий момент и в ситуации
планируемой
профессиональной
деятельности
и реализации
карьерных целей)
По модифицированной методике Э.Шейна для студентов
(карьерные ориентации, проявляемые в данный момент) можно выделить также три уровня выраженности карьерных ориентаций: высокий
(«Интеграция стилей жизни» – 7,91 балла), средний («Профессиональная компетентность» – 6,43 балла, «Предпринимательство» – 6,33 балла,
«Автономия» – 6,30 балла) и низкий («Менеджмент» – 4,63 балла,
«Вызов» – 4,37 балла, «Служение» – 4,25 балла) (рис. 2).
Карьерный якорь «Интеграция стилей жизни» занимает первое место в иерархии всех карьерных ориентаций, причем с существенным отрывом от среднего уровня (разница в 1,5 балла). Это свидетельствует о том, что
7,59
7,47
7,28
7,19
6,20
6,19
6,07
4,13
0,00 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00 9,00 10,00 1
2 3
4 5
6 7
8

II. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- 65 - студенты стремятся так организовать свое время, чтобы распределить его и на учебу, и на творческую самореализацию, и на отдых. С одной стороны, это говорит о том, что у современных студентов значительно смещены акценты с упорной учебы и освоения профессиональных навыков на стремление «попробовать» себя везде и во всем, несколько разбрасываясь и ориентируясь на невысокий уровень, но по разным направлениям (принцип:
«понемногу, но всё испытать в этой жизни» или пушкинское: «коснуться до всего слегка с ученым видом знатока…»).
С другой стороны, студенты в этом возрасте могут себе позволить подобный образ жизни: им создаются соответствующие условия в учебном заведении (молодежные центры, школы лидеров, студенческие театры, команды КВН и т.д.), многим из ним помогают родители в материальном отношении, и у них еще нет такого высокого уровня ответственности, который характерен для «взрослой» жизни.
Рис. 2. Рейтинг «якорей» карьеры по результатам модифицированной методике для студентов
Примечание: 1 –менеджмент, 2 – предпринимательство, 3 – интеграция,
4 – автономия, 5 – стабильность, 6 – служение, 7 – вызов, 8 –
профессиональные компетенции.
Анализируя иерархию якорей, можно также отметить, что на последнем месте в ней находится якорь «Служение». Это свидетельствует о том, что молодые люди, учась в высшем учебном заведении, не ориентируются на социально значимые, благородные мотивы деятельности, а видят, прежде всего, личную выгоду и нацелены на прагматизм в своей карьере. При этом студенты не осознают, что практически в каждой профессии есть элемент пользы обществу и
1
7,91
6,43
6,33
6,30
5,70
4,63
4,37
4,25
0,00 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00 9,00 10,00 2
3 4
5 6
7 8


Е. А. Могилёвкин, А. С. Новгородов ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ

- 66 - социального служения, наряду с профессиональной и личностной самореализацией.
Текущее представление о карьере существенно отличается от представлений о будущей желаемой карьере: наибольшие различия наблюдаются по таким карьерным ориентациям, как «Менеджмент»,
«Служение» и «Вызов». Эти карьерные якоря значительно снижены для настоящего момента и завышены для будущего.
Именно здесь наблюдается наибольшее расхождение по степени выраженности якорей (рис. 3):

в будущем большинство хотят вертикальную управленческую карьеру («Менеджмент» – 7,59 балла), но в данный момент не выбирают данный якорь как ведущий и не развивают необходимые компетенции
(4,63 балла). Формируется некое приукрашенное, нереалистичное, оторванное от действительности представление о будущей карьере, другими словами, большинство хотят быть начальниками, обладать высокими статусами, совмещать различные стороны жизни и иметь гарантии стабильной и надежной работы. При этом студенты, обучаясь в вузе, не готовы развивать необходимые для реализации этих карьерных якорей компетенции, поэтому уровень мотивации по этим карьерным ориентациям ниже;

в отношении якоря «Профессиональная компетентность» наблюдается обратная картина: большинство студентов не планируют в будущем углублять профессиональные навыки и развивать горизонтальную (профессиональную) карьеру (выраженность данного якоря – 7,91 балла), однако в настоящий момент многие готовы развивать профессиональную компетентность в ущерб, например, таким якорям, как «Менеджмент» (4,63 балла), «Вызов» (4,37 балла) и «Служение»
(4,25 балла), но в будущем не видят себя в выбранной профессии и не готовы совершенствоваться в конкретной профессиональной области
(4,13 балла);

по карьерной ориентации «Вызов» наблюдается следующая тенденция: в будущем студенты рассматривают рывок к карьерным вершинам как один из реальных способов сделать карьеру и готовы ставить перед собой амбициозные карьерные цели (выраженность карьерного якоря «Вызов» – 6,07 балла), однако в настоящем они не готовы отвечать на текущие «вызовы» внутренней образовательной и внешней профессиональной среды (выраженность – 4,37 балла).
Карьерный якорь «Вызов» по результатам модифицированной методики
Э. Шейна для студентов находится в числе наименее выраженных,

II. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- 67 - студенты руководствуются принципом: «Вот вырасту, встану на ноги, тогда и буду стремиться к карьерным высотам, а сейчас можно спокойно пожить, не напрягаясь», полагаясь на «стратегию» Ильи Муромца: «30 лет и 3 года лежать на печи, а потом очнуться и совершить подвиг»;

по карьерной ориентации «Служение» также наблюдается
«разрыв» между текущей ситуаций и будущей. В будущем студенты готовы учитывать и признавать важность элемента служения и социальной пользы в своей профессии (6,19 балла). В то же время в ситуации обучения, взаимодействия с однокурсниками-сверстниками, преподавателями и другим внешним окружением этот карьерный якорь выражен слабо и находится на последнем месте в иерархии (4,25 балла).
Возможно, это связано с доминированием идеи индивидуальных достижений и личного карьерного успеха в условиях жесткой конкуренции. Студенты, в том числе и из-за введения рейтинговой системы, поставлены в условия соревнования, сравнения друг с другом и придания особой значимости личному вкладу в ущерб коллективному.
Рис. 3. Сравнение выраженности «якорей» карьеры по результатам двух методик
Таким образом, отмечаются противоречия в карьерном целеполагании и карьерной мотивации между текущей и будущей карьерной ситуацией. Для снятия этого противоречия авторами разработана и успешно апробирована в ряде вузов Москвы, Санкт-
4,13 7,59 7,19 6,20 6,19 6,07 7,28 7,47 6,43 4,63 6,30 5,70 4,25 4,37 7,91 6,33 0,00 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00 9,00 10,00
Проф.комп Менеджмент Автономия Стабильность Служение
Вызов
Интеграция Предп-во
Якоря (Шейн)
Якоря (студ)