Файл: Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Е. А. Могилёвкин, А. С. Новгородов ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ

- 68 -
Петербурга и других городов России программа формирования профессиональных и карьерных компетенций студентов – «Карьерное самоопределение: личность и профессия». Общий замысел и главная идея авторского подхода заключаются в принципиальной возможности еще в период обучения в вузе освоить современные психологические подходы к достижению успеха: личностного, профессионального, карьерного и жизненного в целом. Ключевым результатом программы считается создание внутренне непротиворечивой, логически выстроенной технологии карьерного самоопределения и самореализации.
С помощью данной технологии вы можете составить пошаговый алгоритм:
1 шаг. Уточнение набора индивидуальных ценностей и распределение их в соответствии с приоритетами.
2 шаг. Определение смыслового наполнения ценностей: формулировка идеи и смысла каждой ценности.
3 шаг. Постановка целей (кратко-, средне- и долгосрочных) в соответствии с каждой ценностью.
4 шаг. Поиск ресурсного обеспечения реализации намеченных целей: нахождение конкретных приемов, способов и техник достижения целей.
5 шаг. Проведение самоанализа: выявление сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений на пути достижения поставленных целей, построение собственной модели компетенций и выявление источников и способов их развития до желаемого или необходимого уровня.
6 шаг. Фиксация конкретных результатов (прописывание сроков, четкое обозначение количественных и качественных характеристик), связанных с ценностями и целями.
Сверхзадача программы – сократить разрыв между якорями
(текущими и будущими), то есть либо снижать (формировать более реалистичное преставление) тот или иной карьерный мотив, либо развивать необходимые компетенции под желаемый карьерный якорь.
Подробное описание программы и возможность пройти оба теста в интерактивном режиме представлены на сайте www.znanie.info, раздел
«Энциклопедия «Карьера».

II. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- 69 -
Опросник «Якоря карьеры» (автор Э.Шейн)
Инструкция: Отметьте в бланке, насколько важным является для вас каждое из следующих утверждений?
Совершенно Исключительно не важно важно
1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы
12345678910 2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях
12345678910 3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации
12345678910 4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью
12345678910 5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим
12345678910 6. Работать над проблемами, которые представляются почти не разрешимыми
12345678910 7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были уравновешены
12345678910 8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей
12345678910 9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью
12345678910 10. Быть первым руководителем в организации
12345678910 11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями
12345678910 12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени
12345678910 13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше
12345678910 14. Соревноваться с другими и побеждать
12345678910 15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять моему образу жизни
12345678910 16. Создать новое коммерческое предприятие
12345678910 17. Посвятить всю жизнь избранной профессии
12345678910 18. Занять высокую руководящую должность
12345678910


Е. А. Могилёвкин, А. С. Новгородов ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ

- 70 -
Продолжение инструкции: Отметьте в бланке, насколько вы согласны с каждым изследующих утверждений?
Совершенно Полностью не согласен согласен
19. Иметь работу, которая дает максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.
12345678910 20. Остаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением
12345678910 21. Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели
12345678910 22. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы независимо от того, в какой области они возникли.
12345678910 23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере
12345678910 24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить собственное дело
12345678910 25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции
12345678910 26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность
12345678910 27. В моей профессиональной деятельности я более всего забочусь о своей свободе и автономии
12345678910 28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности
12345678910 29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим
12345678910 30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры
12345678910 31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится
12345678910 32.
Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры
12345678910 33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией
12345678910

II. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- 71 -
Обработка и интерпретация результатов для методики «Якоря
карьеры» (автор Э. Шейн)
По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой карьерной ориентации («якорю») и посчитать средние значения.
Ключ к обработке теста
Карьерные якоря
Номера вопросов
Среднее значение
Профессиональная компетентность 1 9
17 25 33
Менеджмент
2 10 18 26 34
Автономия (независимость)
3 11 19 27 35
Стабильность
4 12 20 28 36
Служение
5 13 21 29 37
Вызов
6 14 22 30 38
Интеграция стилей жизни
7 15 23 31 39
Предпринимательство
8 16 24 32 40 34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации
12345678910 35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса
12345678910 36. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт
12345678910 37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели
12345678910 38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования
12345678910 39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере
12345678910 40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес
12345678910


Е. А. Могилёвкин, А. С. Новгородов ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ

- 72 -
Ведущие карьерные якоря
1 место –
2 место –
________________________________________________________
3 место –
4 место –
5 место –
6 место –
_________________________________________________________
Менее выраженные карьерные якоря
7 место –
8 место –
«Якоря карьеры» (автор Э. Шейн) (модифицированный вариант
опросника для студентов, авторы А.С. Новгородов, Е.А. Могилёвкин,
2009)
Инструкция: Отметьте в бланке, насколько важным является для вас каждое из следующих утверждений. Вам необходимо ответить на 32 вопроса по
10-балльной шкале, используя все значения шкалы (от 1 до 10 включительно):
1 – «совершенно не важно», «совершенно не согласен»

5 – «иногда важно», «согласен в некоторой степени»

10 – «исключительно важно», «совершенно согласен»
1. Я стараюсь брать на себя решение различных организационных вопросов в группе, возникающих во время обучения
1 23456789 10 2. Меня больше интересуют узкопрофессиональные дисциплины, чем дисциплины общего направления
1 23456789 10 3. Я сам решаю, каким образом построить график своего учебного процесса
1 23456789 10 4. Я много времени посвящаю участию в волонтерском движении (бескорыстное оказание различной помощи)
1 23456789 10 5. При выполнении задания я выбираю самый сложный вариант
1 2345678910 6. Получаемая профессия (знания, умения, навыки) позволит мне организовать свое дело
1 23456789 10 7. Я считаю, что государственное образовательное учреждение более надежно для обучения, нежели коммерческое
1 23456789 10

II. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- 73 -
8. Я стараюсь совместить учебу с другой деятельностью или отдыхом
1 23456789 10 9. При выполнении группового задания я включаю всех в процесс принятия решения для достижения наилучшего результата
123456789 10 10. Я стараюсь во время учебы найти работу, полностью или частично соответствующую выбранной специальности
1 2 3 45 678 9 10 11. Я считаю, что заочное обучение более продуктивно за счет большей самостоятельности
1 23456789 10 12. Я хочу, чтобы моя будущая профессиональная деятельность была связана с оказанием помощи людям
1 2345678910 13. Если в группе никто не берется за сложное задание, я беру на себя ответственность за его выполнение
123456789 10 14. Меня очень увлекает идея организовать неформальное объединение, клуб по интересам, проект и т.д.
1 23456789 10 15. Я хотел бы получить такую профессию, которая гарантировала бы трудоустройство
1 23456789 10 16. Я выбрал специальность, которая не помешает мне реализовать себя в различных областях жизни, не связанных с профессией
1 23456789 10 17. Я инициатор и организатор различных неформальных мероприятий (отдых, экскурсии,
КВН, концерты, посвящения), не связанных с учебой
1 23456789 10 18. Я стремлюсь помимо стандартной учебной программы получать дополнительное образование, позволяющее углубить профессиональные навыки
1 23456789 10 19. Я хотел бы, чтобы будущая профессия давала возможность работать по гибкому графику или в режиме «фрилансера» (независимого эксперта или специалиста, работающего в разных компаниях)
1 23456789 10 20. Мне нравится помогать своим одногруппникам в решении различных вопросов и проблем во время учебы
123456789 10 21. Я активно участвую в различных олимпиадах и конкурсах, и моя цель – победа в них или, как минимум, призовое место
1 23456789 10


Е. А. Могилёвкин, А. С. Новгородов ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ

- 74 -
22. Я часто вижу в различных ситуациях возможности для извлечения пользы и коммерческой выгоды
1 23456789 10 23. Если бы мне представилась возможность учиться в другом городе или стране, я всё равно бы остался в своем вузе
123456789 10 24. Я стремлюсь каждый свой день планировать так, чтобы в нем было место и учебе, и профессиональному развитию, и общению с друзьями, и хобби, а не только чему-то одному
1 23456789 10 25. Я бы охотно исполнял обязанности старосты учебной группы, если бы меня выбрали или назначили на эту должность
1 23456789 10 26. При прохождении производственной практики я стараюсь освоить конкретные профессиональные навыки
123456789 10 27. Для меня важна оценка знаний и умений в ходе освоения курса по конечному результату, а не постоянный текущий контроль за посещением занятий со стороны преподавателя или деканата
1 23456789 10 28. Меня привлекают профессии, имеющие большую социальную значимость
1 23456789 10 29. Мне становится скучно в ситуациях решения стандартных задач и в отсутствии соревновательности
123456789 10 30. Я могу поставить на карту очень многое
(свободное время, отдых, общение с друзьями, деньги), если это, по моему мнению, принесет в будущем значительный доход и признание моего личного вклада
1 23456789 10 31. Одним из важных для меня критериев выбора учебного заведения было его близкое расположение к месту проживания
123456789 10 32. Во время каникул я не только отдыхаю, но и нахожу возможности для развития профессиональных навыков, самообразования и саморазвития, а также повышения уровня материального благосостояния
1 23456789 10

II. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- 75 -
Обработка и интерпретация результатов для модифицированной
методики «Якоря карьеры» для студентов
По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой карьерной ориентации («якорю») и посчитать средние значения.
Ключ к обработке теста
Карьерные якоря
Номера вопросов
Среднее значение
Менеджмент
1 9
17 25
Профессиональная компетентность
2 10 18 26
Автономия
3 11 19 27
Служение
4 12 20 28
Вызов
5 13 21 29
Предпринимательство
6 14 22 30
Стабильность
7 15 23 31
Интеграция стилей жизни
8 16 24 32
Ведущие карьерные якоря
1 место –
2 место –
________________________________________________________
3 место –
4 место –
5 место –
6 место –
_________________________________________________________
Менее выраженные карьерные якоря
7 место –
8 место –
Карьерные ориентации, занимающие первые два места, являются ведущими, то есть на них вы в первую очередь опираетесь при выборе карьерной стратегии. Два последних места занимают карьерные ориентации, которые практически не имеют значения при построении вашей карьеры.
Описание карьерных компетенций («якорей»)
1.
Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные


Е. А. Могилёвкин, А. С. Новгородов ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ

- 76 - исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.).
Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно такие люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству.
2.
Они готовы управлять другими в пределах своей компетентности, хотя управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие в организации компетентных решений.
3.
Организаторская компетентность (менеджмент). В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.
4.
Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда). Конечно, каждый из нас до некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.