ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 1,2,3
по учебному курсу «Практикум по психодиагностике»
(наименование учебного курса)
Студент | Николаева Татьяна Александровна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбвд-1902в | |
| | |
Преподаватель | Кулагина И.В. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание 1
Ученый, исследователь | Научный вклад в становление психодиагностики |
Кеттел Джеймс Маккин | Основатель и первый президент Американской психологической корпорации, перед которой становилась цель оказывать психологические услуги в промышленной ,научной и общественной сферах. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался проблемами времени реакций, ассоциаций, внимания, антиципации, тестирования. |
К. Пирсон | Разработка коэффициента корреляции, что послужило открытием тенденции использования количественных методов при обработке результатов психодиагностического обследования. |
Френсис Гальтон | Он анализировал биографии выдающихся людей, пытаясь, выяснить степень их родства. Он также сравнивал психические особенности монозиготных и дизиготных близнецов, тем самым внеся в психологию новый метод, получивший название «близнецового». Кроме того, проводит опыты по измерению и сравнению функций органов чувств человека. |
Дьюи Джон | Развивал новый вариант прагматизма- инструментализм в области логики и познания. Дьюи Джон различал виды человеческой деятельности как инструменты, созданные человеком для различия индивидуальных и социальных проблем. Познание трактовал как сложную форму поведения- средство для борьбы за выживание. Истина по Дьюи Джону определяется как практическая эффективность, полезность. В социальной области выступал как защитник и идеолог либерализма «мелиоризма», т.е. постепенного улучшения общества через систему и реформу образования. |
Гербарт, Хербарт Иоганн Фридрих | Первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая ,по Гербарт должна базироваться на метафизике, опыте и математике. |
| |
Практическое задание 2
Тема 2. Психометрические основы психодиагностики
Задание
Ознакомиться с основными психометрическими требованиями к психодиагностическим методикам. Выделить их виды и способы проверки методики на соответствие психометрическими требованиям. Заполнить таблицу.
Психометрическое требование | Виды и способы проверки методики на соответствие |
Надежность | 1.Надежность по внутренней согласованности — соответствие количественных показателей, получаемых обследуемым по разным пунктам (вопросам) методики (теста); 2.надежность ретестовая (надежность-устойчивость) - соответствие показателей, получаемых обследуемым при повторном измерении. Удовлетворительной считается надежность при корреляции г = 0,70; 3. надежность параллельных форм (надежность-согласованность) — согласованность показателей, получаемых обследуемым по эквивалентным формам методики (например, вариантам А и В тест-опросника Р. Б. Кеттелла); 4. надежность частей - согласованность показателей, получаемых обследуемым по разным частям методики или теста (например, по четным и нечетным заданиям). Удовлетворительной считается надежность при корреляции г = 0,80. |
Валидность | 1.Внутренняя (содержательная) валидность понимается как степень соответствия результатов исследования содержанию феномена, позволяющая делать обоснованные выводы о причинно-следственных связях проявлений феномена, выводы о влиянии одной переменной на другую (в том числе и об отношениях между зависимыми и независимыми переменными: методика считается валидной, когда доказано существование зависимости причинно-следственного типа между зависимыми и независимыми переменными). 2.Внешняя валидность понимается как возможность обобщения результатов, полученных на ограниченной выборке, на всю генеральную совокупность; как достаточная обоснованность для формулирования обобщенных выводов (генерализации выводов). 3. Популяционная валидность отражает меру обоснованности обобщений относительно всех людей, степень генерализуемое™ результатов измерения. Основания для широких обобщений чаще варьируют в разных исследованиях (вследствие вариации измеряемого признака в разных группах, различающихся по возрасту, субкультуре и др.). 4. Экологическаявалидность понимается как степень соответствия результатов измерения (адекватности процедур, инструментов изучения феномена) объяснению проявлений феномена в реальных условиях, как степень соответствия результатов исследования тому, что происходит в действительности, в реальной жизни людей. 5.Валидность статистических выводов отражает меру статистической значимости установленных зависимостей между переменными. Факторами, снижающими валидность статистических выводов, выступают: а) низкая чувствительность инструментов измерения, проявляющаяся при недостаточной по численности выборке, при большой изменчивости измеряемого признака в группах, т. е. при высокой гетерогенности выборок в аспекте отдельных переменных; б) низкая надежность методик измерения, неадекватность процедур манипулирования переменными; в) помехи, имеющие место в процессе измерения; г) нарушение методических требований проведения исследования и обработки его результатов. Достаточная валидность статистических выводов обеспечивается как на стадии проектирования исследования (обоснования плана и методов исследования, подбора выборки), так и при анализе его результатов. 6.Валидность процедур понимается как возможность варьирования условий при измерении переменных; возможность их определения в операциональных терминах; возможность концептуализации переменных. Валидность процедур может снижаться вследствие действия разных факторов: а) «переменные-паразиты» особого типа, связанные исключительно с определенными способами и операциями при измерениях; б) «переменные-паразиты» общего типа, связанные с условиями измерений косвенно (с ожиданиями исследователя, особенностями научной концепции, систематическими ошибками и т. п.). |
Объективность | Методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации. Для проверки валидности и надежности методик чаше всего привлекаются количественные (статистические) критерии оценки. |
Достоверность | Является требованием, которое в большей степени характеризует не тест, а процедуру его применения. Нарушения в процедуре тестирования не могут непосредственно контролироваться разработчиком, поэтому соблюдение требования достоверности в основном обеспечивается пользователем методики. Требования к достоверности психодиагностической методики (теста) становятся особенно актуальными в ситуации экспертизы, предполагающей принятие серьезных управленческих решений. В данной ситуации у участников тестирования появляются реальные мотивы к фальсификации результатов. Попытки фальсификации результатов в ситуации консультирования возникают реже в силу личной заинтересованности тестируемого в достоверности результатов |