Файл: Курсовой проект по дисциплине Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортнотехнологических машин и оборудования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.»
Институт машиностроения, материаловедения и транспорта
Кафедра «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей»
Курсовой проект
по дисциплине «Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования»
Выполнил:
студент гр. б1-ЭТТК31
Воронин Никита Константинович
Проверил:
асс. каф. ОПБС
Кожинская А. В.
Саратов 2023
Содержание
1. Задание на проектирование 3
2. Исходные данные 4
3. Расчёт и построение внешней скоростной характеристики двигателя 5
4. Расчёт тяговой динамики 7
5. Расчёт графика времени разгона 12
6. Расчёт и построение характеристики топливной экономичности 15
7. Анализ результатов расчёта 17
Список используемой литературы 18
1. Задание на проектирование
1. Номер задания – 6;
2. Модель автомобиля - Skoda Fabia;
3. Тип КПП – механическая;
4. Коэффициент сопротивления качению ᵮ = 0,012;
По указанному заданию выполнить тяговый расчет и расчет топливной экономичности автомобиля.
2. Исходные данные
Грузоподъемность: mгр = 460 кг;
Полная масса: ma= 1540 кг ;
Габаритная высота: Нг = 1,498 м;
Габаритная ширина: Bг= 1,642 м;
Максимальная скорость: Vamax = 174 км/ч;
Двигатель CGGB BXV 1,4;
Nemax = 63 кВт, при nN = 5 000 об/мин;
Memaх, = 126 Н·м, при nM = 3 800 об/мин;
gemin, = 250 г/ (кВт·ч);
Передаточное число КП на передачах:
и1 = 3,77;
и2 = 2,10;
и3 = 1,39;
и4 = 1,03;
и5 = 0,81;
Передаточное число главной передачи иo = 3,882;
Шины 185/60/R14;
Коэффициент сопротивления дороги на горизонтальной дороге = f =0,012;
3. Расчёт и построение внешней скоростной характеристики двигателя
Скорость вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости автомобиля считаем по формуле:
ωv= , (1)
где Vamax = 48,33 м/с (Vamax = 174 км/ч, что соответствует 48,33 м/с).
Величину радиуса качения rk принимаем равным статическому радиусу:
≈ 0,5d + , (2)
где d – диаметр обода колеса, м ;
- коэффициент смятия шины под нагрузкой ( = 0,8….0,9);
- высота профиля шины, м;
d= 14 дюймов = 0,3556 м;
= ;
≈ 0,5d + = 0,5 + = 0,26 м;
Коэффициент приспосабливаемости двигателя по моменту:
где - максимальный крутящий момент, Н·м;
- максимальная мощности двигателя, кВт;
Коэффициент приспосабливаемости двигателя по скорости вращения коленчатого вала:
где - скорость вращения выходного вала двигателя при максимальном крутящем моменте, рад/с;
Коэффициенты а, b, с рассчитываются по формулам:
Внешнюю скоростную характеристику двигателя рассчитывают по формуле С.Р. Лейдермана:
; (9)
Крутящий момент:
При :
Расчет ведется от рад/с до рад/с.
Результаты расчета представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты расчета внешней скоростной характеристики
двигателя CGGB BXW 1,4
№ точки | Скорость вращения коленчатого вала wе, рад/с | Мощность кВт | Крутящий момент Н*м |
1 | 90 | 8,275 | 91,946 |
2 | 180 | 19,609 | 108,938 |
3 | 270 | 32,431 | 120,114 |
4 | 360 | 45,171 | 125,474 |
5 | 397,94 | 50,136 | 126 |
6 | 523,60 | 63 | 120,321 |
7 | 569,89 | 65,751 | 115,375 |
Рисунок 1. Результаты расчета внешней скоростной характеристики
двигателя CGGB BXW 1,4
4. Расчёт тяговой динамики
Значения линейной скорости движения автомобиля Va (столбец 4) определяются по формуле:
, (11)
При на первой передаче:
Значения силы тяги PT в расчетных точках определяются по формуле:
Где - коэффициент полезного действия трансмиссии.
Значение коэффициента полезного действия трансмиссии без учета гидравлических потерь подсчитывается по формуле:
= 0,98 z ·0,97 k · 0,99n, (13)
где z, k и n - число пар соответственно цилиндрических, конических шестерен и число карданных шарниров, передающих крутящий момент от двигателя к колесам.
= 0,98 2 ·0,97 1 · 0,990 =0,96;
При PT на первой передаче:
Сила сопротивления воздушной среды Рb , Н определяется из уравнения:
Рb = kb · Fа · Va2, (14)
где kb =0,171 – коэффициент сопротивления воздуха, Н · с2/м4;
Fа – поперечная (лобовая) площадь автомобиля, м/с.
Для ориентировочной оценки поперечной площади автомобиля Fа можно использовать зависимость:
Fа = а · Нr · Br, (15)
где Нr и Br - соответственно габаритная высота и габаритная ширина автомобиля, м;
а - поправочный коэффициент (а =0,78 – 0,81).
Fа = 0,8 · 1,498 · 1,642 = 1,968 м2;
При Pb на первой передаче:
Рb = 0,171 · 1,968 · 1,642 = 0,001 кН;
Сопротивление дороги Рд, на горизонтальном участке определяется уравнением:
Р