Файл: Пояснительная записка Рабочая программа курса Экологическая география разработана для учащихся 7 и 8 классов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Школа-лицей BINOM SCHOOL им. Каныша Сатпаева

Экологическая география

Углубленный курс по выбору для 7 и 8 класса

Целью программы является расширение знаний учащихся об экологических проблемах Земли и воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы.



Вариативный курс «Экологическая география» 7 и 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Экологическая география» разработана для учащихся 7 и 8 классов.

Целью курса является расширение знаний учащихся об экологических проблемах Земли и воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы.

Задачи:

  • углубить и расширить знания учащихся о воздействии на окружающую среду человека своей хозяйственной деятельностью;

  • показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения природы Земли для будущих поколений;

  • выработать у учащихся систему убеждений как основу экологического образования и воспитания;

  • сформировать у учащихся гуманистические, нравственные идеалы как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

Направленность программы

Богатая и разнообразная природа материков и океанов претерпела существенные изменения под влиянием деятельности человека. Используя различные факты, содержание курса раскрывает на доступном учащимся уровне причины обострения взаимодействия природы и общества, меры охраны природы, принимаемые в различных странах. В содержании курса развивается идея целостности, неделимости природы, и на этой основе рассматривается необходимость международного сотрудничества в деле охраны природы.

Развитие ответственного отношения к природе в курсе географии материков и океанов должно осуществляться на основе единства научного, нравственно-эстетического и практического подхода. Достижение такого единства обеспечивает целенаправленный педагогический процесс экологического образования.

Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли географии, биологии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Курс нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Чтобы
решить проблему сохранения жизни на земле, необходимы экологические знания. Многие страны присоединяются к реализации концепции устойчивого развития, согласно которой люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение ней. У подрастающего поколения необходимо сформировать новое экологическое сознание, направленное на осознание того, что человек - часть природы, перед которой он в большой ответственности. Акцент должен быть сделан на формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, восприятия её красоты и причастности человека ко всему, что происходит на планете.

Новизна программы курса Велика роль географии материков и океанов в развитии у учащихся ценностных ориентаций, эстетического восприятия природы, воображения, умения создавать образ территории, что имеет большое значение в общей системе экологического образования. При этом важно, чтобы эстетические чувства, вызванные картинами природы различных территорий Земли, были глубоко связаны с научно-познавательной и практической деятельностью, выражали определенные нравственные позиции. Простого любования красотой природы, созерцания ее без связи с преобразующей деятельностью человеческого труда далеко не достаточно для формирования у школьников бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность программы состоит в обеспечении условий для формирования географического и экологического мировоззрения учащихся, для применения географических знаний на практике при решении экологических задач, для формирования умений и навыков организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими принципами, как основными ценностями географии, через организацию разнообразных форм познавательной, практической и самостоятельной творческой деятельности.

Отличительной особенностью программы является ее направленность на формирование у учащихся геоэкологической грамотности, экологического мышления в тесной взаимосвязи с экологической ситуацией в мире. Данный курс закладывает основы геоэкологического видения мира, позволяет осознать место человека в природе, его участие в дестабилизации и разрушении собственной среды обитания. Формирование экологического мышления – непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз. Одна из важнейших задач

современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.

Данный курс рассчитан на 36 часов, т.е. 1 час в неделю в течение года.

Форма занятий

Специфика содержания курса предполагает использование различных форм и методов обучения: лекций, дискуссий, игр и практикумов. Приемы: работа с фактами, использование дополнительной литературы, установление причинно-следственных связей, задания проблемного характера, задания исследовательского характера, создание и защита презентации. Виды учебно-познавательной деятельности: анализ географических карт, анализ статистических материалов, составление карт и комментариев к ним, составление таблиц, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе материалов периодической печати и информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ. Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.

Форма контроля и подведение итогов реализации программы: проведение тестов, индивидуальные, самостоятельные работы, составление сообщений, защита презентаций и создание портфолио.

«Экологическая география» 8 – класс

(36 часов, 1 часа в неделю)



Название тем

Кол-во часов

Дата

Введение (1 час)

1

Экология как наука. Взаимосвязь экологии и географии

1




Раздел 1.Природа и природные ресурсы (3 часов)

2

Природа в жизни человека.

1




3

Классификация природных ресурсов.

1




4

Взаимодействие человека и природы.

1




Раздел 2. Влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды (5часов)

5

Загрязнение окружающей среды, виды загрязнения.

1




6

Экологические проблемы крупных городов.

1




7

Какая промышленность самая «грязная»?

1




8

Автомобиль – наш друг или враг?

1




9

Сельское хозяйство и окружающая среда.

1




Раздел 3. Мировые экологические проблемы (12 часов)

10

Парниковый эффект.

1




11

Потепление климата.

1




12

Деградация озонового слоя.

1




13

Кислотные осадки.

1




14

Дефицит пресной воды.

1




15

Проблемы Мирового океана.

1




16

Рельеф Земли и человек.

1




17

Эрозия и химическое загрязнение почвы.

1




18

«Зеленые легкие» планеты. Проблемы лесов.

1




19

Опустынивание.

1




20

Животный мир и его охрана.

1




21

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Создание карты «Экологические проблемы Мирового океана»

1




Раздел 4. Влияние деятельности человека на природу различных материков. (11 часов)

22

Основные виды хозяйственной деятельности населения Африки, их влияние на природу. Заповедники и национальные парки Африки.

1




23

Заповедники и национальные парки Африки.

1




24

Изменение природы человеком и современные ландшафты Австралии.

Заповедники и национальные парки

1




25

Международное сотрудничество в изучении Антарктиды и охрана ее природы.

1




26

Заповедники и национальные парки Южной Америки.

1




27

Изменение природы Северной Америки в результате деятельности человека. Судьба Великих американских озер.

1




28

Заповедники и национальные парки Северной Америки.

1




29

Изменение состояния водоемов Евразии под влиянием хозяйственной деятельности человека.

1




30

Изменение почв, растительности и животного мира в разных частях Евразии в результате хозяйственной деятельности человека.

1




31

Территории Евразии, подвергающиеся наибольшему загрязнению атмосферы в результате развития промышленности.

1




32

Заповедники и национальные парки Евразии.

1




Раздел 4. Влияние деятельности человека на природу различных материков. (4 часа)


33

Территории Казахстана, подвергающиеся наибольшему загрязнению атмосферы в результате развития промышленности. Создание карты «Экологические проблемы Казахстана».

1




34

Заповедники и национальные парки Казахстана

1




35

Основные виды хозяйственной деятельности населения Акмолинской области, их влияние на природу.

1




36

Экологические проблемы Щучинско-Боровской курортной зоны. Защита проектов

1






Содержание программы вариативного курса «Экологическая география» 7 и 8 - класс

(Всего 36 часов, 1 час в неделю)

Введение.(1 час)

Экология как наука. Цели и задачи экологии.

Раздел 1. Природа и природные ресурсы (3 часа)

Природа в жизни человека. Классификация природных ресурсов. Взаимодействие человека и природы.

Географическая оболочка Земли. Окружающая среда. Условия (факторы) среды.

Классификация природных ресурсов по степени исчерпаемости. Значение природных ресурсов для хозяйственной деятельности человека. Влияние природных условий на жизнь людей.

Раздел 2. Влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды (5 часов)

Загрязнение окружающей среды, виды загрязнения. Экологические проблемы крупных городов. Какая промышленность самая «грязная»? Автомобиль – наш друг или враг? Сельское хозяйство и окружающая среда.

Загрязнение окружающей среды, виды и источники загрязнения.

Влияние городов на свой микроклимат. Загрязнение атмосферы городов выхлопами автомобильного транспорта.

Загрязнение окружающей среды от промышленных предприятий. Физическое, химическое загрязнение среды.

Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду.

Физическое и химическое загрязнение почв.

Раздел 3. Мировые экологические проблемы (12 часов)

Спасти и сохранить! Парниковый эффект. Потепление климата. Деградация озонового слоя. Кислотные осадки. Дефицит пресной воды. Проблемы Мирового океана. Рельеф Земли и человек. Эрозия и химическое загрязнение почвы. «Зеленые легкие» планеты Проблемы обезлесения. Опустынивание. Животный мир и его охрана. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Понятие о глобальной экологической проблеме. Классификация экологических проблем.

Антропогенное изменение климата и его последствия. Парниковый эффект. Газы с парниковым эффектом. Природные и социально-экономические последствия потепления климата.

Водные ресурсы и водообеспеченность. Регулирование речного стока. Переброска русел рек. Вопросы качества вод суши.

Загрязнение вод Мирового океана. Биологическое истощение ресурсов Мирового океана.

Изменение рельефа под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Водная и ветровая эрозия почв. Последствия применения удобрений и пестицидов. Проблемы орошения.

Проблема вырубки лесов, изменения ландшафта.


Проблемы опустынивания.

Исчезновение редких видов растений и животных. Уменьшение популяции.

Влияние на здоровье населения качества атмосферного воздуха и воздуха помещений, питьевой воды, почвы, продуктов питания, химических веществ и физических факторов.

Раздел 4. Влияние деятельности человека на природу различных материков (11 часов)

Основные виды хозяйственной деятельности населения Африки, их влияние на природу. Заповедники и национальные парки Африки. Изменение природы человеком и современные ландшафты Австралии. Международное сотрудничество в изучении Антарктиды и охрана ее природы. Изменение природы Южной Америки в результате деятельности человека. Заповедники и национальные парки Южной Америки. Изменение природы Северной Америки в результате деятельности человека. Судьба Великих американских озер. Заповедники и национальные парки Северной Америки. Изменение состояния водоемов Евразии под влиянием хозяйственной деятельности человека. Изменение почв, растительности и животного мира в разных частях Евразии в результате хозяйственной деятельности человека. Территории Евразии, подвергающиеся наибольшему загрязнению атмосферы в результате развития промышленности. Заповедники и национальные парки Евразии.

Раздел 4. Влияние деятельности человека на природу различных материков (4 часа)

Территории Казахстана, подвергающиеся наибольшему загрязнению атмосферы в результате развития промышленности. Создание карты «Экологические проблемы Казахстана». Заповедники и национальные парки Казахстана. Основные виды хозяйственной деятельности населения Акмолинской области, их влияние на природу. Экологические проблемы Щучинско-Боровской курортной зоны. Защита проектов.

Защита проектов и демонстрация портфолио. При подготовке портфолио, учащиеся работают с различными источниками информации: вырезки из газет, журналов, статьи с сайтов интернета, энциклопедии.
Учащиеся, выполняя практические работы, знакомятся с элементами исследовательской работы, у них формируется умение самостоятельного приобретения знаний. В процессе работы развиваются творческие способности, формируется умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения. Курс предпрофильной подготовки не дублирует базовый курс, он рассчитан на исследовательскую работу на местности, готовит учащихся к обучению в профильной школе, а также помогает ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я это, хочу ли я учить это, заниматься этим»? Курс поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые помогут ему успешно освоить программу старшей профильной школы. Программа поможет ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнит пробелы его предыдущей подготовки, покажет типичные для данного вида профиля виды деятельности,