Файл: Родительскодетские отношения и психическое развитие человека.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие № 1
тема «Родительско-детские отношения и психическое развитие
человека»
Задание 1. Напишите эссе на одну из следующих тем по выбору:
1. Историческая и социокультурная специфика развития ребенка в семье
2. Взаимоотношения родителей и ребенка в период младенчества и раннего детства
3. Родительско-детские отношения с ребенком дошкольного возраста
4. Родительско-детские отношения с младшим школьником
5. Родительско-детские отношения с подростками
6. Родительско-детские отношения со «взрослыми» детьми
Задание 2. Заполните таблицу
возраст
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность
Младенчество
Ранний возраст
Дошкольный
Младший школьный
Подростковый возраст
Задание 3. В процессе беседы с родителем составьте историю развития
его ребенка (без указания ФИО) с опорой на следующую схему.
I.
Данные ребенка и основные сведения о семье.
Дата рождения и количество полных лет ребенка на момент обследования.
Состав семьи (возраст, образование и характер работы родителей). Кто еще участвует в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Жилищные, материальные и бытовые условия жизни семьи.
II.
Особенности перинатального периода развития ребенка.
Общие сведения о развитии ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (органических или иных нарушений).
III.
Состояние здоровья ребенка к моменту обследования.
Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.
Находится ли ребенок на учете у психоневролога или других специалистов.
IV.
Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет
включительно).
Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни?
Особенности развития в данный период (психомоторное развитие).
Особенности адаптации к детскому саду.
V.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Особенности игровой деятельности. Отношения со сверстниками.
Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера.
VI.
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте.
В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т.
д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы.
Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками
(дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений
(кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место
игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.
VIII. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?
Завершая беседу с родителями спросите: в чем они видят проблему; с чем связано нежелательное поведение ребенка; что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; какова, по их мнению, их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка?
Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования
клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух
ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.
Ситуация 1
№
Гипотеза обследования
На кого направлено обследование
Психодиагностические методики
1.
2.
Ситуация 2
№
Гипотеза обследования
На кого направлено обследование
Психодиагностические методики
1.
2.
Ситуация 1. На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет.
«Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе,
дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается,
обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо
VIII. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?
Завершая беседу с родителями спросите: в чем они видят проблему; с чем связано нежелательное поведение ребенка; что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; какова, по их мнению, их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка?
Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования
клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух
ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.
Ситуация 1
№
Гипотеза обследования
На кого направлено обследование
Психодиагностические методики
1.
2.
Ситуация 2
№
Гипотеза обследования
На кого направлено обследование
Психодиагностические методики
1.
2.
Ситуация 1. На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет.
«Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе,
дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается,
обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо
мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать конкретные рекомендации по взаимоотношениям с моим ребенком».
Ситуация 2. «Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться,
собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы –
капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки,
разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия.
Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под разным углом» не помогают».
Ситуация 2. «Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться,
собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы –
капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки,
разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия.
Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под разным углом» не помогают».