Файл: Теоретические и методологические основы оценки влияния экономических и производственных факторов на изменение финансового результата.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценка влияния экономических и производственных факторов на изменение финансового результата (на примере ООО «КЗ «ЦВЕТЛИТ»)
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
1.1. Понятие финансовых результатов и их роль в деятельности предприятия
Финансовый результат деятельности организации характеризует эффективность хозяйствования, а конечным результатом финансовой деятельности является балансовая бухгалтерская прибыль, которая выступает основным источником пополнения собственных средств предприятия.
Финансовые ресурсы возникают вследствие взаимодействия ресурсов производства с процессами производственно-хозяйственной деятельности - снабжением, производством, реализацией и распределением, результатом чего являются доходы, расходы, прибыль, финансовые операции.
Финансовое обеспечение деятельности предприятия осуществляется с помощью финансовых ресурсов. Их величина определяет возможность финансирования воспроизводственных процессов.
Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности аккумулирует несколько функций – распределительную, оценочную и стимулирующую.
Распределительная – прибыль распределяется между предприятием и другими потребителями, а внутри предприятия между акционерами и самим предприятием.
Оценочная функция заключается в том, что прибыль позволяет измерить финансовый результат.
Стимулирующая – прибыль используется для создания стимулирующих фондов. Цель этих фондов – поддержать интерес работников к росту эффективности производства.
Таким образом, прибыль является источником удовлетворения финансовых интересов предприятия, работников, учредителей, местных органов, государства. При этом в борьбе за максимальную прибыль интерес производственного коллектива должен быть преимущественным.
Основные характеристики, раскрывающие сущность прибыли.
1) Прибыль - это главная цель предпринимательской деятельности, форма дохода, очищенного от понесенных затрат.
2) Стоимостной показатель, а значит, прибыль не зависит от колебания цен.
3) База развития предприятия и государства.
4) Критерий эффективности деятельности организации, главный источник формирования собственных ресурсов, источник обеспечения социальных интересов коллектива предприятия и общества.
5) Наличие прибыли – основной защитный механизм от банкротства и несостоятельности.
Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по вопросам ее образования, распределения и использования.
Рассмотрим основные особенности системы управления прибылью [20, С. 16]:
− Принимаемые решения отличаются комплексным характером в связи с синтетической природой показателя прибыли.
− Как синтетический показатель прибыль подвержена взаимодействию множества факторов и поэтому управление зависит от каждой составляющей хозяйственных процессов и отличается высоким динамизмом.
− Управление прибылью в силу высокой ответственности результата требует подробного рассмотрения, а, следовательно, многовариантных подходов, обеспечивающих свободу выбора решения и возможную минимизацию риска.
Поэтому требует оптимального соотношения стремления к увеличению прибыли и необходимости снижения риска.
− В силу ответственности этого показателя требуется тщательный анализ качества формирования, распределения и использования прибыли
Функции и цели системы управления прибылью: разработка целенаправленной политики прибыли, создание необходимых организационных структур для управления прибылью, формирование информационных потоков, осуществление анализа; формирование распределения и использования прибыли, разработка эффективной системы учета и контроля, разработка основной системы управления прибылью.
Множество процессов, которые встречаются на стадиях кругооборота прибыли, можно сгруппировать в два блока:
− управление формированием прибыли – управление ресурсами, доходами, затратами, налоговыми платежами, рисками в сфере производства и обращения, непосредственно в производственной деятельности предприятия, а также в процессах инвестиционной и финансовой деятельности;
− управление распределением и использованием прибыли.
Существенное значение имеет управление своевременной уплатой налогов и других обязательных платежей и оптимизация пропорций в распределении прибыли внутри предприятия на капитализируемую часть прибыли и долю, направляемую на потребление.
Непосредственным центром формирования прибыли может стать только то подразделение предприятия, в котором сосредоточен полный цикл производства и реализации продукции, работ или услуг.
По видам деятельности выделяют центры ответственности за формирование, распределение и использование прибыли:
центр управления производственной деятельностью;
− центр управления коммерческо-сбытовой деятельностью;
− центр управления финансовой деятельностью;
− центр управления инвестиционной деятельностью.
Однако такие центры не всегда совпадают с центрами ответственности.
Центр ответственности представляет собой структурные подразделения предприятия, которые полностью могут контролировать вопросы формирования, распределения и использования прибыли либо все вместе, либо по отдельности.
Наряду с центрами прибыли могут существовать центры, отвечающие за формирование финансовых результатов, в частности центры затрат и центры дохода. В этом случае основными типами центров ответственности являются:
− центр затрат;
− центр дохода;
− центр прибыли;
− центр инвестиции.
Центр затрат – это структурные подразделения, руководители которых могут нести полную ответственность за расход средств в соответствии с планируемой сметой, бюджетом (например, первичные производственные подразделения предприятия).
Центр дохода – структурное подразделение, которое несет ответственность за формирование дохода в установленных размерах (например, сбытовые подразделения предприятия).
Центр прибыли – структурное подразделение, руководитель которого несет ответственность либо за формирование, распределение и использование прибыли, либо за все сразу (например, могут служить структурные подразделения предприятия с законным циклом производства, которые осуществляют не только производство, но и реализацию своего продукта).
Центр инвестиций – структурное подразделение, которое несет ответственность за использование выделенных ему инвестиционных ресурсов и получение ожидаемой прибыли от инвестиционной деятельности (например, дочерние предприятия или структурные подразделения предприятия, которые осуществляют инвестиционную деятельность).
Способы применения анализа финансового результата можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К традиционным методам относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки; прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы, что дает возможность сделать необходимые сопоставления и выводы.
Прием цепных подстановок применяется для расчета величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приемов цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.
Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется абсолютная или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам и совокупному финансовому показателю. Затем это отклонение по каждому фактору умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов.
На практике основными методами анализа финансового результата предприятия являются горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Данный метод позволяет выявить тенденции изменения статей отчетности или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы прироста.
Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, т. е. расчет удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и оценка его влияния.
Горизонтальный и вертикальный виды анализа взаимно дополняют друг друга.
Сравнительный анализ – это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т.п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении данных конкурентов со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс – способ отражения в стоимостной оценке имущества организации и источников от образования на определенную отчетную дату.
Порядок формирования показателей отчета о финансовых результатах.
1) Проводится анализ доходов организации по обычным видам деятельности (к ним относятся выручка от продажи продукции и поступления, связанные с выполнением работ).
2) Проводится анализ расходов организации по обычным видам деятельности (к ним относятся экономические выгоды в результате выбытия активов).
3) Анализ себестоимости проданных товаров ( к ним относятся затраты на производство продукции, относящейся к проданным в отчетном
периоде продукции).
4) Анализ коммерческих и управленческих расходов.
5) Анализ валовой прибыли, прибыли от продаж.
6) Анализ показателей прочих доходов и расходов( к ним относятся проценты к получению, к уплате).
7) Анализ величины прибыли до налогообложения, текущего налога на прибыль.
8) Анализ чистой прибыли.
1.2. Экономические и производственные факторы изменения финансового результата
Любое предприятие является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия.
Но так как деятельность предприятий представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, то она зависит от многочисленных и разнообразных факторов, влияющих на нее.
Будучи тесно взаимосвязанными, эти факторы нередко разнонаправлено влияют на результаты жизнедеятельности предприятия: одни – положительно, другие – отрицательно. Отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет, положительное влияние других.
Наличие множества разнообразных факторов делает необходимой их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние. Первые напрямую зависят от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению к нему, их изменение почти или совсем не подвластно воле предприятия.