Файл: Тесты Лексика 1 уровень Лексика это а основная единица языка, обладающая номинативной функцией.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Савойская Наталья
1 курс ИПР НО
Тесты «Лексика»
1 уровень
-
Лексика – это:
А) основная единица языка, обладающая номинативной функцией
Б) совокупность слов, входящих в состав того или иного естественного языка
В) наука, изучающая словарный состав языка
Г) раздел языкознания, определяющий типы и структуру значимых частей слова
-
Лексическое значение слова-это:
А) наименование предметов и явлений объективной действительности
Б) признак, указывающий на принадлежность слова к той или иной части речи
В) отношения между словами в словосочетании и предложении
Г) характеристика языковых категорий слова
-
Выделите, как характеризуются слова по значению:
А) однозначные/многозначные
Б) исконно русские/заимствованные
В) прямое/переносное значение слова
Г) архаизмы//историзмы
-
Омонимы – это:
А) слова, противоположные по значению и относящиеся к одной части речи
Б) слова, одинаково звучащие, относящиеся к одной части речи, но не имеющие ничего общего в своём лексическом значении
В) слова, близкие или одинаковые по значению, относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию (буквенному составу)
Г) слова, разные по значению, но сходные по звучанию, которые не могут заменить друг друга в контексте
-
Синонимы – это:
А) слова, противоположные по значению и относящиеся к одной части речи
Б) слова, одинаково звучащие, относящиеся к одной части речи, но не имеющие ничего общего в своём лексическом значении
В) слова, близкие или одинаковые по значению, относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию (буквенному составу)
Г) слова, разные по значению, но сходные по звучанию, которые не могут заменить друг друга в контексте
-
Антонимы – это:
А) слова, противоположные по значению и относящиеся к одной части речи
Б) слова, одинаково звучащие, относящиеся к одной части речи, но не имеющие ничего общего в своём лексическом значении
В) слова, близкие или одинаковые по значению, относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию (буквенному составу)
Г) слова, разные по значению, но сходные по звучанию, которые не могут заменить друг друга в контексте
-
Паронимы – это:
А) слова, противоположные по значению и относящиеся к одной части речи
Б) слова, одинаково звучащие, относящиеся к одной части речи, но не имеющие ничего общего в своём лексическом значении
В) слова, близкие или одинаковые по значению, относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию (буквенному составу)
Г) слова, разные по значению, но сходные по звучанию, которые не могут заменить друг друга в контексте
-
Укажите слова-паронимы
А) единичный – единственный
Б) единственный - множественный
В) единственный - неповторимый
Г) единственный - одиночный.
-
Укажите слово, имеющее омоним.
А) добро
Б) снег
В) совет
Г) утро
-
Подберите антоним к фразеологизму ДУША В ДУШУ
А) души не чаять
Б) положа руку на сердце
В) как кошка с собакой
Г) носить на руках
-
Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ?
А) как в воду глядел
Б) набрать в рот воды
В) выйти сухим из воды
Г) как рыба в воде
-
В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра
Б) лингвист, историк, литературовед
В) фрукты, овощи, вишня
Г) сосна, тополь, ясень
-
Укажите ряды антонимов
А) любить - ненавидеть
Б) осудить – обсудить
В) дрожать – вибрировать
Г) игнорировать – акцентировать
-
В каких случаях слово ХОЛОДНЫЙ употреблено в переносном значении?
А) холодный тон
Б) холодный утюг
В) холодный взгляд
Г) холодный ужин
-
Укажите ряд, в котором нет синонимов
А) весна, зима, утро, вечер
Б) нелепость, вздор, чепуха, ерунда
В) противник, недруг, враг
Г) блестеть, сверкать, сиять
-
Укажите ряд, в котором находятся только устаревшие слова:
А) барин, отец, враг
Б) зело, камзол, алтын
В) стрелец, бояре, депутат
Г) десница, бал, человек
-
Укажите ряд, в котором находятся только неологизмы:
А) видеотелефон, прилунение, собрание
Б) курсор, крепостник, бал
В) менеджер, айфон, маркетинг
Г) атмосфера, компаньон, дело
-
Определите значение фразеологизма ВЫВОДИТЬ НА ЧИСТУЮ ВОДУ:
А) учить
Б) разоблачить
В) предупредить
Г) напомнить
-
В каких случаях слово БЛЕСТЯЩИЙ употреблено в прямом значении?
А) блестящий металл
Б) блестящий оратор
В) блестящий ум
Г) блестящий браслет
-
В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
А) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
Б) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
В) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
Г) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
2 уровень
Задание 1. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении. Укажите способы переноса значения слова.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
(С. Есенин)
Ответ: звезды задремали - это олицетворение - перенос качеств человека на природу,
зеркало затона задрожало - то же самое
березки улыбались - то же самое
растрепали косы - относится предыдущему, но я сомневаюсь что это можно взять примером
крапива обрядилась и шепчет- то же самое
Задание 2. Выпишите фразеологические обороты, объясните их значение.
Повесить нос, повесить пальто, повесить голову; красной нитью вышить, красной нитью проходить; детские слёзы, крокодиловы слёзы; медвежья лапа, медвежья услуга.
Повесить нос- находиться в подавленном, угнетённом состоянии вследствие душевных переживаний из-за каких-то неприятностей, свалившихся серьёзных проблем или в связи с плохим настроением.
Повесить голову- это значит пришел в отчаяние, либо уныние, огорчился и сильно расстроился, утратил активность.
Красной нитью проходить- так метафорически говорят о какой-то смыслообразующей связи, объединяющей текст, события жизни, выступление, процесс творчества.
Крокодиловы слезы- это проявления притворного сострадания, сочувствия или жалости. Наигранные, глицериновые слезы. Так говорят о лицемерном человеке, который только с виду разделяет вашу беду, а в душе в лучшем случае равнодушен, а в худшем злораден.
Медвежья услуга- неумелая услуга, причиняющая только неприятность
Задание 3. Исправьте предложения; используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов.
1. Одинокий дом уединенно стоял на краю села. 2. Проносятся мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый. 3. Глубина дремучего леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу. 4. Все учащиеся своевременно выполнили порученное задание. 5. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие.