Файл: Тесты Лексика 1 уровень Лексика это а основная единица языка, обладающая номинативной функцией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Савойская Наталья

1 курс ИПР НО
Тесты «Лексика»
1 уровень

  1. Лексика – это:

А) основная единица языка, обладающая номинативной функцией

Б) совокупность слов, входящих в состав того или иного естественного языка

В) наука, изучающая словарный состав языка

Г) раздел языкознания, определяющий типы и структуру значимых частей слова

  1. Лексическое значение слова-это:

А) наименование предметов и явлений объективной действительности

Б) признак, указывающий на принадлежность слова к той или иной части речи

В) отношения между словами в словосочетании и предложении

Г) характеристика языковых категорий слова

  1. Выделите, как характеризуются слова по значению:

А) однозначные/многозначные

Б) исконно русские/заимствованные

В) прямое/переносное значение слова

Г) архаизмы//историзмы

  1. Омонимы – это:

А) слова, противоположные по значению и относящиеся к одной части речи

Б) слова, одинаково звучащие, относящиеся к одной части речи, но не имеющие ничего общего в своём лексическом значении

В) слова, близкие или одинаковые по значению, относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию (буквенному составу)

Г) слова, разные по значению, но сходные по звучанию, которые не могут заменить друг друга в контексте

  1. Синонимы – это:

А) слова, противоположные по значению и относящиеся к одной части речи

Б) слова, одинаково звучащие, относящиеся к одной части речи, но не имеющие ничего общего в своём лексическом значении

В) слова, близкие или одинаковые по значению, относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию (буквенному составу)

Г) слова, разные по значению, но сходные по звучанию, которые не могут заменить друг друга в контексте

  1. Антонимы – это:

А) слова, противоположные по значению и относящиеся к одной части речи

Б) слова, одинаково звучащие, относящиеся к одной части речи, но не имеющие ничего общего в своём лексическом значении


В) слова, близкие или одинаковые по значению, относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию (буквенному составу)

Г) слова, разные по значению, но сходные по звучанию, которые не могут заменить друг друга в контексте

  1. Паронимы – это:

А) слова, противоположные по значению и относящиеся к одной части речи

Б) слова, одинаково звучащие, относящиеся к одной части речи, но не имеющие ничего общего в своём лексическом значении

В) слова, близкие или одинаковые по значению, относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию (буквенному составу)

Г) слова, разные по значению, но сходные по звучанию, которые не могут заменить друг друга в контексте

  1. Укажите слова-паронимы

А) единичный – единственный

Б) единственный - множественный

В) единственный - неповторимый

Г) единственный - одиночный.

  1. Укажите слово, имеющее омоним.

А) добро

Б) снег

В) совет

Г) утро

  1. Подберите антоним к фразеологизму ДУША В ДУШУ

А) души не чаять

Б) положа руку на сердце

В) как кошка с собакой

Г) носить на руках

  1. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ?

А) как в воду глядел

Б) набрать в рот воды

В) выйти сухим из воды

Г) как рыба в воде

  1. В каком ряду все слова – синонимы?

А) время, период, эпоха, эра

Б) лингвист, историк, литературовед

В) фрукты, овощи, вишня

Г) сосна, тополь, ясень

  1. Укажите ряды антонимов

А) любить - ненавидеть

Б) осудить – обсудить

В) дрожать – вибрировать

Г) игнорировать – акцентировать

  1. В каких случаях слово ХОЛОДНЫЙ употреблено в переносном значении?

А) холодный тон

Б) холодный утюг

В) холодный взгляд

Г) холодный ужин

  1. Укажите ряд, в котором нет синонимов

А) весна, зима, утро, вечер

Б) нелепость, вздор, чепуха, ерунда

В) противник, недруг, враг

Г) блестеть, сверкать, сиять

  1. Укажите ряд, в котором находятся только устаревшие слова:


А) барин, отец, враг

Б) зело, камзол, алтын

В) стрелец, бояре, депутат

Г) десница, бал, человек

  1. Укажите ряд, в котором находятся только неологизмы:

А) видеотелефон, прилунение, собрание

Б) курсор, крепостник, бал

В) менеджер, айфон, маркетинг

Г) атмосфера, компаньон, дело

  1. Определите значение фразеологизма ВЫВОДИТЬ НА ЧИСТУЮ ВОДУ:

А) учить

Б) разоблачить

В) предупредить

Г) напомнить

  1. В каких случаях слово БЛЕСТЯЩИЙ употреблено в прямом значении?

А) блестящий металл

Б) блестящий оратор

В) блестящий ум

Г) блестящий браслет

  1. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?

А) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

Б) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

В) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

Г) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
2 уровень
Задание 1. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении. Укажите способы переноса значения слова.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

(С. Есенин)

Ответ: звезды задремали - это олицетворение - перенос качеств человека на природу,
зеркало затона задрожало - то же самое
березки улыбались - то же самое
растрепали косы - относится  предыдущему, но я сомневаюсь что это можно взять примером
крапива обрядилась и шепчет- то же самое
Задание 2. Выпишите фразеологические обороты, объясните их значение.

Повесить нос, повесить пальто, повесить голову; красной нитью вышить, красной нитью проходить; детские слёзы, крокодиловы слёзы; медвежья лапа, медвежья услуга.


Повесить нос- находиться в подавленном, угнетённом состоянии вследствие душевных переживаний из-за каких-то неприятностей, свалившихся серьёзных проблем или в связи с плохим настроением.

Повесить голову-  это значит пришел в отчаяние, либо уныние, огорчился и сильно расстроился, утратил активность.

Красной нитью проходить- так метафорически говорят о какой-то смыслообразующей связи, объединяющей текст, события жизни, выступление, процесс творчества.

Крокодиловы слезы-  это проявления притворного сострадания, сочувствия или жалости. Наигранные, глицериновые слезы. Так говорят о лицемерном человеке, который только с виду разделяет вашу беду, а в душе в лучшем случае равнодушен, а в худшем злораден.

Медвежья услуга- неумелая услуга, причиняющая только неприятность 
Задание 3. Исправьте предложения; используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов.

1. Одинокий дом уединенно стоял на краю села. 2. Проносятся мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый. 3. Глубина дремучего леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу. 4. Все учащиеся своевременно выполнили порученное задание. 5. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие.