Файл: Тема Правовое регулирование воздушных перевозок Общая характеристика воздушных перевозок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Правовое регулирование воздушных перевозок
1. Общая характеристика воздушных перевозок
Воздушные перевозки являются основным видом деятельности воздушного транспорта. Воздушный кодекс РФ выделяет внутренние и международные воздушные перевозки.
Внутренние воздушные перевозки – это перевозки, при которых пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадки расположены на территории Российской Федерации. Что касается международных воздушных перевозок, то при них пункт отправления и пункт назначения расположены на территории двух государств, либо на территории одного государства, если предусмотрен пункт посадки на территории другого государства.
Помимо классификации воздушных перевозок на внутренние и международные, выделяют также местные, прямые и транспортные воздушные перевозки.
В некоторых литературных источниках можно встретить деление воздушных перевозок на пассажирские, багажные и грузовые.
При рассмотрении перечисленных видов воздушных перевозок необходимо уяснить некоторые специальные понятия, применяемые в нормативных источниках, которые регулируют эти перевозки. Так, в определении понятия воздушные перевозки грузов используется понятие
«авиационные предприятия». Это юридическое лицо, имеющие основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, почты и осуществление авиационных работ.
Понятие «перевозчик» трактуется в Воздушном кодексе РФ как эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов или почты, и является стороной договора в воздушной перевозке.

Эксплуатантом может быть гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности или ином законном основании, а также сертификат эксплуатанта, которое использует это судно для полетов.
2. Договор воздушной перевозки грузов
Воздушная перевозка грузов представляет собой деятельность перевозчика по транспортировке грузов на воздушных судах за установленную плату.
Для осуществления воздушной перевозки груза необходимо заключить договор. По этому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на его получение лицу, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.
Предметом договора воздушной перевозки груза, является услуга по доставке груза в пункт назначения воздушным транспортом. Указанная услуга включает прежде всего транспортировку груза в пункт назначения. Ей предшествуют услуги по доставке груза в аэропорт, разгрузка его с транспортного средства, складированию и хранению его до отправки рейса, транспортирование от склада к месту стоянки воздушного судна и погрузке на него. Услуга по доставке груза включает также хранение груза в пункте назначения и выдаче его получателю.
Сторонами договора воздушной перевозки груза являются:
- перевозчик – это эксплуатант. Им может быть физическое или юридическое лицо, имеющее судно на праве собственности или на ином законном основании, сертификат (свидетельство) эксплуатанта, а также лицензию на осуществление воздушной перевозки грузов;
- грузоотправитель – это физическое или юридическое лицо.


Содержание договора воздушной перевозки груза составляют права и обязанности сторон. Основными обязанностями перевозчика являются доставка груза в установленный срок в пункт назначения, выдача его управомоченному на получение лицу (грузополучателю), а грузоотправителя
– оплата воздушной перевозки груза.
Договору воздушной перевозки груза присуща простая письменная форма в виде грузовой накладной. В ней указываются следующие данные: наименование грузоотправителя и грузополучателя, наименование перевозчика, указание груза, его количества и веса, пункт назначения, время доставки.
Процесс осуществления воздушной перевозки груза урегулирован помимо Воздушного кодекса РФ также «Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных
Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года №82.
Условно его логично разделить на три этапа:
1.
Подготовка груза и его прием к перевозке;
2.
Перевозка груза воздушным транспортом;
3.
Выдача прибывшего груза в месте назначения.
На первом этапе грузоотправитель готовит груз к перевозке.
Подготовка заключается в затаривании или упаковке груза, его пломбировании, маркировки и объявления ценности. Главное требование к таре – это ее потребность и соответствие стандарту. При опломбировании груза необходимо добиваться четких оттисков. Маркировки наносятся грузоотправителем несмываемой краской до предъявления груза перевозчику.
Установлены требования обязательного объявления ценности груза.
Эти требования распространяются на:
- грузы, на которые не установлены государственные цены;
- груз, бывший в употреблении, износ которого не определен;

- драгметаллы и камни, пушнина, оптическое стекло, ковры;
- личное имущество граждан, перевозимое без сопровождающего.
Подготовленный к перевозке груз принимается как правило аэропортами на складах. Вместе с тем по договоренности стороны он может приниматься на складе грузоотправителя либо в указанном месте. Доставка груза в аэропорт осуществляется грузоотправителем либо по договоренности перевозчиком, с оплатой перевозки. Погрузочно-разгрузочные работы до места сдачи груза к перевозке производятся грузоотправителем. За дополнительную плату погрузку-разгрузку может взять на себя перевозчик.
Прием груза осуществляется после внесения грузоотправителем необходимых платежей. Одновременно с грузом перевозчику передается заполненная грузовая накладная вместе с необходимыми санитарными, карантинными и другими документами.
В свою очередь перевозчик вручает грузоотправителю квитанцию о приеме груза. При приеме груза перевозчик взвешивает груз и указывает его массу на всех экземплярах грузовой накладной.
Второй этап заключается в транспортировке груза и доставки его в установленный срок в аэропорт назначения. Исчисление срока доставки груза начинается с 00 часов суток, следующих за днем приема груза к отправке. Он считается доставленным в срок, если извещение о прибытии груза направлено получателю не позднее 12 часов по истечению установленного срока доставки.
По договоренности сторон груз может сопровождаться представителем грузоотправителя или грузополучателя.
Третий этап перевозки – это его выдача грузополучателю в аэропорту назначения. На этом этапе перевозчик уведомляет грузополучателя о прибытии груза не позднее чем через 6 часов с момента его прибытия в аэропорт назначения. Грузоотправитель, получив извещение обязан произвести окончательные расчеты с перевозчиком – оплатить все платежи и сборы, после чего получить и вывезти груз. При обнаружении повреждений

тары или упаковки перевозчик обязан совместно с грузополучателем проверить содержание грузовых мест по фактурам и счетам грузоотправителем. Для удостоверения факта повреждения или порчи груза составляется коммерческий акт.
3. Договор воздушной перевозки пассажиров
Имеются некоторые особенности воздушной перевозки пассажиров.
Билет пассажиру продается только при предъявлении документа, удостоверяющего его личность. Он дает основание для осуществления перевозки. Пассажир, не предъявивший билета, к перевозке не допускается.
Для осуществления воздушной перевозки пассажира заключается договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в указанный срок в пункт назначения, с предоставлением ему места на судне согласно билету, а пассажир обязуется оплатить воздушную перевозку.
Предметом данного договора является услуга по доставке пассажира в пункт назначения. Если пассажир перевозит багаж, то в услуги доставки входит также транспортировка багажа.
Что касается сторон договора воздушной перевозки пассажира, то принципиальных отличий от сторон договора воздушной перевозки грузов здесь не существует.
Рассматривая содержания договора воздушной перевозки пассажира которое включает права и обязанности сторон, необходимо обратить внимание на предоставление пассажиру достаточно широких прав. Особое внимание обращает на себя право проезда на льготных условиях, установленных законодательством
Российской
Федерации, право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы, право бесплатного (при международных воздушных перевозках – по льготному тарифу) провоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места, права провоза других детей не старше
двух лет, а также детей в возрасте от двух до двенадцати лет по льготному тарифу. Существенными для пассажиров являются права бесплатно пользоваться услугами комнат отдыха, матери и ребенка, а также местом гостинице при перерыве в воздушной перевозки по вине перевозчика.
Наконец, пассажир имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе от полета позднее данного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную сумму с удержанием сбора в размере не более 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку.