Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О.Л. Зорин
ПООЩРЕНИЕ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ:
РУКОВОДСТВО
ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ
ПРИМЕНЕНИЮ
«За права военнослужащих»
Москва 2013
2
ББК 68.49(2Рос)23
З 86
Автор:
Зорин Олег Леонидович– кандидат юридических наук
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению.
Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2013. – Вып. 134. – 256 с.
ISBN 978-5-93297-141-3
В настоящем издании проанализированы институт поощрения военнослужащих, его цели, функции, задачи и место в системе правовых стимулов, а также сформирован поня- тийный аппарат, выявлена коррупциогенность поощрительных норм в военном законо- дательстве и предложены пути ее предупреждения. Предлагаемое вниманию читателей издание может использоваться в практической деятельности военнослужащих, должност- ных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирова- ний и органов, в которых предусмотрена военная служба.
Законодательство в книге приведено по состоянию на 1 января 2013 г.
Сборник «Право в Вооруженных Силах – консультант» зарегистрирован Министерст- вом Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых ком- муникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-12712 от 20 мая 2002 г.
Учредитель и издатель: Региональное общественное движение «За права военнослужа- щих».
Выходит один раз в месяц, распространяется в розницу и по подписке.
ББК 68.49(2Рос)23
© Зорин О.Л., 2013 г.
© «Право в Вооруженных Силах – консультант», 2013 г.
© Оформление РОД «За права военнослужащих», 2013 г.
ISBN 978-5-93297-141-3
З 86
3
Содержание
5 6
7 7
15 19 22 26 26 29 31 33 39 40 45 46 48 53 97 97 98 112 112 113 118 118 120 128 129 134
Указатель сокращений
Введение
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
§ 1. Понятие поощрения военнослужащих: цели, функции и задачи
§ 2. Психологические особенности воздействия поощрения на военнослужа- щих: практические аспекты
§ 3. Реализация и применение поощрений к военнослужащим: понятие, эта- пы, процедуры
§ 4. Заслуга военнослужащего как основание для применения поощрения.
Юридический состав заслуги
Глава II. Виды поощрения военнослужащих: характеристика и основания
их применения
§ 1. Снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания
§ 2. Объявление благодарности
§ 3. Сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы
(учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях
§ 4. Награждение грамотой, ценным подарком или деньгами
§ 5. Награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при раз- вернутом Боевом знамени воинской части
§ 6. Присвоение очередного воинского звания в качестве поощрения
§ 7. Награждение нагрудным знаком отличника
§ 8. Занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии отличив- шегося военнослужащего
§ 9. Награждение именным холодным и огнестрельным оружием
§ 10. Награждение государственными наградами, Почетной грамотой Пре- зидента Российской Федерации, ведомственными знаками отличия и поощре- ние в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации
Глава III. Практика применения командирами (начальниками) поощрений
к военнослужащим
§ 1. Производство по делам о поощрениях военнослужащих
§ 2. Полномочия командиров (начальников) в сфере применения поощрений к военнослужащим
Глава IV. Отдельные практические вопросы применения поощрений
к военнослужащим
§ 1. Полномочия начальника гарнизона, помощника начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, старшего морского начальника, военно- го коменданта гарнизона, начальника военных сообщений на видах транспор- та, начальника военно-автомобильных дорог и военного коменданта железно- дорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта)
§ 2. Полномочия должностных лиц по применению поощрений к осужден- ным военнослужащим
§ 3. Полномочия лиц гражданского персонала в отношении подчиненных военнослужащих
§ 4. Поощрения военнослужащих наградами иностранных государств, меж- дународных и иностранных организаций, общественными организациями, ины- ми органами государственной власти
§ 5. Поощрения, применяемые к отдельным категориям военнослужащих
§ 6. Учет поощрений военнослужащих
§ 7. Методические рекомендации по применению к военнослужащим поощ- рений
§ 8. Обжалование неправомерных действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц в сфере поощрения военнослужащих
4
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
140 140 146 155 157 179 181 182 184 185 187 223 226
Глава V. Проблемные вопросы дисциплинарной практики
§ 1. Проблемы коррупциогенности поощрительных норм в военном зако- нодательстве и возможные способы их решения
§ 2. Пробелы в законодательстве о поощрении военнослужащих и возмож- ные направления более эффективного правового регулирования
Заключение
Приложение 1. Судебная практика по применению поощрений
Приложение 2. Сравнительная таблица дисциплинарных прав по типовым воинским должностям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Фе- дерации
Приложение 3. Книга почета воинской части (корабля)
Приложение 4. Служебная карточка
Приложение 5. Книга учета письменных обращений (предложений, заяв- лений или жалоб)
Приложение 6. Карточка личного приема
Приложение 7. Примерные формы и образцы документов, необходимых для реализации прав и законных интересов военнослужащих в сфере поощре- ний
Приложение 8. Рекомендации Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации по организации стиму- лирования высоких результатов боевой подготовки, дисциплинированности и морально-психологического состояния военнослужащих, проходящих во- енную службу по призыву
Приложение 9. Перечень действующих руководящих документов
5
Указатель сокращений
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
ДУ ВС РФ – Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации
ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации
УВС ВС РФ – Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федера- ции
УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации
УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
6
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
Введение
В настоящее время в России в ходе реформирования экономической, политичес- кой и социально-культурной сфер общественной жизни осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе в той его части, в соответствии с которой российскими гражданами испол- няется военная служба. Проводимая модернизация Вооруженных Сил Российской
Федерации требует оптимизации в практике правового регулирования деятельнос- ти органов государственного и военного управления.
В связи с вышесказанным приведенные в настоящем издании положения обуслов- лены рядом обстоятельств.
Во-первых,
возросшей заинтересованностью со стороны государства во всесто- ронней модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, в проведении сис- темных, значимых преобразований в них, в повышении обороноспособности армии и флота, поднятии престижа военной службы, в том числе путем стимулирования военнослужащих добросовестно выполнять должностные обязанности.
В то же время в процессе формирования нового облика Вооруженных Сил Рос- сийской Федерации параллельно с данными направлениями должны решаться зада- чи, связанные с укреплением организованности, правопорядка и воинской дисцип- лины, а также профилактикой и пресечением коррупционных проявлений, являю- щихся актуальными проблемами военного строительства.
ДУ ВС РФ для обеспечения воинской дисциплины определяет комплекс право- вых средств, к которым, помимо мер государственного принуждения, относятся так- же меры поощрения военнослужащих. При этом, воинская дисциплина должна стро- иться на правовой основе и уважении чести и достоинства военнослужащих.
Во-вторых, в течение длительного времени государством основное внимание уде- лялось комплексу правовых ограничений императивного характера, а вопросы пра- вового поощрения военнослужащих недостаточно подробно рассматривались при правовом регулировании военно-служебных отношений. Именно поэтому, наряду с ограничивающими и воспретительными средствами (запретами, обязываниями и наказаниями), установленными для военнослужащих, в законодательстве стали шире использоваться поощрения, выступающие как стимулирующие правовые средства,
позитивно влияющие на мотивацию военнослужащего к добросовестному исполне- нию служебных обязанностей и обеспечивающие правовые возможности для актив- ной его деятельности.
В-третьих, поощрение реализуется в форме правоприменения,
которое выража- ется в принятии компетентными органами (органами государственной власти, орга- нами военного управления, воинскими должностными лицами и др.) властных ре- шений, содержащих в себе новые дополнительные материальные и (или) нематери- альные блага, предоставляемые военнослужащим за достижение положительных результатов в служебной деятельности, превосходящих обычные. Акты поощритель- ного правоприменения закрепляют приращение благоприятных юридических послед- ствий, основанных на достижении баланса удовлетворения как публичных, так и собственных интересов военнослужащих, что приводит к реализации поощрениями своих функций. Указанным вопросам в научной литературе уделено незаслуженно мало внимания, что и вызвало необходимость издания настоящей книги.
7
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
Глава I. Поощрения военнослужащих:
понятие, содержание, характеристика
§ 1. Понятие поощрения военнослужащих: цели, функции и задачи
В современный период развития российского общества, когда в стране проводят- ся социально-экономические и политико-правовые преобразования, а также продол- жается работа по реформе Вооруженных Сил Российской Федерации, особую акту- альность приобретает проблема правовых поощрений. Широкое использование за- конодателем диспозитивного метода правового регулирования создает предпосыл- ки активного и творческого использования субъектами права (в том числе и военно- служащими) предоставляемых возможностей самостоятельно достигать желаемого правового результата, который в современных условиях может и должен обеспечи- ваться более частым использованием таких правовых средств, как меры поощрения.
В научной литературе неоднократно отмечалось, что недостаточная степень раз- вития многих социально ценных общественных отношений напрямую связана с недостаточной степенью использования поощрительных мер
1
. Еще А.Н. Радищев,
изучая вопросы правового поощрения, писал: «Где нет поощрения к чему, особливо от правительства, того будет меньше и, дело скажу, будет гораздо меньше»
2
В настоящее время вполне обоснованным является заключение о том, что поощ- рение имеет самостоятельную ценность.
Российское законодательство (в том числе военное) не содержит конкретного определения термина «поощрение», в отдельных нормативных актах приводится лишь перечень мер поощрения (например, в ДУ ВС РФ, в ТК РФ и др.).
Что же такое «поощрение военнослужащих», каковы его признаки, цели, функ- ции и задачи?
Прежде всего необходимо обратиться к этимологии слова «поощрение». В рус- ском языке поощрение понимается как награда, то, что поощряет
3
. В Словаре рус- ского языка С.И. Ожегова указано: «Поощрить – содействием, сочувствием, награ- дой одобрить что-нибудь, возбудить желание делать что-нибудь»
4
В юридической литературе правовое поощрение рассматривается с различных позиций.
Глубокое теоретическое обоснование сущности поощрения предложил В.М. Ба- ранов. По его мнению, поощрение – это установленные нормами права, разнообраз- ные формы положительной оценки государством добросовестного исполнения юри- дических и общественных обязанностей, а также позитивной деятельности, превос- ходящей обычные требования
5
Соглашаясь с таким определением в целом, следует отметить, что понятие «доб- росовестно» в основном входит в круг обязанностей, например, государственного служащего или военнослужащего и поэтому не может быть основанием для поощре- ния.
По мнению А.П. Коренева, «поощрение – это сформулированное в норме права указание
(выделено мной. –
О. З.
) на публичное признание заслуг и меры вознаграж- дения, которые применяются к органу, организации, служащему или гражданину за успехи, достижения в выполнении правовых обязанностей или общественного дол- га»
6
К позиции А.П. Коренева близка точка зрения С.С. Каринского
7 1
Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. М., 2004. С. 162.
2
Радищев А.Н. Избранные сочинения. М., 1949. С. 416.
3
Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 9-е изд. М., 1972. С. 516.
4
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 560.
5
Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
С. 22.
6
Коренев А.П. Применение норм советского административного права. М., 1975. С. 8.
7
Каринский С.С. Поощрения за успешный труд по советскому праву. М., 1961. С. 10.
8
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
Высказанные мнения обладают определенными достоинствами, но нуждаются в уточнении. Поощрение – это не указание на меру вознаграждения, сформулирован- ное в норме права, а непосредственно мера одобрения и оценки государством, обще- ством поведения, деятельности какого-либо субъекта.
Поощрение важно соотнести с понятием «вознаграждение». Термин «вознаграж- дение» может быть истолкован в двух смыслах: как награда и как плата за услуги,
т. е. можно говорить об их тождественности. Вознаграждение как плата за услуги применяется за простое исполнение субъектом своих обязанностей, выполнение по- рученной работы (гражданско-правовое вознаграждение как результат работы) и не связано с превышением обычных требований. В этом случае термины «поощре- ние» и «вознаграждение» не имеют ничего общего.
Меры поощрения являются разновидностью правовых стимулов.
Можно согласиться с мнением В.М. Корякина, утверждающего, что меры поощ- рения в военном праве выступают в качестве правового стимула заинтересованного исполнения военнослужащими обязанностей военной службы
8
По мнению В.Г. Белявского, стимулирование в форме поощрений, применяемых к военнослужащим (в которых выражается положительная оценка исполнения ими своих обязанностей), имеет целью не только отметить успехи, достижения военно- служащих, но и способствовать дальнейшему развитию их активности
9
Поощрения побуждают сознательно и добровольно избирать в конкретной ситу- ации наиболее приемлемый вариант поведения, соответствующий требованиям во- инского долга, поэтому являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины
10
Мы солидарны с Ю.Н. Тугановым, указывающим, что меры поощрения входят также в состав правовых средств укрепления воинской дисциплины
11
Нельзя не согласиться с А.В. Малько, который под правовым поощрением пони- мает форму и меру юридического одобрения добровольного заслуженного
(выделе- но мной. –
О. З.
) поведения, в результате чего субъект вознаграждается, т. е. для него наступают благоприятные последствия
12
. С ним единодушна Н.А. Гущина, указыва- ющая, что поощрение устанавливается за определенные достижения в осуществле- нии предполагаемой модели поведения, за особый вклад, за перевыполнение требу- емых показателей, стандартов… Государство возлагает на себя обязанности приме- нить поощрение при наличии заслуг
13
(выделено мной. –
О. З.
).
Все вышесказанное дает основание сформулировать следующее определение:
по- ощрение военнослужащих
– это особое правовое средство позитивного правового воздействия на поведение военнослужащих (их коллективов) в целях побуждения и поддержания военно-служебной активности, в результате применения которого го- сударственными и негосударственными органами вознаграждается заслуженное по- ведение и реализуется взаимный интерес военнослужащих, общества и государства.
Из данного определения можно выделить следующие признаки правового поощ- рения:
– фактическое основание для применения правового поощрения, а именно заслу- га военнослужащего, его деяния, положительно оцениваемые государством и обще- ством;
– оценка достигнутых конкретных результатов в военно-служебной деятельнос- ти, являющихся основанием для применения поощрения;
– персонифицированность, т. е. применение в отношении конкретного военно- служащего, что не исключает возможности поощрения всего личного состава под- разделения (воинской части, корабля и т. д.);
8
Корякин В.М. Введение в теорию военного права: моногр. // Рос. военно-правовой сб. 2007.
№ 9. С. 31.
9
Военная администрация: учеб. / под ред. Н.И. Кузнецова, Г.Н. Колибабы. М., 1979. С. 322.
10
Там же. С. 323.
11
Туганов Ю.Н. Правовые средства укрепления воинской дисциплины в Вооруженных Си- лах Российской Федерации // Рос. военно-правовой сб. 2007. № 10. С. 198.
12
Малько А.В. Указ. соч. С. 164.
13
Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная прак- тика. СПб., 2003. С. 35.
9
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
– юридическое одобрение, вследствие которого для субъекта наступают благо- приятные последствия (наделение правами, льготами, материальными ценностями и иными благами);
– юридический стимул, который косвенно, через интересы, эмоции, сознание, воз- действует на поощряемых военнослужащих, стимулируя, побуждая их. Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства военнослужащих потребнос- тью в оценке их деятельности, в признании их заслуг;
– взаимовыгодность для государства, общества и поощряемых военнослужащих,
сочетающая различные интересы, удовлетворяя стороны правоотношений благопри- ятными последствиями;
– реализация в форме правоприменения. Правоприменительные акты, в которых выражены поощрительные меры, обеспечивают реализацию поощрительных норм,
доведение до конца процесса претворения в жизнь прав и обязанностей.
Поощрение военнослужащих – разновидность стимулирования их военно-служебной деятельности, т. е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.)
на потребности, интересы, сознание, мотивы, волю, повседневное поведение военнослу- жащего и, следовательно, на результаты его военно-служебной деятельности
14
С помощью поощрительных норм программируется поведение военнослужащих,
ориентированное на привлекательность подобных действий и заранее обещанное благоприятное последствие. Этим повышается правовая культура и формируется стойкая привычка их правомерного поведения.
Специфичность той или иной группы общественных отношений служит причи- ной возникновения соответствующих нормативно-правовых институтов
15
. Общест- венные отношения по поощрению военнослужащих способствуют формированию соответствующего правового института. Следовательно, основанием для институ- ционализации на правовом уровне является институционализация на уровне соци- альном, т. е. обособление общественных отношений по поощрению военнослужа- щих, подлежащих урегулированию правовыми нормами.
Ю.П. Юрченко справедливо заметил, что для реализации институционализации в обществе устанавливаются особые установки, правила и нормы поведения, выделяют- ся необходимые ресурсы и формируются соответствующие государственные органы
16
Особенность института заключается именно в системообразующем факторе, обус- ловившем обособление определенного комплекса правовых предписаний в правовой институт. Для предметных институтов это, прежде всего, особенность регулируемой разновидности общественных отношений, т. е. предмета правового регулирования
17
В связи с указанным методологическим подходом неизбежно возникает вопрос об отраслевой принадлежности правового института поощрения военнослужащих,
который является разновидностью института военной службы. Проведенный ана- лиз теоретико-правового понятия поощрения военнослужащих как институциональ- ного образования позволяет сделать вывод, что данный правовой институт является элементом системы военного права.
Традиционно в юридической литературе система правовых актов (источников права), в которой закреплены нормы права, регулирующие, в частности, вопросы поощрения военнослужащих, называется военным законодательством, или источ- никами военного права
18
. Следовательно, законодательство о поощрении военно- служащих в силу его объемности и значимости можно признать юридическим ин- ститутом военного законодательства.
14
Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации / под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. М., 2009. С. 61.
15
Давыдов А.В. Об институционализации в российском праве социальных гарантий воен- нослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сер- жантов и старшин // Рос. военно-правовой сб. 2010. № 14. С. 128 – 132.
16
Юрченко Ю.П. Основы институциализации социальной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации: учеб. пособие. М., 2001.
17
Гущина Н.А. Указ. соч. С. 217.
18
Лепешкин А.И. Советское военное законодательство и его роль в укреплении Вооружен- ных Сил СССР // Труды ВЮА. 1956. Т. 33. С. 36 – 76.