Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 515
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Дисциплина: Философия
Реферат
Письменная работа
Тема: Основные концепции сознания
Выполнил:
Шодмонов Абдукодир Шодмонович
Проверил:
__________________________
__________________________
Омск 2021г.
План
Введение
Глава 1. Происхождение сознания:
1.1. Возникновение понятия «сознание»
1.2. Источники сознания
Глава 2. Сущность сознания:
2.1. Структура сознания
2.2. Концепции сознания
2.3. Свойства сознания
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Проблема сознания всегда привлекала внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания путем анализа сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им1.
Человеческое сознание является сложным феноменом, оно многомерно, многоаспектно. Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки. Понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Человек давно понял, что, кроме окружающей его реальности, есть другая реальность – его внутренний мир, обозначаемый терминами «душа», «разум», «чувства», «рассудок», где сознанию отведено не последнее место. Поэтому вопросы о том, как возникает сознание, почему оно возникает, что собой представляет, были и остаются актуальными, сложными, требующими объяснения. Не случайно этими вопросами занимается целый ряд наук – психология, психиатрия, логика, физиология, кибернетика, информатика и др. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддается общесистемному определению и любое его определение, если не оговорить специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить. При этом философия, обобщая данные конкретных исследований, формирует общее представление о природе сознания.
Глава 1. Происхождение сознания
1.1. Возникновение понятия «сознание»
В древности имела место попытка понять, что есть душа. Демокрит высказал предположение, что душа есть особого рода атомы, т.е. душа материальна. Идеалисты считали, что душа есть особая, чуждая материи духовная субстанция. Она может вести самостоятельное существование, не зависящее от материи, в частности от тела (Декарт).
В ХVII в. Гоббс и Спиноза предложили для характеристики внутреннего мира человека пользоваться термином «психика» затем появился термин «сознание». Материалистическая и идеалистическая традиции в трактовке понятия «психика», «сознание» получили продолжение1.
Так, в развитии материалистической линии с позиции механицизма появляется следующая точка зрения: поскольку сознание есть материальная субстанция, следовательно, она есть свойство любой материи, значит, вся материя (природа) мыслит.
В XIX в. «вульгарные материалисты», немецкие физиологи Бюхнер, Фохт, Молешотт, рассмотрели сознание как физиологическое вещество, выделяемое мозгом. Согласно взглядам данных ученых, сознание может быть полностью и без остатка разложенным на элементарные физиологические, нервные процессы. В этом же веке возникла новая наука электрофизиология, где вроде бы подтвердилась идея материальности сознания.
В какой-то степени вопрос о сущности сознания, в частности материальности сознания, проясняется при рассмотрении вопроса о том, как возникло сознание, являющегося, как и вопросы возникновения жизни, возникновения человека, «большой тайной».
Живая, органическая материя, являющаяся основой жизни, возникнув, продолжала развиваться в прогрессивном направлении. Критериями прогресса растительных и животных организмов были: 1) усложнение их организации; 2) установление связи между формой и строением каждого органа и организма в целом; 3) установление гармонии между организмом и его окружающей средой.
Реализация вышеназванных критериев была невозможна без совершенствования организмами способности к накоплению информации и саморегуляции посредством развития такого качества как отражение. Дело в том, что в случае простейших форм отражения в неживой природе след – отпечаток воздействия одного воздействия на другое – не становится для них ориентиром их собственной активности по отношению друг к другу. Живая материя в силу наличия в ней внутренней программы, закодированной в материальных носителях, способна активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира в форме ориентации на жизненно важные для живой материи факторы внешней среды, целенаправленно реагируя на содержащуюся в отражении информацию.
Так, первой формой отражения в живой природе была раздражимость. Жизнь возникает там, где появляются органические соединения, способные к саморегуляции, самовоспроизведению, самосохранению, размножению, самосовершенствованию путем эволюции и раздражимости. Раздражимость — такое свойство жизни организма, которое заключается в отражении воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и внешней ответной избирательной реакции.
В процессе эволюции простейшие формы раздражимости, свойственные низшим видам живых организмов, начиная с одноклеточных (например, амеба), растений, животных с низкоорганизованным нервным аппаратом (тропизмы, таксисы), сменяются высокоорганизованными формами поведения. Раздражимость — допсихическая форма отражения; это такое свойство организма, которое проявляется в виде лишь физиологической реакции, еще не связанной с возникновением субъективного образа объективного мира. Раздражимость является средством управления, регулирования приспособительного поведения1.
С появлением животных возникает новая форма отражения – чувствительность: способность ощущать и реагировать на ощущения, являющиеся начальной формой психики.
Возникшая и развившаяся нервная система (психика) у животных обеспечила еще более широкие возможности отражения, поведения, а следовательно, развития организма: так, беспозвоночные животные строят свое поведение на безусловных рефлексах – инстинктах, «закодированных» в нервной системе схем регуляции работы внутренних органов и внешнего поведения (дыхание, процесс пищеварения, процессы теплообмена и т.д.). Инстинкты, передающиеся по наследству, порой поражают нас своим совершенством и являются результатом многовекового приспособления животных к условиям существования.
В связи с появлением мозга у позвоночных животных отражение осуществляется уже посредством условных рефлексов. При этом отражательная функция условных рефлексов основана на принципе обратной связи: рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя – внешнего сигнала, продолжается нервными процессами коры головного мозга и заканчивается ответным действием мышц и органов. Возникающие импульсы сигнализируют о результатах этой работы и возвращаются в мозг. Это дает возможность вносить коррективы в протекающее действие. В итоге отражение поднимается на следующую ступень – нейрофизиологическое отражение, присущее только высшим животным
, проявляющееся уже не только в прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий, в конечном счете подчиненной жизненно важной цели.
Дальнейшее развитие нервной системы, психики и мозга породило и новый вид отражения – сознание: отражение действительности посредством образов – представлений. В связи с этим сознание, будучи высшей ступенью отражения вообще и психического в частности, есть особое свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать мир в идеальных образах.
Из данного определения вытекает важное следствие. Сознание есть свойство не всякой материи, а только высокоорганизованной, появившейся позднее на более высоком уровне развития мира.
1.2. Источники сознания
Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др. Натуралистское направление сосредоточено на выявлении связи сознания с материально-вещественным субстратом и сводит мышление, сознание к вещественным же изменениям, только иного рода. Противоположный этому направлению объективно-идеалистический подход нацеливает на выяснение структур и компонентов сознания, не зависимых от мозга, но определяемых неким духовным фактором (фактически же его представители упираются в социокультурную доминанту сознания).
Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет среди множества известных и неизвестных еще науке факторов, обусловливающих содержание сознания, следующие факторы.
Во-первых, внешний предметный и духовный мир, природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, если они, например, отражают какое-нибудь природное образование или какое-нибудь историческое событие, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов. Однако, в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею
1.
Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности. Часть норм и запретов социокультурного характера транслируется в индивидуальное сознание, становясь (в качестве «Сверх-Я») частью содержания этого сознания. Индивидуальное сознание способно подниматься благодаря этому над непосредственно данной ситуацией на уровень общественного ее осознания и осмысления. Справедливо говорится, что индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества.
Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.. Разные люди по-разному реагируют на музыку, произведения живописи и т.д., продуцируя специфические переживания и образы. В динамику отражательного процесса вовлекается, иначе говоря, духовная реальность самого человека.
Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние. Если вспомнить натуралистское направление исследования сознания, то нельзя не признать его правоту в данном отношении: действительно, для голодного человека или для человека, получающего в течение длительного времени неполноценную пишу, окружающий его мир может показаться другим, чем человеку с нормальным питанием; иначе говоря, физиологическое и химико-биологическое состояние мозга есть один из факторов, воздействующих на характер восприятия мира. Ошибка же сторонников натуралистского подхода — не в изучении такой зависимости, а в игнорировании ими специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в отстаивании положения о материальности, вещественности сознания (мышления) во всех возможных его аспектах. В противоположность им философский реализм утверждает: отношение мозга и содержания сознания — это не отношение причины и следствия, а отношение органа и его функции.