Файл: Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналитический отчёт по экологическому воспитанию

                                   Отчет по экологическому воспитанию

  Тема: Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста.

 

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

 

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Главная целью экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей:

- Познавательные занятия;

- Экскурсия в природу;

- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

- Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок.

- Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

- Проведение музыкальных и спортивных развлечений

- Оформление выставки детских работ;

- Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых

- Экспериментирование.

 В нашем детском саду есть замечательный сад. Туда мы с детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают, об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в саду, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.


 

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.( Космическое путешествие, Сердитая тучка, В гости на северный полюс, Праздник водички)

 

На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

 

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

 

Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.

 

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль – март, за пробуждениями мать - и - мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).



Также дети играют  в настольные развивающие игры.

 

В своей работе с детьми используем такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность.

 

Проект: «Голубая капелька».

 

Цель: Расширить представление о воде, о её свойствах, уточнить ее значение для всего живого на земле.

Проект: «Наш огород»

Цель: Наблюдение за ростом семян, и результатом продукта.

 

Также у нас составлена экологическая тропа с описанием природных объектов (деревьев), которая начинается с нашего участка. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. . Одни и те же объекты  (деревья) можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

 

 Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

 

 

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

 

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

 

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала»; Конкурсы рисунков по временам года
, Чудо – дерево, Эко елочка, Сказочный снеговик, Поделки из природного материала, Конкурс «Кормушка для птиц»).

 

Так же проводятся конкурсы детских работ. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Таким образом, результатом углубленной работы по программе «В гармонии природой » Л.Ф Павленко является созданная в ДОУ благоприятная обстановка. Атмосфера дружеского взаимодействия взрослых и детей, доверительные отношения с дошкольниками и их родителями. В группах создана обогащенная зеленая зона, эколого-оздоровительные условия проживания детей. У детей выработано экологически правильное поведение при взаимодействии с живыми объектами, которые находятся рядом.

В дальнейшем планируем продолжать освоение технологии экологического воспитания детей и совершенствовать мастерство в использовании методов и форм экологической работы с детьми.



ДОУ с экологической специализацией (детские сады, ясли, комбинаты).

Часы по охране природы и экологии в обычных ДОУ, кружки без участия УДО

В этой графе необходимо указать: название ДОУ, кол-во групп и количество детей в них, охваченных экологическим воспитательным процессом, по какой программе идет преподавание.

В этой графе необходимо указать:название ДОУ, кол-во групп и количество детей в них, по какой программе.





МБДОУ « Дюймовочка» города Буинска.

«Кружок эколого-биологического направления «Ромашка»
для детей 5 - 7 лет, старшая и подготовительная подгруппа( 16 детей).

( ПАВЛЕНКО Л.Ф Программа и методическое пособие для воспитателей ДОУ.М. Новая школа 1999г)




« Огород круглый год»



« И лучок, и морковь: урожай у нас готов»

Наша совместная поделка с детьми «Экологически чистый лес




«Экскурсия в сад»



« Эй, подсолнух молодой,
От чего ты золотой?»



« Наши витаминные грядки»