Файл: Оценка исторической достоверности исторической книги Камю Калигула.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Институт: Истории и политики
Эссе
На тему:
«Оценка исторической достоверности исторической книги Камю Калигула»
Выполнил:
Студент
101 группы
очного
отделения
Иконников М.А.
Проверила:
к.и.н, доцент
Лысенкова А.А.
Москва
2023
-
Одежда, прически и украшения в Древнем Риме
Исследование исторической достоверности художественных произведений является весьма интересным и сложным заданием. Но при этом, это вызывает большой интерес. Связь между художественном произведением и самим по себе историческим временем и явлениями является интересным аспектом как для обыватель, так уж тем более для людей, увлечённых историей. Сложно пропустить мимо глаз пьесу французского экзистенциалиста Альберта Камю «Калигула», ведь взгляд столь философского автора на период правление столь однозначного правителя вызывает большой интерес у меня, как читателя.
Начнём со схожестей. Во-первых – время. В пьесе указывается, что Калигула правил Римом только три года с 37 по 41 год н.э., что является действительным историческим фактом. Калигула одним из самых кратко правящих императоров.
Во-вторых – имена. Большинство лиц пьесы взяты из «Жизни Двенадцати Цезарей», то есть они являются реальными историческими лицами. При этом, упоминается смерть Друзиллы, сестры и очень важного для Калигулы человека. На переживаниях о смерти сестры строится не малая часть пьесы. И это вполне вероятно, ведь в истории для Калигула сестра была важной фигурой, ибо он обожествлял её после смерти и даже включил в своё завещание. Стоит упомянуть и любовные связи между братом и сестрой, что выражается и в слухах в истории, так является и частью переживания Калигулы в пьесе, он даже впадает в некую апатию, может быть, даже депрессию из-за её потери.
В-третьих – упоминание болезни. Что в реальности, что в романе упоминается неизвестная болезнь Калигулы.
В-четвертых- характер Калигулы. Это самое точное попадание в цель от Камю. Сама суть тирана, совершающего безрассудные и жестокие поступки передана как нельзя лучше. Здесь и обожествление себя, коим страдал и реальный прототип императора (В третьем действии Калигула буквально устраивает поклонение самому себе), так и жестокие поступки, в пьесе он ,например , Калигула оглашает свой первый указ по наполнению казны. Он приказывает всех казнить без списка, отбирая средства в пользу государства, и так наполнить казну. В реальности он устраивал жесточайшие расправы в амфитеатрах. Ещё к этому можно подвязать то, что Калигула – безумец. Что в реальности он назначил заместителем своего коня, что в книге его образ раскрывается через излюбленной Камю темой «безумия», потери разума и преобладания абсурда над истинной.
Последнее сходство заключается в заговоре. Что в пьесе, что в исторической действительности, Калигула был убит в ходе заговора против себя.
Переходим к различиям.
Основным различием является то, что являлось и неким сходством. Камю даёт причины столь странным действиям Калигулы, как некое безумие, погоня за мечтой «поймать Луну». Это некое понимание полноты своей свободы, от которой впоследствии тиран и сходит с ума. Увидев лик смерти, это привело его к падению как нравственному, так и впоследствии как императора. В реальности же, вряд-ли это обуславлилось такими аргументами и причины такого правления Калигулы мы обознать не можем.
Интересен вопрос, почему для воплощения модели великого инквизитора, Камю выбирает именно Калигулу. Любопытно, что Камю выбирает в качестве материала своего произведения античность как исток европейской культуры. Истолкование этого истока у Камю двойственно. С одной стороны, античность изображается как царство темных подсознательных инстинктов (в традиции таких непохожих авторов, как Г. фон Клейст и З. Фрейд), а, с другой стороны, образ античности своеобразно христианизируется (что напоминает уже о Шекспире, о Гёльдерлине) –через внимание к глубинам психологии героев. Соотнесение же христианской и античной моделей ценностей служит у Камю тому, чтобы определенным образом поставить под вопрос и ту, и другую.
Пробы осуществления этой задачи, в которой сострадание к другим сочетается с жаждой самоутверждения, превращают Калигулу, в восприятии Камю, не только в иррационального тирана, но также в довольно неоднозначную фигуру. Свободы в пьесе парадоксальным образом ищет сам властитель, и эта «свобода» мыслится в качестве свободы и от других, и от самого себя, что в конечном счете интериоризирует идею свободы, делая ее «внутренней». Калигула не может разобраться в себе.
Отвергая рационалистическую идею Калигулы безупречно следовать раз и навсегда принятой логике и демонстрируя ее превращение в иррационализм и абсурд (отнюдь не в тертуллиановском значении), Камю оставляет читателя/зрителя между смыслом и бессмыслицей.
То есть задача самой пьесы, не столько в том, чтобы интересно и художественно описать исторические события, сколько в том, чтобы ещё раз пофилософствовать над гранью безумия и разума, полной свободы и страдания других. Калигула для Камю – просто чрезвычайно удобный и по-своему идеальный образ рассуждения о насущных философских ему темах.