Файл: Астраханские татары.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Астраханские татары не только владеют уникальным диалектом, но и являются особыми представителями татарского народа. Исторически сложилось так, что их образ жизни несколько отличался от других татар, что повлияло на особенности материальной культуры.

История
Формирование народности началось с появления Астраханского ханства, которое сумело обрести независимость в 1502 году. С 18 века начинается частичная ассимиляция. Вместе с татарами проживают русские и украинские поселения, позже сюда приходят мордва, чуваши, карагаши. Также происходило взаимодействие с калмыками и казахами.
Численность
Численность астраханских татар невелика. Сейчас их примерно 3000 человек. В действительности назваться астраханскими татарами могло бы большее число людей, но процессы ассимиляции, происходившие в отношении этой народности, сыграли свою роль.

Язык
В основном по большей части астраханские татары разговаривают на татарском языке. Однако многие владеют уникальным диалектом, сложившимся под влиянием ногайцев.

Еда
Астраханские татары предпочитают не только традиционную для них татарскую кухню, но и астраханские блюда. Собственно, именно татары повлияли на ее формирование. Основными занятиями здешних татар было скотоводство, земледелие и рыболовство, что и позволило в итоге создать разнообразную и вкусную кухню. Это также способствовало особым приемам приготовления.
Осетрину, например, вялили, а привычный нам зеленый чай употребляли с солью и маслом, смешивая этот питательный напиток с вареньем. Астраханские татары владеют рецептами приготовления варенья из различных овощей. Это одна из немногих народностей, которая может похвастать вареньем из томатов или грецких орехов. Сильное влияние на их кухню оказали русские традиции. Многим астраханским татарам полюбилась русская версия салата оливье. Самыми же излюбленными блюдами являются пироги с разными начинками. Большое внимание во время приготовления пирогов уделяется тесту. Мастера стараются перенимать рецепты и у других народов, например, у евреев, немцев, калмыков, армян.

Жизнь
Традиционный уклад лишь частично сохранился в жизни современных астраханских татар. Их предки занимались животноводством, рыболовством и бахчеводством. Занимались выращиванием проса, ржи и пшеницы. До сих пор многие выращивают арбузы и дыни, которые отправляются на продажу в другие регионы России. Астраханские татары сумели зарекомендовать себя как хорошие виноделы и садоводы.15:43
Стада овец пасли регулярно, большая часть скота питалась подножным кормом. Лошади были распространены не слишком широко, чаще разводили верблюдов и волов. Птиц практически не содержат. Важное значение имеет рыболовство, многие татары в Астрахани используют рыболовный промысел в качестве основного занятия и во многом обязаны ему, как основному источнику дохода. Самым ценным продуктом рыболовства остается икра, которую раньше отправляли в Крым, а сейчас и в другие регионы. До сих пор остаются востребованными изготовление лодок, обработка шерсти и выпас овец.

Жилище
Астраханские татары предпочитают селиться кварталами. В каждом может быть по несколько больших домов. Один дом способен вмещать до 25 человек. Сейчас наблюдаются высокие темпы урбанизации, поэтому набирает обороты малоэтажное строительство. Усадебный тип постройки скорее характерен для состоятельных семей.
Раньше в усадьбах содержали скот, а на приусадебном участке организовывали сад и огород. Кочевые племена использовали шалаши и юрты, которые можно было быстро разобрать и собрать, чтобы двинуться в дорогу. Пищу готовили в котлах и очагах. Спали на нарах, сидели за низкими столами, утварь ставили на сундуки и полки из досок. Сидеть могли на тростниковых циновках, коврах и паласах. Для спальных мест использовали пологи и занавески, красиво украшенные узорами.

Внешность
Одежда
В 19 веке женщины из числа астраханских татар носили халаты, у которых были широкие рукава. На голову повязывали сразу 2 платка: один скрывал тыльную сторону шеи, а второй покрывал голову. Иногда платки заменял чепец. Украшениями служили повязки, которые складывали из подвесок. На головной убор наносили аппликации и вышивку.
Астраханские татары пользовались сапожками ату, изготовленными из сафьяна. Голенища у таких сапожек отделаны бархатом. Украшения у казанских татар достаточно скромные по сравнению с представителями Поволжья. Кольца могли использоваться в качестве сережек, надеваться на нос. Женщины и мужчины носили пояса (ксаки) с металлическими накладками. Многие предметы были универсальны.
Традиции
Свадьба
Свадебные традиции астраханских татар имеют свою специфику:

Во время свадьбы за невесту назначали выкуп, значительно превосходящий суммы в других этнических группах.


Для проведения свадебного обряда использовали специальную свадебную юрту.
На само свадебное пиршество молодожены в первую очередь ели плов и пироги.
Традиции астраханских татар претерпели значительные изменения вследствие русификации. С середины прошлого века население стало урбанизироваться, что привело к их частичной утрате.

Праздники
Астраханские татары не отличаются от других в отношении праздников. Главным празднеством года для них являются Ураза-байрам и Курбан-байрам. Навруз раньше праздновали 10 марта, при этом надлежало выйти в поле, совершить намаз, съесть кашу и провести состязание. Соревновались всегда в умении обскакать или побороть соперника.
Утратил свою значимость праздник Красного яйца, который напрямую был связан с Пасхой. В этот день все мужчины должны были прийти на кладбище и молиться, после отправиться на трапезу и провести состязания. Соревновались вновь в борьбе, стрельбе и скачках. На праздник устраивали песни, играли на духовом инструменте — нахре. У молодежи в праздник Красного яйца было принято водить хороводы. На стол обязательно ставили блюда из баранины, рыбы и различные бахчевые.

Культура
Фольклор
Астраханские татары очень ценят татарский фольклор. В нем можно выделить несколько особенностей:
разделение существ на обитающих в водной среде и на суше;
отождествление пустых домов и мест с местами, где могут водиться злые духи;
населенность жилых домов и леса домовыми;
вера в существование джиннов.
Есть у татар и драконы. Например, юха считается самым известным из драконов. По преданию, он способен превратиться в красивую девушку с целью влюбить в себя мужчину. Таким образом дракон привлекает свою жертву, чтобы высасывать из нее жизненные силы. Другим видом существа-вампира является убыр. Считается, что на него можно наткнуться, заблудившись в лесу. Обыкновенным жилищем убыра является небольшая изба. Сам он принимает обличье старухи, способной нанести болезненный укус. Однако к убыру можно обратиться за помощью, например, с целью найти нечто ценное. Некоторые существа из русского фольклора перекочевали в татарский.

К ним относится шурале, больше всего похожий на лешего. Татарину он является в образе людей. С ним нельзя разговаривать, иначе он может захватить в плен. Шурале можно перехитрить, попросив его вставить палец в расщелину, прорубленную в дереве. Если поставить в нее клин и резко убрать, когда леший вставит в расщелину палец, существо окажется зажатым в ловушке. Татарину же перед такой «игрой» нужно не забыть представиться «былтыром», что дословно переводится как «прошлый год». Когда шурале позовет на помощь, его братья лешие спросят, кто же с ним так поступил. А когда он ответит, ему просто не поверят, ведь никто не может поймать прошлый год.



Джинны у татар воспринимаются вовсе не как добрые духи, исполняющие желания, а как существа опасные и коварные. Они не наносят человеку вред, но способны вызывать у него сомнения в действиях, навеять плохие мысли и толкнуть на совершение дурного поступка. В Коране сказано, что джинны были подобны людям и обращались в ангелов, но им запрещено было проникать в мир небес, где уготовано место лишь людям. Джины не смогли вынести этого, считая себя существами более высокими, чем человек. За это они были сокрушены Богом, однако часть их до сих пор живет среди людей.

Таким образом, астраханские татары стали своеобразной народностью, которая выделяется отличным от прочих татар бытом и жизнью.

Бухарцы являются выходцами из Бухарского ханства, именно они повлияли на становление сибирских татар. Бухарцы являются этнической группой, которая включает в себя многие народности. Их родственниками считают узбеков, киргизов и казахов.

История

Основной версией происхождения бухарцев является появление населения, проживающего в Бухарском ханстве.
Столицей ханства был город Бухара, который развивался вместе со всей областью более 2000 лет до большевистской революции. После нее бухарцы стали идентифицировать себя как узбеки. Другая часть стала именовать себя таджиками, причем такое самоопределение носило не просто гражданский, но и этнический смысл. Весьма интересными оказались исследования этнографов, проведенные в середине прошлого века. Оказалось, что бухарцы называли таджиками тех, кто являлись потомками персов, а узбеками было принято называть коренное население Бухары.

Численность
Сейчас число бухарцев составляет порядка 300 тысяч человек. Однако эти данные можно назвать условными, ведь большинство бухарцев теперь называет себя узбеками, а сама Бухара является центром области, расположенной в Узбекистане.

Жилище

Жилище бухарцев представляло собой деревянные дома с большими окнами и дверными проемами. В их комнатах хранилось много утвари, вырезанной из дерева. Многие зажиточные люди могли позволить себе дорогие ковры. Русскую печь не использовали, однако были трубы, на которые устанавливали плиты и там готовили еду в широких сковородах.
Лавками и столами не пользовались, ели прямо сидя на коврах, ставя на них маленькие столики. Со временем под влиянием русских бухарцы стали пользоваться кушетками, большими зеркалами, оформлять комнаты на европейский манер. Впрочем, путешественники отмечали, что такие комнаты предназначались для гостей. Сами же бухарцы продолжали жить, как привыкли, по старинке.


Внешность
Русское население отмечало следующие внешние черты бухарцев:
высокорослость;
маленькие глаза;
большие и отвислые уши;
худощавость.
Конечно, среди бухарцев существовали и физически довольно развитые люди. Приведенные черты являются скорее типизированными.

Одежда


Бухарцы в 17 веке одевались нарядно и красиво, пользовались широкими халатами, которые они запахивали и подвязывали поясом. Материалы для пошива использовали китайские, в том числе шелк. Основным головным убором служила шапочка ермолка, которую состоятельные горожане могли украшать серебром или золотом — из нитей формировали красивые узоры. Головные уборы не принято было снимать даже дома.
Путешественники описывали бухарских женщин как очень изысканных во вкусе, предпочитающих носить халаты с длинными рукавами. Их головные уборы представляли шапки с острыми концами, расшитые золотыми и серебряными нитями. Обыкновенным украшением служили монеты, бедняки могли позволить себе только обычные, в то время как богатые пользовались серебряными. У большинства женщин были длинные косы (обычно две). Их тоже украшали, обвивая серебристыми тканями. На шее носили цепочки. На улицу женщине было положено выходить в парандже, сейчас этот обычай ушел в прошлое, паранджа уступила место головному платку. Самые богатые бухарцы носили платья, изготовленные из сукна. Зимой надевали шубы из меха лисицы. Бедняки тоже пользовались меховыми шубами, но из бараньей шерсти. Некоторое время бухарцы носили каракулевые шапки, их одежда оставалась самобытной до конца 19 века. Затем произошло вытеснение национальных костюмов татарскими. Даже типичные на какой-то момент халаты и чалмы пестрой расцветки стали исчезать.

Жизнь

Бухарских детей старались отдавать в школы, чтобы они могли получить образование. Большинство школ было духовными, в них детей учили исламу, религиозным обрядам, а также пониманию Корана. Духовными образовательными центрами стали Казань и Уфа. Самых способных детей принимали в мактабы, где они могли изучать различные языки, в том числе русский. Высшими школами считались мактабы, расположенные в Енбаеве. Здесь помимо русского, изучали персидский и арабский. Родители детей могли платить деньги или приносить учителям в качестве вознаграждения продукты. Обычно это были мука или масло. Учителям также давали рыболовный паек, хлеб, другие продукты.