Файл: Логопедия как наука основные категории по учебной дисциплине Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


на тему: Логопедия как наука- основные категории
по учебной дисциплине: Логопедия

Выполнил(а): Миляева С.В.

Фамилия И.О.

Направление подготовки:

Педагогическое образование

Форма обучения: заочная

Оценка:

____________________________

____________________________

Подпись Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.

Омск 2023

Логопедия как наука

Введение

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (например, сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например, слово «горячо» заставляет отдернуть руку от огня или горячего утюга). Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно, мысленно.

Различают речь внешнюю и внутреннюю. Первая включает в себя устную Ии письменную речь. Устная речь служит главным образом целям общения, поэтому строится так, чтобы быть понятной слушателям. При этом различают диалогическую и монологическую речь. Первая – это наиболее простая форма речи и состоит в основном из обмена репликами. Вторая представляет собой связное повествование, описание или рассуждение. Это более сложная форма речи, поскольку она предполагает связность мыли, правильное грамматическое оформление ее и выразительность голосовых средств.

Письменная речь – это графически оформленная устная речи. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи часто возникают различные нарушения письма.

Внутренняя речи (речь про себя) беззвучна. Она возникает, когда человек думает о чем-либо, и имеет большое значение для развития сознания и мышления, для регуляции действий и поступков человека.

Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими. Мы ведь не задумываемся, когда говорим, над тем, какое положение должен занять язык во рту, когда надо вздохнуть и т.д.

Таким образом, речевой аппарат состоит из двух частей: центрального, который находится в головном мозгу (установлено, что преимущественное значение для речи имеет у правшей левое полушарие, а у левшей - правое), и периферического, состоящего из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

Предмет и задачи логопедии

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специаль­ного обучения и воспитания.

Логопедия изучает причины, меха­низмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой де­ятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия»: «logos» – «слово, речь, понятие, учение, наука», «paidiеa» – «воспитываю, обучаю».

Логопедия – отрасль научных знаний:

  • в широком понимании: о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем специальных коррекционных психолого-педагогических приемов;

  • в более узком понимании: о нарушениях речи и методах их преодоления.

Логопедия – отрасль коррекционной (специальной) педагогики, изучающая нарушения речи и разрабатывающая методы их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством рече­вой деятельности.

Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматрива­ет их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспита­ния, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Цель и задачи логопедии

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых рас­стройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авто­ров, свидетельствующие о больших компенсаторных возможно­стях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность централь­ной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные воз­можности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатли­вым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».



Исходя из определения логопедии как науки, можно выде­лить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степе­ни проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного разви­тия детей с нарушением речевой деятельности, а также характе­ра влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов дея­тельности, поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых на­рушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптома­тики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых рас­стройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помо­щи.

В указанных задачах логопедии определяется как теорети­ческая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоле­ния. Практический аспект — профилактика, выявление и устра­нение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо следующее:

— использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нару­шения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвис­тов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь науч­ных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

— осуществление принципа раннего выявления и преодоле­ния речевых нарушений;

— распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воз­действия.

Основным направлением логопедического воздействия явля­ется развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой мо­торики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личнос­ти ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.


Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздей­ствия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нару­шения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенса­цию нарушений речевой деятельности.
Актуальные проблемы современной логопедии.
Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптом логического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

12. Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии.
Проблемы теоретического и организационно-методического характера, стоящие перед современной логопедией

  • модификация и стандартизация терминологического аппарата, разработка нового классификатора нарушений речи, отвечающего реалиям современного этапа развития специальной педагогики;

  • уточнение и наполнение новым содержанием основополагающих принципов организации коррекционной работы;

  • теоретическое и экспериментальное внедрение в логопедическую практику инновационных методов и форм логопеда с детьми, подростками и взрослыми на основе максимального использования аксиологического, гуманистического принципов современной педагогики;

  • реализация интегративных форм коррекционного обучения и воспитания;

  • междисциплинарное взаимодействие специалистов, оказывающих помощь лицам с нарушениями речи. Решение ряда актуальных проблем логопедии требует преодоления «цеховой узости», преемственности в работе, консолидации деятельности логопедов и других специалистов. Важно, чтобы специалист не замыкался в рамках своей специфической компетенции, а был готов увидеть проблемы ребенка и его семьи с позиций другого специалиста, был готов к кооперации и работе в команде. Междисциплинарное взаимодействие предполагает одновременное разделение компетенций специалистов и их интеграцию.


Приоритетными направлениями оказания логопедической помощи организациями здравоохранения являются:

  1. Раннее выявление и коррекционно-профилактическая, абилитационная работа с детьми раннего возраста, относящимися к группе риска.

  2. Развитие сети логопедической помощи взрослому населению. Необходимость подобной работы диктуется увеличением числа больных с остаточными явлениями нарушений мозгового кровообращения, травм, хирургического вмешательства на головном мозге. Логопедическая работа является важной составляющей комплекса лечения и реабилитации лиц, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, операции на мозге, и должна проводится как в стационарных (неврологические отделения), так и в амбулаторных (поликлиники) условиях.

  3. Обеспечение раннего выявления и комплексного преодоления нарушений речи, сочетающихся с психическими расстройствами, интеллектуальной недостаточностью и т.п., своевременное направление детей с сочетанными нарушениями на консультации и стационарное лечение, улучшение качества динамического наблюдения за ними.

  4. Своевременное направление на стационарное лечение и консультирование квалифицированных специалистов лиц с мутизмом, заиканием; обеспечение динамического наблюдения и проведение поддерживающего, противорецидивного лечения и психотерапевтической коррекции на местах после стационарного лечения.

  5. Создание специализированного центра для оказания комплексной (хирургической, ортопедической, ортодонтической, физиотерапевтической, психотерапевтической, психологической и логопедической) помощи детям с врожденными расщелинами губы и нёба.

  6. Освоение учителями-логопедами системы здравоохранения методики обучения речи после кохлеарной имплантации.

  7. Обеспечение доступности логопедической помощи детям и подросткам в отдаленных сельских районах, расширение сети логопедических кабинетов.

  8. Расширение контактов со специалистами системы образования, в том числе с новыми структурами – Центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, с целью консолидации усилий и преемственности в работе по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей и подростков.



Личность учителя-логопеда. Понятие деонтологии в логопедии.

Учитель-логопед – профессиональная квалификация специалиста с высшим педагогическим образованием в области логопедии.