Файл: Логопедия как наука основные категории по учебной дисциплине Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объектами профессиональной деятельности учителя-логопеда являются:

  • образовательная деятельность в учреждениях, обеспечивающих получение специального дошкольного и школьного образования детьми с нарушениями речи;

  • образовательная деятельность с лицами с нарушениями речи в организациях здравоохранения, учреждениях социального обслуживания;

  • управленческая деятельность в учреждениях и органах образования.

  • Требования к академическим компетенциям учителя-логопеда:

  • Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

  • владеть исследовательскими навыками;

  • уметь работать самостоятельно;

  • иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

  • иметь лингвистические навыки;

  • уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям учителя-логопеда:

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • обладать качествами гражданственности;

  • быть способным к социальному взаимодействию;

  • обладать способностью к межличностным коммуникациям;

  • быть способным соблюдать и отстаивать интересы ребенка;

  • владеть навыками здорового образа жизни;

  • быть способным к критике и самокритике;

  • уметь работать в коллективе.

Требования к профессиональным компетенциям учителя-логопеда:

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности и быть способным в:

1. диагностической деятельности:

  • владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения задач скрининговой и дифференциальной диагностики нарушений речи;

  • уметь определять стратегию и тактику психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи, анализировать и интерпретировать результаты диагностики,

  • квалифицировать речевые расстройства и планировать коррекционно-педагогическую работу на диагностической основе;

  • учебной деятельности:

  • планировать коррекционно-педагогическую работу на диагностической основе;

  • организовывать педагогический процесс с учетом принципов здоровьесберегающей образовательной деятельности;

  • осуществлять отбор, дидактическую переработку и адаптацию учебного материала с учетом специальных образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

  • отбирать и адаптировать технологии, методы, приемы и средства обучения детей с нарушениями речи;


2. воспитательной деятельности:

  • быть способным к формированию у детей общей культуры, духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

  • соотносить содержание коррекционно-воспитательной работы с социальным прогнозом ребенка с нарушением речи, быть способным осуществлять социальную адаптацию лиц с нарушениями речи;

  • владеть технологией построения индивидуальных программ воспитания детей с нарушениями речи;

  • коррекционно-развивающей деятельности:

  • обеспечивать комплексное решение ведущих коррекционно-развивающих задач в различных видах деятельности лиц с нарушениями речи;

  • проектировать и реализовывать программы коррекционно-развивающей работы на основе прогнозирования индивидуального темпа развития ребенка с нарушениями речи;

  • быть способным к выработке у лиц с нарушениями речи комплекса позитивных и социально-значимых мотивов, формирующих сознательное отношение к логопедическим занятиям;

  • владеть поддерживающей и альтернативной коммуникацией;

  • консультативной деятельности:

  • уметь устанавливать позитивные отношения с детьми и взрослыми с нарушениями речи, владеть техникой их консультирования;

  • владеть навыками консультирования родителей и педагогов детей с нарушениями речи;

  • уметь проводить психопрофилактическую работу, направленную на создание благоприятного психологического климата в семье и учреждении для лиц с нарушениями речи;

  • уметь взаимодействовать с другими специалистами, сопровождающими лиц с нарушениями речи;

3.учебно-методической деятельности:

  • уметь работать с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, организацию логопедической помощи в системе здравоохранения;

  • быть способным к анализу, оценке, обобщению и презентации методического опыта, инициированию, планированию и реализации методических проектов;

  • быть способным к профессиональному самообразованию;

  • инновационной деятельности:

  • внедрять в педагогическую и методическую практику новые прогрессивные подходы, методы, приемы работы;

  • принимать участие в научных исследованиях, связанных с развитием и совершенствованием педагогической, психологической, смежных наук;

  • на научной основе организовывать свой труд;

  • изучать и внедрять новые педагогические технологии в воспитательно-образовательный процесс;

  • диагностировать объективные потребности нововведений; достижения теории и практики в обновляемой сфере;

  • моделировать конечные результаты нововведений;

  • оформлять инновационные педагогические модули в соответствии с установленными требованиями;

  • использовать нетрадиционные, новые формы и методы педагогического образования;

  • научно-исследовательской деятельности:

  • знать направления научных поисков в области коррекционной педагогики, логопедии и специальной психологии;

  • быть способным к организации и проведению педагогического исследования;

  • информационно-просветительской деятельности:

  • быть способным к формированию позитивного общественного мнения в отношении лиц с особенностями психофизического развития;

  • быть способным к информационному обслуживанию педагогических работников и законных представителей детей с особенностями психофизического развития;

  • осуществлять педагогическую деятельность, направленную на профилактику отклонений в психофизическом развитии ребенка, предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии;

  • уметь использовать средства массовой коммуникации в целях психолого-педагогического просвещения;


4. организационно-управленческой деятельности:

  • быть способным к управлению педагогическим коллективом, реализующим коррекционно-образовательные программы;

  • взаимодействовать со специалистами смежных профилей, осуществлять преемственность в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений;

  • уметь контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

  • иметь навыки ведения педагогической документации.

Деонтология (греч. Deontos должное, надлежащее) – совокупность этических норм и принципов поведения работника при выполнении профессиональных обязанностей

Связь логопедии с другими науками

Внутрисистемные связи:

Педагогические дисциплины

Межсистемные связи:

Психологические дисциплины

  • Медико-биологические дисциплины



  • Лингвистические дисциплины



  • Педагогические дисциплины



  • Общая педагогика

Логопедическое воздействие – педагогический процесс, содержание, формы методы которого определяются общедидактическими принципами.

Отрасли коррекционной (специальной) педагогики: олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедагогика (система специального обучения и воспитания детей с нарушенной речью, объектом изучения которой являются закономерности, принципы, методы и организационные формы и средства обучения и воспитания детей с ТНР).

Логоритмика (методика преодоления речевых нарушений путем развития у логопатов двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Методика обучения языку

Психологические дисциплины

  • Общая психология

  • Возрастная психология

  • Социальная психология

  • Педагогическая психология

  • Психодиагностика

  • Нейропсихология

  • Патопсихология

  • Специальная психология

  • Логопсихология

Науки медико-биологического цикла

  • Общая анатомия

  • Физиология

  • Нейрофизиология


Список использованных источников

  • Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 11—23.

  • Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. — М., 1982. —Т. 2. С. 6— 361.

  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

  • Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

  • Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.

  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. — С. 374.

  • Основы теории и практики логопеда // Под ред, Р. Е. Левиной. — М., 1968 — С. 7— 30.

  • Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973. — С. 5—8.

  • Хватцев М . Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 5—14.

  • 1 Павлов И. П. Собр. Соч. – М., 1951. – Т. III. – Кн. 2. – с. 188.

  • Логопедия: учебник / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Москва : ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

  • Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — Москва: Просвещение, 1989. — 223 с.