Файл: Логопедия как наука основные категории по учебной дисциплине Логопедия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объектами профессиональной деятельности учителя-логопеда являются:
-
образовательная деятельность в учреждениях, обеспечивающих получение специального дошкольного и школьного образования детьми с нарушениями речи; -
образовательная деятельность с лицами с нарушениями речи в организациях здравоохранения, учреждениях социального обслуживания; -
управленческая деятельность в учреждениях и органах образования. -
Требования к академическим компетенциям учителя-логопеда: -
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями: -
владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; -
владеть исследовательскими навыками; -
уметь работать самостоятельно; -
иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером; -
иметь лингвистические навыки; -
уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
Требования к социально-личностным компетенциям учителя-логопеда:
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:
-
обладать качествами гражданственности; -
быть способным к социальному взаимодействию; -
обладать способностью к межличностным коммуникациям; -
быть способным соблюдать и отстаивать интересы ребенка; -
владеть навыками здорового образа жизни; -
быть способным к критике и самокритике; -
уметь работать в коллективе.
Требования к профессиональным компетенциям учителя-логопеда:
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности и быть способным в:
1. диагностической деятельности:
-
владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения задач скрининговой и дифференциальной диагностики нарушений речи; -
уметь определять стратегию и тактику психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи, анализировать и интерпретировать результаты диагностики, -
квалифицировать речевые расстройства и планировать коррекционно-педагогическую работу на диагностической основе; -
учебной деятельности: -
планировать коррекционно-педагогическую работу на диагностической основе; -
организовывать педагогический процесс с учетом принципов здоровьесберегающей образовательной деятельности; -
осуществлять отбор, дидактическую переработку и адаптацию учебного материала с учетом специальных образовательных потребностей детей с нарушениями речи; -
отбирать и адаптировать технологии, методы, приемы и средства обучения детей с нарушениями речи;
2. воспитательной деятельности:
-
быть способным к формированию у детей общей культуры, духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода; -
соотносить содержание коррекционно-воспитательной работы с социальным прогнозом ребенка с нарушением речи, быть способным осуществлять социальную адаптацию лиц с нарушениями речи; -
владеть технологией построения индивидуальных программ воспитания детей с нарушениями речи; -
коррекционно-развивающей деятельности: -
обеспечивать комплексное решение ведущих коррекционно-развивающих задач в различных видах деятельности лиц с нарушениями речи; -
проектировать и реализовывать программы коррекционно-развивающей работы на основе прогнозирования индивидуального темпа развития ребенка с нарушениями речи; -
быть способным к выработке у лиц с нарушениями речи комплекса позитивных и социально-значимых мотивов, формирующих сознательное отношение к логопедическим занятиям; -
владеть поддерживающей и альтернативной коммуникацией; -
консультативной деятельности: -
уметь устанавливать позитивные отношения с детьми и взрослыми с нарушениями речи, владеть техникой их консультирования; -
владеть навыками консультирования родителей и педагогов детей с нарушениями речи; -
уметь проводить психопрофилактическую работу, направленную на создание благоприятного психологического климата в семье и учреждении для лиц с нарушениями речи; -
уметь взаимодействовать с другими специалистами, сопровождающими лиц с нарушениями речи;
3.учебно-методической деятельности:
-
уметь работать с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, организацию логопедической помощи в системе здравоохранения; -
быть способным к анализу, оценке, обобщению и презентации методического опыта, инициированию, планированию и реализации методических проектов; -
быть способным к профессиональному самообразованию; -
инновационной деятельности: -
внедрять в педагогическую и методическую практику новые прогрессивные подходы, методы, приемы работы; -
принимать участие в научных исследованиях, связанных с развитием и совершенствованием педагогической, психологической, смежных наук; -
на научной основе организовывать свой труд; -
изучать и внедрять новые педагогические технологии в воспитательно-образовательный процесс; -
диагностировать объективные потребности нововведений; достижения теории и практики в обновляемой сфере; -
моделировать конечные результаты нововведений; -
оформлять инновационные педагогические модули в соответствии с установленными требованиями; -
использовать нетрадиционные, новые формы и методы педагогического образования; -
научно-исследовательской деятельности: -
знать направления научных поисков в области коррекционной педагогики, логопедии и специальной психологии; -
быть способным к организации и проведению педагогического исследования; -
информационно-просветительской деятельности: -
быть способным к формированию позитивного общественного мнения в отношении лиц с особенностями психофизического развития; -
быть способным к информационному обслуживанию педагогических работников и законных представителей детей с особенностями психофизического развития; -
осуществлять педагогическую деятельность, направленную на профилактику отклонений в психофизическом развитии ребенка, предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии; -
уметь использовать средства массовой коммуникации в целях психолого-педагогического просвещения;
4. организационно-управленческой деятельности:
-
быть способным к управлению педагогическим коллективом, реализующим коррекционно-образовательные программы; -
взаимодействовать со специалистами смежных профилей, осуществлять преемственность в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений; -
уметь контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину; -
иметь навыки ведения педагогической документации.
Деонтология (греч. Deontos должное, надлежащее) – совокупность этических норм и принципов поведения работника при выполнении профессиональных обязанностей
Связь логопедии с другими науками
Внутрисистемные связи:
Педагогические дисциплины
Межсистемные связи:
Психологические дисциплины
-
Медико-биологические дисциплины
-
Лингвистические дисциплины
-
Педагогические дисциплины
-
Общая педагогика
Логопедическое воздействие – педагогический процесс, содержание, формы методы которого определяются общедидактическими принципами.
Отрасли коррекционной (специальной) педагогики: олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедагогика (система специального обучения и воспитания детей с нарушенной речью, объектом изучения которой являются закономерности, принципы, методы и организационные формы и средства обучения и воспитания детей с ТНР).
Логоритмика (методика преодоления речевых нарушений путем развития у логопатов двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Методика обучения языку
Психологические дисциплины
-
Общая психология -
Возрастная психология -
Социальная психология -
Педагогическая психология -
Психодиагностика -
Нейропсихология -
Патопсихология -
Специальная психология -
Логопсихология
Науки медико-биологического цикла
-
Общая анатомия -
Физиология -
Нейрофизиология
Список использованных источников
-
Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 11—23. -
Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. — М., 1982. —Т. 2. С. 6— 361. -
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982. -
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. -
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969. -
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. — С. 374. -
Основы теории и практики логопеда // Под ред, Р. Е. Левиной. — М., 1968 — С. 7— 30. -
Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973. — С. 5—8. -
Хватцев М . Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 5—14. -
1 Павлов И. П. Собр. Соч. – М., 1951. – Т. III. – Кн. 2. – с. 188. -
Логопедия: учебник / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Москва : ВЛАДОС, 1998. — 680 с. -
Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — Москва: Просвещение, 1989. — 223 с.