Файл: Доклад Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми группы риска.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С этой целью в школе совместно с родителями проводятся тематические праздники («День матери, День отца, День бабушек и дедушек»), конкурсы («Семейное увлечение», «Самая спортивная семья», «Семья года», «Семья-эрудит»), выставки («Мир увлечений семьи»), различные антиалкогольные (антинаркотические) акции. Возможно создание музея  семейных традиций, семейных клубов, например, клуба общения «Семейный совет».

Организация семейного досуга – важная сфера профилактической деятельности образовательных учреждений. Для этого используются различные формы - семейные праздники, в подготовке и проведении которых принимают совместное участие родители и дети, конкурсы различного уровня, например, «Папа, мама, я – дружная семья» и пр.

Родители должны понимать важность поддержания семейных традиций: создания семейного альбома, проведения праздников в семье, семейного хобби, семейных творческих дел. Следует обучать родителей проведению совместного отдыха со своими детьми: организации игр, домашних праздников, семейного чтения, экскурсий, туристических поездок в каникулярное время.

Для методического обеспечения семейного воспитания в ОУ необходимо комплектование подборок педагогической литературы для родителей из цикла «Семейное воспитание».

Важным фактором защиты от отклоняющегося поведения являются гордость принадлежностью к культуре данного учебного заведения, привязанность к законам, нормам, традициям школы. Поэтому для повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения важное значение имеет уклад школьной жизни, исключающий употребление табака, алкоголя и наркотиков. Выработку правил школьной жизни необходимо осуществлять совместно с учащимися и родителями. Правила должны быть четко сформулированы и быть обязательными к исполнению.

Важно развивать в ОУ органы ученического самоуправления, участие в которых позволит ученикам приобрести необходимый социальный опыт.

Важно формировать основы правовой культуры, понятия о единстве прав и обязанностей человека, критическое мышление, оказывать детям помощь в определении жизненных целей, при необходимости осуществлять коррекцию "образа Я".

Необходимо развивать такую форму работы с «трудными» учащимися как наставничество.


Необходима организация внеурочных форм работы: ученические конференции, встречи учащихся с врачами и специалистами, например, на темы «Особенности подросткового возраста», «Наркотики как социальное зло». Необходимо поощрять различные формы внешкольной детской и юношеской инициативы по оказанию поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям.

Предлагается использование мини-лекций, ролевых игр, групповых дискуссий, “круглых столов”, различных тренингов.

Работа с детьми из группы повышенного социального риска должна осуществляться в соответствии с профилактическим стандартом и включать развитие социальной и личностной компетентности. С этой целью проводятся тренинги социальных и жизненных навыков, включающих навыки принятия решений, неагрессивного отстаивания своего мнения, сопротивления давлению сверстников, тренинг ассертивного (уверенного) поведения, совладания с агрессией, навыки общения, умения воспринимать критику, справляться с конфликтной ситуацией, поддерживать контакты с другими людьми, поиска социальной поддержки, навыки саморегуляции -управления гневом, преодоления стресса и др. Также осуществляется психотерапия, направленная на решение проблем конкретного ребенка.

Необходимо, чтобы подростки группы повышенного социального риска знали номера телефонов подростковых кризисных служб (горячие линии).

В изменении нуждаются методики обучения. Следует исключить авторитарность, не ставить на детях клеймо двоечника, а проводить дополнительные занятия по повышению успеваемости.

Таким образом, профилактика отклоняющегося поведения в ОУ должна быть комплексной, включающей различные формы и методы взаимодействия с семьями учащихся.