Файл: Контрольная работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Образовательная программа

Направление подготовки Государственное и муниципальное управление

Профиль Современное государственное и муниципальное управление


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Система государственного и муниципального управления»

Тема:

«Система государственного и муниципального управления в Республике Дагестан»

Выполнил:

обучающийся ________________ группы

_____________________формы обучения

______________________________________

(Ф.И.О. обучающегося)

______________________________________

(подпись обучающегося)

(при совместном выполнении указывается информация о каждом обучающемся)

Отметка____________________

Проверил:

преподаватель:

______________________________________

______________________________________

(Ф.И.О., должность, ученая степень, звание

звание)

__________________________________________

(подпись руководителя)

«______» ______________________20________г.


г. Новосибирск

2021 г.

ВВЕДЕНИЕ

Республика Дагестан - субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО), состоящий из 761 муниципальных образований: 10 городских округов, в составе одного из которых входят также 3 внутригородских района, 41 муниципального района (в составе одного из которых находится 1 муниципальный участок), которые включают: 707 поселений (7 - городских, 700 - сельских).

Дагестан - самый многонациональный субъект Российской Федерации, в котором проживают представители более 100 национальностей, из них 30 - коренные народы. Языком межнационального общения является русский - государственный язык Российской Федерации.

Южный регион России занимает особое геостратегическое положение в евразийском пространстве. Республика расположена в зоне сочленения Европы и Азии, на стыке Кавказского хребта и Восточно-Европейской равнины, на западном побережье Каспийского моря, к водному бассейну которого относится большая часть Российской Федерации. На севере граничит с Республикой Калмыкия, на северо-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Чеченской Республикой. На востоке территория республики на протяжении почти 540 км омывается водами Каспийского моря, по которому проходит морская граница с Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Туркменистаном и Исламской Республикой Иран. По Водораздельному хребту Большого Кавказа республика граничит с Грузией, на юге - с Азербайджанской Республикой.

Численность постоянного населения Дагестана на 1 января 2021 года составляет 3 133 303 млн. человек1. Территория республики заселена весьма неравномерно: большая часть населения сосредоточена в предгорной и равнинной частях, менее заселены север и высокогорье. Средняя плотность населения по республике составляет 62,33 человека на 1 кв. км, а плотность расположения населённых пунктов в горных районах самая высокая в России.

Образована 20 января 1921 года как автономная республика в составе РСФСР. Столица республики — город Махачкала. В 10 городских округах

республики ("город Махачкала", "город Дербент", "город Хасавюрт", "город

Буйнакск", "город Кизляр" и др.) проживает более 1 млн. человек.

Целью данной работы является анализ и изучение системы государственного и муниципального управления Республики Дагестан.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить основные элементы исторической, демографической и географической особенности субъекта;

− представить объективную характеристику субъекта – Республика Дагестан (на основание статистической отчётности);

− провести анализ системы государственного и муниципального управления субъекта (органы управления, законодательные основы).

Объектом исследования является Республика Дагестан.

Территория Дагестана была освоена человеком в эпоху палеолита. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные здесь, относятся к ашельской эпохе.2

В конце I тыс. до н.э. территория Дагестана с указанными и другими племенами входила в состав Кавказской Албании. На рубеже двух эр Албания была вовлечена в тяжёлые изнурительные войны римлян с парфянами, соперничающими между собой за гегемонию в Малой Азии и на Кавказе. В III веке нашей эры южный Дагестан был захвачен Сасанидским Ираном, а в северный равнинный Дагестан в IV в. вторглись гунны.

Начиная с V века на территории Дагестана образуется ряд государственных образований. Это Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик и др. В VI веке на равнине к северу от реки Сулак и южнее на узкой прибрежной полосе сложилось "царство гуннов" с городами Варачан, Чунгарс и Семендер, население которых состояло из местного населения, смешанного с гуннами. В середине VII в. в степях Северо-Восточного Кавказа сложилось Хазарское государство (Хазарский каганат), в которое входил северный равнинный Дагестан, а с 664 г. с юга начинаются непрекращающиеся на протяжении столетий нашествия арабов. Дагестан надолго превращается в арену политического соперничества хазар с арабами и, вместе с тем, испытывает значительное влияние их культур. Только к началу IX в. прекращаются походы арабов и выступления хазар.

С начала X в. политический распад Арабского Халифата приводит к образованию самостоятельных государств. В Дербенте сохраняется правление арабского происхождения, подчиняющееся Ширвану, а остальные области Дагестана становятся полностью независимыми. В середине XI в. Дагестан испытывает нашествие с юга турков-сельджуков. В первой половине II тысячелетия на территории Дагестана складывается ряд феодальных государств. С середины XII в. и до начала XIII в. (татаро-монгольское нашествие) Дербент существовал как самостоятельное владение - независимый Дербентский эмират. В горном Дагестане формируются Аварское ханство, Казикумухское шамхальство, Кайтагское уцмийство и целый ряд мелких самостоятельных политических образований: Ахты, Цахур, Рутул, Курах, Хив, Тпиг, Хнов и др. До татаро-монгольского нашествия сохранял независимость и Табасаран.

В 20-х годах XIII в. в Дагестан вторгаются татаро-монголы, а в XIV в. войска Узбека, Тохтамыша и Тимура. В этот период усиливается процесс исламизации Дагестана. С середины XV в. народы Дагестана столкнулись с новой политической силой - Сефевидским Ираном, военной опорой которого служили тюркоязычные племена, получившие впоследствии общее название "кызылбашей".

С XVI в. с образованием Русского централизованного государства, особенно после присоединения к нему Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, начинается усиление его политического влияния на Дагестан. С этого времени на длительный период Дагестан оказывается вовлеченным в противостояние трех могущественных политических сил: Ирана, Турции и России. В 1722 г. Петр I вторгается в приморский Дагестан и присоединяет его к России. Однако по Гянджинскому трактату 1735 г. Россия, заинтересованная в союзе с Ираном против Турции, уступает ему эти территории.

Гюлистанский мирный договор между Россией и Ираном, подписанный 24 октября (5 ноября) 1813 г. в селении Гюлистан в Карабахе после окончания русско-иранской войны, юридически оформил признание Ираном перехода к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и ханств: Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского, Кубинского и Талышского. На территории Дагестана стали возникать русские города-крепости.

В 1817 году начинается Кавказская война, руководителем которой становится генерал А. Ермолов3. В 1818 году Гази-Кумух, Авария, Мехтула, Табасарань и Акуша заключили между собой союз против генерала Ермолова. 21 декабря отряд под командованием Ермолова после недолгого боя овладел аулом Акуша, а его население было приведено к покорности российскому императору.

С захватом Ермоловым Гази-Кумуха в 1820 году, Дагестан полностью входит в состав Российской Империи. Несмотря на это, в 1821 году Султан Ахмед-хан Аварский пытался поднять Дагестан против русских, но не смог набрать войско. Ермолов послал против аварцев генерала Вельяминова, который разбил отряд горцев у аула Алмаки.

В 1844 году в Дагестане было основано русское военное поселение Петровское.

В 1830 году началась борьба дагестанцев против русских войск и их местными союзниками под лозунгами мюридизма. Основателем этого движения был Гази-Магомед. Его последователем был Шамиль, который 25 лет руководил борьбой горцев. Он возглавил Северо-Кавказский имамат. После того как в 1859 году был пленён Шамиль, в Дагестане было установлено прямое российское управление, ханства были упразднены.4 Спустя год была образована Дагестанская область Российской империи с т.н. военно-народным управлением - бюрократической системой управления во главе с генерал-губернатором с элементами традиционного самоуправления населения на местах. В 1877 г., с началом очередной русско-турецкой войны, в Чечне и Дагестане вспыхнуло крупное восстание. На этот раз оно было подавлено со всей колониальной жестокостью. Согласно приговору, специально учрежденного военно-полевого суда, в Гунибе и Дербенте были казнены через повешение руководители восставших: имам Гаджи-Магомед, Ника-Кади, Абас-паша, ротмистр Абдул-Меджид, Зубаир-бек, Абдул Гаджиев, Кази-ахмед и др., всего 300 человек. Огромное число активных участников восстания вместе с семьями было арестовано, около 5 тыс. из них были высланы на каторжные работы и постоянное жительство во внутренние губернии России.

С середины XIX в. и особенно после строительства в 90-х годах Владикавказской железной дороги, соединившей Дагестан с центром России, с Баку и Грозным, Дагестан включился в русло капиталистического развития. К началу XX века в Дагестане насчитывалось около 70 предприятий, формируется местная буржуазия и рабочий класс.

После революций 1917 г. и гражданской войны в России Дагестан обрел политический статус. 13 ноября 1920 г. на Чрезвычайном съезде народов Дагестана была провозглашена декларация об автономии Дагестана, а 20 января 1921 г. был принят Декрет об образовании Дагестанской АССР.

В 1991 г. в результате развала СССР и образования на его территории независимых государств из числа бывших Союзных республик Дагестан стал республикой в составе нового государства - Российской Федерации. 17 сентября 1991 г. - Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика переименована в Дагестанскую ССР, а 17 декабря 1991 г. - в Республику Дагестан.

26 июля 1994 г. состоялось принятие новой Конституции Республики Дагестан, в которой было определено, что Дагестан «есть суверенное, единое, демократическое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Таблица 1

Статистические данные о субъекте Российской Федерации

Полное наименование субъекта Российской Федерации / Наименование субъекта Российской Федерации на ином государственном языке, при наличии

Республика Дагестан

Дата образования субъекта Российской Федерации / придания статуса субъекта Российской Федерации

25 декабря 1993

Принадлежность федеральному округу

Северо-Кавказский федеральный округ

Территория (площадь)

50,3 тыс. км2

Численность населения

3 133 303

Естественный прирост населения

27 094 т.ч.

Дополнительный государственный язык (кроме русского)

Аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский, чеченский языки.

Основные национальности (не более 3, в %)

аварцы – 29,4

даргинцы – 17,0

кумыки – 14,9

Плотность населения

62,33

Основной закон (конституция или устав), дата принятия

Конституция Республики Дагестан

Государственный (официальный) язык

Русский и языки всех народов, населяющих республику

Таблица 2

Административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации

Основные административно-территориальные единицы

Округа, районы, поселения

Административный центр, численность населения

Город Махачкала – 604,266

Крупные населенные пункты (не более 3), численность населения

Махачкала – 604,266

Хасавюрт – 145,109

Дербент – 125,832

Нормативный правовой акт, определяющий административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации

Закон Республики Дагестан от 10 апреля 2002 г. N 16 «Об административно-территориальном устройстве Республики Дагестан»

Таблица 3

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации

Наименование должности (при наличии – предыдущее наименование должности, до переименования)

Председатель Государственного совета Республики Дагестан

Президент Республики

Глава Республики Дагестана

Место в системе государственного управления субъекта Российской Федерации

Глава республики и высшее должностное лицо, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан.

Срок полномочий

5 лет

Порядок избрания

Избирается Депутатами НС РД из числа трёх кандидатов, представленных Президентом РФ

ФИО высшего должностного лица, замещающего должность на момент выполнения контрольной работы

Сергей Алимович Меликов

Орган, обеспечивающий деятельность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

Администрация Главы и Правительства Республики Дагестан

Сайт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, аккаунты в социальных сетях

http://glava.e-dag.ru/

Таблица 4

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

Наименование органа

Народное Собрание Республики Дагестан

Численность депутатов (номинальная)

90 депутатов

Срок полномочий депутатов

5 лет

Порядок избрания депутатов

Избрание производится на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

Система голосования – пропорциональная

ФИО руководителя законодательного (представительного) органа, с указанием должности

Хизри Исаевич Шихсаидов

Председатель НС РД

ФИО заместителей руководителя законодательного (представительного) органа, с указанием должности

Первый Заместитель Председателя НС РД

Ахмедов Сайгидахмед Салихович

Заместители Председателя НС РД

Давдиев Камил Магомедович

Ельникова Елена Анатольевна

Махмудов Махмуд Гаджулаевич

Распределение депутатов по политическим партиям (фракциям) (в %)

Единая Россия (80%)

Справедливая Россия (11,1%)

КПРФ (8,9%)

Перечень комитетов законодательного (представительного) органа

Комитет по аграрной политике и природопользованию;

Комитет по бюджету, финансам и налогам

Комитет по законодательству, законности, государственному строительству и местному самоуправлению;

Комитет по здравоохранению и социальной политике;

Комитет по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений;

Комитет по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму;

Комитет по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи;

Комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству.

Перечень комиссий законодательного (представительного) органа

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих

Основные структурные подразделения аппарата законодательного (представительного) органа

Секретариат Председателя Народного Собрания;

Управление по организационной работе, обеспечению деятельности фракций и протокола;

Правовое управление;

Информационно-аналитический отдел;

Отдел документационного обеспечения и выпуска решений;

Отдел государственной службы и кадров;

Отдел писем и приема граждан;

Отдел делопроизводства;

Отдел экономики и финансов;

Отдел бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

Отдел организационно-технического обеспечения;

Отдел хозяйственного обеспечения и государственных закупок.

В штат Аппарата также входят специалисты комитетов Народного Собрания.

Для выполнения возложенных на Аппарат задач и функций в его составе могут создаваться иные структурные подразделения

Нормативный правовой акт, определяющий статус законодательного (представительного) органа

Конституция Республики Дагестан

Сайт законодательного (представительного) органа

www.nsrd.ru

Таблица 5

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации

Наименование органа

Правительство Республики Дагестан

ФИО руководителя, его должность

Амирханов Абдулпатах Гаджиевич

Председатель Правительства РД

ФИО заместителей руководителя, их должности

Эмеев Батыр Эмеевич (Первый заместитель Председателя Правительства РД)

Омаров Нюсрет Магомедович (Первый заместитель Председателя Правительства РД)

Джафаров Рамазан Джафарович (Заместитель Председателя Правительства РД)

Карибов Анатолий Шамсутдинович (Заместитель Председателя Правительства РД)

Абдулмуслимов Абдулмуслим Мухудинович (Заместитель Председателя Правительства РД)

Телякавов Муслим Пашаевич (Заместитель Председателя Правительства РД)

Мажонц Манвел Людвигович (Заместитель Председателя Правительства РД)

Иные члены высшего исполнительного органа государственной власти, ФИО и должности

Бучаев, Яхья Гамидович, Министр образования и науки Республики Дагестан

Батталов, Баттал Вагидовича, Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

Мугутдинова, Изумруд Мужайевна, министр труда и социального развития Республики Дагестан

Гаджиев, Умаросман Гайбуллаевич, Министр информации и печати Республики Дагестан

Муслимов, Энрик Селимович, Министр по национальной политике и делам религий РД

Бутаева, Зарема Ажуевна, Министр культуры Республики Дагестан

Снегирев, Сергей Владимирович, Министр информатизации, связи и массовых коммуникаций РД

Кагиргаджиев, Агарагим Кагиргаджиевич, Министр по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан

Карачаев, Набиюла Абдулманапович, Министр природных ресурсов и экологии Республики Дагестан

Баглиев, Малик Джамединович, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД

Умаханов, Сайгидпаша Дарбишевич, Министр промышленности и энергетики Республики Дагестан

Гаджимурадов, Ширухан Умаханович, Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан

Сажидов, Сажид Халилрахманович, Министр по физической культуре и спорту Республики Дагестан

Ибрагимов, Расул Шапиевич, Министр по туризму и народным художественным промыслам РД

Саадуев, Юнус Магомедович, Министр финансов Республики Дагестан

Казимагамедов, Нариман Махмудович, Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РД

Саидов, Камил Рамазанович, Министр по делам молодежи РД

Хасбулатов, Осман Хасбулатович, Министр экономики и территориального развития Республики Дагестан

Беляева, Татьяна Васильевна, Министр здравоохранения Республики Дагестан

Казимагомед, Сефикурбанович Сефикурбанов, Министр юстиции РД

Гаджиев, Алибег Ибрагимович, председатель Комитета по лесному хозяйству РД

Гаджибеков, Джафар Ильясович, и.о.председателя Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан

Гусейнов, Незир Исмаилович, врио председателя Комитета по архитектуре и градостроительству РД

Амирханов, Умахан Амирханович, руководитель Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан

Джабраилов, Али Магомедович, начальник Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан – Главный государственный жилищный инспектор Республики Дагестан.

Тахнаев, Юсуп Магомедович, начальник Государственной инспекции Республики Дагестан по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники

Магомедалиев, Магомедали Абасович, начальник Управления Правительства РД по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района

Гасанов, Гаджи Магомедзапирович, врио руководителя Агентства по предпринимательству и инвестициям РД

Орган, обеспечивающий деятельность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Администрация Главы и Правительства Республики Дагестан

Сайт высшего исполнительного органа государственной власти

http://e-dag.ru/

Таблица 6

Иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации

Заполнять при наличии соответствующих видов исполнительных органов

Список министерств

Министерство здравоохранения Республики Дагестан;

Министерство культуры Республики Дагестан;

Министерство образования и науки Республики Дагестан;

Министерство печати и информации Республики Дагестан;

Министерство по национальной политике Республики Дагестан;

Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан;

Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан;

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан;

Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан;

Министерство связи и телекоммуникаций Республики Дагестан;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан;

Министерство торговли и внешнеэкономических связей Республики Дагестан;

Министерство транспорта Республики Дагестан;

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан;

Министерство финансов Республики Дагестан;

Министерство экономики Республики Дагестан;

Министерство юстиции Республики Дагестан.

Список служб

Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан

Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан

Список агентств

Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан

Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан

Агентство по туризму Республики Дагестан

Список департаментов (как исполнительных органов)

-

Список управлений (как исполнительных органов)

Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района

Управление правительства по делам архивов

Управление Правительства Республики Дагестан по капитальному строительству

Список комитетов, государственных комитетов (как исполнительных органов)

Комитет по молодежной политике Республики Дагестан

Комитет по архитектуре и градостроительству Республики Дагестан

Комитет по ветеринарии Республики Дагестан

Комитет по государственным закупкам Республики Дагестан

Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан

Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными

организациями РД

Список инспекций (как исполнительных органов)

Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан

Государственная инспекция Республики Дагестан по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники


Список комиссий (как исполнительных органов)

Избирательная комиссия РД

Нормативный правовой акт, определяющий систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Указ Главы Республики Дагестан от 28 декабря 2020 г. №146 «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан»

Таблица 7

Судебные органы субъекта Российской Федерации

Указывать только судебные органы субъекта Российской Федерации

Наименование конституционного (уставного) судебного органа, при наличии

Конституционный Суд Республики Дагестан

Численность судей конституционного (уставного) суда, при наличии

5

Численность мировых судей в субъекте Российской Федерации

131

Порядок назначения мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность Народным Собранием Республики Дагестан (далее - Народное Собрание) по представлению Председателя Верховного суда Республики Дагестан на одного или нескольких из претендующих на должность мирового судьи кандидатов при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Республики Дагестан.

Мировой судья назначается (избирается) на должность Народным Собранием в двухмесячный срок. Рассмотрение Народным Собранием вопроса о назначении (избрании) на должность мирового судьи осуществляется открыто. Постановление о назначении (избрании) кандидатуры на должность мирового судьи принимается Народным Собранием открытым голосованием.

Орган, обеспечивающий деятельность мировых судей

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется уполномоченным органом.


Иные государственные органы субъекта Российской Федерации с особым статусом

Заполнять при наличии соответствующих государственных органов с особым статусом для каждого государственного органа с особым статусом

Таблица 8

Наименование органа

Постоянное представительство РД при Президенте РФ


Порядок формирования, назначения на должности

Назначается на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Дагестан. Должность Постоянного представителя по статусу приравнивается к должности заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан.

Численность должностных лиц – членов органа

16

Основное назначение органа

Обеспечение взаимодействия органов государственной власти Республики Дагестан с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы, а также развитие взаимовыгодного сотрудничества, установление и развитие деловых связей с расположенными в городе Москве представительствами и миссиями иностранных государств и представительствами субъектов Российской Федерации, международными организациями, иностранными компаниями, общественными объединениями.


Таблица 8.1

Наименование органа

Счётная палата РД


Порядок формирования, назначения на должности

Образуется Народным Собранием Республики Дагестан и подотчетна ему

Численность должностных лиц – членов органа

96

Основное назначение органа

Обеспечение законности и эффективности использования государственных средств и активов, а также выявление коррупционных факторов в бюджетно - финансовой сфере, в том числе и в форме дачи предварительной оценки совершенным финансовым нарушениям, как деяниям коррупционной направленности. При этом статус Счетной палаты как органа финансового контроля, созданном Парламентом Республики, предусматривает осуществление контроля за исполнением бюджета посредством проведения контрольных мероприятий, а так же проведения экспертизы проектов бюджетов и правовых актов бюджетного законодательства.


Таблица 8.2

Наименование органа

Уполномоченный по правам человека в РД


Порядок формирования, назначения на должности

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности постановлением Народного Собрания Республики Дагестан.

Численность должностных лиц – членов органа

10

Основное назначение органа

Обеспечение дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина на территории Республики Дагестан.


Таблица 8.3

Наименование органа

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РД


Порядок формирования, назначения на должности

Уполномоченный назначается на должность Главой Республики Дагестан по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с учетом мнения предпринимательского сообщества

Численность должностных лиц – членов органа

8

Основное назначение органа

Обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской

деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти Республики Дагестан, органами

местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и должностными лицами.


Таблица 9

Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации

Количество муниципальных образований в субъекте Российской Федерации по типам

761 муниципальное образование:

  • 10 городских округов, в составе одного из которых входят также

    • внутригородских района;

  • 41 муниципальный район (Россия) (в составе одного из которых находится 1 муниципальный участок), которые включают:

    • 700 сельских поселений и

    • городских поселений.




Нормативные правовые акты, определяющий основы местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления в субъекте Российской Федерации

Конституция РФ, Конституция Республики Дагестан, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Закон Республики Дагестан от 8 декабря 2015 года № 117 «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан»


Таблица 10

Экономика и финансы субъекта Российской Федерации

Показатели можно представить в динамике за последние 3-5 лет (в виде рисунков) с краткой характеристикой

Объем ВРП

681,4 млрд рублей

Уровень безработицы

10,2 %

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей

49230 тыс.человек

Уровень среднемесячной заработной платы

30 108,7 рублей

Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета

21305,6 млн. рублей

Основная экономическая специализация субъекта Российской Федерации

Аграрно-индустриальная республика

35-я экономика среди субъектов Российской Федерации по объёму валового регионального продукта. Основные отрасли производства в Дагестане: сельское хозяйство, виноделие, рыболовство, народные промыслы, добыча полезных ископаемых, лёгкая и химическая промышленности, машиностроение и производство электроэнергии.

Собственные доходы субъекта Российской Федерации

169,7 млрд рублей

Финансовая помощь из федерального бюджета

135,1 млрд рублей

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации

181 млрд рублей

Дефицит / профицит бюджета субъекта Российской Федерации

При планируемом дефиците в 12,2 млрд бюджет исполнен с профицитом в сумме 887 млн рублей.

Таблица 11

Индексы качества государственного управления субъекта Российской Федерации

Могут быть также представлены результаты иных рейтингов (2018-2020 гг.)

Рейтинг социально-экономического положения регионов (РИА Рейтинг), место

57

Рейтинг российских регионов по качеству жизни (РИА Рейтинг), место

56

Рейтинг кредитоспособности регионов (РИА Рейтинг), место

40.9

Рейтинг научно-технологического развития регионов (РИА Рейтинг), место

14.36

Рейтинг инновационных регионов России (Ассоциация инновационных регионов России), место

0,24

Национальный туристический рейтинг (Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России»), место

60.8

Национальный рейтинг губернаторов (Центр информационных коммуникаций «Рейтинг»), место

41

Рейтинг эффективности управления в субъекте РФ (Агентство политических и экономических коммуникаций, Лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ), место

49

Экологический рейтинг регионов России (Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»), место

37

Рейтинг субъектов РФ по активности поддержки НКО (Минэкономразвития России), место

67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ключевые проблемы развития правовой системы Республики Дагестан в основном вызваны тем, что она является составной частью общероссийской правовой системы. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что если в историческом прошлом целостность и единство Российского государства обеспечивались в основном силовыми методами, то в действительных условиях они должны обеспечиваться в основном правовыми средствами и посредством создания отвечающей современным требованиям правовой основы и соответствующей правовой системы и выполнения комплекса мер по ее выполнению на практике.

Разработанные юридической наукой рекомендации, безусловно, способствуют последующему развитию правовой системы, хотя необходимо учитывать, что свойственные для России социально-экономические предпосылки мешают выполнению имеющихся в ее компонентах требований по реформированию государства, обеспечению конституционных прав человека и демократических процессов. Перспективы социально-экономического развития республики тесно связаны с экономическим благополучием Дагестана. Но выполняемые в данной отрасли меры со стороны государственных органов должны быть, как нам кажется, более действенными и последовательными.

Отметим, что «в целом федеральная власть имеет сегодня принципиальную возможность усиления влияния на происходящие в Республике Дагестан политические процессы. Это обусловливается как готовностью федерального центра к кадровым перестановкам в Правительстве Дагестана, так и появлением у него дополнительных финансовых рычагов воздействия. Республике Дагестан предстоит ещё продолжительный период социально-экономических и политических реформ. Проведение данных преобразований обусловливается расстановкой политических сил и состоянием политической власти»5.

Таким образом, правовая система Республики Дагестан на сегодняшний день выступает иерархически организованным комплексом функционально взаимосвязанных юридических средств, которые оказывают правовое влияние на общественные отношения, сформировавшиеся вследствие экономического, государственно-политического, национального, социально-духовного своеобразия региона. Вследствие сложного переплетения нормативного материала разной идеологической природы, в частности включения западных правовых ценностей, современная правовая система республики оказалась в состоянии эволюции, что не устраняет ее исконных культурно-национальных основ.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 года: в ред. от 26 дек. 2017 г. № 107. URL: http://docs.cntd.ru/document/802018919 (дата обращения: 28.09.2020)

Айбатов М.М. Некоторые особенности организации государственной власти в Республике Дагестан / М.М. Айбатов, М.К. Гаджиева // Закон и право. 2018. № 6. С. 22-24

Габиева С.М. Особенности компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (на примере Республики Дагестан) / С.М. Габиева, Х.М. Шабанов, Р.М. Амирбеков // Юридический вестник ДГУ. Т. 14. 2015. № 2. С. 27-31.

Джамалова Э. К. Политическая модернизация Республики Дагестан: понятие, сущность и основные этапы //Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2015. – Т. 15. – №. 3.

Мусаева Г.М. Проблемы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ (на примере Республики Дагестан) / Г.М. Мусаева, З.М. Гаджиэменов // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 32. №. 2. С. 57-63.

Магомедбеков Г.З. Особенности российского федерализма и территориально-политическая организация в современной России (на примере республик) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 3 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-rossiyskogo-federalizma-i-territorialno-politicheskaya-organizatsiya-v-sovremennoy-rossii-na-primere-respublik (Дата обращения: 07.05.2018)

Исрапов А. А. Конституция Российской Федерации и ее влияние на конституционные реформы в республике Дагестан //Конституция Российской Федерации: первые 25 лет. – 2019. – С. 198-202.

 Джамалова Э.К. Представительство народов Республики Дагестан в органах государственной власти и местного самоуправления как фактор повышения правовой культуры дагестанцев // Вестник Дагестанского гос. унта. 2011. № 2. С. 117—121.

Османов А. И. и др. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. – 2004.стр.115;

Магомедов А. Р. Хронология истории Дагестана. 2-ое изд. Махачкала, 2012. 200 с. 10.


1 Витрина статистических данных Федеральной службы государственной статистики [сайт] URL: http:// https://showdata.gks.ru/finder/descriptors/278928 (дата обращения: 15.04.2021).

2Османов А. И. и др. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. – 2004. стр.115;

Магомедов А. Р. Хронология истории Дагестана. 2-ое изд. Махачкала, 2012. 200 с. 10.

3Начало Кавказской войны 1817. [сайт] URL: https://histrf.ru/read/articles/nachalo-kavkazskoi-voiny-event (дата обращения: 15.04.2021).

4 Дагестанская область // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/domestic_history/text/2627397 (Дата обращения: 17.04.2021 г.)

5 Джамалова Э. К. Политическая модернизация Республики Дагестан: понятие, сущность и основные этапы //Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2015. – Т. 15. – №. 3.