Файл: Лекции дополните рисунок. Психосаматические заболевания и расстройства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ильина Наталья Владимировна
Практическая часть №1
Задание 1. Пользуясь материалами лекции дополните рисунок.
Психосаматические
заболевания и расстройства
Конверсионные симптомы
Функциональные синдромы
Психосоматозы
Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Например, истерические параличи и парестезии , психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.
В этой группе находится преобладающая часть «проблемных пациентов», которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечнососудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему. У таких больных часто имеются только функциональные нарушения отдельных органов или систем; какие-либо органические изменения, как правило, не обнаруживаются. В отличии от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения , будучи неспецифическим следствием нарушенной телесной функции.
Психосоматические болезни в более узком смысле. В основе их – первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанное с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Заболевания связанные с органическими изменениями, принято называть истинными психосоматическими болезнями, или психосоматозами. Первоначально выделили 7 психосоматозов: бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз.
Задание 2. Формирование мануала психодиагностических методик.
Мануал методик, цель которых - определение психосоматического состояния личности.
-
Торонтская алекситимическая шкала.
Цель методики. Определение степени выраженности аликситимии. Исследование способности к распознаванию, дифференцированию и выражению эмоциональных переживаний и телесных ощущений.
Инструкция: Вам будет предложено некоторое количество вопросов; на вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Не нужно тратить время на обдумывание. Пропускать вопросы нельзя. Давайте только один ответ на каждое утверждение.
N | Вопросы | Совершенно не согласен | Скорее не согласен | Ни то, ни другое | Скорее согласен | Совершенно согласен |
1 | Когда я плачу, то всегда знаю, почему. | | | | | |
2 | Мечты – это потеря - времени. | | | | | |
3 | Я хотел бы быть не таким застенчивым. | | | | | |
4 | Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю. | | | | | |
5 | Я часто мечтаю о будущем | | | | | |
6 | Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие. | | | | | |
7 | Знать, как решать проблемы, важнее, чем понимать причины этих решений. | | | | | |
8 | Мне трудно находить правильные слова для выражения моих чувств | | | | | |
9 | Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам. | | | | | |
10 | У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам. | | | | | |
11 | Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит. | | | | | |
12 | Я способен с легкостью описать свои чувства. | | | | | |
13 | Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать. | | | | | |
14 | Когда я расстроен, то не знаю, печален ли я, испуган или зол. | | | | | |
15 | Я часто даю волю воображению | | | | | |
16 | Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим. | | | | | |
17 | Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле. | | | | | |
18 | Я редко мечтаю. | | | | | |
19 | Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так. | | | | | |
20 | У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение. | | | | | |
21 | Очень важно уметь разбираться в эмоциях. | | | | | |
22 | Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям. | | | | | |
23 | Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства. | | | | | |
24 | Следует искать более глубокие объяснения происходящему. | | | | | |
25 | Я не знаю, что происходит у меня внутри | | | | | |
26 | Я часто не знаю, почему я сержусь. | | | | | |
Обработка результатов. Подсчет баллов осуществляется таким образом:
1) ответ «совершенно не согласен» — оценивается в 1 балл, «скорее не согласен» — 2, «ни то, ни другое» — 3, «скорее согласен» — 4, «совершенно согласен» — 5. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26;
2) обратный (реверсивный) код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9,11, 12, 13, 15, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 2; 5 — 1); сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель «алекситимичности».
Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, «алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше. «Неаликситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ниже приведен средний уровень алекситимии у больных с психосоматическими расстройствами, больных неврозами и здоровых лиц (р < 0,01):
Психосоматические заболевания:
бронхиальная астма 71,8 + 1,4
гипертоническая болезнь 72,6 + 1,4 я
звенная болезнь 71,1 + 1,4
Неврозы 70,1 + 1,3
Контрольная группа здоровых 59,3 + 1,3
-
Опросник УСК. (уровень субъективного контроля) Роттера (адаптирован Е. Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом)
Цель методики: диагностика локализации контроля над значимыми событиями.
Описание методики : В основе его лежит различение двух локусов контроля — интернального и экстернального, и, соответственно, двух типов людей — интерналов и экстерналов.
Интернальный тип. Человек считает, что происходящие с ним события зависят прежде всего от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т. п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности.
Экстернальный тип. Человек убежден, что его успехи и неудачи зависят, прежде всего, от внешних обстоятельств — условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д.
Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными локусами контроля.
Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-балльной шкале: –3 –2 –1 +1 +2 +3, от полного несогласия (–3) до полного согласия (+3). Другими словами, поставьте против каждого утверждения балл от единицы до тройки с соответствующим знаком «+» (согласие) или «–» (несогласие).
n | Утверждение | совершенно не согласен | не согласен | скорее не согласен | скорее согласен | согласен | полностью согласен |
1. | Продвижение по службе больше зависит от удачного сочетания обстоятельств, чем от способностей или усилий самого человека. | | | | | | |
2 | Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу. | | | | | | |
3 | Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь | | | | | | |
4 | Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. | | | | | | |
5 | Осуществление моих желаний часто зависит от везения. | | | | | | |
6 | Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. | | | | | | |
7 | Внешние обстоятельства – родители, благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. | | | | | | |
8 | Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. | | | | | | |
9 | Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. | | | | | | |
10 | Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, настроение учителя), чем от моих собственных усилий. | | | | | | |
11 | Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их. | | | | | | |
12 | То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом целенаправленных усилий. | | | | | | |
13 | Думаю, что правильный образ жизни может помочь здоровью больше, чем врачи и лекарства. | | | | | | |
14 | Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут | | | | | | |
15 | То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. | | | | | | |
16 | Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. | | | | | | |
17 | Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. | | | | | | |
18 | Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. | | | | | | |
19 | Мои отметки в школе больше всего зависели от стечения обстоятельств. | | | | | | |
20 | В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. | | | | | | |
21 | Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. | | | | | | |
22 | Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать. | | | | | | |
23 | Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. | | | | | | |
24 | Как правило, именно неудачное сочетание обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. | | | | | | |
25 | В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. | | | | | | |
26 | Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье | | | | | | |
27 | Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого. | | | | | | |
28 | На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию часто оказываются бесполезными. | | | | | | |
29 | То, что со мной случается, дело моих собственных рук. | | | | | | |
30 | Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе | | | | | | |
31 | Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий. | | | | | | |
32 | Чаще всего я могу добиться от членов своей семьи того, что я хочу. | | | | | | |
33 | В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам. | | | | | | |
34 | Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. | | | | | | |
35 | В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой. | | | | | | |
36 | Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения | | | | | | |
37 | Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. | | | | | | |
38 | Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. | | | | | | |
39 | Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. | | | | | | |
40 | К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. | | | | | | |
41 | В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании | | | | | | |
42 | Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. | | | | | | |
43 | Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. | | | | | | |
44 | Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени, и мало зависело от везения или невезения. | | | | | | |
Обработка результатов. Ключи к шкалам УСК
Обработку заполненных бланков следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со споим знаком и ответы на пункты в столбцах «–» с обратным знаком.
-
Шкала Ио:
+: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44.
–: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43.
-
Шкала Ид:
+: 12, 15, 27, 32, 36, 37.
–: 1, 5, 6, 14, 26, 43. 3.
-
Шкала Ин:
+: 2, 4, 20, 31, 42, 44.
–: 7, 24, 33, 36, 40, 41. 4.
-
Шкала Ис:
+: 7, 24, 33, 36, 40, 41.
–: 7, 14, 26, 28, 41.
-
Шкала Ип:
+: 19, 22, 25, 31, 42.
–: 1, 9, 10, 24, 30.
-
Шкала Им;
+; 4, 27.
–: 6, 38
-
Шкала Из:
+: 13, 34.
–:3, 23.
Общая сумма сырые баллов рассчитываются по формуле: сумма баллов со знаком (+) минус сумма баллов со знаком (–), таким образом баллы (+) и (–) суммируются.
ПЕРЕВОД СЫРЫХ БАЛЛОВ В СТЕНЫ
№ | И.О. от до | И.Д. от до | И.Н. от до | И.С. от до | И.П. от до | И.М. от до | И.З. от до |
1. | -132;-14 | -36;-11 | -36;-8 | -30;-12 | -30;-5 | -12;-7 | -12;-6 |
2. | -13;-3 | -10;-7 | -7;-4 | -11;-8 | -4;-1 | -6;-5 | -5;-4 |
3. | -2 ; 9 | -6;-3 | -3;0 | -7;-5 | 0;3 | -4;-3 | -3;-2 |
4. | 10;21 | -2; 1 | 1;4 | -4;-1 | 4;7 | -2;-1 | -1:0 |
5. | 22;32 | 2; 5 | 5;7 | 0; 3 | 8;11 | 0;1 | 1;2 |
6. | 33;44 | 6; 9 | 8;11 | 4; 6 | 12;15 | 2;4 | 3;4 |
7. | 45; 56 | 10; 14 | 12; 15 | 7; 10 | 16; 19 | 5; 6 | 5; 6 |
8. | 57; 68 | 15; 18 | 16; 19 | 11 ; 13 | 20; 23 | 7; 8 | 7; 8 |
9. | 69; 79 | 19; 22 | 20; 23 | 14; 17 | 24; 27 | 9; 10 | 9; 10 |
10. | 80; 132 | 23; 36 | 24; 36 | 18; 30 | 28; 30 | 11;12 | 11; 12 |