Файл: Лекции дополните рисунок. Психосаматические заболевания и расстройства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ильина Наталья Владимировна
Практическая часть №1
Задание 1. Пользуясь материалами лекции дополните рисунок.



Психосаматические

заболевания и расстройства






Конверсионные симптомы

Функциональные синдромы

Психосоматозы





Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Например, истерические параличи и парестезии , психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.

В этой группе находится преобладающая часть «проблемных пациентов», которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечнососудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему. У таких больных часто имеются только функциональные нарушения отдельных органов или систем; какие-либо органические изменения, как правило, не обнаруживаются. В отличии от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения , будучи неспецифическим следствием нарушенной телесной функции.

Психосоматические болезни в более узком смысле. В основе их – первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанное с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Заболевания связанные с органическими изменениями, принято называть истинными психосоматическими болезнями, или психосоматозами. Первоначально выделили 7 психосоматозов: бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз.



Задание 2. Формирование мануала психодиагностических методик.
Мануал методик, цель которых - определение психосоматического состояния личности.


  1. Торонтская алекситимическая шкала.


Цель методики. Определение степени выраженности аликситимии. Исследование способности к распознаванию, дифференцированию и выражению эмоциональных переживаний и телесных ощущений.
Инструкция: Вам будет предложено некоторое количество вопросов; на вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Не нужно тратить время на обдумывание. Пропускать вопросы нельзя. Давайте только один ответ на каждое утверждение.


N

Вопросы

Совершенно не согласен

Скорее не согласен

Ни то, ни другое

Скорее согласен

Совершенно согласен

1

Когда я плачу, то всегда знаю, почему.

















2

Мечты – это потеря - времени.

















3

Я хотел бы быть не таким застенчивым.
















4

Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю.

















5

Я часто мечтаю о будущем
















6

Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие.

















7

Знать, как решать проблемы, важнее, чем понимать причины этих решений.
















8

Мне трудно находить правильные слова для выражения моих чувств
















9

Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам.
















10

У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам.

















11

Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит.

















12

 Я способен с легкостью описать свои чувства.

















13

Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать.

















14

Когда я расстроен, то не знаю, печален ли я, испуган или зол.
















15

Я часто даю волю воображению
















16

Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим.

















17

Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле.

















18

Я редко мечтаю.

















19

Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так.

















20

У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.

















21

Очень важно уметь разбираться в эмоциях.

















22

Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям.

















23

Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства.

















24

Следует искать более глубокие объяснения происходящему.

















25

 Я не знаю, что происходит у меня внутри
















26

Я часто не знаю, почему я сержусь.




















Обработка результатов. Подсчет баллов осуществляется таким образом:

1) ответ «совершенно не согласен» — оценивается в 1 балл, «скорее не согласен» — 2, «ни то, ни другое» — 3, «скорее согласен» — 4, «совершенно согласен» — 5. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26;
2) обратный (реверсивный) код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9,11, 12, 13, 15, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 2; 5 — 1); сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель «алекситимичности».
Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, «алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше. «Неаликситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ниже приведен средний уровень алекситимии у больных с психосоматическими расстройствами, больных неврозами и здоровых лиц (р < 0,01):
Психосоматические заболевания:

бронхиальная астма 71,8 + 1,4

гипертоническая болезнь 72,6 + 1,4 я

звенная болезнь 71,1 + 1,4

Неврозы 70,1 + 1,3

Контрольная группа здоровых 59,3 + 1,3



  1. Опросник УСК. (уровень субъективного контроля) Роттера (адаптирован Е. Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом)


Цель методики: диагностика локализации контроля над значимыми событиями.
Описание методики : В основе его лежит различение двух локусов контроля — интернального и экстернального, и, соответственно, двух типов людей — интерналов и экстерналов.
Интернальный тип. Человек считает, что происходящие с ним события зависят прежде всего от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т. п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности.
Экстернальный тип. Человек убежден, что его успехи и неудачи зависят, прежде всего, от внешних обстоятельств — условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д.

Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными локусами контроля.
Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-балльной шкале: –3 –2 –1 +1 +2 +3, от полного несогласия (–3) до полного согласия (+3). Другими словами, поставьте против каждого утверждения балл от единицы до тройки с соответствующим знаком «+» (согласие) или «–» (несогласие).


n

Утверждение

совершенно не согласен

не согласен

скорее не согласен

скорее согласен

согласен

полностью согласен

 

1.

Продвижение по службе больше зависит от удачного сочетания обстоятельств, чем от способностей или усилий самого человека.



















2

Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.



















3

Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь



















4

Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.



















5

Осуществление моих желаний часто зависит от везения.



















6

Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.



















7

Внешние обстоятельства – родители, благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.



















8

Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.



















9

Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.



















10

Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, настроение учителя), чем от моих собственных усилий.



















11

Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.



















12

То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом целенаправленных усилий.



















13

Думаю, что правильный образ жизни может помочь здоровью больше, чем врачи и лекарства.





















14

Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут



















15

То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.





















16

Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.



















17

Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.



















18

Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.





















19

Мои отметки в школе больше всего зависели от стечения обстоятельств.





















20

В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.





















21

Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.





















22

Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.



















23

Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.





















24

Как правило, именно неудачное сочетание обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.





















25

В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.



















26

Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье



















27

Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.



















28

На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию часто оказываются бесполезными.



















29

То, что со мной случается, дело моих собственных рук.



















30

Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе



















31

Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.



















32

Чаще всего я могу добиться от членов своей семьи того, что я хочу.





















33

В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.



















34

Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.



















35

В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.



















36

Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения



















37

Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.




















38

Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.



















39

Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.





















40

К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.



















41

В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании



















42

Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.



















43

Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.



















44

Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени, и мало зависело от везения или невезения.






















Обработка результатов. Ключи к шкалам УСК
Обработку заполненных бланков следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со споим знаком и ответы на пункты в столбцах «–» с обратным знаком.


  1. Шкала Ио:

+: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44.

–: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43.


  1. Шкала Ид:

+: 12, 15, 27, 32, 36, 37.

–: 1, 5, 6, 14, 26, 43. 3.


  1. Шкала Ин:

+: 2, 4, 20, 31, 42, 44.

–: 7, 24, 33, 36, 40, 41. 4.


  1. Шкала Ис:

+: 7, 24, 33, 36, 40, 41.

–: 7, 14, 26, 28, 41.



  1. Шкала Ип:

+: 19, 22, 25, 31, 42.

–: 1, 9, 10, 24, 30.


  1. Шкала Им;

+; 4, 27.

–: 6, 38


  1. Шкала Из:

+: 13, 34.

–:3, 23.
Общая сумма сырые баллов рассчитываются по формуле: сумма баллов со знаком (+) минус сумма баллов со знаком (–), таким образом баллы (+) и (–) суммируются.

ПЕРЕВОД СЫРЫХ БАЛЛОВ В СТЕНЫ



И.О.
 от до

И.Д.

от до

И.Н.

от до

И.С.
 от до

И.П.

от до

И.М.

от до

И.З.

от до

1.

-132;-14

-36;-11

-36;-8

-30;-12

-30;-5

-12;-7

-12;-6

2.

-13;-3

-10;-7

-7;-4

-11;-8

-4;-1

-6;-5

-5;-4

3.

-2 ; 9

-6;-3

-3;0

-7;-5

0;3

-4;-3

-3;-2

4.

10;21

-2; 1

1;4

-4;-1

4;7

-2;-1

-1:0

5.

22;32

2; 5

5;7

0; 3

8;11

0;1

1;2

6.

33;44

6; 9

8;11

4; 6

12;15

2;4

3;4

7.

45; 56

10; 14

12; 15

7; 10

16; 19

5; 6

5; 6

8.

57; 68

15; 18

16; 19

11 ; 13

20; 23

7; 8

7; 8

9.

69; 79

19; 22

20; 23

14; 17

24; 27

9; 10

9; 10

10.

80; 132

23; 36

24; 36

18; 30

28; 30

11;12

11; 12