Файл: Лекции дополните рисунок. Психосаматические заболевания и расстройства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.
90. Я легко переношу критику и замечания.
91. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.
92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку
94. К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.
95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.
96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.
97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.
Обработка результатов.
Ключ
Шкала | № вопроса (подсчет только ответов «да») |
А — Отрицание | 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 |
В — Подавление | 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 |
С— Регрессия | 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 |
D — Компенсация | 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 |
Е — Проекция | 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 |
F — Замещение | 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 |
G — Интеллектуализация | 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 |
H — Реактивное образование | 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, |
С помощью ключей, относящихся к каждой из психологических защит, определяется напряженность защиты, которая равна n/N × 100 %, где n — число положительных ответов по шкале данной защиты, N — число всех утверждений, относящихся к шкале. Тогда общая напряженность защит в целом равна Sn/97 × 100 %, где Sn — сумма всех положительных ответов по опроснику. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из психологических защит. По данным В. Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для населения России равны 40– 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты. Это же значение верно для каждой психологической защиты отдельно.
-
Опросник эмоциональной регуляции (ERQ) Дж. Гросса
(адаптация Панкратовой, Корниенко, 2017)
Цель: изучение индивидуальных различий в регуляции эмоций.
Описание методики: Опросник состоит из 10 пунктов и содержит две субшкалы: «Подавление» и «Переоценка». Шкала когнитивная переоценка включает шесть пунктов, шкала подавление экспрессии — четыре пункта.
Инструкция: Отметьте степень согласия со следующими утверждениями, используя шкалу:
N п/п | | Категорически не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Затрудняюсь ответить | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
1 | Чтобы поднять себе настроение, я изменяю свое отношение к ситуации. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | Для управления своими эмоциями я сдерживаю их внешние проявления. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | Когда я сталкиваюсь со стрессовой ситуацией, я стараюсь думать о ней таким образом, чтобы сохранять спокойствие. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | Для управления своими эмоциями я изменяю отношение к ситуации, в которой нахожусь. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5 | Чтобы поднять себе настроение (испытать радость или удовольствие), я начинаю думать о чем-нибудь другом. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6 | Когда я испытываю положительные эмоции, я слежу за тем, чтобы их не показывать. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | Чтобы справиться с отрицательными эмоциями, я изменяю свое отношение к ситуации. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | Я держу свои эмоции при себе. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9 | Когда я испытываю отрицательные эмоции, я делаю всё, чтобы их не показывать. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10 | Чтобы справиться с отрицательными эмоциями (такими как грусть или злость), я начинаю думать о чем-нибудь другом. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Обработка результатов. Ключ к опроснику:
Шкала когнитивная переоценка: 1, 3, 4, 5, 7, 10 (min 6 — max 42 балла).
Шкала подавление экспрессии: 2, 6, 8, 9 (min 4 — max 28 баллов).
Согласно полученным данным, «Подавление» значимо коррелирует с неаутентичностью (расхождением внутреннего состояния и презентируемого во внешнем поведении фальшивого «Я»).
Таким образом, если человек использует в качестве механизма регуляции эмоций подавление, то, скорее всего, он стараетесь скрыть от других свои истинные чувства и убеждения, опасаясь, что они не будут приняты и поняты. Также оно связано как с меньшим выражением позитивных эмоций, так и с меньшим переживанием их. Подавление может усиливать негативные эмоциональные состояния (за счет неаутентичности). Данная стратегия сопряжена с высокими физиологическими затратами: было показано, что люди, использующие стратегию подавления, с трудом вспоминают негативно окрашенные события, но при этом демонстрируют высокую физиологическую реактивность во время выполнения задания.
Частое использование «Переоценки» связано с более высокой частотой переживания положительных эмоций и более низкой — отрицательных
-
Методика «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли
Цель. Оценка психологической привязанности и исследование типа близких отношений
Инструкция. Вспомните, пожалуйста, кого-нибудь из своих близких, любимого человека, родственника или друга и то, как складываются Ваши отношения. Оцените, соответствует ли каждое из приведенных утверждений Вашим чувствам в этих отношениях. Напротив каждого высказывания пометьте, согласны Вы или нет с тем, что оно верно для Вас, поставив знаки (+) или (–) соответственно.
1. Если это необходимо, я всегда приду на помощь своему партнеру.
2. Я говорю своему партнеру практически обо всем.
3. Когда у меня завязываются близкие отношения, я становлюсь тревожным и беспокойным.
4. Мне становится не по себе, когда партнер хочет сократить дистанцию между нами слишком сильно.
5. Я боюсь, что могу остаться один.
6. Мы с моим партнером действительно понимаем друг друга.
7. Я хочу быть ближе со своим партнером, но что-то во мне заставляет держаться на расстоянии.
8. Меня выбивает из колеи, если мой партнер не проводит со мной достаточно много времени.
9. Обращение к партнеру не всегда помогает мне, когда я испытываю сложности.
10. Мне часто хочется, чтобы его/ее чувства ко мне были такими же сильными, как и мои к нему/ней.
11. Когда мой партнер не доволен мной, я теряю уважение к себе.
12. Меня расстраивает, если партнера нет рядом в нужный момент.
13. Я стараюсь не показывать партнеру, что я чувствую в глубине души.
14. Если я не могу добиться внимания со стороны партнера, я расстраиваюсь или злюсь.
15. Как только отношения начинают заходить слишком далеко, мне хочется немного отдалиться.
16. Я часто переживаю из-за того, что могу потерять своего партнера.
17. Я стараюсь избегать излишней близости с партнером.
18. Мне часто хочется стать с партнером единым целым, полностью слиться с ним, что, может быть, отпугивает его.
19. Мне легко чувствовать свою зависимость от партнера.
20. Я стараюсь не загружать партнера своими проблемами.
21. Я предпочитаю сохранять границы в отношениях с партнером.
22. Иногда я чувствую, что вынуждаю партнера показывать более сильные чувства и больше преданности.
23. Мой партнер нередко заставляет меня сомневаться в себе.
24. Мне нелегко быть откровенным со своим партнером.
25. Я много волнуюсь из-за своих отношений.
26. Мне необходимо, чтобы мой партнер постоянно подтверждал свою любовь ко мне.
27. Я иногда боюсь, что, узнав меня ближе, партнер может разочароваться и отвернуться от меня.
28. Я могу свободно попросить у партнера помощи, поддержки или совета.
Обработка результатов.
Шкала тревожности включает в себя утверждения 3, 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 22, 23, 25, 26. Итоговая оценка складывается из суммы положительных ответов, за каждый положительный ответ начисляется 1 балл, максимально возможное количество баллов — 12.
Шкала избегания близости включает в себя как прямые утверждения — 4, 7, 9, 13, 15, 17, 20, 21, 24, 27 (суммируются положительные ответы), так и обратные (суммируются отрицательные ответы) — 2, 19.
Пункты 1, 6, 11 и 28 являются маскировочными, то есть не учитываются.
Если вы набрали более 6 баллов по шкале избегания, то можно предположить, что вам свойственна эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, эгоцентричность, независимость в социальном поведении, что согласуется с представлениями об избегании близости.
Если вы набрали более 6 баллов по шкале тревоги в близких отношениях, то вы, вероятнее всего, отличаетесь сенситивностью, зависимостью, эмпатией, эмоциональной незрелостью, тревожностью, чувством вины, напряженностью.
Разработчики оригинальной методики изначально предполагали на основании значений, полученных по каждой шкале, классифицировать испытуемых по одному из четырех типов привязанности. В соответствии с этим низкие оценки по обеим шкалам дают основание отнести исследуемое отношение к надежному типу привязанности, высокие — к боязливому типу; высокие оценки по шкале тревожности и одновременно низкие по шкале избегания близости описывают зависимый тип; высокие оценки по шкале избегания и одновременно низкие по шкале тревожности описывают тип избегающей привязанности.
С помощью шкалы избегания можно описать людей, которым свойственна эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, эгоцентричность, независимость в социальном поведении, что согласуется с представлениями об избегании близости. Шкала тревоги в близких отношениях оказалась связанной с сенситивностью, зависимостью, эмпатией, эмоциональной незрелостью, тревожностью, чувством вины, напряженностью.
Mikulincer и Shaver (2007) считают, что расположение человека в двухмерном концептуальном пространстве, образованном осями тревоги и избегания, отражает как степень ощущения безопасности привязанности, так и способы, которые используются им для совладания с опасностями и дистрессом. Люди с небольшим числом баллов по этим показателям, как правило, чувствуют эмоций. Те, кто имеют высокие баллы по тревоге или по степени избегания (или по обоим показателям), страдают от ощущения небезопасности. Так, люди с высокими баллами по избегающему типу привязанности стараются не сближаться с людьми, отрицают потребность в привязанности, избегают близости и взаимозависимости в отношениях. Напротив, люди с высокими баллами по тревожному типу привязанности имеют склонность использовать активные попытки получить близость, поддержку и любовь в сочетании с недостаточной уверенностью в том, что это будет им обеспечено. В случае неудовлетворения этих потребностей у таких людей возникает негодование и гнев.