Файл: Занятие 14 Нормы публицистического стиля Теоретические вопросы Языковые особенности публицистического стиля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №14
Нормы публицистического стиля
Теоретические вопросы
-
Языковые особенности публицистического стиля. -
Три группы жанров публицистического стиля. -
Язык и стиль рекламного текста. -
Стилистические принципы языка публицистики. -
Интервью. Правила интервьюирования.
Для домашней работы:
Орфографический и пунктуационный минимум. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Объясните значения выделенных слов.
(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем даёт себе оценку.
(2) По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой:
(3): Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя.
(4) Надо быть одинаково честными как в большом, так и в малом:
(5): А в чём самая большая цель в жизни?
(6) Я думаю - увеличивать добро в окружающем нас.
(7) Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.
(8): Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага - он и оценивает себя на уровне этих материальных благ
(9) Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности:
(10): Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от пережитого не останется и следа.
(11) Если же жить для других, то другие сберегут, то чему ты служил, чему отдавал силы.
(12) Заметили ли вы, что всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается?..
(13) Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.
(14) А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.
(15) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе:
(Д. Лихачёв)
Для работы в аудитории:
1. 1. Прочитайте заметки из газет. Определите особенности (лексические, морфологические, синтаксические), свойственные публицистическому стилю..
Заметка 1.
Заметка 2.
2. Выпишите из толкового словаря определение жанра «заметка». Создайте собственную заметку по одной из предложенных ниже тем. Добавьте к ней фотографии или картинки.
1) Интересный случай из университетской жизни. 2) Важные даты в истории Белгородчины. 3) Анонс о новой книге, спектакле.
Анонс книги Лето потерянных писем автор Ханна Рейнольдс
«Говорят, любовь- это решение быть вместе каждый день, несмотря ни на что. Что ж, тогда ты оставишь меня, верно?»
Эбби только что рассталась с парнем, а её друзья разъехались на всё лето. Девушка с нетерпением ждет перемен, и они врываются в её жизнь: Эбби получает посылку с письмами своей бабушки Рут. Оказалось, что в молодости она вела переписку с молодым человеком по имени Эдвард с острова Нантакет. И Эбби решает отправиться на остров, чтобы разгадать фамильные тайны.
Там, в идиллии песчаных пляжей и морских волн, она знакомится с его невероятно притягательным внуком Ноем. Однако, чем ближе Эбби и Ной становятся друг другу, тем больше понимают: прошлое может стать для них настоящей преградой. Жестокая правда угрожает погубить их отношения. И теперь каждому предстоит принять верное решение, чтобы обрести шанс, на счастье. Смогут ли они позволить себе любить?
3. Дайте определение жанру «репортаж». Выделите его компоненты. Составьте примерный текст репортажа на актуальную тему. мероприятиями по экологии языка. Лучшие работы пройдут конкурсный отбор и будут представлены на сайте университета.
Сегодня проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать засорение русского языка жаргонизмами, вульгаризмами, бранными словами, в результате чего происходит снижение речевой культуры населения в бытовом общении, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и журналистике. Поэтому я обратилась к этому вопросу. Меня тревожит проблема экологии речи, особенно среди подрастающего поколения, людей, от которых зависит будущее России.
Список литературы
-
Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей вузов / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: Проспект, 2013. – 439 с. -
Котюрова М.П. Стилистика научной речи: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2010. – 238 с. -
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 432 с. -
Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 256 с. -
Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров нефилологов вузов / Под ред.: В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2011. – 359 с. -
Харченко В.К. Как заниматься наукой. – Белгород : БелГУ, 1996. – 208 с.