Файл: 1. Методы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Методы обучения:

⦁ Наглядные

⦁ словесные

⦁ практические

Наглядные методы и приемы:

1) Наблюдение

2) Демонстрация наглядных пособий

Словесные методы и приемы:

1) Рассказ детей

2) Беседа (вопросы, указания)

3) Чтение художественной литературы

Практические методы обучения:

1) упражнения

2) Элементарные опыты, экспериментирование.

3) Моделирование

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- содержания учебного материала

- возрастных особенностей детей

- формы организации обучения

- оснащенности педагогического процесса

- личности воспитателя.

2.Средства обучения и воспитания, используемые в ГБДОУ:

1) печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);

2) электронные образовательные ресурсы;

3) аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);

4) наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);

5) демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);

6) тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки).

3. Норма - установленная мера, средняя величина чего-либо.

Виды нормы:

1) предметная (знания, умения, действия)

2) социально-возрастная (показатели интелектуального и личностного развития)

3) индивидуальная (проявление в индивидуальных ососбенностей)

4) психологическая норма развития (показатели развитии психических качеств личности)

Типы отклонений:

1) физическая - болезнь, нарушения зрения, слуха

2) психическая - умственная отсталость

3) педагогические - отклонения в получении общего образования

4) социальные - сиротство, отклоняющие поведение, алкоголизм, таксикомания

4. Пинципы обучения:

1) доступности

2) интеграции

3) воспитывающей и развивающей направлений обучения

4) наглядности

5) активности и самостоятельности в обучении детей

6) систематичности, последовательности и прочности осваемого в процессе обучения материала

7) учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

5. Виды мотиваци:

1) Внешняя - не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленно внешним по отношению к субъекту обстоятельствми.


2) Внутренная - связанная не с внешними обстоятельствами и самим содержанием

Мотивация складывается у старшего дошкольника при наличии выраженной позновательной потребности и умения трудиться, самым важным в этот период считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.

6. Формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний

Система занятий, направленная на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, была построена по следующим принципам:

1)принцип научности – в процессе занятий происходит формирование представлений детей об определенных понятиях и явлениях окружающей действительности;

2)принцип систематичности и последовательности – все занятия выстроены логично;

3)принцип доступности – все занятия соответствуют возрастным особенностям детей, доступны для родителей и педагогов;

4)принцип сознательности и активности учащихся – при проведении занятий дети активно участвуют, включаются в совместную деятельность с интересом.

7. Формирование мотивационной готовности дошкольников

к обучению в школе

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:

-мотивы связанные с потребностью в общении;

-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

8. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6 - 7 лет

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

⦁ Внимание - у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание.

⦁ Память - происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

⦁ Мышление - более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление,


⦁ Воображение - идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

⦁ Речь - расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи

9. Организация педагогического процесса в ДОУ.

Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает (О. С. Газман):

⦁ рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;

⦁ Отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;

⦁ оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей в ситуациях затруднения и переживания успехов.

10. Современные подходы к организации педагогического процесса в группах дошкольного возраста

Пед. процесс - целенаправленное содержательное и организационно - оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей.

Подходы:

a. Открытое планирование пед. работы

b. отсутствие жесткой регламентации режимных моментов

c. использование гуманных методов воспитания

d. сочетание совместных и автономных видов деятельности

e. бережное отношение к деятельности детей

f. ориентация на ценности дошкольного возраста: развитие любознательности, воображения, эмоционально - чувствительного мировосприятия и др.

Системность и процессуальность:

a. целостность

b. структурность

c. открытость

11. Социально -личностная готовность ребенка к школе

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей

Личностная готовность:

- эмоциально-волевая готовность

- мотивационная готовность

- коммуникативная готовность

- самооценка

12. Обучение детей дошкольного возраста – дидактика детского сада.

Дошкольная дидактика - отрасль общей дидактики или отрасль современной педагогики

Основные категории дидактики:

1. Преподавание

2. Учение

3. Обучение

4. Образование

5. Знания

6. Умения

7. Навыки

13. Дидактика как научная дисциплина.

Дидактика - это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.

Дидактику называют теорией обучения.


Предметом дидактики является дидактическая деятельность, т.е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся

Дидактика решает ряд задач:

- Установление целей и задач теории

- Анализ процесса обучения, установление его закономерностей

- Обоснование принципов и правил обучения

- Определения содержания и форм организации обучения

- Характеристика материальных средств обучения

14. Содержание дидактики детского сада

1. ознакомление с окружающим миром;

2. развитие речи;

3. развитие элементарных математических представлений;

4. обучение навыкам художественно-эстетической деятельности и конструирования.

5. Обучение целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, умений активного преобразования мира

15. Характеристика отклонений: психические, физические, социальные и педагогические.

1) Психические: задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение речи, нарушение эмоционально-ролевой сферы, одаренность

2) Физические: нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата

3) Социальные: сиротство, отклоняющиеся поведение, АлКоГоЛиЗм, токсикомания, наркомания, проституция, правонарушения, преступность

4) Педагогические: отклонения в получении общего образования, отклонения в получении профессионального образования

16. Виды и типы образовательных учреждений

В зависимости от своего назначения:

1. Дошкольное образовательное учреждение

2. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего возрастов

3. Образовательные учреждения дополнительного образования детей

4. Межшкольные учебные комбинаты

5. Общеобразовательные учреждения

6. Общеобразовательная школа-интернат

7. Кадетские школы

8. Вечерние (сменные) общеобразоват. учреж.

9. Оброзоват. учрежд. доп-ого проф-ого образования (повыш. квалификация) специалистов

10. Образоват. учреж. для детей нуждающихся в психолого-пед-ой и медико-соц помощи

17. Основные формы обучения и воспитания.

Формы организации обучения отличаются:

- по кол-ву составу участников

- характеру взаимодействия

- способами деят-ти

- месту проведения


Форма организации воспитательно-образовательного процесса:

- непосредственно образовательная деят-ть (занятие)

- кружковая работа

- физкультурно-оздоровительная работа

- прогулки, походы и экскурсии

- сюжетные, дидактические и др. игры

- художественная деят-ть

- опыто-исследовательская детельность

18. Методы и приемы воспитания.

Методы и воспитания

- метод приучения

- метод убеждения

- метод стимулирования

Приемы воспитания:

- постановка перспективы

- обращение к самолюбию

- обращение к чувству любви и состраданию

- апеллирование к эстетическим представлениям

- проявление доверия к ученику

- поручение ответственного дела

19. Особенности организации обучения для эффективного развития способностей.

Способности:

1. Это индивидуально-психологические особенности, отличающиеся одного человека от другого

2. Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деят-ти

3. Способности не сводимы знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Способность = интеллект (некая жизненная способность адаптироваться); Креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии); Обучаемость (способность приобретать новые знания)

Условия:

1. Развивающая среда (материальная база)

2. Компетентность педагога

3. Программно-методические обеспечение работы с одаренными детьми

4. Диагностика

5. Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ЧДОУ

6. Взаимодействие с учреждением образования, культуры и спорта

7. Система работы с семьей

8. Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми

9. Эмоционально - психологический комфорт, адаптация образовательная среда

10. Право выбора вида деят-ти для ребенка

11. Передовой педагогический опыт по проблеме

12. Ранее выявление детских способностей и их развитие

13. Система стимулирования педагогической деят-ти

20. Основы развивающего подхода в обучении и воспитании.

Зона ближайшего развития - зона нового предметного содержания, в которой осваиваются методы и формы учебной деят-ти, обеспечивающие развитие мышления, речи, памяти, воображения и других псих. функций.

Зона актуального развития