ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Методы обучения:
⦁ Наглядные
⦁ словесные
⦁ практические
Наглядные методы и приемы:
1) Наблюдение
2) Демонстрация наглядных пособий
Словесные методы и приемы:
1) Рассказ детей
2) Беседа (вопросы, указания)
3) Чтение художественной литературы
Практические методы обучения:
1) упражнения
2) Элементарные опыты, экспериментирование.
3) Моделирование
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
- содержания учебного материала
- возрастных особенностей детей
- формы организации обучения
- оснащенности педагогического процесса
- личности воспитателя.
2.Средства обучения и воспитания, используемые в ГБДОУ:
1) печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);
2) электронные образовательные ресурсы;
3) аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
4) наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
5) демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
6) тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки).
3. Норма - установленная мера, средняя величина чего-либо.
Виды нормы:
1) предметная (знания, умения, действия)
2) социально-возрастная (показатели интелектуального и личностного развития)
3) индивидуальная (проявление в индивидуальных ососбенностей)
4) психологическая норма развития (показатели развитии психических качеств личности)
Типы отклонений:
1) физическая - болезнь, нарушения зрения, слуха
2) психическая - умственная отсталость
3) педагогические - отклонения в получении общего образования
4) социальные - сиротство, отклоняющие поведение, алкоголизм, таксикомания
4. Пинципы обучения:
1) доступности
2) интеграции
3) воспитывающей и развивающей направлений обучения
4) наглядности
5) активности и самостоятельности в обучении детей
6) систематичности, последовательности и прочности осваемого в процессе обучения материала
7) учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
5. Виды мотиваци:
1) Внешняя - не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленно внешним по отношению к субъекту обстоятельствми.
2) Внутренная - связанная не с внешними обстоятельствами и самим содержанием
Мотивация складывается у старшего дошкольника при наличии выраженной позновательной потребности и умения трудиться, самым важным в этот период считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.
6. Формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний
Система занятий, направленная на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, была построена по следующим принципам:
1)принцип научности – в процессе занятий происходит формирование представлений детей об определенных понятиях и явлениях окружающей действительности;
2)принцип систематичности и последовательности – все занятия выстроены логично;
3)принцип доступности – все занятия соответствуют возрастным особенностям детей, доступны для родителей и педагогов;
4)принцип сознательности и активности учащихся – при проведении занятий дети активно участвуют, включаются в совместную деятельность с интересом.
7. Формирование мотивационной готовности дошкольников
к обучению в школе
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:
-мотивы связанные с потребностью в общении;
-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
8. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6 - 7 лет
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
⦁ Внимание - у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание.
⦁ Память - происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.
⦁ Мышление - более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление,
⦁ Воображение - идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
⦁ Речь - расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи
9. Организация педагогического процесса в ДОУ.
Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает (О. С. Газман):
⦁ рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;
⦁ Отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;
⦁ оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей в ситуациях затруднения и переживания успехов.
10. Современные подходы к организации педагогического процесса в группах дошкольного возраста
Пед. процесс - целенаправленное содержательное и организационно - оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей.
Подходы:
a. Открытое планирование пед. работы
b. отсутствие жесткой регламентации режимных моментов
c. использование гуманных методов воспитания
d. сочетание совместных и автономных видов деятельности
e. бережное отношение к деятельности детей
f. ориентация на ценности дошкольного возраста: развитие любознательности, воображения, эмоционально - чувствительного мировосприятия и др.
Системность и процессуальность:
a. целостность
b. структурность
c. открытость
11. Социально -личностная готовность ребенка к школе
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей
Личностная готовность:
- эмоциально-волевая готовность
- мотивационная готовность
- коммуникативная готовность
- самооценка
12. Обучение детей дошкольного возраста – дидактика детского сада.
Дошкольная дидактика - отрасль общей дидактики или отрасль современной педагогики
Основные категории дидактики:
1. Преподавание
2. Учение
3. Обучение
4. Образование
5. Знания
6. Умения
7. Навыки
13. Дидактика как научная дисциплина.
Дидактика - это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.
Дидактику называют теорией обучения.
Предметом дидактики является дидактическая деятельность, т.е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся
Дидактика решает ряд задач:
- Установление целей и задач теории
- Анализ процесса обучения, установление его закономерностей
- Обоснование принципов и правил обучения
- Определения содержания и форм организации обучения
- Характеристика материальных средств обучения
14. Содержание дидактики детского сада
1. ознакомление с окружающим миром;
2. развитие речи;
3. развитие элементарных математических представлений;
4. обучение навыкам художественно-эстетической деятельности и конструирования.
5. Обучение целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, умений активного преобразования мира
15. Характеристика отклонений: психические, физические, социальные и педагогические.
1) Психические: задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение речи, нарушение эмоционально-ролевой сферы, одаренность
2) Физические: нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата
3) Социальные: сиротство, отклоняющиеся поведение, АлКоГоЛиЗм, токсикомания, наркомания, проституция, правонарушения, преступность
4) Педагогические: отклонения в получении общего образования, отклонения в получении профессионального образования
16. Виды и типы образовательных учреждений
В зависимости от своего назначения:
1. Дошкольное образовательное учреждение
2. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего возрастов
3. Образовательные учреждения дополнительного образования детей
4. Межшкольные учебные комбинаты
5. Общеобразовательные учреждения
6. Общеобразовательная школа-интернат
7. Кадетские школы
8. Вечерние (сменные) общеобразоват. учреж.
9. Оброзоват. учрежд. доп-ого проф-ого образования (повыш. квалификация) специалистов
10. Образоват. учреж. для детей нуждающихся в психолого-пед-ой и медико-соц помощи
17. Основные формы обучения и воспитания.
Формы организации обучения отличаются:
- по кол-ву составу участников
- характеру взаимодействия
- способами деят-ти
- месту проведения
Форма организации воспитательно-образовательного процесса:
- непосредственно образовательная деят-ть (занятие)
- кружковая работа
- физкультурно-оздоровительная работа
- прогулки, походы и экскурсии
- сюжетные, дидактические и др. игры
- художественная деят-ть
- опыто-исследовательская детельность
18. Методы и приемы воспитания.
Методы и воспитания
- метод приучения
- метод убеждения
- метод стимулирования
Приемы воспитания:
- постановка перспективы
- обращение к самолюбию
- обращение к чувству любви и состраданию
- апеллирование к эстетическим представлениям
- проявление доверия к ученику
- поручение ответственного дела
19. Особенности организации обучения для эффективного развития способностей.
Способности:
1. Это индивидуально-психологические особенности, отличающиеся одного человека от другого
2. Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деят-ти
3. Способности не сводимы знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.
Способность = интеллект (некая жизненная способность адаптироваться); Креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии); Обучаемость (способность приобретать новые знания)
Условия:
1. Развивающая среда (материальная база)
2. Компетентность педагога
3. Программно-методические обеспечение работы с одаренными детьми
4. Диагностика
5. Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ЧДОУ
6. Взаимодействие с учреждением образования, культуры и спорта
7. Система работы с семьей
8. Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми
9. Эмоционально - психологический комфорт, адаптация образовательная среда
10. Право выбора вида деят-ти для ребенка
11. Передовой педагогический опыт по проблеме
12. Ранее выявление детских способностей и их развитие
13. Система стимулирования педагогической деят-ти
20. Основы развивающего подхода в обучении и воспитании.
Зона ближайшего развития - зона нового предметного содержания, в которой осваиваются методы и формы учебной деят-ти, обеспечивающие развитие мышления, речи, памяти, воображения и других псих. функций.
Зона актуального развития