Файл: 1. Методы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- зона предметного содержания, в которой учащиеся уже овладели методиками и формами учебной деят-ти и прежде всего, методиками творческой деят-ти.

21. Правила и приемы развития мотивации к обучению.

Приемы:

a. Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

b. Просьба произнести, сказать слово (это платье).

c. Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").

d. Подсказывание нужного слова.

e. Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).

Способы с помощью которых можно повысит мотивацию ребенка:

— Поощрять исследование окружающей среды

— Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

— Хвалить ребёнка за совершённые достижения

— Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

— По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

— Стимулировать языковое и символическое общение.

22. Дифференциация и индивидуализация в обучении и воспитании.

1)Индивидуализация в обучении - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей детей во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются

2) Дифференциация обучения - особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации

Псих. основании дифференциации и индивидуализации обучения является:

- уровень обученности и обучаемости

- уровень общих умственных способностей

- скорость усвоения

- индивидуальный стиль умственной деят-ти

- психофизические особенности учащихся

23. Особенности работы с одаренными детьми: понятие одаренность, признаки, категории одаренных детей, признаки одаренности.

Одаренность - системное, развивающаяся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Категории одарённых детей:

a. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

b. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;


c. Дети с высокими творческими (художественными) способностями;

d. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

e. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада;

Признаки одарённости:

a. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

b. Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

c. Выдвижение новых цел ей деятельности за счет более глубокого овладения предметом;

d. Сформированность индивидуального стиля деятельности ("все делать по-своему");

e. Высокая структурированность знаний; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;

f. "клейкость" знаний (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию);

g. Высокая скорость и легкость обучения или замедленный темп обучения;

24. Факторы формирования у детей особых образовательных потребностей

Экзогенные факторы - возникшие по причинам лежащие вне организма (травмы, инфекции)

Эндогенные факторы - возникшие по причинам лежавшей во внутренней среде организма

25. Педагогический мониторинг.

Мониторинг сводится к диагностике индивидуальных достижений воспитанниковв процессе освоения программы. Такие показатели гуманистической образовательной модели, как умение, знания и навыки и способы творческой деятельности рассматриваются с позиции средств, которые способствуют развитию личностных качеств и ценностных ориентаций ребенка

Цели:

1) определение и анализ уровня достижений в художественно-эстетическом, познавательном, социально-личностном, физическом и речевом развитиях в соответствии с нормативными показателями

2) контроль диагностики развития личностных качеств и последующего психолого-педагогического сопровождения детей

(2 раза в год)

26. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

Оценочное высказывание педагога представляет собой вербальное заключительное мнение взрослого, содержащие отношение говорящего к ребенку и ситуации и обеспечивающее в зависимости от цели взаимодействия с дошкольником

Деструктивная (разрушающая) пед. оценка содержит критерии о ребенке, его личностных качествах, поведении, действиях и их результатах

Конструктивная (развивающая) пед.

оценка предполагает не только позитивную оценку качеств, но проецирует возможность дальнейшего приобретения, обогащения субъективного опыта на основе совершенствования дошкольника

27. Основные дидактические понятия и их соотношение

Основными категориями дидактики являются:

a. Преподавание - упорядоченная деят-ть педагога по реализации цели обучения

b. Учение - процесс, в ходе которого на основе познания возникают новые формы поведения и деят-ти

c. Обучение - упорядоченое взаимодействие педагога с учащимися

d. Образование - овладение обучающимися научными знаниями, умениями и навыками

e. Знания - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека

f. Умения - овладение способам применения усвоенных знаний на практике

g. Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства

h. Цель - то, к чему стремится обучение, будущее на котоое направлены его усилия

i. Содержание - система научных знаний, практических умений и навыков и т.п, которыми необходимо овладеть

j. Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы

k. Формы - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания

l. Методы - путь достижения цели и задач обучения

m. Средства - предметная поддержка учебного процесса

n. Результаты обучении -ьэто то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели

28. Документы, регламентирующие содержание дошкольного образования.

Закон - ФГОС ДОУ - ООП ДОУ - программа группы - КТП

29. Педагогика как наука.

Структура пед.науки:

- ясильная педагогика

- дошкольная педагогика

- педагогика школы

- педагогика среднего спец. образования

30. Занятие

- Это организаионная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую пед. цель, дидак-ие задачи, содержание, методы и средства обучения)

Занятие - это:

a. основная форма организации позновательной активности ребенка;

b. динамическая, совершенствующаяся процессуальная система

c. элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализации определенной части учебной программы


d. единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности

Признаки:

a. По временному промежутку (от 10-15 мин. младш.дош.возраст; до 30-35 мин старш. дош.возраст)

b. занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности

c. занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения

31. Связь педагогики с другими науками, дошкольная педагогика в системе педагогических наук.

Современная педагогика имеет разветвленную структуру, обусловленную большим объемом накопительных знаний и разнообразием связей с различными науками с потребностями человека и общества

32. Педагогическая технология как понятие педагогики. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- технология исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

33. Содержание воспитания: понятие, закономерности и принципы его реализации. Особенности реализации принципа гуманизации в содержании воспитания дошкольников.

Закономерности воспитания - объективно существующие, поверяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса.

Выделяют внутренние и внешние закономерности воспит. процесса.

Внешние : цели, содержание и методы воспитания всегда носят условленный характер

Внутренние : характеризируют связи между компонентами воспит. процесса; характером деят-ти педагога и деят-тью воспитанника

Принципы:

1) индивидуализация

2) культуросообразность

3) дифференциация

4) гуманизация

Реализация гуманизации требует от педагога:

1) Уважения прав и свобод воспитанника

2) Предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований

3) Уважения к позиции воспитанника даже когда, он отказывается выполнять предъявляемые ему требования

4) Уважения права воспитанника быть самим собой

5) Ненасильственного формирования требуемых качеств


34. Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания и обучения в ДОУ.

Реализация индивидуального подхода предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития

35. Особенности развития одарённости дошкольников по возрастам

Одаренность - системное, развивающиеся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деят-ти по сравнению с другими людьми.

36. Рекомендации по развитию одарённых детей дошкольного возраста.

- вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстников

- моделирование для детей ситуаций незавершенности и открытости деят-ти и мышления

- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов

37. Причины уязвимости одарённых детей

- стремление к совершенству

- ощущение неуязвимости

- нереалистические цели

- сверхчувствительность

- потребность во внимании взрослых

- нетерпимость

38. Методики выявления одарённости.

Основными методами являются наблюдение и эксперимент.

39. Этапы психолого-педагогического сопровождения развития одарённого ребенка в ДОУ.

1 этап: Предполагают открытие, консультацию в развитии ребенка его интересов, одаренности

2 этап: уточнение выявленных способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума.

3 этап: создание условий для развития одаренных детей : проведение развивающей работы с ребенком в кружках; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

4 этап: анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка.

40. Мотивационный аспект поведения одарённого ребенка.

- повышенная избирательная чувствительность к предметной действительности

- повышенная познавательная потребность

- ярко выраженный интерес к занятием или сферам деят-ти, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело

- предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации, непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов

- высокая потребность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении.