ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- зона предметного содержания, в которой учащиеся уже овладели методиками и формами учебной деят-ти и прежде всего, методиками творческой деят-ти.
21. Правила и приемы развития мотивации к обучению.
Приемы:
a. Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
b. Просьба произнести, сказать слово (это платье).
c. Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").
d. Подсказывание нужного слова.
e. Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).
Способы с помощью которых можно повысит мотивацию ребенка:
— Поощрять исследование окружающей среды
— Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
— Хвалить ребёнка за совершённые достижения
— Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
— По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
— Стимулировать языковое и символическое общение.
22. Дифференциация и индивидуализация в обучении и воспитании.
1)Индивидуализация в обучении - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей детей во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются
2) Дифференциация обучения - особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации
Псих. основании дифференциации и индивидуализации обучения является:
- уровень обученности и обучаемости
- уровень общих умственных способностей
- скорость усвоения
- индивидуальный стиль умственной деят-ти
- психофизические особенности учащихся
23. Особенности работы с одаренными детьми: понятие одаренность, признаки, категории одаренных детей, признаки одаренности.
Одаренность - системное, развивающаяся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Категории одарённых детей:
a. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
b. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
c. Дети с высокими творческими (художественными) способностями;
d. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
e. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада;
Признаки одарённости:
a. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
b. Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
c. Выдвижение новых цел ей деятельности за счет более глубокого овладения предметом;
d. Сформированность индивидуального стиля деятельности ("все делать по-своему");
e. Высокая структурированность знаний; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;
f. "клейкость" знаний (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию);
g. Высокая скорость и легкость обучения или замедленный темп обучения;
24. Факторы формирования у детей особых образовательных потребностей
Экзогенные факторы - возникшие по причинам лежащие вне организма (травмы, инфекции)
Эндогенные факторы - возникшие по причинам лежавшей во внутренней среде организма
25. Педагогический мониторинг.
Мониторинг сводится к диагностике индивидуальных достижений воспитанниковв процессе освоения программы. Такие показатели гуманистической образовательной модели, как умение, знания и навыки и способы творческой деятельности рассматриваются с позиции средств, которые способствуют развитию личностных качеств и ценностных ориентаций ребенка
Цели:
1) определение и анализ уровня достижений в художественно-эстетическом, познавательном, социально-личностном, физическом и речевом развитиях в соответствии с нормативными показателями
2) контроль диагностики развития личностных качеств и последующего психолого-педагогического сопровождения детей
(2 раза в год)
26. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
Оценочное высказывание педагога представляет собой вербальное заключительное мнение взрослого, содержащие отношение говорящего к ребенку и ситуации и обеспечивающее в зависимости от цели взаимодействия с дошкольником
Деструктивная (разрушающая) пед. оценка содержит критерии о ребенке, его личностных качествах, поведении, действиях и их результатах
Конструктивная (развивающая) пед.
оценка предполагает не только позитивную оценку качеств, но проецирует возможность дальнейшего приобретения, обогащения субъективного опыта на основе совершенствования дошкольника
27. Основные дидактические понятия и их соотношение
Основными категориями дидактики являются:
a. Преподавание - упорядоченная деят-ть педагога по реализации цели обучения
b. Учение - процесс, в ходе которого на основе познания возникают новые формы поведения и деят-ти
c. Обучение - упорядоченое взаимодействие педагога с учащимися
d. Образование - овладение обучающимися научными знаниями, умениями и навыками
e. Знания - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека
f. Умения - овладение способам применения усвоенных знаний на практике
g. Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
h. Цель - то, к чему стремится обучение, будущее на котоое направлены его усилия
i. Содержание - система научных знаний, практических умений и навыков и т.п, которыми необходимо овладеть
j. Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы
k. Формы - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания
l. Методы - путь достижения цели и задач обучения
m. Средства - предметная поддержка учебного процесса
n. Результаты обучении -ьэто то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели
28. Документы, регламентирующие содержание дошкольного образования.
Закон - ФГОС ДОУ - ООП ДОУ - программа группы - КТП
29. Педагогика как наука.
Структура пед.науки:
- ясильная педагогика
- дошкольная педагогика
- педагогика школы
- педагогика среднего спец. образования
30. Занятие
- Это организаионная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую пед. цель, дидак-ие задачи, содержание, методы и средства обучения)
Занятие - это:
a. основная форма организации позновательной активности ребенка;
b. динамическая, совершенствующаяся процессуальная система
c. элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализации определенной части учебной программы
d. единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности
Признаки:
a. По временному промежутку (от 10-15 мин. младш.дош.возраст; до 30-35 мин старш. дош.возраст)
b. занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности
c. занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения
31. Связь педагогики с другими науками, дошкольная педагогика в системе педагогических наук.
Современная педагогика имеет разветвленную структуру, обусловленную большим объемом накопительных знаний и разнообразием связей с различными науками с потребностями человека и общества
32. Педагогическая технология как понятие педагогики. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
33. Содержание воспитания: понятие, закономерности и принципы его реализации. Особенности реализации принципа гуманизации в содержании воспитания дошкольников.
Закономерности воспитания - объективно существующие, поверяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса.
Выделяют внутренние и внешние закономерности воспит. процесса.
Внешние : цели, содержание и методы воспитания всегда носят условленный характер
Внутренние : характеризируют связи между компонентами воспит. процесса; характером деят-ти педагога и деят-тью воспитанника
Принципы:
1) индивидуализация
2) культуросообразность
3) дифференциация
4) гуманизация
Реализация гуманизации требует от педагога:
1) Уважения прав и свобод воспитанника
2) Предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований
3) Уважения к позиции воспитанника даже когда, он отказывается выполнять предъявляемые ему требования
4) Уважения права воспитанника быть самим собой
5) Ненасильственного формирования требуемых качеств
34. Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания и обучения в ДОУ.
Реализация индивидуального подхода предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития
35. Особенности развития одарённости дошкольников по возрастам
Одаренность - системное, развивающиеся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деят-ти по сравнению с другими людьми.
36. Рекомендации по развитию одарённых детей дошкольного возраста.
- вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстников
- моделирование для детей ситуаций незавершенности и открытости деят-ти и мышления
- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов
37. Причины уязвимости одарённых детей
- стремление к совершенству
- ощущение неуязвимости
- нереалистические цели
- сверхчувствительность
- потребность во внимании взрослых
- нетерпимость
38. Методики выявления одарённости.
Основными методами являются наблюдение и эксперимент.
39. Этапы психолого-педагогического сопровождения развития одарённого ребенка в ДОУ.
1 этап: Предполагают открытие, консультацию в развитии ребенка его интересов, одаренности
2 этап: уточнение выявленных способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума.
3 этап: создание условий для развития одаренных детей : проведение развивающей работы с ребенком в кружках; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.
4 этап: анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка.
40. Мотивационный аспект поведения одарённого ребенка.
- повышенная избирательная чувствительность к предметной действительности
- повышенная познавательная потребность
- ярко выраженный интерес к занятием или сферам деят-ти, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело
- предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации, непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов
- высокая потребность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении.
21. Правила и приемы развития мотивации к обучению.
Приемы:
a. Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
b. Просьба произнести, сказать слово (это платье).
c. Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").
d. Подсказывание нужного слова.
e. Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).
Способы с помощью которых можно повысит мотивацию ребенка:
— Поощрять исследование окружающей среды
— Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
— Хвалить ребёнка за совершённые достижения
— Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
— По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
— Стимулировать языковое и символическое общение.
22. Дифференциация и индивидуализация в обучении и воспитании.
1)Индивидуализация в обучении - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей детей во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются
2) Дифференциация обучения - особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации
Псих. основании дифференциации и индивидуализации обучения является:
- уровень обученности и обучаемости
- уровень общих умственных способностей
- скорость усвоения
- индивидуальный стиль умственной деят-ти
- психофизические особенности учащихся
23. Особенности работы с одаренными детьми: понятие одаренность, признаки, категории одаренных детей, признаки одаренности.
Одаренность - системное, развивающаяся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Категории одарённых детей:
a. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
b. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
c. Дети с высокими творческими (художественными) способностями;
d. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
e. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада;
Признаки одарённости:
a. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
b. Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
c. Выдвижение новых цел ей деятельности за счет более глубокого овладения предметом;
d. Сформированность индивидуального стиля деятельности ("все делать по-своему");
e. Высокая структурированность знаний; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;
f. "клейкость" знаний (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию);
g. Высокая скорость и легкость обучения или замедленный темп обучения;
24. Факторы формирования у детей особых образовательных потребностей
Экзогенные факторы - возникшие по причинам лежащие вне организма (травмы, инфекции)
Эндогенные факторы - возникшие по причинам лежавшей во внутренней среде организма
25. Педагогический мониторинг.
Мониторинг сводится к диагностике индивидуальных достижений воспитанниковв процессе освоения программы. Такие показатели гуманистической образовательной модели, как умение, знания и навыки и способы творческой деятельности рассматриваются с позиции средств, которые способствуют развитию личностных качеств и ценностных ориентаций ребенка
Цели:
1) определение и анализ уровня достижений в художественно-эстетическом, познавательном, социально-личностном, физическом и речевом развитиях в соответствии с нормативными показателями
2) контроль диагностики развития личностных качеств и последующего психолого-педагогического сопровождения детей
(2 раза в год)
26. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
Оценочное высказывание педагога представляет собой вербальное заключительное мнение взрослого, содержащие отношение говорящего к ребенку и ситуации и обеспечивающее в зависимости от цели взаимодействия с дошкольником
Деструктивная (разрушающая) пед. оценка содержит критерии о ребенке, его личностных качествах, поведении, действиях и их результатах
Конструктивная (развивающая) пед.
оценка предполагает не только позитивную оценку качеств, но проецирует возможность дальнейшего приобретения, обогащения субъективного опыта на основе совершенствования дошкольника
27. Основные дидактические понятия и их соотношение
Основными категориями дидактики являются:
a. Преподавание - упорядоченная деят-ть педагога по реализации цели обучения
b. Учение - процесс, в ходе которого на основе познания возникают новые формы поведения и деят-ти
c. Обучение - упорядоченое взаимодействие педагога с учащимися
d. Образование - овладение обучающимися научными знаниями, умениями и навыками
e. Знания - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека
f. Умения - овладение способам применения усвоенных знаний на практике
g. Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
h. Цель - то, к чему стремится обучение, будущее на котоое направлены его усилия
i. Содержание - система научных знаний, практических умений и навыков и т.п, которыми необходимо овладеть
j. Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы
k. Формы - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания
l. Методы - путь достижения цели и задач обучения
m. Средства - предметная поддержка учебного процесса
n. Результаты обучении -ьэто то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели
28. Документы, регламентирующие содержание дошкольного образования.
Закон - ФГОС ДОУ - ООП ДОУ - программа группы - КТП
29. Педагогика как наука.
Структура пед.науки:
- ясильная педагогика
- дошкольная педагогика
- педагогика школы
- педагогика среднего спец. образования
30. Занятие
- Это организаионная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую пед. цель, дидак-ие задачи, содержание, методы и средства обучения)
Занятие - это:
a. основная форма организации позновательной активности ребенка;
b. динамическая, совершенствующаяся процессуальная система
c. элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализации определенной части учебной программы
d. единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности
Признаки:
a. По временному промежутку (от 10-15 мин. младш.дош.возраст; до 30-35 мин старш. дош.возраст)
b. занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности
c. занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения
31. Связь педагогики с другими науками, дошкольная педагогика в системе педагогических наук.
Современная педагогика имеет разветвленную структуру, обусловленную большим объемом накопительных знаний и разнообразием связей с различными науками с потребностями человека и общества
32. Педагогическая технология как понятие педагогики. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
33. Содержание воспитания: понятие, закономерности и принципы его реализации. Особенности реализации принципа гуманизации в содержании воспитания дошкольников.
Закономерности воспитания - объективно существующие, поверяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса.
Выделяют внутренние и внешние закономерности воспит. процесса.
Внешние : цели, содержание и методы воспитания всегда носят условленный характер
Внутренние : характеризируют связи между компонентами воспит. процесса; характером деят-ти педагога и деят-тью воспитанника
Принципы:
1) индивидуализация
2) культуросообразность
3) дифференциация
4) гуманизация
Реализация гуманизации требует от педагога:
1) Уважения прав и свобод воспитанника
2) Предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований
3) Уважения к позиции воспитанника даже когда, он отказывается выполнять предъявляемые ему требования
4) Уважения права воспитанника быть самим собой
5) Ненасильственного формирования требуемых качеств
34. Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания и обучения в ДОУ.
Реализация индивидуального подхода предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития
35. Особенности развития одарённости дошкольников по возрастам
Одаренность - системное, развивающиеся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деят-ти по сравнению с другими людьми.
36. Рекомендации по развитию одарённых детей дошкольного возраста.
- вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстников
- моделирование для детей ситуаций незавершенности и открытости деят-ти и мышления
- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов
37. Причины уязвимости одарённых детей
- стремление к совершенству
- ощущение неуязвимости
- нереалистические цели
- сверхчувствительность
- потребность во внимании взрослых
- нетерпимость
38. Методики выявления одарённости.
Основными методами являются наблюдение и эксперимент.
39. Этапы психолого-педагогического сопровождения развития одарённого ребенка в ДОУ.
1 этап: Предполагают открытие, консультацию в развитии ребенка его интересов, одаренности
2 этап: уточнение выявленных способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума.
3 этап: создание условий для развития одаренных детей : проведение развивающей работы с ребенком в кружках; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.
4 этап: анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка.
40. Мотивационный аспект поведения одарённого ребенка.
- повышенная избирательная чувствительность к предметной действительности
- повышенная познавательная потребность
- ярко выраженный интерес к занятием или сферам деят-ти, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело
- предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации, непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов
- высокая потребность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении.