Файл: Практическая работа 1 Вопросы Выпишите какие методы сследования сенсорных анлизторах систем вы знаете.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стадия
тревоги Стадия
адаптации
Стадия
истощения
БОЛЕЗНЬ
Время
4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти. Г.
Селье обобщил все результаты своих исследований и пришел
к выводу, что развитие стрессовой ситуации проходит три стадии, который он назвал общим адаптационным синдромом.
10
Первая стадия проявляется при первом появлении
стрессора и носит название стадия тревоги. Для этой стадии
характерны снижение уровня резистентности организма, нарушение некоторых соматических и вегетативных функций.
Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы
саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции
эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на
этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.
Вторя стадия, стадия резистентности (сопротивления), наступает при продолжительном воздействии стрессора, когда возникает необходимость поддержания защитных
реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним
условиям напряжения функциональных систем.
Третья стадия – это стадия истощения. Наступает при
нарушении механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно
интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не
только функциональные нарушения, но и морфологические
изменения в организме.
Эти три фазы развития стресса можно проследить на
большом отрезке времени. Интенсивность реакций человека
зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от
личностной значимости действующего фактора.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССА И ЕГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Истоки стресса находятся не в психике, а в мозге человека и он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых.
У человека, попавшего в некомфортную ситуацию, которая
так же может плохо для него закончиться, мозг автоматиче-
11
ски начинает выстраивать защиту, т.е. происходит адаптация
человека к изменяющимся условиям. Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это
может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.
Стресс может негативно отражаться на функционировании всех органов и систем, приводить к комплексным
биохимическим и физиологическим нарушениям, например,
повышенной утомляемости, снижению иммунитета, изменению массы тела, частым проявлениям недомоганий. Очень
часто в такой период у людей ощущаются затруднения при
дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные
ощущения при работе пищеварительных органов и т.д. При
этом надо всегда помнить, что особенно опасны эмоциональные проявления стрессового напряжения, поскольку они
затрагивают разнообразные стороны психики, эмоциональный фон и придают пессимистический оттенок. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия,
раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных
состояний.
Психологический стресс обусловлен субъективными и
объективными причинами. К субъективным причинам можно отнести:
• несоответствие ожидаемых и реальных событий;
• стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания
родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и
делая его поведение неадекватным;
• стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;
• несоответствие виртуального и реального миров;
• стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности
и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими);
• невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потреб-
12
ности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации);
• неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные
предубеждения, неправомерные требования и т.д.);
• неадекватная реализация условных сигналов.
К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести:
• условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая
работа и т.д.);
• взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми);
• экономические факторы;
• политические факторы;
• чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства).
Субъективные и объективные причины стрессовых
ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как,
например нарушение психомоторики, которое проявляется в
дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания,
нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции.
К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное
время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса. При этом часто наблюдаются профессиональные нарушения, т.е. увеличивается количество ошибок
на работе, проявляющаяся в низкой продуктивности рабочей
деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий. Эти факторы могут
привести к нарушению социально-ролевых функций, что проявляется в снижении сензитивности, увеличении конфликтности, проявлении антисоциального поведения, нарушении
сна, нехватке времени, повышенной утомляемости, спешке,
проблемам при общении.
тревоги Стадия
адаптации
Стадия
истощения
БОЛЕЗНЬ
Время
4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти. Г.
Селье обобщил все результаты своих исследований и пришел
к выводу, что развитие стрессовой ситуации проходит три стадии, который он назвал общим адаптационным синдромом.
10
Первая стадия проявляется при первом появлении
стрессора и носит название стадия тревоги. Для этой стадии
характерны снижение уровня резистентности организма, нарушение некоторых соматических и вегетативных функций.
Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы
саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции
эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на
этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.
Вторя стадия, стадия резистентности (сопротивления), наступает при продолжительном воздействии стрессора, когда возникает необходимость поддержания защитных
реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним
условиям напряжения функциональных систем.
Третья стадия – это стадия истощения. Наступает при
нарушении механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно
интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не
только функциональные нарушения, но и морфологические
изменения в организме.
Эти три фазы развития стресса можно проследить на
большом отрезке времени. Интенсивность реакций человека
зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от
личностной значимости действующего фактора.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССА И ЕГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Истоки стресса находятся не в психике, а в мозге человека и он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых.
У человека, попавшего в некомфортную ситуацию, которая
так же может плохо для него закончиться, мозг автоматиче-
11
ски начинает выстраивать защиту, т.е. происходит адаптация
человека к изменяющимся условиям. Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это
может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.
Стресс может негативно отражаться на функционировании всех органов и систем, приводить к комплексным
биохимическим и физиологическим нарушениям, например,
повышенной утомляемости, снижению иммунитета, изменению массы тела, частым проявлениям недомоганий. Очень
часто в такой период у людей ощущаются затруднения при
дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные
ощущения при работе пищеварительных органов и т.д. При
этом надо всегда помнить, что особенно опасны эмоциональные проявления стрессового напряжения, поскольку они
затрагивают разнообразные стороны психики, эмоциональный фон и придают пессимистический оттенок. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия,
раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных
состояний.
Психологический стресс обусловлен субъективными и
объективными причинами. К субъективным причинам можно отнести:
• несоответствие ожидаемых и реальных событий;
• стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания
родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и
делая его поведение неадекватным;
• стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;
• несоответствие виртуального и реального миров;
• стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности
и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими);
• невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потреб-
12
ности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации);
• неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные
предубеждения, неправомерные требования и т.д.);
• неадекватная реализация условных сигналов.
К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести:
• условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая
работа и т.д.);
• взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми);
• экономические факторы;
• политические факторы;
• чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства).
Субъективные и объективные причины стрессовых
ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как,
например нарушение психомоторики, которое проявляется в
дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания,
нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции.
К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное
время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса. При этом часто наблюдаются профессиональные нарушения, т.е. увеличивается количество ошибок
на работе, проявляющаяся в низкой продуктивности рабочей
деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий. Эти факторы могут
привести к нарушению социально-ролевых функций, что проявляется в снижении сензитивности, увеличении конфликтности, проявлении антисоциального поведения, нарушении
сна, нехватке времени, повышенной утомляемости, спешке,
проблемам при общении.