Файл: Размещение таможенных органов, принципы и факторы, влияющие на эффективность их размещения..docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поволжский институт УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 38.05.02. Таможенное дело
Образовательная программа: Таможенные платежи и валютный контроль
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика таможенного дела»
на тему:
«Размещение таможенных органов, принципы и факторы, влияющие на эффективность их размещения.»
Автор работы:
студент 4 курса z141 гр.
заочной формы обучения
Тынков Александр Сергеевич
___________________________
Руководитель работы:
должность, звание:
Ф.И.О. ______________________
Оценка______________________
Подпись_____________________
«____» _________2023 г.
Саратов 2023 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты в построении организационной и территориальной структуры таможенных органов в Российской Федерации..5
1.1 Задачи и принципы размещения таможенных органов………………….…5
1.2 Факторы, влияющие на размещение таможенных органов………………12
Глава 2. Практика размещения таможен и таможенных постов на территории Российской Федерации …………………………………………………………18
2.1 Методы оценки эффективности построения организационной структуры и территориального размещения таможенных органов РФ…………………….18
2.2. Анализ и оценка эффективности размещения таможенных органов………………………………………………………….………...………22
Заключение………………………………………………………………..……...28
Библиографический список…………………………………..…………….…...30
Введение
Сегодня, одним из главных факторов, оказывающих влияние на эффективность работы таможенной службы, является рациональное размещение таможенных органов. В нашей стране таможенные органы располагаются в местах пересечения таможенной границы с транспортными магистралями, в морских, речных портах и аэропортах, открытых для международного сообщения, в крупных городах, где высока концентрация участников внешнеэкономической деятельности и потребителей импортируемых товаров, а также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортеров, например, как Московский и Волгоградский нефтеперерабатывающие заводы, Челябинский и Новолипецкий металлургические комбинаты, завод «Электросталь» и другие. ФТС России постоянно ведет поиск оптимального территориального размещения таможенных органов, который не прекращается и по сей день.
На сегодняшний день, научной теории по размещению таможенной службы пока не существует, но это совсем не значит, что таможенные органы Российской Федерации размещены как угодно, то есть без учета каких-либо факторов и принципов. При размещении таможенных органов по территории и на границах, занимающиеся этим люди учитывают целый ряд условий, руководствуются комплексом принципов и факторов и используют различные методы. Но в некоторых случаях создание таможенных органов не всегда является экономически эффективным, то есть отсутствие интенсивных товара - и пассажиропотоков. А, кроме того, часто и не оцениваются реальные возможности функционирования таможенных учреждений, обеспечения их кадрами и материальными ресурсами.
Также нужно учитывать, что размещение региональных таможенных управлений будет отличаться от размещения, например, таможен, а те, в свою очередь, от таможенных постов. Поэтому для каждой структурной единицы таможенной службы выделяют свои принципы, факторы и методы размещения, но наравне и с особенными существуют также и общие для всех структурных единиц, которых гораздо больше, чем особенных. На основе всего вышесказанного и вытекает актуальность данного курсового проекта.
Объектом исследования является таможенная деятельность на территории Российской Федерации.
Предмет исследования – применение принципов и факторов размещения таможенных органов.
Цель курсового проекта – изучить организационную структуру и территориальное размещение таможенных органов РФ.
Исходя из указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть задачи и принципы размещения таможенных органов.
2. Изучить факторы, влияющие на размещение таможенных органов.
3. Охарактеризовать методы оценки эффективности построения организационной структуры и территориального размещения таможенных органов Российской Федерации.
4. Проанализировать эффективности размещения таможенных органов.
Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики. В качестве методов исследования применялись общие и частные методы, включая сравнительный, исторический, системный анализ исследуемых явлений и результатов.
Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты в построении организационной и территориальной структуры таможенных органов в Российской Федерации
1.1 Задачи и принципы размещения таможенных органов
Таможенное дело в России осуществляют таможенные органы, которые реализуют экономические и организационные правоотношения в области таможенного дела.
Так, Б.Н. Габричидзе отмечает, что таможенный орган – «орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным, действующий от имени государства и наделённый властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях управления с помощью присущих ему форм и методов деятельности». Здесь, очевидно, используется расширительное толкование специальной сферы государственного управления, в которой действуют таможенные органы1.
Понятие такой специальной сферы использовал при определении таможенных органов и К.К. Сандровский: «Таможенные органы можно определить как государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в специальной сфере государственного управления, связанной с пропуском через государственную границу различного рода грузов, в том числе багажа и валютных ценностей, а также транспортных средств, служащих для перевозки пассажиров и грузов»2.
О.Ю. Бакаева приводит следующее определение таможенного органа: «Таможенный орган представляет собой государственный орган, наделённый специальной компетенцией, осуществляющий функции контроля и надзора в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли», «контрольно-надзорные функции таможенных органов охватывают их правоприменительную деятельность, включая финансовую и правоохранительную».
С учетом изложенного выше, таможенные органы можно определить как государственные органы исполнительной власти, действующие от имени государства и наделенные властными полномочиями, которые позволяют осуществлять правоохранительные и фискальные функции в области таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности.
Согласно ст. 9 ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г. таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему3. Система таможенных органов является единой
, имеет строго иерархичную структуру построения, вертикальное подчинение, и вычленение из нее какого-либо элемента с приданием ему особого статуса неправомерно. Система таможенных органов характеризуется наличием звеньев и представляет собой четырехзвенную структуру.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» система таможенных органов включает4:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (федеральная таможенная служба);
- региональные таможенные управления;
- таможни;
- таможенные посты.
Каждое звено системы таможенных органов наделено самостоятельной компетенцией по реализации функций и задач, возложенных на него, а также полномочия каждого органа следует рассматривать в общей системе прав и обязанностей таможенных органов.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 3145, и Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной таможенной службы» от 11.05.2006 № 4736 таможенные органы вновь обрели самостоятельность, которой были лишены. Однако фактически контроль за деятельностью в области таможенного дела осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. Возможность создания Федеральной таможенной службой России территориальных органов непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации, в которой указывается, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы.
Каждое звено системы таможенных органов наделено самостоятельной компетенцией по реализации функций и задач, возложенных на него, а также полномочия каждого органа следует рассматривать в общей системе прав и обязанностей таможенных органов. Типовые положения о региональных таможенных управлениях и таможнях предусматривают, что для реализации задач и функций в установленной сфере деятельности региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты имеют права и обязанности, которые обусловлены различными управленческими функциями и конкретными полномочиями. Комплекс прав и обязанностей определяет компетенцию таможенного органа и представляет собой меру юридически возможной или юридически необходимой деятельности.
Размещение таможенных органов на территории Российской Федерации является важнейшим элементом организации таможенного дела. Согласно положению ФТС РФ обязана обеспечить в пределах своей компетенции единство таможенной территории России, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления (РТУ) и таможни, таможенные лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ7.
Размещение таможенных органов по территории страны должно решать следующие задачи:
- обеспечение единства отраслевого и территориального развития;
- обеспечение обоснованных отраслевых и территориальных пропорций;
- обеспечение совершенствования общественного разделения труда между видами работ и экономическими ресурсами;
- образование новых производств.
Современная таможенная политика исходит из того, что общественное производство, внешнеэкономическая деятельность, торговое и таможенное дело требуют рационального размещения их организаций, планомерного и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечение комплексного развития экономики страны в целом и ее экономических районов в целях роста производительности общественного труда, повышения благосостояния населения и улучшение экологических условий. Размещение таможенных организаций по территории страны должно осуществляться на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической, санитарной и др.