Файл: программа мероприятий по финансовой грамотности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Интерактивные форматы

в финансовом воспитании школьников 5-8 классов»



«ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»


Автор (ФИО):

Матвеева Ирина Юрьевна

Место работы:

МОУ «СОШ №13» г. Воркуты

Должность:

Учитель математики

E-mail:

kartinka1998@yandex.ru

Концепция Программы мероприятий


  1. Образовательная цель и задачи Программы мероприятий

Образовательная цель: повышение финансовой грамотности обучающихся 5-8 классов – участников школьных лагерей.

Задачи:

1) повысить мотивацию обучающихся к освоению финансовой грамотности;

2) сформировать у школьников знания по финансовой грамотности;

3) развить у обучаемых умения пользоваться полученными знаниями в процессе принятия финансовых решений;

4) сформировать установки на ответственное принятие финансовых решений;

5) развивать финансовую культуру детей.

Образовательная цель и задачи будут достигнуты через проведение занятий для ребят по программе для 5-6 классов и по программе для 7-8 классов. Практико-ориентированный подход и игровая форма занятий, позволят развить у обучающихся финансовые компетенции. В ходе проведения запланированных мероприятий школьники научатся принимать решения и испытать на себе последствия этих решений, получат возможность «пережить» определенные трудности выбора и выхода из конкретных ситуаций. Выполнение задач возможно при проведении в течение недели цикла мероприятий для 5-6 и 7-8 классов.


  1. Формат реализации Программы мероприятий

Каждый год на базе МОУ «СОШ №13» г. Воркуты организовывается летний отдых детей в пришкольном летнем лагере. В программу лагеря можно включить мероприятия по повышению финансовой грамотности школьников в рамках тематической недели. Формат пришкольного лагеря отлично подходит для активизации игровых установок детей и проведения мероприятий, направленных на коммуникацию, решение интерактивных заданий, имитацию реальных жизненных ситуаций.

Программа мероприятий для 5-6 классов (возраст участников 10-12 лет)

День недели

Название мероприятия

Кол-во часов/режим занятий

Понедельник

МК «Потребности и ресурсы»

1/1000 – 1045

Вторник

ДИ «Производство книг»

2/1000 – 1130

Среда

ДИ «Вернуть тотем»

2/1000 – 1130

Четверг

ПР «Совершенно секретно»

1/1000 – 1045

Пятница

СИ «Евротур»

2/1000 – 1130

Суббота

ИШ «Финансовый гений»

2/1000 – 1130

 

Программа мероприятий для 7-8 классов (возраст участников 13-14 лет)

День недели

Название мероприятия

Кол-во часов/режим занятий

Понедельник

СИ «Реклама в нашей жизни»

2/1000 – 1130

Вторник

МК «Выбор профессии»

1/1000 – 1045

Среда

МК «Банковские карты»

1/1000 – 1045

Четверг

ДИ «Цифровой двойник»

1/1000 – 1045

Пятница

ПР «Празднование дня рождения»

1/1000 – 1045

Суббота

ПР «Дискуссионный клуб»

2/1000 – 1130



  1. Примерный план мероприятий

Примерный план мероприятий для 5-6 классов

Тема /

тематический

блок

Перечень мероприятий

(наименования и форматы)

Ключевые образовательные результаты

Потребности

и расходы

Мастер-класс

«Потребности и ресурсы»

  1. Знать основные виды и свойства потребностей

  2. Знать основные виды и свойства доступных человеку ресурсов

  3. Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью какие ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить

  4. Уметь определять и формулировать актуальные потребности

  5. Уметь формулировать способы удовлетворения потребности

Доходы

Деловая игра

«Производство книг»

  1. Понимать основные принципы разделения труда

  2. Понимать преимущества и ограничения разделения труда

  3. Уметь определять, как навыки отдельного работника влияют на конечный результат деятельности и как эффективно использовать эти навыки

  4. Понимать, как эффективно использовать ресурсы в рамках трудового процесса

  5. Понимать, что на результат труда влияет не только скорость выполнения задач, но и качество

Платежные

средства

Деловая игра

«Вернуть тотем»

  1. Понимать, что деньги упрощают и ускоряют обмен товарами и услугами (универсальное средство обмена)

  2. Понимать, что деньги являются «непортящимся» ресурсом, пригодным для обмена в будущем (средство сбережения)

Мошенничество

Практикум

«Совершенно секретно»

  1. Знать, какие сведения являются секретными (нельзя сообщать никому): ПИН и CVV-коды карты, пароли

  2. Знать, какая информация является личной

  3. Понимать, что секретная и личная информация, передаваемая кому-то лично или размещаемая в свободном доступе (например, социальных сетях) может быть использована злоумышленниками для кражи денег

Управление

финансами

Станционная игра

«Евротур»

  1. Понимать необходимость планирования бюджета и учета фактических расходов и доходов

  2. Уметь планировать (и корректировать) бюджет

  3. Уметь распознавать ситуации/события, требующие корректировки бюджета

  4. Уметь составлять план (смету) расходов (путем сложения сумм расходов по разным статьям)

  5. Знать, какие расходы являются обязательными (не могут быть отложены, сокращены)

  6. Уметь определять приоритеты расходов (ранжировать по «важности») в заданной ситуации

  7. Уметь принимать решения о расходах с учетом приоритетов и ограничения по ресурсам в заданной ситуации

Окружающий

финансовый мир

Интеллектуальное шоу

«Финансовый гений»

Повторение и закрепление знаний по темам:

  1. «Потребности и расходы»

  2. «Доходы»

  3. «Платежные средства»

  4. «Мошенничество»

  5. «Управление финансами»



Примерный план мероприятий для 7-8 классов

Тема /

тематический

блок

Перечень мероприятий

(наименования и форматы)

Ключевые образовательные результаты

Потребности

и расходы

Станционная игра

«Реклама в нашей жизни»

  1. Понимать, что основная функция рекламы – убедить купить товар/услугу

  2. Понимать, что реклама может формировать ложные потребности (заставлять желать того, что человеку в действительности не нужно)

  3. Понимать и уметь распознавать основные приемы рекламы: исключительность товара/услуги, обещание большего (вы покупаете не просто товар, но и возможность изменить свою жизнь, себя) и т.п.

  4. Уметь различать факты и оценочные суждения

Доходы

Мастер-класс

«Выбор профессии»

  1. Осознавать необходимость обеспечивать постоянное поступление дохода

  2. Понимать, что заработная плата / предпринимательский доход является основным источником дохода человека в трудоспособном возрасте

  3. Понимать, что заработная плата является вознаграждением за труд (за вложенные ресурсы)

Платежные

средства

Мастер-класс

«Банковские карты»

  1. Знать и понимать возможности, ограничения и особенности наличных и безналичных платежей

  2. Понимать, что способ / форму платежа необходимо выбирать для конкретной ситуации, с учетом возможностей, ограничений и особенностей разных способов платежа

  3. Знать основные особенности использования платежных терминалов

  4. Знать основные особенности пользования электронными платежными системами (электронными кошельками)

  5. Знать основные особенности пользования бесконтактными средствами платежа

  6. Уметь выбирать способ / форму платежа для конкретной ситуации, с учетом возможностей, ограничений и особенностей разных способов платежа

Мошенничество

Деловая игра

«Цифровой двойник»

  1. Знать, какие сведения являются секретными (нельзя сообщать никому): ПИН и CVV-коды карты, пароли

  2. Знать, какая информация является личной

  3. Понимать, что секретная и личная информация, передаваемая кому-то лично или размещаемая в свободном доступе (например, социальных сетях) может быть использована злоумышленниками для кражи денег

  4. Знать и уметь применять порядок действий при обнаружении кражи и/или использования злоумышленниками секретной и /или личной информации: заблокировать карты, сменить пароли, сообщить о краже/взломе родителям и знакомым

Управление

финансами

Практикум

«Празднование дня рождения»

  1. Понимать необходимость выбора, какие расходы совершать, а какие отложить или исключить

  2. Уметь определять приоритеты расходов (ранжировать по «важности») в заданной ситуации

  3. Уметь принимать решения о расходах с учетом приоритетов и ограничения по ресурсам в заданной ситуации

Окружающий

финансовый

мир

Практикум

«Дискуссионный клуб»

  1. Уметь формулировать тезис (позицию)

  2. Уметь формулировать аргументы в защиту своих тезисов (позиции)

  3. Уметь выслушать тезис (позицию) собеседника (оппонента)





  1. Какие сценарии включила в свою Программу мероприятий? Почему выбрала именно эти сценарии?

В программу мероприятий пришкольного лагеря по финансовой грамотности школьников включила разные мероприятия для 5-6 и 7-8 классов с учётом уровня подготовки по финансовой грамотности, интересов детей, а также возрастных особенностей детей.

Запланированные мероприятия для проведения представлены ниже в таблице:

Сценарии мероприятий для 5-6 классов

Сценарии мероприятий для 7-8 классов

Модуль 1 «Потребности и расходы»

МК «Потребности и ресурсы»

СИ «Реклама в нашей жизни»

Модуль 2 «Доходы»

ДИ «Производство книг»

МК «Выбор профессии»

Модуль 3 «Платежные средства»

ДИ «Вернуть тотем»

МК «Банковские карты»

Модуль 4 «Мошенничество»

ПР «Совершенно секретно»

ДИ «Цифровой двойник»

Модуль 5 «Управление финансами»

СИ «Евротур»

ПР «Празднование дня рождения»

Модуль 6 «Окружающий финансовый мир»

ИШ «Финансовый гений»

ПР «Дискуссионный клуб

Сценарии выбраны с учетом имеющихся организационных и технических возможностей пришкольного летнего лагеря.

Расписание мероприятий

Понедельник

Классы

5 – 6

7 – 8

Название мероприятия

МК «Потребности и ресурсы»

СИ «Реклама в нашей жизни»

Время проведения (продолжительность)

1000 – 1045

(45 мин)

1000 – 1130

(90 мин)

Количество ведущих

1

4

Реквизиты

Компьютер, кликер, проектор, раздаточный материал

Бумага (12шт.), ручки (12шт.), фломастеры (4 набора), цветной мел/маркеры (4 набора)



Вторник

Классы

5 – 6

7 – 8

Название мероприятия

ДИ «Производство книг»

МК «Выбор профессии»

Время проведения (продолжительность)

1000 – 1130

(90 мин)

1000 – 1045

(45 мин)

Количество ведущих

1 (1 помощник)

1 (1 ассистент)

Реквизиты

Флипчарт, канцелярские принадлежности, мебель (столы, стулья)

Компьютер, проектор, раздаточный материал, ручки, бумага, мяч


Среда

Классы

5 – 6

7 – 8

Название мероприятия

ДИ «Вернуть тотем»

МК «Банковские карты»

Время проведения (продолжительность)

1000 – 1130

(90 мин)

1000 – 1045

(45 мин)

Количество ведущих

1

1 (1 ассистент)

Реквизиты

Мебель (6 столов, 30 стульев), 5 упаковок стикеров разных цветов, набор ручек, 1 экземпляр раздаточного материала, 1 экземпляр тотемов

Компьютер, проектор, раздаточный материал, ручки, бумага, мебель


Четверг

Классы

5 – 6

7 – 8

Название мероприятия

ПР «Совершенно секретно»

ДИ «Цифровой двойник»

Время проведения (продолжительность)

1000 – 1045

(45 мин)

1000 – 1045

(45 мин)

Количество ведущих

1 модератор на команду

в 15 человек

1

Реквизиты

Стулья, карточки для участников, карточки для шпионов

Мебель (6 столов, 30 стульев), 1 ноутбук, 1 проектор, 1 экран, актовый зал