Файл: Средства и методы воспитания общей выносливости у детей в возрасте 1315 лет по средствам тренировочных занятий по хоккею.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет среднего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 13-15 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ХОККЕЮ.


Автор работы __________________________________________В. В. Шмаков
Направление подготовки 49.02.01 Педагогическое образование

Профиль Физическая культура.
Руководитель работы

преподаватель__________________________________________ А. А. Белов
Оценка _________________

Саранск 2023

Оглавление

Введение .................................................................................................................3-6

Глава 1. Теоретические аспекты развития общей выносливости у детей

13-15 лет по средствам тренировочных занятий по хоккею

1.1. Характеристика выносливости, как физического качества .............7-11

1.2. Биохимические основы выносливости хоккеиста ..........................11-16

1.3. Физиологические аспекты выносливости детей в возрасте

13-15 лет ....................................................................................................16-18

1.4. Средства и методы воспитания общей выносливости детей по

средствам тренировочных занятий по хоккею .......................................18-22

Глава 2. Разработанная методика развития общей выносливости у детей в возрасте 13-15 лет

2.1. Подборка упражнений, как средство развития общей выносливости

юных хоккеистов .....................................................................................23-27

Заключение...........................................................................................................28-29

Список использованной литературы.................................................................30-32

Введение
Непрерывный рост спортивных достижений, все возрастающие тренировочные и соревновательные нагрузки, предъявляют соответственно строгие требования к качеству спортивных занятий, эффективности их воздействия.

Усилиями отечественных ученых и практиков в стране разработаны основы спортивной подготовки: ее периодизация, цели и задачи этапов, средства и методы спортивной тренировки, методы отбора и контроля. Наряду с этим важнейшее значение имеет создание единой системы многолетней подготовки, базирующейся на объективных закономерностях становления спортивного мастерства [3].

В отечественном хоккее физическая подготовка - основная база, на которой успешно формировалось высокое спортивное мастерство хоккеистов. Тому подтверждение - успехи команд Советского Союза, России во многих международных соревнованиях на уровне как юношеских, юниорских, так и взрослых команд.

Одной из тенденций в развитии современного хоккея является дальнейшее повышение интенсивности игры. Современный хоккеист должен играть в высоком темпе не только на протяжении одного матча, но и в ходе всего чемпионата или турнира. Он должен безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки. восстанавливать свою работоспособность в течении небольшого интервала отдыха в ходе занятий и игр. Т.е. эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в хоккее определяется уровнем развития выносливости [3,6].

Выносливость хоккеиста - это способность эффективно выполнять игровую и тренировочную деятельность без утомления и противостоять ей, когда она может возникнуть.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма [22].

Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения – сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе [2,11].

Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость.

Игрок, находясь на льду, тратит очень много энергии. Нагрузка повышается еще тем, что ему приходится передвигаться в нелегком снаряжении. Игрок должен научиться экономно, расходовать свою энергию и постоянно быть готовым к интенсивной нагрузке [26].

Актуальность. Вопрос о важности выносливости хоккеиста считаю актуальным в нашем хоккее. Без учета данного вопроса в современном хоккее, с увеличивающейся скоротечностью протекания игры, достичь высоких результатов невозможно.

Целенаправленное воспитание специальной выносливости у юных хоккеистов начинают с 13-ти летнего возраста. Ее развитие достигается преимущественно специальными упражнениями на льду, играми и игровыми упражнениями в режиме смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения.

К выполнению упражнений в анаэробно-гликолетическом режиме для развития специальной выносливости надо подходить осторожно. С этой целью вводятся тренировочные задания на повышение емкости и мощности гликолетического механизма энергообеспечения, которые характерны жесткими режимами работы[27,12].

Воспитанию выносливости на сегодняшний день необходимо уделять достаточное место во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми - в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно тренировке юных спортсменов [ 22,6 ]

Актуальность выбранной темы свидетельствует о необходимости исследования форм развития общей выносливости у юных хоккеистов.

Объектом исследования является процесс физического воспитания юных хоккеистов.

Предмет исследования - методика развития специальной выносливости юных хоккеистов 13-15 лет.

Методы исследования - анализ научно-методической литературы, разработка подборки упражнений на тренировочных занятиях.

Цель работы - проанализировать развитие специальной выносливости детей в возрасте 13-15 лет в хоккее с шайбой.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- изучить научно-методическую литературу по методике развития специальной выносливости юных хоккеистов;

-на основе полученных данных разработать подборку упражнений для улучшения специальной выносливости хоккеистов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении сформулированы цели, задачи, объект, предмет, актуальность, изученность темы.

В первой главе раскрывается теоретические аспекты развития общей выносливости у детей 13-15 лет по средствам тренировочных занятий по хоккею.

Во второй главе рассматривается разработанная, на основе изученной литературы, методика развития общей выносливости у юных хоккеистов. Предложена подборка упражнений, как средство развития общей выносливости с помощью тренировочных занятий.

Глава 1. Различные аспекты развития выносливости у детей 13-15 лет по средствам тренировочных занятий по хоккею

1.1 Характеристика выносливости, как физического качества
В настоящее время можно дать несколько определений понятия «выносливость», в которых разными словами показывают об одном и том же. Так одни под выносливостью понимают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности, другие понятие «выносливость» определяют через единство проявления психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека, позволяющих длительно противостоять утомлению при механической работе.

Сравнительный анализ этих двух определений понятия «выносливость» показывает их единый смысловой оттенок содержательной части понятия. В первом случае указывается на «комплекс свойств организма человека определяющих способность противостоять утомлению…» Во втором случае – «функции (психофизиологические и биоэнергетические) позволяющие противостоять утомлению…» Как видно, и в том, и другом случае, разными терминологическими средствами описали одно и то же .

Существует и еще одно общепризнанное определение понятия «выносливость», с педагогической точки зрения, наиболее точно отражающее это качество. Выносливость – это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности [22].

Утомлением называется вызванное работой временное снижение работоспособности. Оно (утомление) выражается в повышении трудности или в невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. В зависимости от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связанное с нагрузкой преимущественно на органы чувств), эмоциональное, физическое.

Во многих случаях утомление характеризуется комплексным ее проявлением. Так, например, в видах деятельности (спортивные и подвижные игры), где работа связана с большими физическими и эмоциональными нагрузками оно проявляется как психофизическое утомление.

Существуют виды деятельности, где присутствует нагрузка физического и сенсорного характера. Однако работа может характеризоваться и однонаправленным противостоянием утомлению. В спорте и физическом воспитании, в процессе двигательной деятельности в большей мере имеет место физическое утомление.

Степень развития выносливости измеряют по-разному.

Функциональные возможности организма человека, которые лимитируют продолжительность выполнения работы, определяют с помощью специализированных методик. Таких, как физиологических, биохимических, морфологических, биомеханических.

В педагогике мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

В игровых видах деятельности замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений, показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действий [26].

           В спортивной физиологии выносливость обычно связывают с выполнением таких спортивных упражнений, которые требуют участия большой мышечной массы (около половины и более всей мышечной массы тела) и продолжаются непрерывно в течение 2-3 мин. и более благодаря постоянному потреблению организмом кислорода обеспечивающего энергопродукцию в работающих мышцах преимущественно или полностью аэробным путем. Иначе говоря, в спортивной физиологии выносливость определяют, как способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно или исключительно аэробного характера [5,11].

Выносливость обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма. Она обуславливается многими факторами, но, прежде всего – деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние центральной нервной системы и работоспособность всех других органов систем, в том числе энергетической.

ЦНС приспосабливает свои функции к требованиям различной выносливости. При прочих равных условиях выносливость в наибольшей мере проявит спортсмен, имеющий лучшую подготовленность соответствующих органов и функций ЦНС.

В конечном счете, даже при самом высоком уровне всех факторов, определяющих выносливость, утомление возникает, прежде всего, в ЦНС [5,25].

При выполнении упражнений преимущественно аэробного характера скорость потребления кислорода тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки (скорость перемещения). Поэтому в видах спорта, требующих проявления большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями.

Аэробные возможности человека определяются, прежде всего, максимальной для него скоростью потребления кислорода. Чем выше МПК (максимальное потребление кислорода), тем больше абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки.

Кроме того, чем выше МПК, тем относительно легче и, потому, длительнее выполнение аэробной работы. Таким образом, чем выше МПК у спортсмена, тем более высокую скорость он может поддерживать на дистанции, тем, следовательно, выше (при прочих равных условиях) его спортивный результат в упражнениях, требующих проявления выносливости. Чем выше МПК, тем больше аэробная работоспособность (выносливость), т. е. тем больший объем работы аэробного характера способен выполнить человек.[2,5]

Для повышения выносливости необходимо регистрировать не только внешние показатели, но и внутренние функциональные.

Чем больше расстояние, тем больше времени нужно на его преодоление. Рассмотрим график, связывающий дистанцию со временем ее пробегания

V= ΔS/Δt (рис.1).

ΔS=a+vt, где а – дистанция анаэробных резервов, показывающая, какое расстояние человек может пробежать за счет анаэробных (без кислородных) источников энергии.

Р
исунок.1
. Графический метод расчета дистанции анаэробных резервов и критической скорости бега
У взрослого, хорошо тренированного человека это расстояние составляет в среднем 100-200 м и зависит от емкости анаэробных энергетических систем.

У ребенка дистанция анаэробных резервов значительно меньше. С возрастом и по мере повышения физической работоспособности она увеличивается.

Чем выше физическая работоспособность человека, тем больше критическая скорость.

Выносливость зависит не только от энергетического потенциала человека, но и от его умения экономно расходовать запас энергии.

В хоккее, где энергетические возможности спортсменов близки друг к другу, экономичность даже более важна, чем энергетический потенциал.
1.2 Биохимические основы выносливости хоккеиста
В хоккее, где требуется проявление большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями.

Аэробные возможности человека определяются, прежде всего, максимальной для него скоростью потребления кислорода. Чем выше МПК, тем больше аэробная работоспособность (выносливость), т. е. тем больший объем работы аэробного характера способен выполнить человек.

Абсолютные показатели МПК находятся в прямой связи с размерами (весом) тела.

Относительные показатели МПК у высококвалифицированных спортсменов находятся в обратной зависимости от веса тела. При беге и ходьбе выполняется значительная работа по вертикальному перемещению массы тела и, следовательно, при прочих равных условиях (одинаковой скорости передвижения), чем больше вес спортсмена, тем больше совершаемая им работа (потребление О2). Поэтому бегуны на длинные дистанции, как правило, имеют относительно небольшой вес тела (прежде всего за счет минимального количества жировой ткани и относительно небольшого веса костного скелета). Уровень МПК зависит от максимальных возможностей двух функциональных систем:

  • кислородтранспортной системы;

  • системы утилизации кислорода.

Функциональные свойства каждой из этих систем, в конечном счете, определяют кислородтранспортные возможности организма спортсмена. [11, 5]

Внешнее дыхание служит первым звеном кислородтранспортной системы. Оно обеспечивает организм кислородом из окружающего воздуха за счет легочной вентиляции и диффузии О2 через легочную (альвеолярно-капиллярную) мембрану в кровь.

У тренирующих выносливость спортсменов легочные объемы и емкости (за исключением дыхательного объема) в покое в среднем на 10-20% больше, чем у нетренированных.

С учетом размеров тела легочные объемы и емкости слабо коррелируют или вообще не коррелируют с МПК и спортивными результатами. Спортсмены с относительно небольшой ЖЕЛ могу иметь большие величины МПК и, наоборот, у высококвалифицированных спортсменов между ЖЕЛ и МПК невысокая корреляция. Однако у спортсменов, как и у нетренированных людей, при максимальной аэробной работе дыхательный объем (глубина дыхания) достигает 50- 55% ЖЕЛ. Поэтому большая легочная вентиляция невозможна у спортсменов с маленькой ЖЕЛ. для скорости потребления О2 4 л/Мин и более ЖЕЛ должна быть не менее 4,5л.

В связи с высокой скоростью потребления кислорода легочная вентиляция в течение всего времени выполнения упражнений на выносливость исключительно велика. При одной и той же рабочей легочной вентиляции частота дыхания у спортсменов меньше, чем у нетренированных людей. Следовательно, рост легочной вентиляции у спортсменов обеспечивается за счет увеличения дыхательного объема (глубины дыхания) в большей мере, чем за счет частоты дыхания.

Этому способствуют:

1) увеличенные легочные объемы;

2) большая сила и выносливость  дыхательных мышц;

3) повышенная растяжимость грудной  клетки и легких;

4) снижение сопротивления току  воздуха в воздухоносных путях.

Таким образом, главные эффекты тренировки выносливости отношении системы внешнего дыхания состоят в следующем:

- увеличение легочных объемов и емкостей;

-повышение мощности и эффективности (экономичности) внешнего дыхания;

- повышение диффузионной способности легких [11,2].

Многие показатели крови могут существенно влиять на аэробную выносливость. Прежде всего, от объема крови и содержания в ней гемоглобина зависят кислородтранспортные возможности организма.

Тренировка выносливости ведет к значительному увеличению объема циркулирующей кровь (ОЦК). У спортсменов он значительно больше, чем у нетренированных людей. Увеличение объема плазмы у спортсменов, тренирующих выносливость, связано с повышением общего содержания белков в циркулирующей крови. Это повышение отражает стимулируемый тренировкой выносливости усиленный синтез белков в печени (главным образом, альбуминов и глобулинов).

Увеличение ОЦК имеет очень большое значение для кислородтранспортных возможностей спортсменов, тренирующих выносливость, прежде всего, благодаря увеличению ОЦК центральный объем крови и венозный возврат к сердцу, что обеспечивает большой систолический объем крови.

Увеличенный ОЦК позволяет направлять большое количество крови в кожную сеть и таким образом увеличивает возможности организма для теплоотдачи во время длительной работы. «Излишек» плазмы дает также резерв для ее дополнительной потери во время работы (гемоконцентрации) без значительного повышения гематокрита крови. Это облегчает работу сердца при «прокачивании» больших количеств крови с высокой скоростью во время большой аэробной мощности. Кроме того, увеличенный объем плазмы обеспечивает большее разведение продуктов тканевого обмена поступающих в кровь во время работы (например, молочной кислоты), и тем самым снижает их концентрацию в крови [2,5].

Содержание гемоглобина в крови определяет ее кислородную емкость и, следовательно, ее кислородтранспортные возможности. Вместе с тем, у выносливых спортсменов ОЦК увеличен, поэтому у них общее количество эритроцитов и гемоглобина в крови пропорционально выше. В условиях покоя, несколько сниженная концентрация эритроцитов (уменьшенный гематокрит) у спортсменов имеет определенные преимущества, так как уменьшает нагрузку на сердце. У спортсменов, как и у неспортсменов при аэробной нагрузке любой мощности содержание О2 в артериальной крови не только не снижается, но и становится даже выше, чем в условиях покоя.

В упражнениях на выносливость между длиной соревновательной дистанции и концентрацией лактата в крови имеется обратная нелинейная зависимость: чем длиннее дистанция (больше время ее прохождения), тем меньше концентрация лактата в крови [25,5].

Содержание молочной кислоты мышечной работы зависит от трех основных факторов:

  • способности кислородтранспортной системы удовлетворять потребности работающих мышц в кислороде;

  • возможностей работающих мышц для аэробной и анаэробной  
    (гликолитической) энергопродукции;

  • способности организма утилизировать молочную кислоту,  
    поступающую из работающих мышц в кровь.

Концентрация глюкозы крови в условиях покоя одинакова у спортсменов и неспортсменов. При относительно кратковременных упражнениях на выносливость она имеет тенденцию к увеличению по отношению к уровню покоя, а при длительных упражнениях- к постепенному снижению (до 50-60 мг% против 80-I00 мг% в условиях покоя)[5].

Снижение ЧСС (брадикардия) является специфическим эффектом тренировки выносливости (ЧСС в покое может быть ниже 30 уд/мин, «рекордная» ЧСС покоя - 21 уд/мин).

Снижение ЧСС (частоты сердечных сокращений) повышает экономичность работы сердца, так как его энергетические запросы, кровоснабжение и потребление О2 увеличиваются тем больше, чем выше ЧСС. Поэтому при одном и том же сердечном выбросе (как в покое, так и при мышечной работе) эффективность работы сердца у тренированных спортсменов выше, чем у нетренированных людей.

Снижение ЧСС у выносливых спортсменов компенсируется за счет увеличения систолического объема. Чем ниже ЧСС в покое; тем больше систолический объем. Систолический объем увеличивается постепенно в результате продолжительной интенсивной тренировки выносливости и является следствием двух основных изменений в сердце:

  • увеличения объема (дилятации) полостей сердца;

  • повышении сократительной способности миокарда.

У высококвалифицированных спортсменов максимальная ЧСС обычно равняется 185-195 уд/мин, что на 10-15 уд/мин ниже, чем у неспортсменов. Это может быть следствием, как продолжительной многолетней тренировки, так и конституциональных (врожденных) особенностей. Не исключено, что к снижению максимальной ЧСС может вести самоувеличение объема сердца.

Максимальный сердечный выброс у спортсменов повышается исключительно за счет увеличения систолического объема. В какой степени увеличен систолический объем, в такой же повышается и максимальный сердечный выброс, следовательно, и МПК.

Увеличение систолического объема - это главный функциональный результат тренировки выносливости для сердечнососудистой системы и для всей кислородтранспортной системы в целом.

Главные эффекты тренировки выносливости в отношении сердечнососудистой системы состоят :

  • повышении производительности сердца, т.е. увеличении максимального сердечного выброса (за счет систолического объема);

  • увеличении систолического объема;

  • снижении ЧСС (брадикардии) как в условиях покоя так при стандартной работе;

  • повышении эффективности (экономичности) работы сердца;

  • более совершенном перераспределении кровотока между активными и неактивными органами и тканями тела [25,5].


1.3 Физиологические аспекты выносливости детей в возрасте 13-15 лет
  Существует возрастная периодизация, основанная на комплексе признаков к которым относятся: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы [17].

Основные физиологические особенности школьного возраста, во время которого обычно начинаются занятия большинством видов спорта, в том числе и хоккеем, заключаются в следующем: у человека химический состав крови отличается значительным постоянством, в школьном возрасте большинство его показателей достигают уровня взрослых.

Предъявление к организму повышенных требований при мышечной работе вызывает ответную реакцию крови, которая зависит от характера физических нагрузок.

Возрастные отличия скорости оседания эритроцитов выражаются замедленным восстановлением этой реакции до исходного уровня после длительных и интенсивных нагрузок у подростка сравнению со взрослыми.

В отличие от взрослых у детей в школьном возрасте при длительной и интенсивной работе наблюдается отчетливое увеличение вязкости крови, восстановление которой до исходной величины имеет затяжной характер (24 - 40 часов) после работы [2,5].

Поскольку взаимоотношения между обменом, функцией и кровоснабжением ткани существенно изменяются с возрастом, постольку раскрытие возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы имеет важное значение.

Деятельность сердечно-сосудистой системы часто является фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций растущего организма в процессе его адаптации, и объясняет различную “надежность“ взаимоотношений между гемодинамикой и обменом.

Так, например, при выполнении работы предельной мощности частоты сердечных сокращений составляет:

  • в 13 лет - 205 уд/мин;

  • в 14 лет – 201 уд/мин;

  • в 15 лет – 199 уд/мин. [25,5].

Гемодинамические обеспечения у детей старшего возраста достигаются более значительными, но менее длительными изменениями деятельности сердечнососудистой системы. С развитием и ростом организма увеличиваются его общие энергозатраты и возрастает потребность в кислороде, обеспечение которой связано с развитием функциональных систем, осуществляющих доставку кислорода в легкие, ткани.

В связи с этим рассмотрение в возрастном аспекте функции системы дыхания важно для понимания закономерностей развития организма, механизмов адаптации к условиям среды, дозирования физических нагрузок.

У детей поступление кислорода в легкие интенсивность вентиляции и в два раза выше, а использование кислорода в легких меньше, чем у взрослого.

Увеличение легочной вентиляции при нагрузке у подростков менее экономично, чем у взрослых и осуществляется в большей степени за счет увеличения частоты дыхания, а не за счет увеличения дыхательного объема. Это приводит к тому, что во время интенсивного дыхания, дыхательная поверхность легких у детей возрастает в меньшей степени, чем у взрослых, вследствие чего происходит меньшая утилизация кислорода из альвеолярного воздуха.

Таким образом, кислородные режимы организма подростков при мышечной деятельности менее экономичны и менее эффективны, чем у взрослых [11].

В школьном возрасте выполнение физических нагрузок определяет существенное отличие обменных процессов от взрослых, связанных дополнительным расходом значительной части энергии на процессы роста и развития организма.

Основной обмен является важным показателем энергетических превращений в организме, величина которого позволяет судить о динамике энергетических превращений и интенсивности окислительных процессов, которые у детей протекают быстрее, чем у взрослых.

Интенсивность энергетического обмена составляет в среднем в 13 - 15 лет - 82 ккал/м²/час.

Рассмотренные нами особенности деятельности систем крови, кровообращения, дыхания, обменных процессов в разные временные отрезки в значительной степени определяют физическую активность, а значит и выносливость у юных хоккеистов [25].

1.4 Методика развития специальной выносливости

юных хоккеистов
Выносливость – физическое качество, определяемое способностью выполнять в течение длительного времени какую-либо деятельность без снижения ее интенсивности.

Выносливость в большей мере тренируемое качество.

Общая выносливость характеризует способность человека выполнять динамическую работу умеренной интенсивности в течение длительного времени.

В основе выносливости лежит повышение энергетического потенциала организма и способности к более полной его мобилизации. Повышение функционального уровня вегетативных систем, устойчивости нервных центров к длительно действующим на них импульсам с периферии.

Скоростная выносливость характеризуется способностью поддерживать высокий темп движений. Ее физиологической основой является развитие функциональной устойчивости нервных клеток к высоким ритмам оказываемых на них воздействий, повышение лабильности нервно-мышечной передачи, повышение скорости окислительно-восстановительных процессов.

Развитие скоростной выносливости происходит на базе общей выносливости. Скоростная выносливость требует увеличения как аэробных, так и анаэробных возможностей организма [22].

С целью повышения устойчивости организма к работе в условиях дефицита кислорода и избытка кислых продуктов в крови можно применять специальные упражнения: задержку дыхания, пребывание в условиях высокогорья и среднегорья.

Скоростно-силовая выносливость в прыжках вверх начинает нарастать в возрасте 8-10 лет. Выносливость характеризуется временем сохранения работоспособности и повышенной сопротивляемости организма к утомлению при работе.

Выносливость повышается при физических тренировках. Изменения, которые возникают в результате тренировки, носят специфический характер. Так, применение длительных нагрузок с целью повышения общей выносливости и применение интенсивных кратковременных нагрузок с целью повышения скоростной выносливости вызывают увеличение содержания гликогена в организме. Однако при тренировках длительными нагрузками его содержание увеличивается главным образом в печени, а при тренировке интенсивными кратковременными нагрузками - в мышцах.

Специальная выносливость рассматривается как сложное многокомпонентное качество, которое определяется и глобальной работой мышечной системы, и переменной интенсивностью игры (от максимальной до умеренной), следовательно, и различными механизмами энергообеспечения (аэробными, анаэробными и смешанными аэробно-анаэробными), а также тесным взаимодействием в игровой деятельности с другими физическими качествами (скоростными, скоростно-силовыми, ловкостными) и технико-тактическими действиями.

В соревновательной деятельности специальная выносливость определяется способностью хоккеиста эффективно и с высокой степенью надежности использовать свои технико-тактические, функциональные и волевые возможности как в ходе одного периода матча, всего матча, так и всего чемпионата [22, 24].

Развитие и совершенствование выносливости хоккеиста происходит лишь в том случае, если в тренировочной и соревновательной деятельности, он преодолевает определенное утомление.

В основе физического утомления и выносливости лежат различные процессы энергообеспечения мышечной деятельности, зная это можно целенаправленно воздействовать на них соответствующими средствами и методами с целью повышения уровня их функционирования.

Тренировочная нагрузка, как мера воздействия на организм спортсмена, определяется следующими характеристиками:

- интенсивностью (мощностью) - выполнения упражнения;

- продолжительностью – количеством повторений;

- интервалами и характером отдыха .

Как показывает практика, основное внимание воспитания выносливости хоккеистов уделяется на третьем и четвертом этапе обучения, когда юными хоккеистами освоены технико-тактические приемы игры и применение их в игровой деятельности [12, 23]. .

Важное место, вместе с тем, продолжает занимать общефизическая подготовка, обеспечивающая всестороннее гармоничное развитие организма, повышение его функциональных возможностей.

Особое внимание при воспитании выносливости обращается на повышении уровня анаэробно - гликолитического энергообеспечения. С этой целью проводятся тренировки на повышение емкости и мощности гликолитического механизма энергообеспечения, которые характерны жесткими режимами работы и высокими физиологическими сдвигами (ЧСС достигает 200 уд/ мин).

Вместе с тем следует учитывать, что период восстановления у юных хоккеистов после таких нагрузок более продолжителен. Поэтому на подготовительных этапах годичного цикла подобные тренировочные занятия проводятся не чаще двух раз в недельном микроцикле при обеспечении тщательного контроля за переносимостью нагрузок [24].

В соревновательном и переходном периодах используются упражнения, направленные на развитие специальной выносливости юных хоккеистов. Однако в недельном микроцикле динамика тренировочной нагрузки имеет лишь одну вершину приходящейся на четвертый день.

Такие упражнения считаются специфическими и отрабатываются только на льду, потому что относятся к сложно-координационным упражнениям. Все они выполняются в гликолитическом или смешанном режимах энергообеспечения.

Упражнение длится - около 1мин, ЧСС в конце упражнения до 190 уд/мин, количество повторений - 6-7 раз в трех сериях (соответствует 6-7 сменам в периоде, всего 3 периода игры). Интервалы отдыха – 3-4 мин (между игровыми сменами). ЧСС в конце интервала отдыха около 105-110 уд/мин [13].

Методы развития специальной выносливости на льду:

- равномерный метод;

- переменный метод;

- интервальный метод;

- повторный метод;

- метод круговой тренировки;

- соревновательный метод;

- игровой метод.

Средства развития специальной выносливости.

Для развития специальной выносливости эффективным средством являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма. А так же специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства [27,12].

Глава 2. Разработанная методика развития общей выносливости у юных хоккеистов 13-15 лет по средствам тренировочных занятий.

2.1 Подборка упражнений, как средство развития общей выносливости

юных хоккеистов
Тренировочная нагрузка, как мера воздействия на организм спортсмена, определяется следующими характеристиками: интенсивностью (мощностью) выполнения упражнения, продолжительностью, количеством повторений, интервалами и характером отдыха.

Интенсивность (мощность) выполняемого упражнения - наиболее важная характеристика нагрузки.

Продолжительность упражнения непосредственно связана со скоростью выполнения.

На величину нагрузки и ее преимущественную направленность существенно влияет продолжительность интервалов отдыха. При выполнении упражнений умеренной мощности с интервалами отдыха, достаточными для восстановления, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и предыдущая.

Количество повторений упражнений во многом определяет величину нагрузки и ее преимущественную направленность.

Методы спортивной тренировки:

- равномерный метод;

- переменный метод;

- интервальный метод;

- повторный метод;

- метод круговой тренировки;

- соревновательный метод;

- игровой метод.

Средства развития общей выносливости у юных хоккеистов с помощью подборки упражнений.

Игровые упражнения: 2х2, 3х3;на ограниченном бортиками участке хоккейной площадке борьба за овладением шайбой и взятие ворот. Побеждают игроки которые большее время владели шайбой и больше забили голов. Продолжительность упражнения 60 сек. В серии 3 повторения между повторениями отдых 2-3 мин; всего 3 серии, между сериями интервал 8-10 мин., ЧСС 190-200 уд/мин.

Методические указания: Укрывать шайбу корпусом, больше торможений, разворотов, обманных движений, стараться выкатиться из угла хоккейной площадки на ворота и забить гол.

Игровые упражнения атакующего характера в различных количественных сочетаниях: 1х0, 2х0, 3х0, 2х1, 3х2, 2х2, 3х3. Упражнения выполняются в потоке через всю площадку по 2-4 атаки подряд. Продолжительность упражнения 1-2 мин, отдых 3-4 мин, всего 3-4 повторений, ЧСС 170-185 уд/мин.

Методические указания: Упражнения выполняются на максимальной скорости, атака обязательно завершается броском по воротам.

Игра 3х3 на всю площадку. Продолжительность игрового отрезка 60-90 сек., пауза между повторениями 2-3 мин, в серии 6 повторений, ЧСС 180-190 уд/мин.

Методические указания: Быстрый переход от обороны к атаке.

Игра 5х5 в одной зоне на двое ворот, побеждает та пятерка, которая забьет больше шайб. Продолжительность игрового отрезка 2 мин, пауза между повторениями 2-3 мин, в серии 6 повторений, ЧСС=180-190 уд/мин.

Методические указания: Все игроки играют по заданию, каждый с каждым, то есть защитники против нападающих, центральные нападающие против центральных.

Челночный бег с разной длинной отрезков: 4 х 9м, 2 х 9м, 2 х 18м, 3 х 18м и «большой челнок» - 5 х 54м. Выполняется по пятеркам: ускорение, торможение, поворот на 180о и бег в обратную сторону. В серии 3 повторения, между повторением отдых 2-3 мин, ЧСС = 190-210 уд/мин.

Методические указания: Торможения выполняются как в одну так и в другую сторону. В «маленьких челноках» защитники после поворота возвращаются спиной вперед. «Большой челнок» - 5 х 54м, использовался не чаще одного раза в месяц, так как нагрузка субмаксимальной мощности могла нанести вред организму занимающихся.

Упражнения выполнялись поточным и индивидуально – групповыми методами.

Круговая тренировка на льду:

1-я станция: броски по воротам с максимальной силой и частотой;

2-я станция: челночный бег (10 х 10м);

3-я станция: ведение утяжеленной шайбы на ограниченном участке ледового поля;

4-я станция: падение на одно или два колена с быстрым подъемом в основную стойку;

5-я станция: передачи утяжеленной шайбы партнеру (в одно касание);

6-я станция: единоборство за шайбу на ограниченном участке ледового поля;

Режим работы:

- продолжительность упражнения на каждой станции – 30-40 c;

- интервал отдыха между упражнениями – 60 с;

- количество кругов (серий) – 4-5;

- интервал отдыха между сериями – 3 мин;

- величина пульса во время работы – 170-190 уд/мин. В конце паузы отдыха – 120-130 уд/мин.

Специальный комплекс проводился на хоккейной площадке. Упражнения в нем адекватны соревновательным и сопряжено воздействовали на развитие специальной выносливости, а также на специальную физическую и техническую подготовленность юных хоккеистов.

Методические указания: упражнения на станциях выполнялись с максимальной интенсивностью во временном режиме, идентичном соревновательному.

Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 сек, интенсивность 85-90% от максимальной.

Пример: двойная атака 3х1; 3х2. Нападающие атакуют одного защитника в одни ворота, через все поле и тут же идет обратная атака, затем добавляется второй защитник и начинается атака 3х2 через все поле в одну и в другую сторону.

Методические указания: нападающие производят все 4 атаки на высокой скорости.

Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимальной.

Пример: двусторонняя игра 3х3. На всю площадку на двое ворот, чтобы забить гол необходимо всем трем игрокам перейти центр поля, в этом случае гол будет засчитан. Продолжительность работы 2 мин.

Методические указания: делать максимальное количество передач.

Для повышения анаэробных возможностей организма можно использовать следующие упражнения:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15сек, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

Пример: работа по пятеркам с шайбами, в одной из трех зон команда рассредоточивается хаотично. По сигналу работает первая пятерка, остальные находятся в статическом положении. Работа максимальная.

Методические указания: больше торможений, разворотов, обманных движений, голова поднята.

2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 сек. Интенсивность 90-100% от максимальной.

Пример: упражнение выполняется на ограниченном пространстве, 1х1 удержание шайбы. Первый игрок не дает овладеть шайбой второго игрока.

Методические указания: Укрывать шайбу корпусом, игрок без шайбы активно старается отобрать шайбу.

Заключение
Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется в зависимости от специфики спортивной специализации. Хоккей является одним из эффективных средств развития общей, скоростной и силовой выносливости. Выносливость хоккеиста - это способность эффективно выполнять игровую и тренировочную деятельность без утомления и противостоять ему, когда оно может возникнуть.

Выносливость является таким физическим качеством, уровень развития которого зависит от функциональных возможностей многих органов и систем организма хоккеиста. К основным из них относятся: центральная нервная система, сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная, терморегуляционная и нервно-мышечная системы.

Проявление выносливости зависит от уровня развития других двигательных качеств, технического и тактического мастерства, волевых способностей хоккеиста, его психологической устойчивости и устойчивости организма к неблагоприятным сдвигам внутренней среды.

Воздействие тренировочных упражнений на организм спортсмена зависит от комплексного влияния основных компонентов физической нагрузки: интенсивности и продолжительности упражнения, количества повторений, величины интервалов отдыха и его характера.

Интенсивность выполнения упражнения непосредственно связана с особенностями энергообеспечения. Продолжительность упражнения взаимосвязана с интенсивностью его выполнения.

Продолжительность интервалов отдыха - один из факторов, определяющих величину и характер ответных реакций организма на нагрузку при повторной работе. И это связано с тем, что восстановление работоспособности организма во время отдыха носит фазовый характер.

Разработанная методика и подборка упражнений будут способствовать повышению уровня специальной физической подготовленности и, в частности, общей выносливости.

Список использованной литературы
1. Баранов, П.Ф.Планирование учебно-тренировочного процесса и управление им / П.Ф. Баранов. - Минск: 2019. - 32-42 с.

2. Березина, Т.М.Физиологические механизмы организаций движений у спортсменов / Т.М. Баранова. - М.: ВНИИФК, 2018. - 176-178с.

3. Букатин, А.Ю.Юный хоккеист / А.Ю. Букатин, В.М. Колузганов. - М.: Наука, 2016. - 18-25с.

4. Быстров, В.А.Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. - М.: Терра-Спорт, 2017.- 10-25с.

5. Гарус, В.Н. Физиологические аспекты спортивной работоспособности / В.Н Гарус. - Омск.: 2017. - 33-35с.

6. Грин, Ян.Тренировка хоккеистов как способ совершенствования мастерства и работоспособности / Ян Грин. ВНИИФК, 2019. - 105-116с.

7. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 264с.

8. Зеличенок, В.Б. Критерии отбора / В.Б. Зеличонок, В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. – М.: Терра-спорт, 2019. - 30-37с.

9. Канакова, Л.П. Подготовка, написание и оформление курсовых, дипломных и научных работ: Учебное пособие - Томск.: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2020. – 108с.

10. Костка, В.Современный хоккей / В. Костка – М.: «Физкультура и спорт», 2018. - 83-90с.

11. Кузнецова, Т.Д.Возрастные особенности дыхания детей и подростков / Т.Д. Кузнецова. - М.: «Медицина», 2016. - С. 18-26.

12. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2017.- 342с.

13. Матвеев, Л.П.Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: «Физкультура и спорт», 2018. - 109-112с.

14. Матвеев, Л.П.Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Л.П. Матвеев. - Киев: 2019. - 5-12с.

15. Настольная книга учителя физической культуры. Справочно-методическое пособие / Сост. В.И. Мишин, - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2019. - 526 с.

16. Никитушкин, В.Г. Методы отбора в игровые виды спорта / В.Г. Никитушкин - М.: 1998.C.38-46.

17. Никонов, Ю.В.Подготовка квалифицированных хоккеистов. Учеб. пособие / В.Г. Никитушкин - Мн.: ООО «Асар», 2018. – 303 -306с.

18. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астраль»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 863, с ил.

19. Платонов, В.Н.,Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: 2019. - 22-30с.

20. Портных, Ю.И. Спортивные игры / Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 206-208с.

21. Савин, В.П. Хоккей. - М.: Физкультура и спорт, 2019. – 112с.

22. Савин, В.П.Методика воспитания выносливости у хоккеистов / Ю.И. Савин. - М.: 2018. - С. 105-115.

23.Савин, В.П. Теория и методика хоккея. Учебник для студентов высших учебных заведений / В.П. Савин. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 201-230с.

24. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П.Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина – М.: 2020. - 50-57с.

25. Спортивная медицина / под ред. А.В. Чаговадзе – М.: Медицина, 2021. - . 93-98с.

26. Спортивные игры. Учебник для вузов / под ред. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнова – М.: «Академия», 2022. - 42-47с.

27. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480с.