Файл: Практикум по дисциплине Конструирование методологических характеристик исследования по педагогике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практикум по дисциплине № 1. Формулировка темы исследования по педагогике и обоснование её актуальности.
План:
-
Что такое тема научного исследования? -
Требования к формулировке темы педагогического исследования. -
Взаимосвязь проблемы и противоречия с темой исследования. -
Обоснование актуальности (актуальность направления и актуальность темы).
Вопросы и задания:
-
Определите тему своего зачётного исследования. -
Напишите актуальность выбранной темы. -
Выделите проблему и противоречие лежащие в основе темы Вашего исследования. -
Проведите примерную конкретизацию следующих тем психолого-педагогических исследований:
а) роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;
б) развитие интеллектуальной одарённости в раннем юношеском возрасте;
в) проблемы школьной отметки;
г) отношения сотрудничества в педагогическом процессе.
Список литературы
-
Краевский, В.В. Методология педагогики. Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова, 2006. - С. 277-278, 278 – 282. -
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Педагогика и психология" / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2005. – С.50 -55. -
Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с. -
Борытко, Н. М. Методология и методы психолого - педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко, 2008. - 319 с.
Практикум по дисциплине № 2. Конструирование методологических характеристик исследования по педагогике.
План:
-
Объект педагогического исследования. -
Предмет педагогического исследования. -
Цели педагогического исследования. -
Задачи педагогического исследования.
Вопросы и задания:
-
К Вашей теме научного исследования определите объект исследования и предмет исследования. -
Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:
- формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога;
- готовность к саморазвитию как цель образования;
- использование новых информационных технологий в проблемном обучении.
-
Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:
- педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р. Штайнера) к особенностям российской действительности?
-
Попытайтесь построить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой».
Список литературы
-
Краевский, В.В. Методология педагогики. Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова, 2006. - С. 282 – 291, 291 – 294. -
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Педагогика и психология" / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2005. – С. 55 - 65. -
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. - М.: «Ось - 89», 1997. – 304 с. -
Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с. -
Борытко, Н. М. Методология и методы психолого - педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко, 2008. - 319 с.
Практикум по дисциплине № 3. Разработка авторского замысла научного исследования по педагогическим проблемам современного образования
План:
-
Особенности составления плананаучного исследования. -
Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования. -
Критерии, показатели, индикаторы в психолого-педагогическом исследовании.
Вопросы и задания:
-
По выбранной Вами теме научного исследования составьте план (оглавление, содержание). -
Определите, в чём заключается идея и замысел Вашего исследования. -
Сформулируйте рабочую гипотезу Вашего исследования. -
Определите возможные критерии, показатели, индикаторы по теме Вашего исследования.
Список литературы
-
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Педагогика и психология" / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2005. – С. 26 - 39. -
Загвязинский, Владимир Ильич. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие / В. И. Загвязинский, 2008. – С. 60 – 64. -
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. - М.: «Ось - 89», 1997. – 304 с. -
Краевский, В.В. Методология педагогики. Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова, 2006. – 400 с.
Практикум по дисциплине № 4. Отбор и обоснование выбранной системы методов психолого-педагогического исследования.
План:
-
Особенности психологических методов и возможности их использования в педагогическом исследовании. -
Особенности педагогических методов исследования. -
Возможности использования педагогического опыта в исследовании.
Вопросы и задания:
-
Подберите комплекс методов и методик, позволяющих провести исследование по Вашей теме. -
Подготовьте обоснование выбранного комплекса методов исследования.
Список литературы
-
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Педагогика и психология" / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2005. – С.141 – 154. -
Загвязинский, Владимир Ильич. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие / В. И. Загвязинский, 2008. – С. 89 – 162. -
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. - М.: «Ось - 89», 1997. – 304 с. -
Борытко, Н. М. Методология и методы психолого - педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко, 2008. - 319 с.
Темы рефератов
-
Научное общество учащихся (НОУ): функции, структура, организация. -
Организация студенческого научного общества. -
Организация студенческого научного общества в вузе. -
Актуальные проблемы исследования в области образования. -
История развития педагогической диагностики. -
Герменевтические методы в педагогике. -
Структура исследовательских умений студентов (учащихся, педагогов). -
Анкетирование. Техника составления анкет. -
Особенности и виды педагогических тестов. -
Метод контент-анализа. (Пример проведения и обработки результатов). -
Метод компетентных судей (на конкретном примере проведения). -
Педагогическое моделирование: виды, формы. -
Организация наблюдения как метода педагогического исследования. -
Описание передового педагогического опыта (педагога, доу на выбор студентов). -
Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении. -
Организация экспериментальной площадки на базе образовательного учреждения. -
Исследовательские методы психолого-педагогического консилиума и обобщение независимых характеристик. -
Профессиональные требования к личности педагога-исследователя. -
Математическое моделирование. -
Роль педагогической интуиции, педагогической импровизации и артистизма в практической работе и в исследовании. -
Исходный и потребный факт в исследовании. Теоретическая платформа и фактологическая база исследования. -
Использование педагогического прогнозирования в исследовании.
Итоговый контроль знаний студентов
Вопросы к зачёту по спецкурсу «Теория и методика научно-педагогических исследований»
-
Причины повышения роли научно-педагогического исследования в современном обществе. -
Характеристика научного исследования как особой формы познания. -
Формы научного-педагогического исследования студентов в вузе. -
Сущность исследования в области педагогики. Функции научно-педагогических исследований. -
Типы научных исследований в педагогике. Современные подходы к их классификации. -
Этапы проведения научного исследования в педагогике. -
Проблема как сущность исследования. Роль противоречия в исследовании. -
Основные требования к составлению темы педагогического исследования. Этапы работы над темой исследования. -
Алгоритмы построения тем научного исследования в педагогике. Рекомендации по выбору темы научного исследования. -
Объект и предмет педагогического исследования. Особенности определения. -
Значение работы с понятийно-терминологическим аппаратом для проведения исследования. -
Цель педагогического исследования, её структура, особенности формулировки. -
Задачи педагогического исследования. Алгоритмы построения. -
Основная идея и замысел исследования. -
Общее представление о гипотезе научного исследования. Структура психолого-педагогической гипотезы. -
Стадии конструирования психолого-педагогической гипотезы. Требования к гипотезе. Рекомендации для описания гипотезы исследования -
Характеристика источников исследования. Приемы работы с литературой. -
Общая характеристика структуры научно-исследовательской работы студентов в вузе. -
Требования к оформлению курсовой и дипломной работы. -
Этика взаимодействия с научным руководителем. -
Особенности проведения опытно-экспериментального исследования в педагогике. Характеристика моделей эксперимента. -
Особенности проведения сравнительно-педагогического исследования. Актуальность и направленность сравнительно-педагогических исследований. -
Особенности проведения историко-педагогические исследования. Классификация направлений историко-педагогических исследований. -
Характеристика методов сравнительно-педагогических и историко-педагогических исследований. -
Особенности проведения исследования по изучению передового педагогического опыта. -
Наблюдение как основной метод в педагогическом исследовании. Виды наблюдения. -
Опрос как метод исследования. Анкетирование, интервьюирование и тестирование. -
Виды источников исследовательского поиска. Рекомендации по изучению и анализу научной литературы. -
Метод экспертной оценки. Организация экспертизы. -
Исследовательские методы психолого-педагогического консилиума и обобщение независимых характеристик. -
Методы теоретического исследования в педагогике и психологии. Моделирование. Идеализация. -
Статистические методы обработки результатов исследования. -
Апробация результатов исследования. -
Требования к изложению результатов исследования.
ВЫБИРАЕТЕ ЛЮБУЮ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКУМОВ
Примерный список тем исследования
-
Активизация познавательной деятельности дошкольников проблемными методами обучения -
Анализ проблем современного дошкольного учреждения и пути их решения -
Воспитание и обучение детей в ДОУ -
Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования -
Гражданское воспитание дошкольников в детской общественной организации -
Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников -
Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста -
Инновационные процессы в образовании -
Интерактивные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей дошкольного возраста -
Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников -
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения -
Место творческой составляющей личности преподавателя и её роль в обучении детей. -
Методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом -
Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста -
Нравственное воспитание дошкольников в учебно-воспитательном процессе -
Оптимизация двигательной активности на физкультурных занятиях у детей старшего дошкольного возраста -
Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями. -
Особенности работы педагога с дошкольниками -
Оценка индивидуальных возможностей и интересов дошкольника. -
Педагогическая коррекция психологической готовности ребенка к обучению в школе -
Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ) -
Перспективы использования этнически сложившихся традиций в педагогике -
Приемы коррекции детей с девиантным поведением. -
Приемы формирования духовных потребностей у детей дошкольного возраста. -
Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения -
Психолого–педагогические основы эффективности гражданского воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада -
Пути и примеры внедрения познавательных игр в учебный процесс в детском саду и младшей школе -
Работа социального педагога с неблагополучной семьей -
Работа социального педагога с семьей "группы риска" -
Развитие мелкой моторики -
Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством системы управления -
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в ДОУ -
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности