Файл: Практикум по дисциплине Конструирование методологических характеристик исследования по педагогике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практикум по дисциплине № 1. Формулировка темы исследования по педагогике и обоснование её актуальности.

План:

  1. Что такое тема научного исследования?

  2. Требования к формулировке темы педагогического исследования.

  3. Взаимосвязь проблемы и противоречия с темой исследования.

  4. Обоснование актуальности (актуальность направления и актуальность темы).

Вопросы и задания:

  1. Определите тему своего зачётного исследования.

  2. Напишите актуальность выбранной темы.

  3. Выделите проблему и противоречие лежащие в основе темы Вашего исследования.

  4. Проведите примерную конкретизацию следующих тем психолого-педагогических исследований:

а) роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;

б) развитие интеллектуальной одарённости в раннем юношеском возрасте;

в) проблемы школьной отметки;

г) отношения сотрудничества в педагогическом процессе.

Список литературы

  1. Краевский, В.В. Методология педагогики. Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова, 2006. - С. 277-278, 278 – 282.

  2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Педагогика и психология" / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2005. – С.50 -55.

  3. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с.

  4. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого - педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко, 2008. - 319 с.

Практикум по дисциплине № 2. Конструирование методологических характеристик исследования по педагогике.

План:

  1. Объект педагогического исследования.

  2. Предмет педагогического исследования.

  3. Цели педагогического исследования.

  4. Задачи педагогического исследования.

Вопросы и задания:

  1. К Вашей теме научного исследования определите объект исследования и предмет исследования.

  2. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:

- формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога;

- готовность к саморазвитию как цель образования;


- использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

  1. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:

- педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р. Штайнера) к особенностям российской действительности?

  1. Попытайтесь построить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой».

Список литературы

  1. Краевский, В.В. Методология педагогики. Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова, 2006. - С. 282 – 291, 291 – 294.

  2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Педагогика и психология" / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2005. – С. 55 - 65.

  3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. - М.: «Ось - 89», 1997. – 304 с.

  4. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с.

  5. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого - педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко, 2008. - 319 с.

Практикум по дисциплине № 3. Разработка авторского замысла научного исследования по педагогическим проблемам современного образования

План:

  1. Особенности составления плананаучного исследования.

  2. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования.

  3. Критерии, показатели, индикаторы в психолого-педагогическом исследовании.

Вопросы и задания:

  1. По выбранной Вами теме научного исследования составьте план (оглавление, содержание).

  2. Определите, в чём заключается идея и замысел Вашего исследования.

  3. Сформулируйте рабочую гипотезу Вашего исследования.

  4. Определите возможные критерии, показатели, индикаторы по теме Вашего исследования.

Список литературы

  1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Педагогика и психология" / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2005. – С. 26 - 39.

  2. Загвязинский, Владимир Ильич. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие / В. И. Загвязинский, 2008. – С. 60 – 64.

  3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. - М.: «Ось - 89», 1997. – 304 с.

  4. Краевский, В.В. Методология педагогики. Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова, 2006. – 400 с.


Практикум по дисциплине № 4. Отбор и обоснование выбранной системы методов психолого-педагогического исследования.

План:

  1. Особенности психологических методов и возможности их использования в педагогическом исследовании.

  2. Особенности педагогических методов исследования.

  3. Возможности использования педагогического опыта в исследовании.

Вопросы и задания:

  1. Подберите комплекс методов и методик, позволяющих провести исследование по Вашей теме.

  2. Подготовьте обоснование выбранного комплекса методов исследования.

Список литературы

  1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Педагогика и психология" / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов, 2005. – С.141 – 154.

  2. Загвязинский, Владимир Ильич. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие / В. И. Загвязинский, 2008. – С. 89 – 162.

  3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. - М.: «Ось - 89», 1997. – 304 с.

  4. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого - педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко, 2008. - 319 с.

Темы рефератов

  1. Научное общество учащихся (НОУ): функции, структура, организация.

  2. Организация студенческого научного общества.

  3. Организация студенческого научного общества в вузе.

  4. Актуальные проблемы исследования в области образования.

  5. История развития педагогической диагностики.

  6. Герменевтические методы в педагогике.

  7. Структура исследовательских умений студентов (учащихся, педагогов).

  8. Анкетирование. Техника составления анкет.

  9. Особенности и виды педагогических тестов.

  10. Метод контент-анализа. (Пример проведения и обработки результатов).

  11. Метод компетентных судей (на конкретном примере проведения).

  12. Педагогическое моделирование: виды, формы.

  13. Организация наблюдения как метода педагогического исследования.

  14. Описание передового педагогического опыта (педагога, доу на выбор студентов).

  15. Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении.

  16. Организация экспериментальной площадки на базе образовательного учреждения.

  17. Исследовательские методы психолого-педагогического консилиума и обобщение независимых характеристик.

  18. Профессиональные требования к личности педагога-исследователя.

  19. Математическое моделирование.

  20. Роль педагогической интуиции, педагогической импровизации и артистизма в практической работе и в исследовании.

  21. Исходный и потребный факт в исследовании. Теоретическая платформа и фактологическая база исследования.

  22. Использование педагогического прогнозирования в исследовании.



Итоговый контроль знаний студентов

Вопросы к зачёту по спецкурсу «Теория и методика научно-педагогических исследований»

  1. Причины повышения роли научно-педагогического исследования в современном обществе.

  2. Характеристика научного исследования как особой формы познания.

  3. Формы научного-педагогического исследования студентов в вузе.

  4. Сущность исследования в области педагогики. Функции научно-педагогических исследований.

  5. Типы научных исследований в педагогике. Современные подходы к их классификации.

  6. Этапы проведения научного исследования в педагогике.

  7. Проблема как сущность исследования. Роль противоречия в исследовании.

  8. Основные требования к составлению темы педагогического исследования. Этапы работы над темой исследования.

  9. Алгоритмы построения тем научного исследования в педагогике. Рекомендации по выбору темы научного исследования.

  10. Объект и предмет педагогического исследования. Особенности определения.

  11. Значение работы с понятийно-терминологическим аппаратом для проведения исследования.

  12. Цель педагогического исследования, её структура, особенности формулировки.

  13. Задачи педагогического исследования. Алгоритмы построения.

  14. Основная идея и замысел исследования.

  15. Общее представление о гипотезе научного исследования. Структура психолого-педагогической гипотезы.

  16. Стадии конструирования психолого-педагогической гипотезы. Требования к гипотезе. Рекомендации для описания гипотезы исследования

  17. Характеристика источников исследования. Приемы работы с литературой.

  18. Общая характеристика структуры научно-исследовательской работы студентов в вузе.

  19. Требования к оформлению курсовой и дипломной работы.

  20. Этика взаимодействия с научным руководителем.

  21. Особенности проведения опытно-экспериментального исследования в педагогике. Характеристика моделей эксперимента.

  22. Особенности проведения сравнительно-педагогического исследования. Актуальность и направленность сравнительно-педагогических исследований.

  23. Особенности проведения историко-педагогические исследования. Классификация направлений историко-педагогических исследований.

  24. Характеристика методов сравнительно-педагогических и историко-педагогических исследований.

  25. Особенности проведения исследования по изучению передового педагогического опыта.

  26. Наблюдение как основной метод в педагогическом исследовании. Виды наблюдения.

  27. Опрос как метод исследования. Анкетирование, интервьюирование и тестирование.

  28. Виды источников исследовательского поиска. Рекомендации по изучению и анализу научной литературы.

  29. Метод экспертной оценки. Организация экспертизы.

  30. Исследовательские методы психолого-педагогического консилиума и обобщение независимых характеристик.

  31. Методы теоретического исследования в педагогике и психологии. Моделирование. Идеализация.

  32. Статистические методы обработки результатов исследования.

  33. Апробация результатов исследования.

  34. Требования к изложению результатов исследования.


ВЫБИРАЕТЕ ЛЮБУЮ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКУМОВ

Примерный список тем исследования

 

  1. Активизация познавательной деятельности дошкольников проблемными методами обучения

  2. Анализ проблем современного дошкольного учреждения и пути их решения

  3. Воспитание и обучение детей в ДОУ

  4. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

  5. Гражданское воспитание дошкольников в детской общественной организации

  6. Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников

  7. Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

  8. Инновационные процессы в образовании

  9. Интерактивные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей дошкольного возраста

  10. Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников

  11. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

  12. Место творческой составляющей личности преподавателя и её роль в обучении детей.

  13. Методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом

  14. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

  15. Нравственное воспитание дошкольников в учебно-воспитательном процессе

  16. Оптимизация двигательной активности на физкультурных занятиях у детей старшего дошкольного возраста

  17. Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями.

  18. Особенности работы педагога с дошкольниками

  19. Оценка индивидуальных возможностей  и интересов дошкольника.

  20. Педагогическая коррекция психологической готовности ребенка к обучению в школе

  21. Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала

  22. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ)

  23. Перспективы использования этнически сложившихся традиций в педагогике

  24. Приемы коррекции детей с девиантным поведением.

  25. Приемы формирования духовных потребностей у детей дошкольного возраста.

  26. Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения

  27. Психолого–педагогические основы эффективности гражданского воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада

  28. Пути и примеры внедрения познавательных игр в учебный процесс в детском саду и младшей школе

  29. Работа социального педагога с неблагополучной семьей

  30. Работа социального педагога с семьей "группы риска"

  31. Развитие мелкой моторики

  32. Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством системы управления

  33. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в ДОУ

  34. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности