Файл: Разработка информационной системы "Электронная библиотека" для учебного заведения.rtf
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 622
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Экономическая эффективность. Создание онлайн библиотеки может существенно сэкономить деньги на обслуживание читателей, например, на услугах по доставке и эксплуатации библиотечного пространства.
4. Удобство использования. Онлайн библиотека может предоставлять читателям более удобный доступ к информации, так как пользователи имеют возможность искать и заказывать книги в любое время, в любом месте.
5. Новые методы популяризации чтения. Онлайн библиотека может способствовать популяризации чтения, тем самым привлекая новых читателей, в том числе и среди молодежи, которая часто использует интернет как основной источник информации.
Основной целью библиотеки является снабжение студентов необходимой литературой, необходимой для изучения учебных предметов. Через литературу студенты должны освоить основные принципы и методы науки, чтобы применять их в будущем в научных или практических целях. Кроме того, преподаватели также требуют доступа к литературе, необходимой для подготовки к занятиям. Чтобы процесс предоставления и комплектования литературы для учебных предметов был эффективным, используются средства информатизации.
Для решения многих задач, которые стоят перед системой образования, необходимо использование современных методов и средств информатизации.
Основными свойствами информационных технологий является:
оперативность передачи информации любого объема и вида на любые расстояния;
хранение информации в памяти компьютера, благодаря этому её можно редактировать и обработать;
благодаря развитым сетевым технологиям есть доступ к различным источникам информации.
Электронная библиотека имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной библиотекой. она эффективнее и экономичнее в использовании, так как не требует больших помещений и обслуживания, а также позволяет сократить время на поиск нужной информации. пользователи могут получить доступ к необходимым материалам из своих личных устройств, включая персональные компьютеры, планшеты и смартфоны, что делает процесс получения знаний более удобным и гибким. кроме того, электронные библиотеки обеспечивают более широкий доступ к информации и позволяют быстрее распространять новые научные достижения и технологии. они предоставляют возможность поиска и получения информации на протяжении 24 часов в сутки в любом удобном месте. Введение электронных библиотек в колледжах и университетах является одним из самых важных шагов в улучшении качества образования и научно-исследовательской деятельности. Они обеспечивают студентам удобный и быстрый доступ к множеству книг, статей и материалов в электронном виде, что значительно упрощает процесс изучения и подготовки к экзаменам. Электронные библиотеки также могут использоваться преподавателями в качестве инструмента для подготовки учебных материалов и проведения лекций и семинаров.
2 Разработка автоматизированной ИС библиотека колледжа
Цель данной разработки - создание автоматизированной информационной системы для библиотеки колледжа. Основные функции системы должны включать в себя управление книгообеспеченностью, автоматизацию процесса выдачи и возврата книг, учет читателей и формирование отчетов. Для реализации данной системы потребуется использовать специализированный программный продукт, предназначенный для автоматизации работы библиотек. Один из наиболее популярных и распространенных - это программный продукт «Абонент». Данный продукт обладает всем необходимым функционалом для управления книгообеспеченностью и читателями, а также имеет гибкие настройки, позволяющие адаптировать систему к требованиям конкретной библиотеки. Создание автоматизированной системы является одной из стадий процесса создания информационной системы, которая регламентирована нормативными документами. В соответствии с ГОСТ 34.601-90, в создании автоматизированных систем определены восемь стадий. Разработка системы начнется с установки и настройки программного продукта «Абонент». Далее будет произведена подготовка базы данных, в которую будут добавлены все необходимые сведения о книгах и читателях. Затем будет проведено тестирование системы на соответствие требованиям и выполнение всех необходимых функций.
После успешного тестирования системы будет проведено обучение библиотечный работников, чтобы они могли самостоятельно пользоваться системой. Также будет разработано руководство пользователя и проведена общая автоматизация процессов работы библиотеки.
В итоге создание автоматизированной информационной системы для библиотеки колледжа позволит упростить и ускорить процесс работы, а также повысить качество обслуживание читателей.
Предпроектный этап проектирования, который включает обследование объекта предметной области и формирование требований пользователей к системе, включает в себя первые три стадии. Они направлены на предварительную подготовку проекта.
2.1 Характеристика и анализ электронной библиотеки
В рамках исследования предметной области рассматривается библиотека Университетского колледжа, которая является составной частью методического кабинета. Библиотека выполняет такие задачи.
Необходимо обеспечивать студентов колледжа своевременной учебной литературой, которая необходима для успешного учебного процесса, а также информационной литературой, способствующей интеллектуальному, культурному и нравственному развитию. Для достижения этих целей необходим открытый доступ к фондам, которые обеспечивают учебный процесс и развитие потребности к самообразованию.
Одним из главных преимуществ онлайн библиотеки является доступность и удобство использования для всех пользователей. Это позволяет сократить время на поиск необходимой информации и уменьшить вероятность ошибок при копировании и цитировании учебных и научных материалов.
Однако, онлайн библиотека имеет и ряд недостатков. Прежде всего, некоторые студенты предпочитают использовать книги из бумажного формата, а не электронные версии. Также, не все учебники и научные публикации доступны в электронном формате, что может стать препятствием для получения полноценного образования и проведения научных исследований.
Еще одним недостатком онлайн библиотеки является необходимость регулярного обновления базы данных и программного обеспечения. Это может потребовать дополнительных затрат на обслуживание и разработку системы.
В целом, онлайн библиотека является необходимым инструментом для образовательных учреждений и научных организаций. Однако, прежде чем использовать такую систему, необходимо провести тщательный анализ предполагаемой нагрузки, оценить доступность электронных версий ресурсов и обучить пользователей правильному использованию системы.
Методисты методического кабинета выполняют функции работников библиотеки. Недостаточная автоматизация может быть названа основным недостатком системы управления. Возможна частичная или полная автоматизация всех этапов работы, что привело бы к повышению эффективности работы.
В библиотеке колледжа в настоящее время учет книг и работа с читателями ведется вручную. Перечни книг, находящихся на учете, не организованы в структурированной форме. Информацию о наличии необходимой литературы и новинках можно получить только посетив библиотеку.
Реализация информационной системы «Библиотека колледжа» помимо экономии времени и материальных ресурсов, способствует повышению качества обучения студентов Университетского колледжа.
2.2 Требования к информационной системе "Библиотека колледжа"
Колледж поручил создание автоматизированной информационной системы «Библиотека колледжа» с легким интерфейсом. Система должна предоставлять возможность получения доступа к информации о наличии необходимой литературы в библиотеке с любого компьютера, установленного в колледже. Администратор библиотеки сможет использовать систему для учета литературы, комплектации по специальностям, учета читателей и контроля за выдачей и возвратом литературы.
Программа должна иметь следующий протокол работы: после загрузки в браузере, главная страница системы появляется на экране. Эта страница содержит главное меню и меню разделов библиотеки с иерархической структурой. Рабочая область системы отображает информацию о выбранных книгах, а также предоставляет поиск по книгам. Любой пользователь из сети колледжа сможет воспользоваться этими возможностями.
Электронная библиотека в колледже должна отвечать следующим требованиям:
1. Обеспечивать доступность и удобство использования для всех пользователей - студентов и преподавателей. Система должна быть простой в использовании, иметь понятный интерфейс и легкий доступ к ресурсам библиотеки.
2. Обладать большим объемом и разнообразием электронных ресурсов- учебные пособия, учебники, научные статьи и публикации, электронные книги и журналы.
3. Обеспечивать возможность поиска необходимой информации и её быстрое получение. Система должна быть оснащена удобным и точным поиском по базе данных электронной библиотеки.
4. Иметь возможность быстрого и удобного доступа к электронным материалам и возможность их просмотра без необходимости скачивать файлы.
5. Обеспечивать сохранность и безопасность данных - система должна иметь надежную защиту от хакеров, вирусов и других угроз.
6. Предоставлять возможность различных операций - таких как запрос на получение книг, заказ на увеличение количества копий электронных ресурсов, возможность поставить книгу на резерв для другого пользователя и т.п.
7. Иметь возможность просмотра информации о пользователе - просмотр его книгообеспеченности, личной информации и т.д.
8. Давать возможность круглосуточного доступа к ресурсам - система должна быть доступна в любое время суток, для того чтобы студент или преподаватель могли использовать материалы в удобное для них время.
Электронная библиотека - это универсальное решение для обеспечения доступа к нужным информационным ресурсам в колледже. Реализация данной системы способствует ускорению процесса обучения, повышению его качества и росту научного потенциала в колледже.
Один из основных элементов электронной библиотеки - это система управления, которая обеспечивает организацию, хранение и передачу информации. Существует множество систем управления электронными библиотеками, которые различаются по функциональности и стоимости. В колледже электронная библиотека может быть организована с использованием контент-менеджмент систем (CMS), таких как Drupal, Joomla, WordPress, DSpace, Greenstone, и прочих.
Проверка технических средств проводится ежемесячно, а проверка целостности данных и выявление нарушений проводится по необходимости.
Перспективы развития, модернизация системы - дополнение системы новыми модулями, расширяющими функциональные возможности системы;
Требования к численности и квалификации персонала информационной системы «Библиотека колледжа»
Количество пользователей информационной системы определяется потребностями учебного заведения и может быть неограниченным.
Для обеспечения работы информационной системы необходим один администратор, который будет отвечать за изменения в базе данных и ее дополнение новой информацией.
Основными обязанностями администратора, являются:
устранение ошибок в системе;
ведение базы данных (по мере необходимости);
проверка системы на наличие вирусов;
выполнение функциональных обязанностей работника библиотеки по получению необходимой информации;
поддержание работы системы и др.
Для использования системы пользователи должны обладать навыками работы с компьютером на базе операционной системы Microsoft Windows на уровне пользователя и уметь свободно выполнять базовые операции в стандартных приложениях Windows.
Требуемый режим работы персонала - полный рабочий день с 9:00 до 18:00.
Основной перерыв должен составлять 1 час [1].
Требования к показателям назначения информационной системы «Библиотека колледжа»
Для того, чтобы информация была актуальной, требуется постоянное обновление или дополнение информации.
Система должна быть готова к возможным дальнейшим модернизациям программного обеспечения и обновления комплекса технических средств. Также важно предусмотреть возможность повышения производительности системы с помощью масштабирования.
Система «Библиотека колледжа» должна иметь функцию сохранения данных на протяжении не менее 7 лет для их последующего анализа.
Система должна предусматривать возможность одновременного просмотра деятельности неограниченного числа пользователей в режиме пользователя, а также не менее чем двух администраторов.