Файл: Статья Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Яковлева О.В., учитель английского языка

Статья «Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе».

Из опыта работы
Интересным и эффективным приемом формирования познавательного интереса, коммуникативной компетенции и повышения мотивации к учебе могут стать активные методы обучения: деловые, ролевые, имитационные и другие игры. В игре ребенок живет полной, настоящей жизнью, полностью отождествляя себя с образом. К преимуществам игровых форм обучения относятся повышение познавательной активности, коммуникативных способностей ребенка. Игровой момент, сотрудничество и взаимное уважение, а также нетрадиционный, непривычный подход к обучению могут служить отличным стимулом для получения знаний, формирования личности учащегося.

Современные подходы к школьному образованию требуют более активного внедрения в педагогическую практику активных методов обучения с большой практической направленностью, которые помогают в формировании коммуникативной компетенции и позволяют ученикам активно участвовать во всех этапах урока.

Игровые моменты могут быть включены в уроки иностранных языков на любом этапе изучения темы (ввод новых лексических единиц, отработка и автоматизация употребления лексики, повторение). Игровые моменты могут быть групповыми, индивидуальными, парными или охватывать весь класс сразу. Положительным результатом игровых уроков является уже то, что дети с интересом следят за ходом игры, даже если в данный момент они в ней не принимают активного участия.

Работая в начальной школе уже несколько лет и накопив большой опыт, мне хочется поделиться некоторыми своими наработками. В своей работе я использовала УМК Клементьевой Т.Б. «Happy English», Биболетовой М.З. «Enjoy English», «Spotlight», « Starlight», с уверенностью могу сказать, что игровые приемы могут быть использованы при работе по любому УМК.
Во втором классе, только начав изучение английского языка, дети встречаются с алфавитом – новыми знаками, изображающими неизвестные буквы и звуки чужого языка. На уроках я активно использую магнитный алфавит и магнитную доску в качестве динамической модели. Например, при изучении буквы «К» дети выполняют следующие задания (устно у магнитной доски):


  • Определите, к каким буквам относится буква – гласным или согласным

  • Вспомните, есть ли похожая буква (по звучанию и внешнему виду) в русском языке

  • При достаточном количестве времени, можно выполнить мини-проект «Моя любимая буква» (мы лепили из пластилина)





С огромным удовольствием дети работали над «Живым алфавитом» - надо было изобразить буквы, исользуя одноклассн6иков. Был режиссер и артисты. Вот, что получилось: (буквы: T, X, M)


Активно использую магнитный алфавит, доставшийся от математиков в подарок.

На магнитной доске хаотично расположены уже знакомые буквы английского алфавита (см. рис.)

К доске приглашаются ученики и выполняют по очереди небольшие задания с алфавитом:


  • Найди и поставь в алфавитном порядке только гласные буквы (A,E,I)

  • Назови согласные буквы и расставь их в алфавитном порядке (B,C,D,F,G,H,J,K)

  • Расставь все буквы по порядку (A,B,C,D,E,F,G,H,I,J,K)

  • Расставь буквы по порядку, начиная с буквы «D» (D,E,F,G,H,I,J,K)

  • Выбери буквы, которые пишутся также как и русские (A,B,C,E,H,K)

  • Выбери буквы, которые произносятся как русские (E,F)



Таким образом, за небольшой промежуток времени (от 5 до 10 минут) у доски активно поработали несколько учеников, выполнив различные задания творческого характера. Детям хочется выполнить задание как можно быстрее и выйти к доске хочет каждый.
На уроках в третьем классе при изучении темы «Части тела» отработку употребления новых слов провожу в следующей форме. Начинаем урок с проверки домашнего задания (устно): описать одного из членов своей семьи, рассказав, сколько частей тела у него есть. Объектом для выполнения домашнего задания дети могут выбрать маму, папу, бабушку, брата или сестру.



Примерный ответ звучит следующим образом:
I have a father. He has a head. He has a strong body. He has two hands and two legs. He has brown hair. He has two blue eyes. He has a red mouth. Hehasmanywhiteteeth. Hehasnotail.
Таким образом, очевидно, что одновременно с употреблением новых слов ребенок активно использует уже изученные лексические единицы по темам «Цифры», «Описательные прилагательные», «Цвета».

Далее по ходу урока выполняем следующие задания (без домашней подготовки):


  • Подумайте минутку и опишите какое-нибудь животное так, чтобы можно было догадаться кто это.


Остальным ученикам в это время в тетрадках предлагаю нарисовать это животное по описанию. Это задание с удовольствием выполняют даже те дети, которые плохо рисуют или не любят рисовать вовсе.

Примерный ответ ученика:
- It has a big body. It has a big head and big ears. It has two small eyes. It has four grey legs. It has a long thin tail. It has a long grey nose. It has two very long teeth. Whoisit?

- Itsanelephant.
Многие дети с удовольствием рисуют и на уроках рисования и с желанием выполняют такие задания по другим предметам. В качестве ведущего, задающего загадку, может выступать и учитель. Основная цель данного задания отработать у детей навык понимать на слух иностранную речь. Один из самых веселых моментов таких уроков это показ друг другу получившихся рисунков, не всегда похожих на загаданное животное.
Интересное задание, направленное на тренировку внимания и зрительной памяти ребенка, может быть использовано при изучении новой лексики, отработки ее употребления или контроля усвоения. Предлагаю детям вставить в слова пропущенные гласные буквы.
«Почтальон нес письмо и попал под дождь. Некоторые буквы размылись. Помоги почтальону восстановить письмо». Например, при изучении темы «Покупки в магазине. Одежда» Письмо может быть следующего содержания:
Dear friend!

Yesterday I went to the shop. I bought blue T R S R S,

a beautiful D R S S, a nice H T, and a new J C K T.”

Хотя не указано точное место пропущенных букв, дети безошибочно справляются с этим заданием. Такие же задания я использую на уроках, когда нужно проконтролировать как дети выучили написание новых слов.

Вот пример теста по теме «почта» для 3 класса.
В словах пропали все гласные буквы, помоги их найти.

Напиши слова, которые получились и переведи их.

Lttr pstcrd pstm stmp nvlp pstr lttrbx pstffc

1…………………………… 2……………………………………

3…………………………… 4……………………………………


5…………………………… 6…………………………………….

7…………………………… 8…………………………………

Аналогичные тесты легко составить по любой теме. Дети выполняют их с удовольствием, забывая, что работают с контрольным заданием, воспринимая его как игровое, и результаты бывают лучше, чем на обычном словарном диктанте.

Еще одно интересное задание может быть использовано в качестве домашнего задания, так как требуется некоторое время на его выполнение. Приведу пример кроссворда, который составлен к теме «Past Simple», для проверки усвоения неправильных глаголов во второй форме для учеников четвертого класса.



f

o

u

n

d

c

i

k

l

m

b

a

c

d

b

o

u

g

h

t

d

f

e

h

r

u

n

m

o

p

s

a

i

d

o

l

w

a

v

w

d

r

a

n

k

d

o

d

t

x

i

o

a

t

e

z

k

e

s

y

d

h

e

a

r

d

e

q

r

z


Это задание может быть дано в качестве домашнего (если на уроке мало времени для его выполнения) или же можно устроить конкурс
«Кто больше слов нашел?», или заранее назвать количество слов в кроссворде провести конкурс «Кто быстрее?». Это задание позволяет проверить знание правописания слов.
При изучении темы «В магазине» - использую для работы в парах пустые коробочки, баночки, бутылочки из-под продуктов, организуем своеобразный «прилавок». Диалог проходит веселее и с большим интересом, как если бы просто составляли его по образцу.



Аналогичное задание отрабатываем «В Магазине игрушек»

Огромное удовольствие и энтузиазм вызывают задания «Возьми интервью», ученикам, чтобы собрать информацию о любимом занятии, о семье, да и вообще о чем угодно, нужно опросить от 3 до 5 одноклассников и сделать запись. Такмыотрабатываем “Present Simple” – he, she it likeS.

С ребятами постарше такое задание помогает в работе над косвенной речью. Выполняя такие задания даже дети, которые имеют слабую подготовку и обычно отмалчиваются на уроке – работают с удовольствием и активно, как говорится «лес рук» - только успевай спрашивать.




Для детей постарше предлагаю в качестве домашнего задания записать видео -1-2 минуты. Тема «Shopping & clothes» - тема задания сборы для девочек «Сборы на свидание». Получается очень интересно и познавательно. Смотрим вместе на уроке. Голосуем за лучший ролик.

В заключение хочу сказать о том, что мой опыт работы показывает эффективность использования игровых технология на