Файл: Дисциплина Родная литература Тема индивидуального проекта Жизнь и творчество Галиаскара Камала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Дисциплина: Родная литература

Тема индивидуального проекта: «Жизнь и творчество Галиаскара Камала»

Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Выполнила:

Студентка 1 курса

группы № СЮД-2-00-22

Ф.И.О Даутова Эвелина Фаритовна

Руководитель индивидуального проекта:

_____________/Коробкова Е. М./

подпись Ф.И.О.

Оценка _______________________

Казань, 2023

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1.Детство и юность……………………………………………………………4

1.1Творческий путь……………………………………………………………5

1.2Личная жизнь……………………………………………………………….7

1.3Смерть……………………………………………………………………….8

2.Театр Галиаскара Камала……………………………………………………9

2.1 Любопытные факты о Театре Камала…………………………………...10

2.2Музей Галиаскара Камала………………………………………………...11

3.Библиография………………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………....13

Список используемой литературы………………………………………....14

Введение

Галиаскар Камал – известный татарский писатель, классик драматургии Татарстана, общественный деятель.

Литературно-драматургическая деятельность Галиаскара Камала началась задолго до того момента, как зародился татарский театр. Именно по этой причине его считают отцом драматургии Татарстана. Он стал автором полутора десятка оригинальных пьес, примерно сотню перевел с русского и турецкого языков. Благодаря Камалу его соотечественники смогли познакомиться с такими шедеврами русской драматургии, как «Ревизор» Николая Гоголя, «На дне» Максима Горького, «Гроза» Александра Островского, и многочисленными зарубежными пьесами. Писатель помещал своих героев в реалистичную обстановку, тонко прописывал отличительные черты их характера, невежество купечества, бабок-знахарок, и прочих персонажей, встречающихся в то время.


1.Детство и юность

Настоящее имя писателя – Галиаскар Галиакбарович Камалетдинов. О детстве литератора известно немного. Он родился 6 января 1879 года в Казани. Отец мальчика работал кустарем, и семья не отличалась большим достатком. Детство Галиаскар провел в деревне, откуда была родом его мать. Он наблюдал за тем, как течет жизнь в Нижней Марсе, и делал первые выводы об устройстве мира.

Образование будущий писатель получил в медресе «Госмания» и «Мухаммадия» в Казани. Юноша самостоятельно учил русский язык и по мере расширения горизонтов знаний открывал для себя мир русской драматургии и театра. О том, что Галиаскара увлекает творчество и литература, стало понятно, когда он был подростком, поэтому легко было предположить, что его биография будет связана именно с этими направлениями.

1.1Творческий путь

Творческая биография будущего известного писателя началась в 1898 году с произведения, получившего название «Несчастный юноша». В 1907-м вышла вторая редакция этого сочинения. В своем дебютном произведении Галиаскар касался социальных вопросов и просветительских идей. Он был ярым приверженцем демократии, поэтому с таким воодушевлением встретил революцию 1905-1907-го годов. Именно в эти годы Галиаскар инициировал создание нескольких печатных изданий. В 1906 году вышел первый номер газеты «Азат» (Свобода), чуть позже начала издаваться газета «Азат халык» (Свободный народ). В 1908 году Камал порадовал своих соотечественников первыми выпусками журнала под названием «Яшен» (Молния). Помощь в выпуске этого издания Камал получил от поэта Габдуллы Тукая. Еще в юности увлекшись театром, Галиаскар пронес эту любовь к сцене на протяжении всей своей жизни. Он занимался пропагандой театрального дела, принимал непосредственное участие в постановке первого спектакля, который публика смогла оценить в 1906 году. Спектакли ставились по его произведениям, пропитанным реализмом, актуальными вопросами, поднимающими злободневные темы и раскрывающие характеры его героев настолько реалистично, что они становились узнаваемыми. Пьесы Галиаскара Камала вошли в репертуар дореволюционного театра Татарстана. На смену юношеским просветительским идеям постепенно пришли совсем другие темы. Писатель высмеивал необразованность, социальные устои и существующий режим. В сатирических комедиях Камала описывались ситуации, рожденные ненавистным ему миром. Основываясь на реальных случаях, писатель наполнял свои комедии легко узнаваемыми персонажами.



В 1908-м театр представил на суд зрителей и критиков комедию «Первое представление». В ней описывалась борьба революционеров с организацией национального татарского театра. Главный герой постановки воплотил в себе все черты характера, которые так ненавидел автор. В 1912-м состоялась премьера спектакля под названием «Тайны нашего народа», основным лейтмотивом которого стало разоблачение благодетелей, которые поддерживают царский строй. Вслед за ней поставили пьесу «Банкрот», где автор показывает изнанку капиталистического строя, невозможность честно нажить большие деньги, что бы там не утверждали по этому поводу представители буржуазии. Произведения Камала ставились в татарских театрах, с ними с удовольствием работали режиссеры и актеры тех лет. У писателя появилось множество единомышленников, которые поддерживали его в том, чтобы развивать сценический жанр, как средство воспитания зрителя и возможности познакомить публику с мировой классической литературой. Галиаскар Камал занялся переводами, и в репертуаре театра постепенно появлялись спектакли по произведениям русских классиков – Островского, Горького, Гоголя.

Он стал автором многочисленных критических очерков и статей, делился своим мнением о воплощении реализма на театральных подмостках.

Творческое вдохновение Галиаскар Камал испытал в годы Октябрьской революции и Гражданской войны. Теперь в его произведениях сквозит советский дух, он создает стихи и инсценировки. Писатель вступил в Красноармейскую татарскую группу, отличался активной гражданской позицией. В то время он взял псевдоним – «Аула и компания», под которым выходила его сатирическая проза. Рабочим и крестьянам она пришлась по душе.

В 1921-м вышла еще одна пьеса писателя – «Милая Хафиза», в которой он восхвалял народную революцию и перемены, произошедшие в социальных отношениях. Через пять лет, в 1926-м, Галиаскар Камал станет народным драматургом.

Однако не только литературная и театральная деятельность были основными направлениями в жизни Камала. Писателя увлек рисунок и каллиграфия. Он написал многочисленные изображения на социально-политическую тему. По роду своей деятельности Галиаскару приходилось сотрудничать с типографиями многих издательств, и он пытался модернизировать татарскую каллиграфию. Помимо этого, драматург принимал самое активное участие в подготовке спектаклей в театре, на нем лежала ответственность за художественно-постановочную часть и оформление.


1.2Личная жизнь
Галиаскар Камал реализовался в профессиональной и личной жизни. Литератор и общественный деятель был зятем известного в Казани купца Садыка Хайбуллина. Дочь торговца стала его женой, и новый родственник особенно уважал в Камале образованность и амбициозность. Купец имел свои планы на Галиаскара. Знание драматургом шариата могло пригодиться, если бы тот согласился стать имамом в мечети, которую построил Хайбуллин. Камала такие перспективы не прельщали. Компромисс был найден благодаря соглашению: зять стал продавать печатную продукцию.

Свадьба состоялась в 1900 году, и отец подарил в качестве приданного для любимой дочери особняк на улице Нариманова, который стоит в Казани и сегодня. Дети в семье появились спустя несколько лет. Галиаскар Камал был несказанно рад рождению сына в 1908 году.

Галиаскар Камал был женат дважды, второй его супругой стала девушка по имени Асма. У драматурга было 6 наследников : 5 сыновей и одна дочь.

1.3Смерть
Татарский драматург скончался в 1933 году. Причины смерти литератора не стали поводом для обсуждений. Галиаскар Камал оказался одним из немногих татарских деятелей искусства, сумевших принять новый политический режим и продолжавших творить с вдохновением. Смерть драматурга стала утратой для национальной литературы и театра. Сейчас его фото можно увидеть в стенах академического театра в Казани, названного в честь драматурга. В Татарстане есть несколько улиц, названных именем общественного деятеля, а дом писателя стал музеем. В 1959 году он получил статус памятника истории и культуры.

2.Театр имени Галиаскара Камала
Национальный театр в Казани, появился еще до Октябрьской революции. В первые годы после свержения монархии он пришел в упадок, однако уже спустя пару лет советская власть в рамках политики коренизации активно взялась за его восстановление. В 1926 году после нескольких реконструкций и подбора нового актерского состава театр вновь заработал в полную мощь и получил звание «Академического». Спустя 13 лет он был переименован в честь Галиаскара Камала.

Во время Великой Отечественной войны многие актеры театра отправились на фронт, где в составе различных групп давали представления непосредственно на передовой. Само театральное здание на этот период было переоборудовано под госпиталь. В послевоенное время Театр им. Галиаскара Камала пополнился рядом талантливых актеров из Москвы и других регионов. В это же время начала свою трудовую деятельность целая плеяда талантливых татарских режиссеров. В 1986 году Театр перебрался в новое здание. Это позволило значительно увеличить посещаемость спектаклей, а также обеспечить зрителей и артистом комфортом.


2.1Любопытные факты о Театре Камала
Каждому ценителю театрального искусства будет интересно знать о том, что:

В 2001 года один из режиссеров Театра Камала Марсель Салимжанов был отмечен «Золотой маской».

Так как до развала Советского Союза Татарстану как автономной территории нельзя было иметь собственную киностудию, все местные актеры была вынуждены реализовывать свой потенциал на театральных подмостках. Впрочем, это ограничение не помешало некоторым из них в дальнейшем получать главные роли в кинофильмах всесоюзных студий.

Множество сцен известной кинокомедии «Сокровища О.К.» было отснято в Театре им. Камала. Также напомним, что согласно сюжету ленты, главные герои находят путь к несметным сокровищам последнего хана Казани именно в подвале этого театра.

2.2Музей Галиаскара Камала

20 августа 2021 года в селе Сикертан Арского района открылся музей Галиаскара Камала. Галиаскар Камал — татарский писатель, драматург, основатель профессионального национального театра.

В музее организованы следующие экспозиции:

  1. «Галиәскар Камал — талантлы шәхес» («Галиаскар Камал — талантливая личность»). Экспозиция раскрывает творческое наследие Г. Камала, его связь с селом Сикертань. Здесь размещены документы, связанные с его религиозной, просветительской, издательской деятельностью, архивные документы, а также генеалогическое древо Г. Камала.

  2. «Татар йорты куренеше» («Интерьер татарского дома»). В одной части музея представлен быт семьи среднего достатка конца XIX — начала XX века. Здесь можно увидеть и накрытые к трапезе столы, и кухню, а также множество предметов быта, посуды и утвари того времени. В доме располагается печь-камин.

  3. «Авыл тарихында — милләт язмышы» («Судьба нации в истории села»). Экспозиция посвящена истории деревни Сикертан, знаменитым выходцам, участникам Великой Отечественной войны, председателям колхоза.

Музей Г. Камала предусматривает обзорные, тематические, учебные экскурсии, которые имеют проблемный или частично поисковый характер, что способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей. Также в музее могут проводиться лектории, семинары, круглые столы, презентации, форумы, встречи с интересными людьми, видеоуроки, работа с историческими документами (монографиями, картами) и т. д.