Файл: Рекомендации к разработке программы образовательной организации, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1. Структура программы
1. Обоснование необходимости реализации программы:
-
описание тенденций в состоянии здоровья и образа жизни обучающихся (воспитанников) образовательной организации; -
описание опыта решения проблемы здоровья участников образовательного процесса в рамках реализации предшествующей программы: -
анализ внешних (возможности и угрозы) и внутренних (преимущества и недостатки) факторов развития образовательной организации в области здоровьесозидания; -
характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа.
2. Ресурсы (кадровые, методические, материально-технические, информационные, другие), которыми располагает образовательная организация для эффективного решения выявленных проблем.
3. Стратегические цели и задачи образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни:
-
концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы; -
стратегические цели программы; -
задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.
4. Описание основных направлений по сохранению и укреплению здоровья
участников образовательного процесса, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной организации (можно воспользоваться рекомендациями из п. 2 данного приложения).
5. Условия (организационные механизмы) реализации программы (возможные
варианты в п. 3 данного приложения).
6. Этапы и сроки реализации программы (с описанием каждого этапа и его финансовым обоснованием).
7. Ожидаемые результаты реализации программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).
8. Методика оценки эффективности реализации программы: рекомендуется согласовать с Положением о Санкт-Петербургской региональной системе оценки качества образования, утвержденной распоряжением Комитета по образованию от 20.01.2014 № 37-р.
9. Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.
10. Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.
11. Основные термины и понятия программы.
2. Основные направления по сохранению и укреплению здоровья
участников образовательного процесса, повышению культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной организации
Системная деятельность каждой образовательной организации в области сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников определяется следующими документами: "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" (Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240), «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ, профессиональные стандарты педагогических работников, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и иные законодательные и нормативные правовые акты по обеспечению охраны и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных организациях. Для этого необходимо:
1. Создание условий для обеспечения здоровьесозидающего и безопасного характера учебного процесса и внеурочной деятельности. К этим условиям относятся:
-
внедрение во все предметные области здоровьесберегающих и здоровьесозидающих образовательных технологий; -
построение научно обоснованного учебного режима; -
обеспечение двигательной активности обучающихся (воспитанников) в учебной и внеурочной деятельности; -
соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; -
обеспечение соответствия инфраструктуры и оборудования санитарно-гигиеническим требованиям, развитие физкультурной и оздоровительной инфраструктуры, оборудования, инвентаря; -
создание условий для здорового питания в образовательной организации (качественного горячего питания, диетического питания, питьевого режима); -
запрещение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов на территории образовательной организации; -
обеспечение безопасности обучающихся (воспитанников) во время пребывания в образовательной организации; -
проведение санитарно-эпидемических и профилактических мероприятий.
2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и воспитанников, родителей). К этим условиям относятся:
-
повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности, в т.ч. готовности к сохранению и укреплению собственного профессионального здоровья и здоровья обучающихся (воспитанников), формированию здорового образа жизни; -
повышение культуры здоровья обучающихся (воспитанников) в учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, в том числе обучение навыкам гигиены, режима труда и учебы, психогигиены, профилактика наиболее распространенных заболеваний, несчастных случаев, девиантного и делинквентного поведения, формирование культуры питания, физической культуры; -
повышение активности родителей в формировании здорового образа жизни детей, становлении здоровой и социально благополучной семьи.
3. Создание условий для профилактики и оздоровления учащихся (воспитанников), ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков. К этим условиям относятся:
-
организация прохождения обучающимися (воспитанниками) периодических медицинских осмотров и диспансеризации; -
проведение мониторинга здоровья в образовательной организации для выявления ситуации по созданию условий для обеспечения здоровья и безопасности, сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (воспитанников), выявления групп соматического и социального риска; -
разработка на консилиуме специалистов рекомендаций по обучению учащихся (воспитанников), включенных в группы соматического и социального риска, а также интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательную среду детей, не имеющих нарушений в развитии; -
разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных и групповых профилактических и коррекционных оздоровительных программ, в т.ч. профилактика зависимого поведения и социально обусловленных болезней; -
оказание первичной медико-санитарной помощи; -
индивидуальное и групповое психологическое сопровождение; -
социальная защита и помощь, укрепление семейных отношений.
3. Условия (организационный механизм) реализации программы
1. Организация управления деятельностью образовательной организации, в т.ч. за счет создания организационных структур (центра, службы здоровья и т.п.).
-
Совершенствование научно-методического и информационного обеспечения реализации программы. -
Выстраивание сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, решающей проблемы здоровья участников образовательного процесса, за счет включения в систему дистанционных и прямых связей, доступа к совместных ресурсам, взаимообмена опытом. -
Выстраивание эффективного социального партнерства образовательной организации с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и туризма и др. -
Кадровое обеспечение деятельности образовательной организации в обалсти здоровьесозидания за счет подготовки и повышения квалификации специалистов и педагогов. -
Отслеживание результативности реализации программы (внешний и внутренний аудит, городской и/или районный мониторинг). -
Материально-техническое обеспечение реализации программы (за счет увеличения оснащенности в данной области).
4. План мероприятий программы
Цели программы | Задачи, направленные на достижение данной цели | Мероприятия, обеспечивающие решение данной задачи | Необходимые для реализации мероприятия ресурсы | Сроки проведения | Планируемый результат, обеспечивающий решение задачи (качественные и количественные показатели) | Структурное подразделение –ответственный исполнитель | Формы отчетных документов | Степень реализации мероприятия на момент представления программы на конкурс |
| | | | | | | | |