Файл: Рекомендации к разработке программы образовательной организации, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1. Структура программы

1. Обоснование необходимости реализации программы:

  • описание тенденций в состоянии здоровья и образа жизни обучающихся (воспитанников) образовательной организации;

  • описание опыта решения проблемы здоровья участников образовательного процесса в рамках реализации предшествующей программы:

  • анализ внешних (возможности и угрозы) и внутренних (преимущества и недостатки) факторов развития образовательной организации в области здоровьесозидания;

  • характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа.

2. Ресурсы (кадровые, методические, материально-технические, информационные, другие), которыми располагает образовательная организация для эффективного решения выявленных проблем.

3. Стратегические цели и задачи образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы;

  • стратегические цели программы;

  • задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.

4. Описание основных направлений по сохранению и укреплению здоровья
участников образовательного процесса, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной организации (можно воспользоваться рекомендациями из п. 2 данного приложения).

5. Условия (организационные механизмы) реализации программы (возможные
варианты в п. 3 данного приложения).

6. Этапы и сроки реализации программы (с описанием каждого этапа и его финансовым обоснованием).

7. Ожидаемые результаты реализации программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).

8. Методика оценки эффективности реализации программы: рекомендуется согласовать с Положением о Санкт-Петербургской региональной системе оценки качества образования, утвержденной распоряжением Комитета по образованию от 20.01.2014 № 37-р.

9. Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.


10. Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.

11. Основные термины и понятия программы.
2. Основные направления по сохранению и укреплению здоровья
участников образовательного процесса, повышению культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной организации

Системная деятельность каждой образовательной организации в области сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников определяется следующими документами: "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" (Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240), «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ, профессиональные стандарты педагогических работников, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и иные законодательные и нормативные правовые акты по обеспечению охраны и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных организациях. Для этого необходимо:

1. Создание условий для обеспечения здоровьесозидающего и безопасного характера учебного процесса и внеурочной деятельности. К этим условиям относятся:

  • внедрение во все предметные области здоровьесберегающих и здоровьесозидающих образовательных технологий;

  • построение научно обоснованного учебного режима;

  • обеспечение двигательной активности обучающихся (воспитанников) в учебной и внеурочной деятельности;

  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

  • обеспечение соответствия инфраструктуры и оборудования санитарно-гигиеническим требованиям, развитие физкультурной и оздоровительной инфраструктуры, оборудования, инвентаря;

  • создание условий для здорового питания в образовательной организации (качественного горячего питания, диетического питания, питьевого режима);

  • запрещение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов на территории образовательной организации;

  • обеспечение безопасности обучающихся (воспитанников) во время пребывания в образовательной организации;

  • проведение санитарно-эпидемических и профилактических мероприятий.


2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и воспитанников, родителей). К этим условиям относятся:

  • повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности, в т.ч. готовности к сохранению и укреплению собственного профессионального здоровья и здоровья обучающихся (воспитанников), формированию здорового образа жизни;

  • повышение культуры здоровья обучающихся (воспитанников) в учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, в том числе обучение навыкам гигиены, режима труда и учебы, психогигиены, профилактика наиболее распространенных заболеваний, несчастных случаев, девиантного и делинквентного поведения, формирование культуры питания, физической культуры;

  • повышение активности родителей в формировании здорового образа жизни детей, становлении здоровой и социально благополучной семьи.

3. Создание условий для профилактики и оздоровления учащихся (воспитанников), ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков. К этим условиям относятся:

  • организация прохождения обучающимися (воспитанниками) периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

  • проведение мониторинга здоровья в образовательной организации для выявления ситуации по созданию условий для обеспечения здоровья и безопасности, сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (воспитанников), выявления групп соматического и социального риска;

  • разработка на консилиуме специалистов рекомендаций по обучению учащихся (воспитанников), включенных в группы соматического и социального риска, а также интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательную среду детей, не имеющих нарушений в развитии;

  • разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных и групповых профилактических и коррекционных оздоровительных программ, в т.ч. профилактика зависимого поведения и социально обусловленных болезней;

  • оказание первичной медико-санитарной помощи;

  • индивидуальное и групповое психологическое сопровождение;

  • социальная защита и помощь, укрепление семейных отношений.


3. Условия (организационный механизм) реализации программы

1. Организация управления деятельностью образовательной организации, в т.ч. за счет создания организационных структур (центра, службы здоровья и т.п.).

  1. Совершенствование научно-методического и информационного обеспечения реализации программы.

  2. Выстраивание сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, решающей проблемы здоровья участников образовательного процесса, за счет включения в систему дистанционных и прямых связей, доступа к совместных ресурсам, взаимообмена опытом.

  3. Выстраивание эффективного социального партнерства образовательной организации с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и туризма и др.

  4. Кадровое обеспечение деятельности образовательной организации в обалсти здоровьесозидания за счет подготовки и повышения квалификации специалистов и педагогов.

  5. Отслеживание результативности реализации программы (внешний и внутренний аудит, городской и/или районный мониторинг).

  6. Материально-техническое обеспечение реализации программы (за счет увеличения оснащенности в данной области).


4. План мероприятий программы

Цели программы

Задачи, направленные на достижение данной цели

Мероприятия, обеспечивающие решение данной задачи

Необходимые для реализации мероприятия ресурсы

Сроки проведения

Планируемый результат, обеспечивающий решение задачи (качественные и количественные показатели)

Структурное подразделение –ответственный исполнитель

Формы отчетных документов

Степень реализации мероприятия на момент представления программы на конкурс