Файл: Практическое задание 1 Практическое задание Конвергентный подход в образовании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 2.1
Практическое задание «Конвергентный подход в образовании»
-
Какова роль конвергенции наук и технологий в процессе формирования «Школы Будущего»?
Укрупнение коллективов, проектный подход, межотраслевой характер технических результатов, являющихся результатом взаимопроникновения различных научных дисциплин «Технический мир» приобретает самостоятельный статус, начинает определять характер развития как науки, так и всех социокультурных процессов. Однако предметная специализация и разделение труда в науке еще доминируют. Почти отсутствует культура «конвергентных сообществ».
Современная школа во многом остается «наукоцентричной», причем главным стандартом науки полагается методологический стандарт классического естествознания с его дисциплинарной разобщенностью. Проектно-исследовательские формы работы стали частью повседневной жизни школы, но они пока еще не связаны напрямую с реализацией конвергентного подхода.
Необходима разработка новых типов коммуникативного взаимодействия отдельных проектных групп («проектных мастерских») в масштабах школы или объединения школ.
2.Разработайте фрагмент сценария урока, содержащего двухуровневую цель (например, естественнонаучную и технологическую составляющие) и хотя бы один значимый этап урока («Рассуждаем», «Изучаем», «Исследуем», «Анализируем», «Проектируем», «Конструируем») с описанием деятельности учителя и учащихся на этом этапе
Технологическая карта урока
Предмет: | Русский язык |
Класс: | 5 класс |
Тип урока: | Урок обобщения и систематизации знаний и умений |
Форма урока: | Практикум |
Технологии: | Технология коллективного обучения |
УМК: | «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.) |
Тема | Лексика |
Цели: | |
- содержательная (образовательная): | обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Лексика». |
- деятельностная: | формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. |
Задачи: | личностные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний лексики, формировать правильное отношение к слову, расширить словарный запас учащихся; метапредметные: учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, учить коллективно планировать познавательную деятельность и решать поставленные задачи, развивать речь (строить монологическое высказывание); предметные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме "Лексика", научить работать с толковым словарем. |
Основные понятия: | Лексика, лексическое значение слова, прямое и переносное значения, многозначность слова, синонимы, антонимы, омонимы. |
Межпредметные связи | Связь с литературой (пословицы, стихотворения). |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник, словари, раздаточный материал. |
Формы контроля: | Групповая и индивидуальная. |
Организация образовательного пространства урока | ||||
I. Организационный (мотивационный). Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Приветствует учеников. Создает эмоциональный настрой. Проверяет готовность к уроку. | Настраиваются на работу. Рисуют соответствующий настроению символ. | Учитель предлагает нарисовать на листочке эмоцию, которая соответствует настроению ученика (смайлик). | Самоопределение. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
II. Целеполагание Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Подводит учеников к формулированию темы, цели, постановке задач урока. | Комментируют высказывания русских писателей о родном языке. Называют тему урока, формулируют цель. | Учитель предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний (слайд № 1): 1.Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой) 2.Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений. (А.С. Пушкин) | Умение оформить свои мысли в устной форме. Целеполагание. Планирование учебной деятельности. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. Определение общей цели и путей ее достижения. |
III.Актуализация знаний (предметных, метапредметных и личностных результатов) Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Делит учащихся на 5 групп. Дает группам задания. Курирует работу групп. | Учащиеся работают группой. Выбирают, кто будет давать определение, кто приводить примеры, кто рисовать. | 1)Задание для всех групп одинаковое, но у каждой группы свое лексическое явление, понятия. Необходимо дать определение, привести примеры, нарисовать или изобразить в виде схемы, кластера свое лексическое явление, понятие. 1 группа: лексика, лексическое значение слова. 2 группа: однозначное и многозначное слово, прямой и переносный смысл слова. 3 группа: синонимы. 4 группа: антонимы. 5 группа: омонимы. Затем представители от групп защищают свою работу. 2)Группа получает текст с лексическим явлением. Необходимо найти его и доказать, что это именно оно. 1.Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: -Где вы были? -У лисички. -Что вы ели там? -Лисички. 2.Корень учения горек, а плод его сладок. Не бойся врага умного, а бойся друга глупого. 3.Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят. 4.Наш Ванюша во бору Накосил косой траву. А своей косой Танюша Полюбилася Андрюше. 5.Когда устало солнце се'ло, Притихло шумное село', Луна взошла на небо сме'ло, Меня на улицу смело'. (омографы) | Умение систематизировать изученный материал, схематично представлять его. Умение грамотно и развернуто построить свой ответ. Умение аргументировать свою точку зрения. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Освоение способов решения проблем творческого характера. Умение видеть изученные лексические явления. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Раздает группам толковые словари. Дает представление, как с ними работать. Объясняет такие понятия «словарная статья», «помета». | Групповая работа со словарем (с соревновательным элементом). | Необходимо найти в словаре значения слов: Альтернатива - … Модернизация - … Идентичный - … Симпатия - … Неординарный - … Побеждает та группа, которая быстрее справится с заданием и правильно его выполнит. | Составление плана и последовательности действий. Умение коллективно реализовать этот план. Умение найти необходимую информацию. | Обогащение словарного запаса. Умение работать с толковым словарем, знать, что такое помета, словарная статья. |
V. Первичное закрепление (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов). Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Дает письменное задание. Осуществляет контроль и правильность его выполнения. | Один ученик у доски. Остальные работают самостоятельно в тетрадях. После выполнения задания обмениваются в парах тетрадями, проверяют друг друга. | Упр. 367 из учебника. Также необходимо написать лексическое значение слова «миниатюрный», используя толковый словарь. - В чем особенность этого слова? - Чем мы руководствовались, когда выбирали нужное слово из предложенных? | Умение адекватно оценить работу одноклассника. Умение видеть свои и чужие ошибки. | Понимать, что такое синонимы, от чего зависит выбор слова из ряда синонимов (сочетаемость слов). Поиск необходимой информации в словаре. |
VI. Диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов. Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Дает установку на рефлексию. | Рефлексия предметных, личностных результатов. | - Продолжите фразу «Сегодня на уроке я узнал (а)…». | Самооценка своей познавательной деятельности, осознание пробелов. | Умение обобщать информацию и выделять главное. |
VII. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Раздает оценочные листы. | Учащиеся ставят друг другу оценки (представитель группы или коллективно). | Оценивают свою работу на уроке и работу друг друга. Выставляют оценки в оценочный лист, отдают его учителю. | Умение договориться, корректно оценить работу одноклассника. | Осознание пройденного пути, систематизация полученного опыта, сравнение своих успехов с успехами других учеников. |
VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания. Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Дает диф. домашнее задание. Собирает оценочные листы. | Записывает домашнее задание, выбирает то задание, которое ему больше подходит. | 1)Подберите к словам синонимы. Запишите их в тетрадях. Скупой- Блестеть- Большой- Метель- Волшебная- Монарх – 2)Задание повышенной сложности: сочинить сказку на тему «Страна Лексикология». | Самоопределение. | Планирование индивидуальной познавательной деятельности. |