Файл: Практическое задание 1 Практическое задание Конвергентный подход в образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 2.1

Практическое задание «Конвергентный подход в образовании»

  1. Какова роль конвергенции наук и технологий в процессе формирования «Школы Будущего»?

Укрупнение коллективов, проектный подход, межотраслевой характер технических результатов, являющихся результатом взаимопроникновения различных научных дисциплин «Технический мир» приобретает самостоятельный статус, начинает определять характер развития как науки, так и всех социокультурных процессов. Однако предметная специализация и разделение труда в науке еще доминируют. Почти отсутствует культура «конвергентных сообществ».

Современная школа во многом остается «наукоцентричной», причем главным стандартом науки полагается методологический стандарт классического естествознания с его дисциплинарной разобщенностью. Проектно-исследовательские формы работы стали частью повседневной жизни школы, но они пока еще не связаны напрямую с реализацией конвергентного подхода.

Необходима разработка новых типов коммуникативного взаимодействия отдельных проектных групп («проектных мастерских») в масштабах школы или объединения школ.

2.Разработайте фрагмент сценария урока, содержащего двухуровневую цель (например, естественнонаучную и технологическую составляющие) и хотя бы один значимый этап урока («Рассуждаем», «Изучаем», «Исследуем», «Анализируем», «Проектируем», «Конструируем») с описанием деятельности учителя и учащихся на этом этапе

Технологическая карта урока

Предмет:

Русский язык

Класс:

5 класс

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Форма урока:

Практикум

Технологии:

Технология коллективного обучения

УМК:

«Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.)

Тема

Лексика

Цели:

- содержательная (образовательная):

обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Лексика».

- деятельностная:

формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Задачи:

личностные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний лексики, формировать правильное отношение к слову, расширить словарный запас учащихся;

метапредметные: учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, учить коллективно планировать познавательную деятельность и решать поставленные задачи, развивать речь (строить монологическое высказывание);

предметные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме "Лексика", научить работать с толковым словарем.



Основные понятия:

Лексика, лексическое значение слова, прямое и переносное значения, многозначность слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Межпредметные связи

Связь с литературой (пословицы, стихотворения).

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


Учебник, словари, раздаточный материал.

Формы контроля:

Групповая и индивидуальная.


Организация образовательного пространства урока

I. Организационный (мотивационный).

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Приветствует учеников. Создает эмоциональный настрой. Проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на работу. Рисуют соответствующий настроению символ.

Учитель предлагает нарисовать на листочке эмоцию, которая соответствует настроению ученика (смайлик).

Самоопределение.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Целеполагание

Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Подводит учеников к формулированию темы, цели, постановке задач урока.


Комментируют высказывания русских писателей о родном языке. Называют тему урока, формулируют цель.

Учитель предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний (слайд № 1):

1.Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой)
2.Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений.

(А.С. Пушкин)


Умение оформить свои мысли в устной форме. Целеполагание. Планирование учебной деятельности.

Формирование уважительного отношения к иному мнению. Определение общей цели и путей ее достижения.

III.Актуализация знаний (предметных, метапредметных и личностных результатов)

Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Делит учащихся на 5 групп. Дает группам задания. Курирует работу групп.

Учащиеся работают группой. Выбирают, кто будет давать определение, кто приводить примеры, кто рисовать.

1)Задание для всех групп одинаковое, но у каждой группы свое лексическое явление, понятия. Необходимо дать определение, привести примеры, нарисовать или изобразить в виде схемы, кластера свое лексическое явление, понятие.

1 группа: лексика, лексическое значение слова.

2 группа: однозначное и многозначное слово, прямой и переносный смысл слова.

3 группа: синонимы.

4 группа: антонимы.

5 группа: омонимы.

Затем представители от групп защищают свою работу.

2)Группа получает текст с лексическим явлением. Необходимо найти его и доказать, что это именно оно.

1.Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

 -Где вы были?    

 -У лисички.

-Что вы ели там?

-Лисички.

2.Корень учения горек, а плод его сладок.

Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.

3.Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

4.Наш Ванюша во бору

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

Полюбилася Андрюше.

5.Когда устало солнце се'ло,
Притихло шумное село',
Луна взошла на небо сме'ло,
Меня на улицу смело'. (омографы)


Умение систематизировать изученный материал, схематично представлять его. Умение грамотно и развернуто построить свой ответ. Умение аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Освоение способов решения проблем творческого характера. Умение видеть изученные лексические явления.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Раздает группам толковые словари. Дает представление, как с ними работать. Объясняет такие понятия «словарная статья», «помета».

Групповая работа со словарем (с соревновательным элементом).

Необходимо найти в словаре значения слов:

Альтернатива - …

Модернизация - …

Идентичный - …

Симпатия - …

Неординарный - …

Побеждает та группа, которая быстрее справится с заданием и правильно его выполнит.

Составление плана и последовательности действий. Умение коллективно реализовать этот план. Умение найти необходимую информацию.

Обогащение словарного запаса. Умение работать с толковым словарем, знать, что такое помета, словарная статья.


V. Первичное закрепление (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов).

Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Дает письменное задание. Осуществляет контроль и правильность его выполнения.

Один ученик у доски. Остальные работают самостоятельно в тетрадях. После выполнения задания обмениваются в парах тетрадями, проверяют друг друга.

Упр. 367 из учебника. Также необходимо написать лексическое значение слова «миниатюрный», используя толковый словарь.

- В чем особенность этого слова?

- Чем мы руководствовались, когда выбирали нужное слово из предложенных?

Умение адекватно оценить работу одноклассника. Умение видеть свои и чужие ошибки.

Понимать, что такое синонимы, от чего зависит выбор слова из ряда синонимов (сочетаемость слов). Поиск необходимой информации в словаре.

VI. Диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Дает установку на рефлексию.

Рефлексия предметных, личностных результатов.

- Продолжите фразу «Сегодня на уроке я узнал (а)…».

Самооценка своей познавательной деятельности, осознание пробелов.

Умение обобщать информацию и выделять главное.

VII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Раздает оценочные листы.

Учащиеся ставят друг другу оценки (представитель группы или коллективно).

Оценивают свою работу на уроке и работу друг друга. Выставляют оценки в оценочный лист, отдают его учителю.

Умение договориться, корректно оценить работу одноклассника.

Осознание пройденного пути, систематизация полученного опыта, сравнение своих успехов с успехами других учеников.

VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Дает диф. домашнее задание. Собирает оценочные листы.

Записывает домашнее задание, выбирает то задание, которое ему больше подходит.

1)Подберите к словам синонимы. Запишите их в тетрадях.

                         Скупой-

                         Блестеть-

                         Большой-

                         Метель-

                         Волшебная-

                         Монарх –

2)Задание повышенной сложности: сочинить сказку на тему «Страна Лексикология».

Самоопределение.

Планирование индивидуальной познавательной деятельности.