Файл: Образовательная программа по специальности 51. 02. 02 Социальнокультурная деятельность Форма обучения заочная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство культуры Красноярского края

КГБПОУ «Канский библиотечный колледж»

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

_____________ Каракулова Л.Г., заместитель директора по НМР

«____»___________2023 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ


(на примере фестиваля старожильческой культуры Приангарья «Традиции через века»)
Выпускная квалификационная работа выполнена в виде:

дипломного проекта .

дипломной работы/дипломного проекта (указать)

студентом группы 36С Инной Николаевной Пушкаревой 08.06.2022 г.

(номер группы) (И.О. Фамилия) (подпись, дата)

Анной Геннадьевной Бутыревой 08.06.2022 г.

(И.О. Фамилия) (подпись, дата)
Образовательная программа по специальности51.02.02 Социально-культурная деятельность

Форма обучения __заочная_______
Руководитель преподаватель Наталья Анатольевна Шевченко______08.06.2022 г.

(должность) (И.О. Фамилия) (подпись, дата)

Консультант/рецензент:

директор МБУК КР МРДК «Рассвет»

Балахчи Елена Александровна ________08.06.2022 г.
КАНСК 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Пояснительная записка

3

1.1 Введение

3

1.2 Описательная часть

7

1.3 Заключение

14

1.4 Список использованных источников

15

1.5 Приложения

19

2 Практическая часть

53

2.1 Сценарий культурно – досуговой программы

53

2.2 Фотоотчет проведения культурно – досуговой программы

75


1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Введение

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность, ибо выдвигается на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания и методов этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения. Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют социальные моменты: мода, реклама, социальный статус. В настоящее время клубные учреждения концентрируют свои усилия на изучении и возрождении национальных культурных традиций, художественных промыслов и ремесел, создании условий для самовыражения различных этнокультурных сообществ. В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования личности. 


В учреждениях культуры культурно – досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер. Основное назначение учреждений культуры – создание условий для удовлетворения растущих духовно – культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно – педагогических усилий. Поэтому культурно – досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит oт интересов и потребностей политического, культурного и нравственного развития личности в сфере производства и досуга.

Культурно – досуговая деятельность является одним из важнейших ресурсов государственной социальной и культурной политики и ее значение в этом качестве неуклонно возрастает. Современный досуг является сложным социально – культурным явлением. Его значение в современной жизни неуклонно возрастает. Он имеет массу аспектов для его специалистов – организаторов, работающих в досуговой сфере.

Досуг – это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать, как центральный элемент культуры, обладающий глубокими и сложными связями с общими проблемами работы, семьи, политики. Под досугом нужно понимать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере работы, семьи и быта.

Культурно – досуговая программа является одной из самых распространённых форм социально – культурной деятельности. Диапазон её функционирования достаточно широк. Культурно – досуговая программа выступает самым существенным результатом деятельности, в первую очередь, традиционных учреждений культуры – клубов, домов и дворцов культуры, культурно – досуговых центров творческого развития детей и взрослых, парков культуры и отдыха, культурноисторических комплексов, профилированных учреждений культуры – домов литераторов, музыки, актёров, кино и других. Кроме этого, культурнодосуговая программа находит своё воплощение в туристической и рекламной деятельности, в среде общего и дополнительного образования, и, как правило, культурные программы выступают дополняющей культурной функцией в период проведения симпозиумов, фестивалей, форумов, конкурсов, спортивных состязаний.



Объект исследования – организация и проведение культурно – досуговой программы.

Предмет исследования – организация и проведение культурно – досуговой программы на примере фестиваля старожильческой культуры Приангарья «Традиции через века».

Цель – осуществление организации и проведения фестиваля старожильческой культуры Приангарья «Традиции через века».

Задачи:

  • Выбрать форму мероприятия.

  • Определить тему.

  • Составить план организационных мероприятий .

  • Подобрать документальный и художественный материал.

  • Написать сценарий.

  • Составить смету расходов.

  • Подобрать и изготовить костюмы.

  • Изготовить реквизит.

  • Создать звуковую партитуру.

  • Создать световую партитуру.

  • Осуществить постановку.

Методы исследования:

  • Изучение документов;

  • Анализ методической литературы;

  • Беседа и интервью;

  • Индуктивные методы;

Создание культурно – досуговых программ, невозможно без опоры на базовые основы народных художественных традиций. Наряду с организацией собственно фольклорных программ, в содержание различных других программ, прямо или косвенно включаются элементы народных традиций.

Народные традиции и фольклор могут служить серьезной основой «оживления» исторических событий, быта, обычаев, если учитываются потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы аудитории. Они могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием.

Народные традиции всегда отличались общественно – значимым содержанием. Патриотические мотивы проявлялись в каждой форме выражения – песнях, танцах, ритуалах, хороводах, обрядах. Следствием народных исторических социокультурных процессов выступает народная педагогика, содержанием которой являются – народная мудрость, мировоззренческие идеалы человеческого бытия, этические нормы поведения человека, поэтика повседневной жизни человека, его труда и праздничного отдыха, которые были и остаются базовой основой культурно – досуговой деятельности и технологии создания культурно – досуговых программ. Закрепление в сознании общества значимых традиций, обеспечение их генетической преемственности, формирование на их основе социально – ориентированного общественного мнения, гражданского самосознания, навыков социально – культурного поведения и общения, сохранение исторической памяти и уважения к прошлому своей страны, к ее нравственным и культурным достижениям может быть обеспечено только системной актуализацией общественно – значимых событий, как постоянным обращением к их историческим истокам, так и к современным тенденциям их осмысления. И здесь специалисты в области культуры Кежемского района обладают определенным специфическим преимуществом: находясь в «шаговой доступности» от потенциальной аудитории, выполняют эту задачу с привлечением в содержание культурных программ местного материала – истории судеб людей Приангарья, в основе которых примеры их жизненного уклада, традиций, самобытной культуры. Гордиться своими корнями – нравственная и патриотическая черта личности, и формирование таких качеств – прерогатива учреждений культуры.


Формой культурно – досуговой программы выбран фестиваль старожильческой культуры Приангарья «Традиции через века».  Фестиваль не носит конкурсного характера и проходит под девизом равной значимости и художественной ценности его участников и образцов самобытной народной культуры.

Круг рассматриваемых проблем:

Наши предки отличались глубоко эстетическим отношением к окружающему миру, к природе, солнцу и луне, грозе и молнии, животным и растениям, рекам и рощам. И это отношение очень важно передать современным людям. Сохранение и передача традиций следующим поколениям и воспитать в них самосознание, гордость за своих предков. В настоящее время многие люди хотят найти себя и некоторые уже понимают, что это невозможно сделать, не обратившись к истокам своей родной культуры.

В основе информационной базы для подготовки данного дипломного проекта лежит художественная литература таких авторов как А.Ф.Карнаухов, В.Бутакова, А. П. Садохина, И.Н. Горев. Литература по основам режиссуры и социально-культурной деятельности таких авторов А. Д. Силин, К. С. Станиславский, и др.

База реализации данного проекта – Муниципальное бюджетное учреждение культуры Кежемского района «Межпоселенческий Районный дом культуры «Рассвет» филиал Заледеевский сельский дом культуры Кежемского района Красноярского края.

Дипломный проект состоит из пояснительной записки и практической части. Пояснительная записка содержит актуальность и значимость выбранной темы, объект, предмет, цель задачи и методы исследования. Представлен режиссёрский каркас и описание особенностей реализации культурно –досуговой программы. Практическая часть состоит из сценария культурно –досуговой программы и фотоотчета.
1.2 Описательная часть

Режиссерский каркас фестиваля старожильческой культуры Приангарья «Традиции через века»

Тема: Традиции Приангарья.

Идея: Воспитание современного поколения на традициях, любви и уважении к культуре и наследию своих предков, приобщение современного поколения к народному творчеству .

Сверхзадача: Раскрыть всю красоту и самобытность традиций Приангарья и сохранитьнематериальное наследие и духовные ценности нашего народа, чтобы передать следующим поколениям.


Пролог.

  1. Миниатюра «Как Мантя на кончерт собиралась».

  2. Песня «Кудри».

Эпизод 1. Открытие фестиваля.

  1. Конферанс ведущих «Открытие фестиваля».

  2. Песня «Семечки».

  3. Песня«К нам гости пришли».

  4. Песня «Против солнца», «Садила баба лук, чеснок».

Эпизод 2. Ангарский говор и песня.

  1. Конферанс «Ангарский говор, песня».

  2. Байка «Жили-были дед да баба».

  3. Песня «Гоголюшка».

  4. Театральная постановка по рассказу П. Усольцева «Зауголыш».

  5. Песня «У дуба старого».

  6. Песня «Развесело было время».

  7. Байка «Неудачная охота».

  8. Песня «Все тропинки снежком запорошены».

  9. Байка «Скажи мама сказку».

  10. Песня «Утушка моя луговая».

  11. Байка «Была деревня» по произведению Алексея Карнаухова.

  12. Песня «Не вейтеся чайки», «Кого, кого я полюбила».

  13. Байка «Дела житейские».

  14. Песня «Стояла чудная сосна».

Эпизод 3. Ангарская одёжа. Дефиле костюмов.

  1. Конферанс «Дефиле костюмов».

  2. Демонстрация повседневного ангарского женского костюма.

  3. Демонстрация крестьянского ангарского женского костюма.

  4. Демонстрация повседневного ангарского мужского костюма.

  5. Демонстрация рубахи-покосницы.

  6. Демонстрация исподней рубахи.

  7. Демонстрация повседневного и праздничного ангарских костюмов.

  8. Демонстрация ансамбля праздничных костюмов мужского, женского и девичьего.

  9. Демонстрация праздничных женских костюмов.

  10. Демонстрация венчального свадебного костюма.

Эпизод 3. Промыслы и ремесла.

  1. Конферанс «Сценические презентации о промыслах и ремеслах».

  2. Демонстрация сценической презентации «Берестянщик».

  3. Демонстрация сценической презентации «Чирки, чирки, чирочки».

  4. Демонстрация сценической презентации «Чудо-коврики».

  5. Демонстрация сценической презентации «В русской горнице».

  6. Демонстрация сценической презентации «Топорище».

  7. Демонстрация сценической презентации «Рукотворные чудеса».

  8. Демонстрация сценической презентации «Вышивка гладью».

  9. Демонстрация сценической презентации «Сотку я холст, что краше всех чудес».

  10. Конферанс «Самобытная культура наших предков - дело всей жизни».

  11. Танец «Четвера».