Файл: Лекция 1 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. В котле использую теплоносители: пар или термомасло, отсюда и название котла : паровой или термомасляный.

Нагрузка котла-давление и паропроизводительность, определяются количественными и качественными характеристиками потребителей.

КЛАССИФИКАЦИЯ И РЕЖИМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПАРА

Любое судно нуждается в обеспечении низкопотенциальной тепловой энергией для обслуживания потребителей :

-элементов СЭУ (подогрев топлива, масла, воды охлаждения двигателей в период бездействия)

-бытовых нужд

-технологических нужд ( рыбопромысловые суда-выработка продукции, наливные суда - подогрев груза при перекачках, зачистка грузовых емкостей).

Режимы использования зависят от:

- элемента рейса ( стоянка в порту, переход, погрузка/разгрузка, работа в промысловом режиме)

-района плавания

-сезонного времени года

Очевидно, что в более холодных условиях эксплуатации судна потребность в выработке пара возрастает.

Существует связь между дедвейтом судна-DW, мощностью главного двигателя-Nе и потребностями пара судна.

Gпотр=0.25 DW, т/час – для сухогрузных судов

Gпотр=0.65 DW, т/час-для танкеров

Для всех типов судов( без учета технологических потребителей):

Gпотр=0.1DW+0.25Ne, т/час

При проектировании котельной установки принимаем район плавания с температурой воздуха ниже -10грС при условии подключения всех судовых потребителей.

Определенный таким образом расход пара на все судовые потребители принимается равным номинальной паропроизводительности вспомогательного судового котла.

Лекция №13

КОНСТРУКЦИИ СУДОВЫХ КОТЛОВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Основой любого котла с естественной циркуляцией служит корпус котла - совокупность конструктивных элементов, образующих замкнутый контур, разделенный свободным уровнем воды на паровое и водяное пространство. В корпусе размещены внутрикотловые устройства, обеспечивающие передачу теплоты к воде, образование пара, отвод его из котла и естественную циркуляцию воды в котле.

В водотрубных котлах корпус состоит из:

-парообразующих труб ( экранов и конвективных пучков труб)

-опускных труб

-пароводяных барабанов

-водяных коллекторов

Из них образуется замкнутый контур циркуляции воды

В огнетрубных и огнетрубно-водотрубных
котлах основа -цилиндрическая обечайка с днищами (бочка), разделенная свободным уровнем воды на паровое и водяное пространства. В водяном пространстве размещены топка (топочная камера), пучки парообразующих труб с внутренним или внешним обогревом. Естественная циркуляция в таком типе котлов идет за счет свободной конвекции в большом объеме воды. На элементах корпуса (бочках, барабанах, коллекторах) смонтированы арматура, лючки и лазы для инспекции внутренних поверхностей котлов.

В газоходах котлов могут быть установлены дополнительные элементы-пароперегреватели, экономайзеры и воздухоподогреватели (хвостовые поверхности нагрева).

Все перечисленные элементы котла монтируются на каркасе, сваренном из металлических профилей, снаружи облицованы обшивкой. Связь каркаса и элементов котла с высокой температурой из-за разного термического расширения должна быть гибкой. К каркасу также крепится обмуровка топок.

Утилизационные котлы, использующие тепловую энергию продуктов сгорания ДВС, подразделяются на котлы с обычной утилизацией и с глубокой утилизацией.

Как правило, утилизационные котлы - водотрубного типа цилиндрической компоновки.

Широкое применение на транспортных судах нашли комбинированные котлы, в которых огнетрубный и утилизационный котлы объединены в одном корпусе и имеют общее водяное пространство.


Водотрубные котлы- котлы, в которых пар и вода движутся внутри труб, а греющие их продукты сгорания снаружи труб.

По назначению водотрубные котлы делятся на:

-главные котлы

-вспомогательные

Главные котлы – водотрубные, с естественной циркуляцией, вертикальные, однопроточные(по току газов), двухколлекторные, как правило, развитыми хвостовыми поверхностями.

Рабочие параметры котла КВГ-5- вспомогательный котел лихтеровоза “Севморпуть”:

-Рк-2.8 Мпа

-Рпер-2.5Мпа

-Тпер-375грС

-Тпит.воды-105грС

-КПД-85.6%

-расход топлива-3920кг/час

Главные котлы паротурбинных судов танкеров постройки 70-80-х годов прошлого века имеют конструктивные особенности:

-отсутствие развитого конвективного пучка труб (пар в основном генерируется в экранных трубах, которыми полностью экранирована топка)

-потолочное расположение топочных устройств

-большие объемы топок

-установка промежуточных пароперегревателей и развитых поверхностей воздухоподогревателей.

Котлы имели высокий КПД-97% и низкий коэффициент избытка воздуха-а-1.03-1.05.

Рпер-9Мпа

-Тпер-510-515грС

Дпер-80-100т/час

Вспомогательные водотрубные котлы по типу рабочего процесса аналогичны главным водотрубным котлам.

Контур циркуляции состоит из:

-пароводяного барабана

-опускных труб

-водяного коллектора

-подъемных обогреваемых труб конвективного пучка и экрана

Отечественные вспомогательные водотрубные котлы:

КВВ, КВС, КВВА, КВ с Дк-1.6-16т/час и Рк-0.5-1.6 Мпа. (плакаты)

Зарубежные вспомогательные водотрубные котлы:

Паропроизводительность-10т/час с давлением пара 0.7Мпа

UNEX NA:

Как правило, вертикальные, цилиндрические, двух коллекторные (в виде колец-прямоугольных тороидов) с естественной циркуляцией с потолочным расположением топочного устройства. Огнестойкая футеровка закрывает проем нижнего тороидного коллектора, образуя под топки. Дымовые газы от центра топки, омывая водогрейные трубы, движутся к каркасу и далее в газоход (плакаты).

Aalborg AQ-9:

Данная компоновка элементов за счет большого объема и высоты парового пространства дает высокую степень сухости пара.

Топка котла цилиндрической формы полностью экранирована.


Снаружи экранных труб изоляция, раскрепленная на сварной конструкции. Нижние концы экранных труб вварены в экранный водяной коллектор тороидного типа круглого сечения. Верхние концы труб экрана вварены в нижнюю трубную доску пароводяной промежуточной камеры тороидального типа прямоугольного сечения.

Внутренняя поверхность этой камеры образует цилиндрический канал подвода газов к конвективным трубам.

Конвективные трубы нижним концом закреплены в верхней трубной доске пароводяной промежуточной камеры, а верхним в верхнем пароводяном коллекторе.

Для организации спирального движения газов в пучке труб участки труб, соединенных перегородками сваркой образуют соответствующее движение газов и далее в газоход. Под топки облицован огнеупорными кирпичами, покрытыми специальной обмазкой. Трубные доски установлены на длинные и короткие связи. Конвективный пучок закрыт газонепронецаемой оболочкой.

За ней смонтированы опускные трубы (плакат).

Естественная циркуляция организована:

Вода по опускным трубам движется вверх из экранного коллектора в промежуточный пароводяную камеру в виде пароводяной смеси, далее по парообразующим трубам в пароводяной коллектор, где происходит разделение пароводяной смеси на пар и воду, откуда вода по опускным трубам движется вниз в экранный коллектор

Вертикальные огнетрубные котлы (внутри труб двигаются газы)

Паропроизводительность3-5т/час, с давлением пара до 10МПа

Достоинствами огнетрубных паровых котлов являются:

-простота и удобство в обслуживании

-высокая их надежность

Всем огнетрубным котлам присущ один и тот же принцип парообразования в большом объеме с естественной циркуляцией за счет свободной конвекции.

Как правило, корпус представляет собой стальной цилиндр - обечайку с толщиной стенки более 10мм(бочку). В верхнюю часть вварена дымовая коробка, нижний торец которой является трубной доской для вертикальных дымогарных труб. В нижней части размещена топка цилиндрической или сферической формы, верхний торец является трубной доской для нижней части дымогарных труб. Топочная камера снаружи полностью омывается водой. В нее сбоку вмонтировано топочной устройство (плакаты)


Горизонтальные огнетрубные котлы

Паропроизводительность - 0.5-5т/час, с давлением пара-0.3-1.7Мпа

Цилиндрический стальной корпус, расположенный горизонтально, внутри пароводяное пространство, а также жаровая труба - она же топка (гладкостенная или с гофрами), 2,3 хода через дымогарные трубы. Трубные доски подкреплены длинными связями (плакаты)

Огнетрубно-водотрубные котлы

Конструктивно похожи на огнетрубные котлы-вертикальный цилиндрический корпус с топочной камерой сферической формы, расположенной внизу корпуса.

Водотрубная часть, как правило, состоит из гладкостенных парообразующих труб ( плакаты).

Вопрос естественной циркуляции в этих котлах решается по разному:

1.В котлах AQ-3-в пучке парообразующих труб смонтированы две опускные трубы большого диаметра на периферии пучка, гидравлическое сопротивление которых мало. Питательная вода, подаваемая в этом районе гарантировано идет в нижнюю часть водяного пространства.

2. Опускные труб могут размещаться в необогреваемой зоне котла за газоплотным корпусом котла, обеспечивая надежное движение воды в опускных трубах плакаты).

Огнетрубные котлы с водотрубным элементом Санрод (вертикальные оребренные трубы), ввареные в стенки дымогарных труб большого диаметра(плакаты)

Утилизационные котлы

Используют теплоту продуктов сгорания ДВС для выработки пара разных параметров.

Различают:

- утилизационные котлы с обычной утилизацией ( 0.4-0.7Мпа) –насыщенный пар для обеспечения общесудовых нужд, нужд СЭУ

С глубокой утилизацией (1.5Мпа с температурой 260-280грС) перегретый пар для привода турбомашин. При этом удельная паропроизводительность утилькотла - Дк/Ne=0.5-0.65 кг/кВт-ч

Применяются утилизационные котлы, как правило, с принудительной циркуляцией, с цилиндрической или прямоугольной компоновкой.

При цилиндрической компоновке змеевики расположены горизонтально и вварены в вертикальные входной и выходной коллекторы. Утилькотел, установленный в газоходе ГД, имеет перепускную заслонку, обеспечивающую регулировку паропроизводительности котла на ходу судна.

При прямоугольной компоновке змеевики имеют плоскую зигзагообразную форму и расположены вертикально, параллельно к движению газов.