Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 990
Скачиваний: 67
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также человека определяют как биосоциальное существо, в этом его сущность проявляется не только как природное, но и социальное (общественное) существо, живущее в особом мире – в обществе, которое формирует и развивает человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он формирует язык, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает общественно значимые нормы и ценности, регулирующие социальные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфические социальные роли. Все его природные задатки, эмоции и чувства становятся общественно-культурными ориентированными качествами, чертами и особенностями. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам морали и нравственности, которые сложились и данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные, духовные, практические и творческие проявления чувств. Это, прежде всего, чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности, коммуникабельности. Все вместе эти качества, как врожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.
Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Социализация – это освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.
Такой процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, умений, различных культурных норм, традиций, обычаев, а также личного и коллективного социального опыта необходимы для жизнедеятельности и реализации личности в обществе.
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности
Становление личности представляет собой процесс социализации человека, который состоит в освоении им социальной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторической ситуации жизнедеятельности человека. Формирование личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей, норм и правил поведения, с коммуникацией с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме
Становление индивидуальности представляет собой процесс индивидуализации человека. Этот процесс связан с самоопределением и обособлением личности, ее выделяемостью из общества, развитием ее уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разная духовно-нравственная сущность человека. Например, со словом «личность» можно назвать такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», показывая тем самым ее деятельностную составляющую. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду уникальные самостоятельные качества.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:
Первый тип – «деятели» – охотники и рыболовы, воины и ремесленники,
земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. Второй тип – «интеллектуалы». Это люди, оценивающие мир и происходящие в нем процессы в духе свободного научного творчества. Смыслом существования подобных личностей является осмысление многообразия проявления действительности мира и поиск путей его развития. Третий тип – «эстеты». К ним относятся представители различного рода искусств, люди, которые тонко чувствуют происходящие вокруг них события и выражающие свое к ним отношение через произведения искусства. Четвертый тип – «гуманисты». Они наделены глубоким чувством сострадания к невзгодам жизни других людей, по мере сил и возможностей они стараются помочь нуждающимся людям. Они всегда занимают активную жизненную позицию и направляют свою энергию на милосердие и совершение добрых дел.
Каждый из обществоведов выделяет большое и разнообразное количество факторов, которые формируют человека как индивида и личность. Например, можно выделить всесторонние проявления взаимодействий этих двух понятий:
природное взаимодействие состоит в обмене генетической информацией;
деятельностное взаимодействие заключается в обмене результатами человеческой деятельности;
речекоммуникационное взаимодействие связано с обменом разнообразной информации между людьми;
чувственное взаимодействие показывает полноту переживаний людей;
правовое взаимодействие связано с взаимными условиями общественного договора;
субъективно-смысловое взаимодействие связано с субъективными действиями людей и ориентацией на них.
Также в качестве факторов, формирующих в человеке индивида и
развивающих личность можно говорить о его определенных жизненных ценностях и ориентирах. Обществоведы утверждают, что их можно приобрести, отвечая на вопросы: «Кто я?», «Кем я стану?», «Зачем я?». Не стоит исключать, что в качестве фундамента и движущей силы формирования и развития личности выступает совместно организованная деятельность и общение людей, приобщение их к духовной и материальной культуре и ценностям.
3.Заключение
Таким образом, человек – существо особенное. Он включается в систему общественных отношений и может видоизмениться в процессе деятельности, а также человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.
В отличие от индивида, личность не представляет собой однородной целостности и не обусловлена только генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального статуса «Я». А в качестве содержания такого процесса можно отметить взаимодействие к себе подобными людьми. Предназначение этого процесса – это поиск своего социального места в жизни общества. Результатом этого процесса является созданная зрелая личность. Главными опорными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальный этап социализации и усиливается формирование личности.
Все люди обладают общими чертами, но в то же время каждый человек имеет только ему присущие черты, качества и особенности. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное сочетание, которое тоже формирует личность. С этой точки зрения понятие личности применимо ко всем людям. Не всякий человек является личностью. Личностью становятся только в процессе социализации
Список литературы:
Баранов, П.А. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Апрель, 2016.
Ерушкина, Л.В. Человек и общество. Конспект лекций / Л.В. Ерушкина. – Нижний Новгород, 2014.
Обществознание. Школьный словарь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2018.
Петров, И.Ф. Человек как субъект общественно-исторической деятельности // международный научный журнал «Символ науки», 2017. №2.
Смирнов П.И. Основные социальные типы личности // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2005, №4.
Соболь, Н.В., Плотникова Е.Г. Индивидуальность – основа профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2.
https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/socialnye_tipy_lichnosti/
https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/chto-takoe-lichnost.html
https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/chelovek-idivid-lichnost.html