Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 791
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Формирование мануала методик. Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, который будет состоять из:
1. Личностного опросника MMPI;
2. Проективных методик: Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест «Дерево»;
3. Тематического апперцептивного теста (ТАТ);
4. Фрустрационного теста Розенцвейга;
5. Гисенской анкеты жалоб;
6. Образного теста Бентона;
7. Гамбургского варианта теста Векслера.
Методики необходимо описать в соответствии с планом:
1. Название методики.
2. Цель методики (например: оценить особенности психоэмоционального состояния беременной женщины, особенности её социально-психологического статуса, выявить отношение к предстоящему появлению ребенка в семье).
3. Описание методики (количество вопросов и их особенности, особенности подготовки стимульного материала, особенности проведения).
4. Инструкция к методике.
5. Обработка результатов.
6. Текст методики (полностью).
Примечание: если в методике отсутствует стимульный материал – максимально описать в соответствии с планом и добавить информативную часть.
-
Личностного опросника MMPI;
Описание методики
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - личностный опросник, созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности.
Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: "верно", "неверно", "не могу сказать". Ответ, совпадающий с "ключом", оценивается в один балл.
Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением "профиля личности", который вычерчивается на специальных бланках (отдельно для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10.
Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания "профиля" используется система его числового кодирования. Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем — остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы "профиля", напр., расположенные на уровне 120 Т — "!!", 110—119 Т — "!", 100—109 Т — "**". Существует несколько способов кодирования "профиля".
Ниже представлены основные клинические шкалы MMPI:
-
Шкала ипохондрии (HS) — определяет "близость" обследуемого к астено-невротическому типу личности; -
Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности); -
Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций); -
Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности; -
Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом; -
Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности (паранойяльный тип личности); -
Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности); -
Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности; -
Шкала гипомании (Ma) — определяется степень "близости" обследуемого гипертимному типу личности; -
Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки;
Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал:
-
Шкала "?" — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к "верным", ни к "неверным"; -
Шкала "лжи" (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого; -
Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции; -
Шкала коррекции (K) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.
Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования.
Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации "профиля личности" играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие дополнительные шкалы: D1 — субъективной депрессии; D2 — психомоторной заторможенности; D3 — физические слабости; D4 — психологической скованности; D5 — мрачной угрюмости.
При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал опросника; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал MMPI «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого.
Теоретические основы
Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.
Адаптации и модификации
В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15).
MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Первая шкала состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья – шкалы несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет.
В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным ММРI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в ММРI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клинических шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2).
Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет – MMPI-A.
Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях валидности конструктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной – только в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В.П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики.
Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант ММИЛ состоящий из 384 утверждений . (Ф.Б. Березин и М.П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация.
Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, московскими психологами (тест СМИЛ Л.Н. Собчик, 1971).
2. Проективных методик: Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест «Дерево»;
Название методики | Проективная методика - Тест «Дерево» |
Цель методики | Выявление индивидуально-типологических особенностей человека. |
Описание методики | Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С Помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое. |
Инструкция к методике | "Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом". |
Обработка результатов | Интерпретация Высота дерева на рисунке – реальный возраст тестируемого. Сколько лет дереву – на каком возрасте ощущает себя человек. Противоречия здесь часто проявляются в формах поведения, особенно в стрессовых ситуациях от людей ждут поведения на один возраст, а они все время демонстрируют на другой. В результате возникает неправильная и противоречивая оценка личности человека. 1. Корни дерева – прошлое (семейные связи). Связь с землей, с питанием, восстановлением, природой. Скрытый элемент дерева, но одновременно его основа, материальная опора. Сильные корни – проявляются в более пожилом возрасте, воспоминания о прошлом, семейных корнях, зависимость от семьи, у невротиков – акцентированнный взгляд на прошлое. Влияние семейных сценариев. Эмоциональная и духовная связь с родственниками и предшественниками. Ощущает ли человек поддержку со стороны родни, испытывает ли потребность в поиске своих “корней” и их устойчивости. Корни тонкие, не касаются земли или опираются на ее поверхность – подвешенное состояние, контакт с реальностью ограничен. Размеры корней больше дерева – неуравновешенные, бессознательное превалирует над сознательным. Нет корней – нет поддержки со стороны окружающих, ощущение одиночества, несмотря на наличие родни. В глубине души ощущает, что не может положиться на них в эмоциональных и практических вопросах, что они могут подвести. Отсутствие доверия даже к самому себе – высшая степень проявления символа – отсутствие корней и подчеркивание этого линией, отделение от почвы чертой – чувствует себя изолированным и несчастным. 2. Ствол – настоящее – тело Ствол– личный потенциал. Стержневая основа личности, показывающая существование основных идей личности. Только ствол и крона – стремление к философствованию. Ствол с заостренным верхом – наличие конкретной цели, которой посвящена и сознательно и бессознательно жизнь человека. Скрытый листвой верх ствола – туманность конечной цели, она не просматривается или в этом нет необходимости. Направленность личности не определена. Ствол отсутствует или очень тонкий, зачерненный – проблемы со здоровьем. Слабый ствол – ощущение бестелесности, отрыв от земли, такие не выживают. Если при этом порода – дуб – то потребность в этом, идеал. Штриховка ствола – невротические тенденции. Ствол искривлен – склонность к регрессии и сверх компенсаторной фиксации в будущем. Пень или ствол с обрубленным верхом – надлом личности, связанный с потерей ориентиров душевного развития. Сломанное дерево – надлом, ощущение пустоты существования. Дерево наклонилось, почти касается земли – давление внешнего мира. Наклон – напряженное сомнение, может переходить от одного состояния к другому, эмоционально изменчив, может не выполнять рекомендации. Дерево как замочная скважина, с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом может быть замкнутым или нет, ствол как две вертикальные линии, соединенные или нет в основании – сильная враждебность. Продольные полосы на стволе – тревога. Общее напряжение, беспокойство, эмоциональные проблемы с родителями, тоска от покинутости, иногда злобность. Характерно для детей с эмоциональной депривацией в семье. Длинная штриховка сослабым нажимом– невротик, недостаточная уверенность в себе. Дупло – развод, приход в семью отчима, чья-то смерть. Сучья, обломанные ветви, дупло – разрывы, разводы, психотравмы. 3. Крона – будущее Структура кроны – степень стремления к получению удовлетворения от окружающего мира. Если крона не прорисована – это незаполненное пространство. Крона очерчена линией – попытка контроля эмоций, Если за линию вырываются отдельные ветки – попытка неудачна. Персеверации как очерк кроны – взвинчивание мыслей, порожденное страхом, ненависть к принуждению, низкая самооценка, самокритика как поглощающий процесс, страх. Персеверация – стереотипное повторение у человека какого-либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Много листьев, богатая крона как женские волосы – самоощущение: меня много, уверенность в себе. Высокая самооценка. Бесплотное дерево – очень тонкие линии, ствол сходит на “нет” – отрыв от физического тела, от реальности, не стоит на земле, “такие не выживают”, если дерево – дуб – то компенсация, потребность в сильном партнере. Солнышко над деревом – потребность в авторитете, в опеке. Облака в небе – генерализованная тревожность, связанная с взаимоотношениями в окружающей реальности. Тень дерева на земле – тревожность на сознательном уровне, переживание неудовлетворенных в прошлом отношений. Сознательный уровень, – так как тень на земле. Дополнительно, рассеянность – если тень есть, а солнца нет. Здесь солнце – это энергия (?). Грибы, кусты, все, что под деревом – окружающая среда – семья, дети, то что снимает тревогу, не чувствует себя голым. Обустройство территории – желание окружить себя, защитить, снять тревогу. То чем себя окружает и себя контролирует. Деревья или кусты рядом с деревом – люди, обычно члены семьи, расстояние до них – близость или отдаленность во взаимоотношениях. 4. Пейзаж вокруг дерева Чувствительность к небольшим деталям, воображение и эмоциональность, эти люди чувствуют и реагируют на эмоциональные оттенки воздействия, а не на целостную картину. Глубокая неуверенность, умело маскируемая и введенная в систему защиты, чтобы окружающим было трудно разгадать его слабые точки. Боится раскрыть себя. Так как считает, что вызовет этим негативное к себе отношение. Минимум деталей – минимальная степень контактности с внешней средой, или игнорирование традиций. Если вместе с минимумом деталей низкий качественный уровень пропорциональных пространственных отношений, – то низкая интеллектуальная работоспособность. Потребность в количестве деталей – признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой– тревога, неуверенность в себе. Одинокое дерево на вершине – одиночество и стремление к автономии, чувство ненужности, даже если вокруг изображен пейзаж. Цветы, гнезда, лестницы – наблюдательность, легкий характер, эстетизм, тщеславие, любовь быть на виду, признанным окружающими, любовь к фантазиям и отдыху. 5. Линия земли Признак незащищенности, потребность в структурировании, данная линия дает точку отсчета, обеспечивающую стабильность. 1) Поднимается вверх слева направо – предчувствие неизбежных трудностей в будущем. 2) Опускается вниз слева направо – будущее сомнительно, таит опасность. Глубина чувства определяется степенью наклона. 3) Вниз от рисунка в любую сторону – чувство одиночества и неуверенности. 4) Прямо – отделение животной части (корни) от разумной части личности, что отражает некоторую неуверенность и недоверие к эмоциональности, творческой или спонтанной деятельности, защиту от спонтанности путем проявления интеллектуальных способностей. Прорисованная почва – потребность в опоре. 6. Верхушка дерева, ветви Вилочка вместо макушки – неопределенные перспективы, может быть, открытые конфликты. Голая зачерненная верхушка – страх перед будущим, пессимистические тенденции, личностный тупик. Разветвленная макушка – выбор Незаконченная макушка – неопределенность представлений о будущем - пессимистическая перспектива, ощущение тупика Обломанные ветки – мог пойти по этому пути, но не пошел. Ветви – сфера контактов, уровень активности в поиске удовлетворения. Степень гибкости ветвей, их количество и взаимосвязи – адаптивность, ресурсы личности. Посмотреть количество крупных ветвей – это проблемы, которые человек сейчас решает Двумерные ветки, не скрывающие ствол – ригидность, бескомпромиссность, возможно, что готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью Ветви не соединяются со стволом – отклонение от нормы Ветки выходят за контур - человек пытается контролировать свои эмоции Червь точит дерево – соматическое заболевание (язва, гинекология) или сомнение, переживаемое на эмоциональном уровне. Дерево на болоте или у воды, гниет – тенденция к алкоголизму 7. Времена года Лето – норма, ровный фон настроения Осень – депрессивные тенденции Зима – сильная депрессия, эмоциональные проблемы, одиночество, недостаток контактов. Весна – на выходе из болезни, из соматического заболевания, ощущения новых сил при выходе из кризиса, надежд. 8. Породы Сосна, ель, лиственница. Высокая самооценка, потребность в высокой оценке. Желание чувствовать себя выше других. Высокие притязания, тенденция к интеллектуальному восприятию тела, пониженная чувствительность. Защитный характер. Человек склонен к доминированию, у него выражены организаторские способности и достаточно выражена активность действий. Яблоня. У мужчин – зависимость от матери, может быть, алкоголизация, если крупная яблоня с большими яблоками. Сценарий матери и сильная зависимость от нее, часто внутренняя. Внутренняя несвобода от матери. У мужчины – несамостоятельность, незрелость, зависимость от матери. Пальмы, фикусы. Демонстративность, экзотика условий существования, которые требует человек создать для себя. Пальма – желание путешествовать. Дубы. Эпилептоидность. Береза. Тревога, астеничные тенденции. Ипохондрия. Заниженная самооценка. Липа. Эпилептоидность.Ригидность, тенденция залипать на чем-то Плакучие, ива. Психастеник, если ветви направлены вниз – приглушенное состояние эмоций. Недостаток смелости, отчаяние, мотивированное или немотивированное жизнью. Кипарис. Шизоидность. Клен. Демонстративность Тополь, ясень. Мужская идентичность 9. Размеры рисунка Очень маленький – чувство неполноценности, стремление избегания реальности, ограниченность взаимодействий с окружающей реальностью, состояния напряжения. Очень высокое дерево – зависимость от окружающей реальности. Проявляет склонность к агрессии. Огромная крона, маленький ствол – несамостоятельность, ощущение базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получать удовольствие от окружающего мира. Крошечные молодые побеги, пробивающиеся из большого голого ствола – оздоровление. Срез макушки краем листа – желание найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поисков его в реальности. Дерево примыкает к краю страницы –проявление аргессивно-реактивных тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет. 10. Положение рисунка на листе Центровка – ощущение незащищенности и ригидности Верхний левый угол – тревожность, регрессия, избегание нового опыта, стремление вернуться в прошлое Срез левого края рисунка концом листа– фиксация на прошлом вместе со страхом перед будущим Срез правого края рисунка концом листа – желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого. Использование нижнего края листа как основания – генерализованная незащищенность, депрессивно - окрашенное состояние. Использование пространства слева от центра листа – доминирование эмоциональной сферы. Использование пространства справа от центра листа – доминирование интеллекта. Расположение на листе связано с уровнем притязаний – в верхней трети листа – высокие притязания, а в нижней трети - заниженные притязания. Адекватное – если большой рисунок находится в центре листа. Это свидетельствует об уверенности в себе, но не о собственной идеализации – о стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой. Завышение над средней линией - стремление завысит собственную значимость вопреки недостаточному признанию со стороны окружающих. Нижний край листа – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность своим положением в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. 11. Тип линий Жирные – напряженность, фиксация на отдельных деталях рисунка. Жирная линия земли – тревожность, вызванная взаимоотношениями в реальной жизни Слабые – неполноценность, нерешительность, боязнь поражения, нежелание рисовать некоторые детали. Отрывистые – аккуратность, скрупулезность, если рисует очень медленно – патоформность Жесткие прямые – внутренняя ригидность Изогнутая – неприятие условностей и ограничений (В дереве должны быть изогнутые и прямые линии) Сильно обведен контур – «броня», напряженность, стремление все держать под контролем. Переворачивание листа– независимость ума, рассудительность, в терапии акцент на логическое обоснование и рациональный компонент эмоционального воздействия. Много деревьев – детское поведение, не следование инструкции |
Текст методики | Вопросы 1. Как оно называется? 2. Какое время года? 3. Где оно растет? (в парке, в лесу, на горе и т.д.) 4. Одно растет или среди других деревьев? 5. Возраст дерева? 6. Оно выше или ниже других деревьев? 7. Если дерево превратить в человека, каким оно будет? (мужчина, женщина, старик, ребенок) – выход на актуальное для испытуемого состояние 8. Каков характер? 9. Что любит? 10. Чего боится? |