Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 791

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Задание 1.

Формирование мануала методик. Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, который будет состоять из:

1. Личностного опросника MMPI;

2. Проективных методик: Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест «Дерево»;

3. Тематического апперцептивного теста (ТАТ);

4. Фрустрационного теста Розенцвейга;

5. Гисенской анкеты жалоб;

6. Образного теста Бентона;

7. Гамбургского варианта теста Векслера.

Методики необходимо описать в соответствии с планом:

1. Название методики.

2. Цель методики (например: оценить особенности психоэмоционального состояния беременной женщины, особенности её социально-психологического статуса, выявить отношение к предстоящему появлению ребенка в семье).

3. Описание методики (количество вопросов и их особенности, особенности подготовки стимульного материала, особенности проведения).

4. Инструкция к методике.

5. Обработка результатов.

6. Текст методики (полностью).

Примечание: если в методике отсутствует стимульный материал – максимально описать в соответствии с планом и добавить информативную часть.


  1. Личностного опросника MMPI; 




Описание методики

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - личностный опросник, созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности. 

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: "верно", "неверно", "не могу сказать". Ответ, совпадающий с "ключом", оценивается в один балл. 


Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением "профиля личности", который вычерчивается на специальных бланках (отдельно для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. 

Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания "профиля" используется система его числового кодирования. Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем — остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы "профиля", напр., расположенные на уровне 120 Т — "!!", 110—119 Т — "!", 100—109 Т — "**". Существует несколько способов кодирования "профиля". 

Ниже представлены основные клинические шкалы MMPI: 



  1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет "близость" обследуемого к астено-невротическому типу личности; 



  2. Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности); 



  3. Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций); 



  4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности; 



  5. Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом; 



  6. Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности (паранойяльный тип личности); 



  7. Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности); 



  8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности; 



  9. Шкала гипомании (Ma) — определяется степень "близости" обследуемого гипертимному типу личности;



  10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки; 





Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал:



  1. Шкала "?" — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к "верным", ни к "неверным"; 



  2. Шкала "лжи" (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого; 



  3. Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции; 



  4. Шкала коррекции (K) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого. 




Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования. 
Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации "профиля личности" играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие дополнительные шкалы: D1 — субъективной депрессии; D2 — психомоторной заторможенности; D3 — физические слабости; D4 — психологической скованности; D5 — мрачной угрюмости. 

При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал опросника; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал MMPI «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого.


Теоретические основы
Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. 

Адаптации и модификации
В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15). 

MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Первая шкала состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья – шкалы несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет. 

В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным ММРI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в ММРI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клинических шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2). 


Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет – MMPI-A. 

Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях валидности конструктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной – только в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В.П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики. 

Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант ММИЛ состоящий из 384 утверждений . (Ф.Б. Березин и М.П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация. 

Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, московскими психологами (тест СМИЛ Л.Н. Собчик, 1971).
2.      Проективных методик: Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест «Дерево»; 




Название методики




Проективная методика - Тест «Дерево»



Цель методики




Выявление индивидуально-типологических

особенностей человека.



Описание методики




Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С

Помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.



Инструкция к методике




"Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок

дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным.

Рисунок выполняется ручкой или карандашом".



Обработка результатов




Интерпретация

Высота дерева на рисунке – реальный возраст тестируемого. Сколько лет
дереву – на каком возрасте ощущает себя человек. Противоречия здесь часто
проявляются в формах поведения, особенно в стрессовых ситуациях от
людей ждут поведения на один возраст, а они все время демонстрируют на
другой. В результате возникает неправильная и противоречивая оценка
личности человека.
1. Корни дерева – прошлое (семейные связи).
Связь с землей, с питанием, восстановлением, природой. Скрытый элемент
дерева, но одновременно его основа, материальная опора. Сильные корни –
проявляются в более пожилом возрасте, воспоминания о прошлом, семейных
корнях, зависимость от семьи, у невротиков – акцентированнный взгляд на
прошлое. Влияние семейных сценариев. Эмоциональная и духовная связь с
родственниками и предшественниками. Ощущает ли человек поддержку со
стороны родни, испытывает ли потребность в поиске своих “корней” и их
устойчивости.
Корни тонкие, не касаются земли или опираются на ее поверхность –
подвешенное состояние, контакт с реальностью ограничен.
Размеры корней больше дерева – неуравновешенные, бессознательное
превалирует над сознательным.
Нет корней – нет поддержки со стороны окружающих, ощущение
одиночества, несмотря на наличие родни. В глубине души ощущает, что не
может положиться на них в эмоциональных и практических вопросах, что
они могут подвести. Отсутствие доверия даже к самому себе – высшая
степень проявления символа – отсутствие корней и подчеркивание этого
линией, отделение от почвы чертой – чувствует себя изолированным и
несчастным.
2. Ствол – настоящее – тело
Ствол– личный потенциал. Стержневая основа личности, показывающая
существование основных идей личности. Только ствол и крона – стремление
к философствованию.
Ствол с заостренным верхом – наличие конкретной цели, которой посвящена
и сознательно и бессознательно жизнь человека.
Скрытый листвой верх ствола – туманность конечной цели, она не
просматривается или в этом нет необходимости. Направленность личности
не определена.
Ствол отсутствует или очень тонкий, зачерненный – проблемы со здоровьем.
Слабый ствол – ощущение бестелесности, отрыв от земли, такие не
выживают. Если при этом порода – дуб – то потребность в этом, идеал.
Штриховка ствола – невротические тенденции.
Ствол искривлен – склонность к регрессии и сверх компенсаторной
фиксации в будущем.
Пень или ствол с обрубленным верхом – надлом личности, связанный с
потерей ориентиров душевного развития.
Сломанное дерево – надлом, ощущение пустоты существования.
Дерево наклонилось, почти касается земли – давление внешнего мира.
Наклон – напряженное сомнение, может переходить от одного состояния к
другому, эмоционально изменчив, может не выполнять рекомендации.
Дерево как замочная скважина, с кроной в виде круга или овала, место
соединения со стволом может быть замкнутым или нет, ствол как две
вертикальные линии, соединенные или нет в основании – сильная
враждебность.
Продольные полосы на стволе – тревога. Общее напряжение, беспокойство,
эмоциональные проблемы с родителями, тоска от покинутости, иногда
злобность. Характерно для детей с эмоциональной депривацией в семье.
Длинная штриховка сослабым нажимом– невротик, недостаточная уверенность в себе. Дупло – развод, приход в семью отчима, чья-то смерть.
Сучья, обломанные ветви, дупло – разрывы, разводы, психотравмы.
3. Крона – будущее
Структура кроны – степень стремления к получению удовлетворения от
окружающего мира. Если крона не прорисована – это незаполненное
пространство.
Крона очерчена линией – попытка контроля эмоций, Если за линию
вырываются отдельные ветки – попытка неудачна.
Персеверации как очерк кроны – взвинчивание мыслей, порожденное
страхом, ненависть к принуждению, низкая самооценка, самокритика как
поглощающий процесс, страх.
Персеверация – стереотипное повторение у человека какого-либо
психического образа, действия, высказывания или состояния.
Много листьев, богатая крона как женские волосы – самоощущение: меня
много, уверенность в себе. Высокая самооценка.
Бесплотное дерево – очень тонкие линии, ствол сходит на “нет” – отрыв от
физического тела, от реальности, не стоит на земле, “такие не выживают”,
если дерево – дуб – то компенсация, потребность в сильном партнере.
Солнышко над деревом – потребность в авторитете, в опеке.
Облака в небе – генерализованная тревожность, связанная с взаимоотношениями в окружающей реальности.
Тень дерева на земле – тревожность на сознательном уровне, переживание
неудовлетворенных в прошлом отношений. Сознательный уровень, – так как
тень на земле. Дополнительно, рассеянность – если тень есть, а солнца нет.
Здесь солнце – это энергия (?).
Грибы, кусты, все, что под деревом – окружающая среда – семья, дети, то
что снимает тревогу, не чувствует себя голым. Обустройство территории –
желание окружить себя, защитить, снять тревогу. То чем себя окружает и
себя контролирует.
Деревья или кусты рядом с деревом – люди, обычно члены семьи,
расстояние до них – близость или отдаленность во взаимоотношениях.
4. Пейзаж вокруг дерева
Чувствительность к небольшим деталям, воображение и эмоциональность,
эти люди чувствуют и реагируют на эмоциональные оттенки воздействия, а
не на целостную картину. Глубокая неуверенность, умело маскируемая и
введенная в систему защиты, чтобы окружающим было трудно разгадать его
слабые точки. Боится раскрыть себя. Так как считает, что вызовет этим
негативное к себе отношение.
Минимум деталей – минимальная степень контактности с внешней средой,
или игнорирование традиций. Если вместе с минимумом деталей низкий
качественный уровень пропорциональных пространственных отношений, –
то низкая интеллектуальная работоспособность.
Потребность в количестве деталей – признак непреодолимой потребности в
структурировании ситуации, чрезмерное беспокойство, связанное с
окружающей средой– тревога, неуверенность в себе.
Одинокое дерево на вершине – одиночество и стремление к автономии,
чувство ненужности, даже если вокруг изображен пейзаж.
Цветы, гнезда, лестницы – наблюдательность, легкий характер, эстетизм,
тщеславие, любовь быть на виду, признанным окружающими, любовь к
фантазиям и отдыху.
5. Линия земли
Признак незащищенности, потребность в структурировании, данная линия
дает точку отсчета, обеспечивающую стабильность.
1) Поднимается вверх слева направо – предчувствие неизбежных трудностей в будущем.
2) Опускается вниз слева направо – будущее сомнительно, таит опасность.
Глубина чувства определяется степенью наклона.
3) Вниз от рисунка в любую сторону – чувство одиночества и неуверенности.
4) Прямо – отделение животной части (корни) от разумной части личности,
что отражает некоторую неуверенность и недоверие к эмоциональности,
творческой или спонтанной деятельности, защиту от спонтанности путем
проявления интеллектуальных способностей.
Прорисованная почва – потребность в опоре.
6. Верхушка дерева, ветви
Вилочка вместо макушки – неопределенные перспективы, может быть,
открытые конфликты.
Голая зачерненная верхушка – страх перед будущим, пессимистические
тенденции, личностный тупик.
Разветвленная макушка – выбор
Незаконченная макушка – неопределенность представлений о будущем -
пессимистическая перспектива, ощущение тупика
Обломанные ветки – мог пойти по этому пути, но не пошел.
Ветви – сфера контактов, уровень активности в поиске удовлетворения.
Степень гибкости ветвей, их количество и взаимосвязи – адаптивность,
ресурсы личности. Посмотреть количество крупных ветвей – это проблемы,
которые человек сейчас решает
Двумерные ветки, не скрывающие ствол – ригидность, бескомпромиссность,
возможно, что готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым
обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью
Ветви не соединяются со стволом – отклонение от нормы
Ветки выходят за контур - человек пытается контролировать свои эмоции
Червь точит дерево – соматическое заболевание (язва, гинекология) или
сомнение, переживаемое на эмоциональном уровне.
Дерево на болоте или у воды, гниет – тенденция к алкоголизму
7. Времена года
Лето – норма, ровный фон настроения
Осень – депрессивные тенденции
Зима – сильная депрессия, эмоциональные проблемы, одиночество,
недостаток контактов.

Весна – на выходе из болезни, из соматического заболевания, ощущения
новых сил при выходе из кризиса, надежд.
8. Породы
Сосна, ель, лиственница.
Высокая самооценка, потребность в высокой оценке. Желание чувствовать
себя выше других. Высокие притязания, тенденция к интеллектуальному
восприятию тела, пониженная чувствительность. Защитный характер.
Человек склонен к доминированию, у него выражены организаторские
способности и достаточно выражена активность действий.
Яблоня.
У мужчин – зависимость от матери, может быть, алкоголизация, если
крупная яблоня с большими яблоками. Сценарий матери и сильная
зависимость от нее, часто внутренняя. Внутренняя несвобода от матери. У
мужчины – несамостоятельность, незрелость, зависимость от матери.
Пальмыфикусы.
Демонстративность, экзотика условий существования, которые требует
человек создать для себя. Пальма – желание путешествовать.
Дубы.
Эпилептоидность.
Береза.
Тревога, астеничные тенденции. Ипохондрия. Заниженная самооценка.
Липа.
Эпилептоидность.Ригидность, тенденция залипать на чем-то
Плакучиеива.
Психастеник, если ветви направлены вниз – приглушенное состояние
эмоций. Недостаток смелости, отчаяние, мотивированное или
немотивированное жизнью.
Кипарис.
Шизоидность.
Клен.
Демонстративность
Топольясень.
Мужская идентичность
9. Размеры рисунка
Очень маленький – чувство неполноценности, стремление избегания
реальности, ограниченность взаимодействий с окружающей реальностью,
состояния напряжения.
Очень высокое дерево – зависимость от окружающей реальности. Проявляет
склонность к агрессии.
Огромная крона, маленький ствол – несамостоятельность, ощущение
базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получать
удовольствие от окружающего мира. Крошечные молодые побеги,
пробивающиеся из большого голого ствола – оздоровление.
Срез макушки краем листа – желание найти удовлетворение в фантазии,
отказавшись от поисков его в реальности.
Дерево примыкает к краю страницы –проявление аргессивно-реактивных
тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет.
10. Положение рисунка на листе
Центровка – ощущение незащищенности и ригидности
Верхний левый угол – тревожность, регрессия, избегание нового опыта,
стремление вернуться в прошлое
Срез левого края рисунка концом листа– фиксация на прошлом вместе со
страхом перед будущим
Срез правого края рисунка концом листа – желание оказаться в будущем,
чтобы уйти от прошлого.
Использование нижнего края листа как основания – генерализованная
незащищенность, депрессивно - окрашенное состояние.
Использование пространства слева от центра листа – доминирование
эмоциональной сферы.
Использование пространства справа от центра листа – доминирование
интеллекта.
Расположение на листе связано с уровнем притязаний – в верхней трети
листа – высокие притязания, а в нижней трети - заниженные притязания.
Адекватное – если большой рисунок находится в центре листа. Это
свидетельствует об уверенности в себе, но не о собственной идеализации – о
стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не
любой ценой.
Завышение над средней линией - стремление завысит собственную
значимость вопреки недостаточному признанию со стороны окружающих.
Нижний край листа – неуверенность в себе, низкая самооценка,
подавленность, нерешительность, не заинтересованность своим положением
в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
11. Тип линий
Жирные – напряженность, фиксация на отдельных деталях рисунка. Жирная
линия земли – тревожность, вызванная взаимоотношениями в реальной
жизни
Слабые – неполноценность, нерешительность, боязнь поражения, нежелание
рисовать некоторые детали. Отрывистые – аккуратность, скрупулезность,
если рисует очень медленно – патоформность
Жесткие прямые – внутренняя ригидность
Изогнутая – неприятие условностей и ограничений (В дереве должны быть
изогнутые и прямые линии)
Сильно обведен контур – «броня», напряженность, стремление все держать
под контролем.
Переворачивание листа– независимость ума, рассудительность, в терапии
акцент на логическое обоснование и рациональный компонент
эмоционального воздействия.
Много деревьев – детское поведение, не следование инструкции


Текст методики




Вопросы
1. Как оно называется?
2. Какое время года?
3. Где оно растет? (в парке, в лесу, на горе и т.д.)
4. Одно растет или среди других деревьев?
5. Возраст дерева?
6. Оно выше или ниже других деревьев?
7. Если дерево превратить в человека, каким оно будет? (мужчина, женщина,
старик, ребенок) – выход на актуальное для испытуемого состояние
8. Каков характер?
9. Что любит?
10. Чего боится?