Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 797

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Название методики




Проективная методика: Дом. Дерево. Человек




Цель методики




По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях,

уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в

качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять

уровень интеллектуального развития (коэффициент корреляции ранговой

с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75).




Описание методики




Эта проективная методика исследования личности была предложена

Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей,

возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается

Нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос

по разработанному плану.

Тестируемого просят изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке,

в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом,

деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести

весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно

происходит в нашей жизни.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором

выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано

дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым

рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот,

пренебрежение этими понятиями.



Инструкция к методике




Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и

человека.




Обработка результатов





«Дом »
Дом старый, развалившейся. Иногда субъект таким образом может

выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности)

Дом вблизи – открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и

гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликт

Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина

дома или бунт против того, что субъект считает искусственным и

культурными стандартами.

Ставни закрыты. Субъект в состоянии приспособиться к

интерперсональным отношениям.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение

конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности,

неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного

сердечного общения).
Стены
Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные попытки

самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть

сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими

деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок

помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить

конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая

ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего).

Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным —

предчувствие (угроза) катастрофы.

У стены контуры линии слишком акцентированы — сознательное

стремление сохранить контроль.

Стена в одномерной перспективе — изображена всего одна сторона.

Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению

и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет

наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством

контактов с реальностью, нежели желательно.
Двери
Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении

раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление,

отрешенность, избегание.

Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу

извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение,

неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или

стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое Я.

Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в

социальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность,

скрытность, защитные тенденции.
Дым
Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение

(интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной

теплоты дома.
Окна
Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к

межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно

и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам,

а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна сильно закрытые (занавешанные) — озабоченность взаимодействием

со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон

на первом этаже — враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть

между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша
Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, —

символическое выражение чувств субъекта, что им повелевают

независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, —

фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно

сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля

над фантазией.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем

над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая личностная

организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием

за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Комната
Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате;

2) интерперсональными отношениями в комнате;

3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную

окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать

определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната. Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.

Ванна выполняет санитарную функцию. Если манера изображения

ванны значима, возможно нарушение этих функций.
Труба
Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологической

теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с

эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка;

значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнительность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные

защитные установки (и обычно повышенная мнительность).
Дополнения
Прозрачный, стеклянный ящик. Символизирует переживание,

выставление себя всем на обозрение. Его сопровождает желание

демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто

прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости

при доминировании родителей.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесто окружают

дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными

барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по

обе стороны дорожки указывают на незначительную тревогу в

рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка (хорошие пропорции, свободно нарисована) —

показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт

и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность,

часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома —

попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается

как источник тепла и силы.

Погода ( какая погода изображена). Отражает связанные со средой

переживания субъекта в целом. Скорее всего чем хуже, неприятнее

погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду

как враждебную, сковывающую.
Цвет
Цвет, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый

для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света

внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает

чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна;

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый

и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше 2 или

не более 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем

случае является очень лабильным, использующий всего 1 цвет боится

эмоционального возбуждения.
Выбор цвета
Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше

вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя

от опасности. Это положение является не столь важным при использовании

зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из

окружения.

Цвет, заштриховывающий 3/4 листа — нехватка контроля над выражением

эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному

ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности.
Общий вид
Помещение рисунка на краю листа — главное чувство неуверенности,

опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона —

эмоциональные, правая — интеллектуальные.
Перспектива
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство,

что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома или субъект

испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным,

недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от

конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности.

Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть,

не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива,

признаки потери перспективы (индивид правильно рисует один конец дома,

но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет

изображать глубину) сигнализируют о начинающихся сложностях

интегрирования, страхе перед будущим (если вертикальная боковая линия

находится справа) или желании забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере 4

отдельные стены, на которых даже 2 нет в том же плане) — чрезмерная

озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать)

все связи, даже незначительные, все черты.
Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром,

тем больше вероятности, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя

напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре

листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность

заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Резмещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению

к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него

депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование на прошлом.

Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать

новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — склонность субъекта

искать наслаждения в интел- лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование на будущем.

Рисунок выходит за левый край листа. Фиксация на прошлом и страх перед

будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными

эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы

избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями.

Стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии

как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной

жизни.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно, — в лучшем случае мелочность,

стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой

позиции.
«Человек»
Голова
Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении

мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Изображение головы в самом конце — межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой)

и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнутая шея — потребность в интеллектуальном защитном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их

контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение

неподавленного импульса.

Плечи, их размер — признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной

озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище — мужественность.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро

осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.
Лицо
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних

стимулов — сенсорный контакт с действительностью.

Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность отношениями с другими,

а также своим внешним видом.

Слишком подчеркнутый подбородок — потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и

нерешительности.

Слишком подчеркнуты уши — возможны слуховые галлюцинации.

Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Закрытые или спрятанные под полями шляпы глаза — сильное стремление

избегать неприятных визуальных воздействий.

Изображение глаз как пустых глазниц — значимое стремление избегать

визуальных стимулов. Враждебность.

Выпученные глаза — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять,

демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки,

тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Четко нарисованные зубы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, возможны чувства

деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления

к ней).

Сильно заштрихованные волосы — тревога, связанная с мышлением или

воображением.

Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову,

— субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению,

главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и

импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны.

Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли

у него из-под контроля.

Руки, скрещенные на груди, — враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с

друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных,

враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе,

ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные —

чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в

межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством

неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости

в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к

импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне —

социально-ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависимость, желание

любви, привязанности.

Руки, вытянутые по бокам, — трудности в социальных контактах, страх

перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.

Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе.

Неясно очерченные руки — нехватка самоуверенности в деятельности и

социальных отношениях.

Отсутствие рук у женской фигуры. Материнская фигура воспринимается

как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Отделенные (обрубленные) пальцы — вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше 5 — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — скрытая агрессия.

Пальцы, сжатые в кулаки, — бунтарство, протест.

Кулаки, прижатые к телу, — вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против

агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости

и стремление к ней.

Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической

неловкости.

Рисунок, начатый со ступней ног, — боязливость.

Отсутствие ступней — замкнутость.

Широко расставленные ноги — откровенное пренебрежение (неподчинение,

игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к

независимости.

Отсутствие ног — робость, замкнутость.

Акцентированные ноги — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности.

Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.
Поза

Изображение лица так, что виден затылок, — тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением

и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из

ситуации, страх одиночества, подозрение.

Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой

или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение,

непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или

символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и

оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с 

другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны —

особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешанная стоячая фигура — напряжение.

Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение

внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек может означать увиливание и негативизм.

Фигура бабы-яги — открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание

неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
Фон. Окружение
Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности,

заботливой теплоте.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой

необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности

рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит

от придаваемого ей субъектом качества. Например, мальчик катается на

тонком льду. Основу чаще рисуют под домом или деревом,

реже — под человеком.

Оружие — агрессивность.
Многоплановые критерии
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка —

сфера конфликта.

Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы —

зависимость.
Контур, нажим, штриховка, расположение
Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости — напряжение.

Тонкие продленные линии — напряжение.

Необрывающий, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Подчеркнутая линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов.

Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.

Яркая линия — грубость.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие

энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импульсивность,

нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
Длина штрихов
Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность,

слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность,

недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность,

гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.

Штриховка слева направо — наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.
Стирания
Стирания — тревожность, опасливость.

Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание

при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие

сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он

символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внутренний

конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она

символизирует).

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувство

дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство

собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.
Детали
Здесь важно их знание, способность оперировать ими и умение

приспособиться к конкретным практическим условиям жизни.

Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта

такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает;

относительную значимость, которую он им придает; способ соединения

этих деталей в совокупность.

Детали существенные. Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта,

который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался

средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную

деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя)

указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию,

на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные,

несущественные или странные) может послужить для более точного

определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — субъект скорее всего не умеет входить

в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденция к замкнутости.

Особо щепетильная детализация — скованность, педантичность.
Ориентация в задании
Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать

его — критерии не-утерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым

следуют усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшение темпа и продуктивности — быстрое истощение.

Название рисунка — экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом.

Упорное рисование, несмотря на трудности, — хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — сокрытие проблем, нежелание

раскрыть себя.
«Дерево»
Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга

(дерево — символ стоящего человека).

Корни — коллектив, бессознательное.

Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви — пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит ядро (корни, ствол, ветви)

и элементы украшений (листву, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось,

интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление

патологических признаков и особенностей психического развития.

На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также

наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать.

Например, в интерпретации признаков «округленная крона», «недостаток

энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности»,

«сильное воображение», «частый выдумщик» или «недостаточная

концентрация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием?

Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит

чрезмерное употребление обыденных определений. Например, «пустота»,

«напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий»,

«недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность»,

«фальшивость» и тут же — «дар конструктивности», «способности

к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание

«самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» — «напыщенность»,

«чванство», «безучастность», «равнодушие».

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными

людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо

произносить подобные эпитеты в их адрес.

Приподнимание земли к правому краю листа — задор, энтузиазм.

Опускание земли к правому краю листа — упадок сил, недостаточность

стремлений.
Корни
Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое.

Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее

проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что

держится в секрете.

Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность

в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана

с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции

в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром.

Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции

по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное — отношение к прошлому, к тому, что

изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание независимости

и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти

согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности

в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо — увеличение направленности на внешний мир,

на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним

миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение

покинутости; возможны колебания в поведении.
Форма листвы
Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений,

чувство покинутости и разочарования.

Опущенные ветви — потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов,

самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему,

не противостоит ему.

Листва-сетка, более или менее густая, — большая или меньшая ловкость

в избегании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие

окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности.

Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.

Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие

малозначительные детали за характеристику явления в целом.

Выход ветвей из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма

для ребенка 7 лет.

Ветви, нарисованные одной линией, — бегство от неприятностей реальности,

ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви — хорошее различение действительности.

Листья-петельки — предпочтительное использование свого обаяния.

Пальма — стремление к перемене мест.

Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние.

Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и

поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства;

трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.
Ствол
Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь

быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать

все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой,

рефлексия неудач.

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол, нарисованный тонкими линиями, крона — толстыми — возможность самоутверждения и свободного действия. Листва, изображенная тонкими

линиями, — тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол, изображенный линиями с нажимом, — решительность, активность,

продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на

тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность, заторможенная тревогой и мыслями

о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотреблений,

непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви, не связанные со стволом, — уход от реальности, не соответствующей

желаниям, попытка убежать от нее в мечты и игры.

Открытый и связанный с листвой ствол — хороший интеллект, нормальное

развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.

Ствол, оторванный от земли, — недостаток контакта с внешним миром;

жизнь повседневная и духовная малосвязанны.

Ствол, ограниченный снизу, — ощущения несчастья; поиск поддержки.

Ствол, расширяющийся книзу, — поиск надежного положения в своем

кругу.

Ствол, сужающийся книзу, — ощущение безопасности в кругу, который

не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое Я

в беспокойном мире.

Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры

в себя, компенсаторные мечты о власти.

Использование нижней половины листа — менее выраженная зависимость

и робость.

Использование 3/4 листа — хорошее приспособление к среде.

Лист, использованный целиком, — хочет быть замеченным, рассчитывать

на других, самоутверждаться. Высота листа (страница делится на 8 частей):

1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка 4 лет;

1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;

3/8 — хорошие контроль и рефлексия;

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;

5/8 — интенсивная духовная жизнь;

6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального

развития и духовных интересов;

7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.
Манера изображения
Острая вершина:

1) защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как

личный выпад;

2) желание действовать на других, атаковать или защищать, трудности

в контактах;

3) желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти;

4) поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости, для твердого

положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) —

детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Два дерева могут символизировать себя и другого близкого человека

см. положение на листе и другие моменты интерпретации).

Добавление к дереву различных объектов трактуется в зависимости от

конкретных объектов.

Пейзаж означает сентиментальность.

Переворачивание листа — независимость, признак интеллекта,

рассудительность.
Земля
Земля, изображенная одной чертой, — сосредоточенность на цели, принятие

некоторого порядка.

Земля, изображенная несколькими различными чертами, — действия

в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных

линий, изображающих землю, изображены в совокупности и касаются края листа —

спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

 





ТАТ (тематический апперцептивный тест)– проективная методика, позволяющая при помощи анализа рассказа-сочинения человека после предъявления ему серии сюжетно неопределенных картинок судить о психологии этого человека (например, диагностировать мотивацию достижения).

В ней испытуемому предлагаются сюжетно неопределенные картинки (в последней редакции их 31), по которым он должен придумать в соответствии с инструкцией свои рассказы. Одна из таких картинок приведена на рисунке 4.1. Истории часто раскрывают существенные компоненты личности. Содержание их зависит от тенденции людей интерпретировать неопределенную ситуацию в соответствии с прошлым опытом, наличными потребностями и поступать таким же образом при написании рассказа (истории). 









  1. Рисунок 4.1. Пример картинки из ТАТ




В этих рассказах отражаются фрустрируемые или отвергаемые Я- потребности. Если потребность не имеет “моторной разрядки”, она находит свое удовлетворение в рассказах ТАТ. Неопределенность стимульных условий позволяет испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства.

Впервые ТАТ был описан Морганом (Morgan) и Мюрреем (Murrey) в 1935 г. Томкинс (Tomkins) указывает на тот факт, что еще раньше психиатрами и психологами предпринимались попытки вызвать содержательную реакцию людей на картинки. К таким исследователям относятся Бриттейн (Brittain), опубликовавший свой вариант в 1907 г., Либби (Libby), проводивший идентичную с Бриттейном процедуру на детях в 1908 г., и, наконец, Шварц (Schwartz), применявший свой тест социальных ситуаций в 1932 г. Однако никакой из этих тестов не стал таким популярным, как ТАТ, который на данный момент занимает ведущее положение наряду с тестом Роршаха. 

Проведение ТАТ

Как и в процессе проведения любой другой методики, испытуемый должен чувствовать себя свободно, между ним и тестирующим должно быть установлено соответствующее непринужденное взаимопонимание. Испытуемый может либо сидеть на стуле, либо лежать на кушетке. Тестирующий может находиться сзади и в стороне от испытуемого, так как в этом случае он окажется вне поля зрения испытуемого, зато сможет спокойно наблюдать за мимикой пациента. Однако не рекомендуется выбирать такое положение при проведении методики на подозрительном или тревожном пациенте или ребенке.



Инструкции к проведению ТАТ применимы только к клиническим условиям, и они специально сделаны менее формальными по сравнению с теми, которых придерживаются “объективные” экспериментаторы. 

Испытуемому можно дать инструкцию с неформальной формулировкой, например, такую: “Я буду показывать вам картинки, и я бы хотел, чтобы вы рассказали мне, что происходит на каждой из них, что было до этого и чем все это закончится. Я хочу, чтобы ваши истории были интересными, яркими, чтобы вы импровизировали”. 

После этого тестирующему, возможно, придется ответить на вопросы испытуемого; при этом необходимо избегать приказного тона. Вполне позволительно подбодрить испытуемого после того, как он рассказал первую историю. По необходимости допустимо напоминать испытуемому, что нужен рассказ о том, что происходит на картинке, что к этому привело и чем все закончится.

В соответствии со стандартной процедурой испытуемый должен был рассказывать свои истории в устной форме, а тестирующий при этом должен был записывать его слова от руки, при помощи звукозаписывающего устройства или тайком от испытуемого привлекая к работе стенографиста. Экономичнее будет давать испытуемому отобранные карточки, инструкции можно написать на них или дать устно, обращая его внимание на то, что он не должен брать больше одной карточки за раз, а потом попросить его записать свои рассказы на нелинованной бумаге в офисе, дома или даже вгруппе, членам которой картинки ТАТ будут демонстрироваться на экране. Полезно сообщить испытуемому о том, что каждый его рассказ должен включать в себя порядка трехсот слов и быть как можно более спонтанным. 

Приведенные ниже инструкции могут быть отпечатаны на лицевом внутреннем развороте набора стимульного материала, который вручается испытуемому для самостоятельного выполнения теста.

Инструкции для самостоятельного выполнения теста

1. Напишите, пожалуйста, рассказ по каждой из картинок в этой папке.

2. Не смотрите на картинки, пока не будете готовы начать писать.

3. Каждый раз берите только одну картинку в том порядке, в котором они разложены, и напишите рассказ о том, что происходит на картинке, что было до этого и чем все закончится. Импровизируйте, записывайте свои спонтанные идеи в том виде и сразу же, как только они приходят вам в голову, не заботясь о литературных изысках. Представьте, что вы пишете сценарий к фильму.


4. Нет необходимости тратить больше семи минут на каждый рассказ, но вы можете уделить им и больше времени, если считаете это нужным.

5. Постарайтесь, чтобы ваша история состояла приблизительно из 300 слов или занимала примерно один печатный лист, если вы пишете от руки. Если это возможно, постарайтесь затем перепечатать свою рукопись, ничего в ней не меняя, в двух экземплярах через два интервала по одному рассказу на странице.

6. По ходу работы, пожалуйста, нумеруйте страницы, а затем на обложке напишите свою фамилию.

По практическим соображениям в последнее время все больше входит в традицию предлагать испытуемому только десять или двенадцать картинок. Ими могут быть первые десять, а лучше, если это будет выборка, которая, скорее всего, окажется лучшим индикатором и сможет выявить подробности предположительных проблем пациента. 

Расспрос испытуемого по поводу рассказов после их завершения имеет большое значение. Крайне полезно в данной ситуации наличие у тестирующего предварительного опыта интерпретации, тогда он будет знать, о чем спрашивать. Обычно у испытуемого спрашивают о свободных ассоциациях или мыслях относительно всевозможных мест, дат, имен людей и любой другой конкретной или нетипичной информации, которую он предоставил.

Интерпретация результатов ТАТ

Наиболее общая схема интерпретации результатов ТАТ (рассказов испытуемых) включает ряд приемов:




  1. · находят “героя”, с которым обследуемый идентифицирует себя;




· определяют важнейшие характеристики “героя” – его чувства, желания, стремления;

· выявляются “давления” среды, т.е. силы, воздействующей на “героя” извне;

· производится сравнительная оценка сил, исходящих от “героя”, и сил, исходящих из среды.

Сочетание этих переменных образует “тему” или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. В итоге обследования получаются сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, конфликтах, возникающих при взаимодействии с другими людьми, способах их разрешения и т.п. ТАТ широко используется для диагностики мотивации достижения. Известны его варианты для пожилых людей и детей, для подростков, для исследования семейных установок, для национальных меньшинств.

За время существования и применения теста было разработано множество способов интерпретации ТАТ. 

Самой простой является 
техника обзора. Часто можно просто пробежаться по содержанию рассказов, рассматривая их в качестве значимых психологических сообщений; при этом нужно просто подчеркивать все, что кажется значимым, характерным или нетипичным. Когда опытный исследователь читает таким образом обработанные истории во второй раз, он может без какого-либо усилия обнаружить повторяющийся паттерн, встречающийся во всех них, или же в разных историях он заметит определенные факты, которые соединяются в осмысленное целое.

Оригинальная техника,применяемая Мюрреем и его коллегами, была на анализе историй по схеме “потребность-пресс”. Каждое предложение рассказа анализируется с точки зрения потребностей главного действующего лица (героя) и внешних сил (прессов), воздействию которых он подвергается. Элементарный пример: он (герой) любит ее, но она его ненавидит (потребность (в любви) сталкивается с (прессом) ненавистью).

Таким образом, в соответствии с потребностями и прессами анализируется каждый рассказ и подсчитывается средневзвешенный результат по каждой потребности и прессу. После этого может быть создана стройная иерархическая система потребностей и видов прессов и составлена соответствующая таблица. Параллельно с этим проводится изучение иерархии взаимоотношений потребностей на основе таких выведенных Мюрреем понятий, как конфликт потребностей, субсидиация потребностей и смешение потребностей. 

Следующий вариант интерпретации теста принадлежит Роттеру. Он предлагает три этапа интерпретации ТАТ. Первый из них связан с одиннадцатью аспектами рассказов, которые предстоит интерпретировать. Вот эти аспекты: автобиографичность, связность, преобладающее настроение, подход к вопросам пола и секса; окончания и их соотношение с рассказами, повторяющиеся темы, употребление нетипичных слов, отношение к миру, характеристики центральных персонажей, типичные способы решения проблем, персонажи, которых можно идентифицировать с матерью, отцом, сыном и т.д.

Второй этап провозглашает пять принципов интерпретации: частота встречаемости идеи, оригинальность (сюжета, языка, ошибок в узнавании), тенденции идентификации, тенденции стереотипизации, предложение альтернативных интерпретаций (выбор между двумя возможными вариантами интерпретации).

Третий этап представляет собой предложения для качественного анализа личностных тенденций, что и является заключительным этапом интерпретации.