Файл: Организация браков с иностранными гражданами и лицами без гражданства.doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВОДА С УЧАСТИЕМ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака иностранных граждан между собой на территории РФ производится в соответствии с российским законодательством (п. 1 ст. 160 СК). То есть в соответствии с требованиями Семейного кодекса (ст. 16—26) решаются все вопросы, связанные с расторжением брака: административный (то есть в органах загса) или судебный порядок расторжения брака, основания расторжения брака в суде или в органах загса, бракоразводная процедура, момент прекращения брака. Что касается раздела общего имущества супругов, алиментных обязательств супругов, права супруга на сохранение фамилии, избранной при заключении брака в качестве общей, то эти вопросы решаются по правилам ст. 161 СК, которой установлено, что права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства — законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Для иностранных граждан или лиц без гражданства, расторгающих брак, в России не предусмотрено каких-либо исключений. Аналогичное правило существовало и прежде (ч. 1 ст. 163 КоБС).
Таким образом, брак граждан Российской Федерации с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брак иностранных граждан между собой, может быть расторгнут на территории Российской Федерации в органе загса (ст. 19 СК) при наличии соответствующих оснований или в суде (ст. 21—23 СК). Возможность признания произведенного в Российской Федерации расторжения брака в соответствии с законодательством Российской Федерации за границей (например, расторжение брака между иностранными гражданами) определяется законодательством государства, гражданами которого 'являются лица, расторгшие брак. Конечно, прежде всего, это касается иностранных граждан, так как развод (а значит, и прекращение брака) может быть не признан действительным в их стране на основании национального законодательства, тем более, если отсутствует соответствующий международный договор. А в Российской Федерации такой брак считается прекращенным со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, включая возможность вступления в новый брак.
Семейным кодексом (п. 2 ст. 160) не изменена и ранее действовавшая норма (ч. 5 ст. 163 КоБС), в соответствии с которой гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом, независимо от его гражданства (иностранный гражданин или гражданин Российской Федерации), в суде Российской Федерации. Вопрос о территориальной подсудности иска гражданина Российской Федерации о расторжении брака должен решаться в соответствии с нормами ГПК. Правило п. 2 ст. 160 СК направлено на защиту прав граждан Российской Федерации в тех случаях, когда брачно-семейное законодательство страны проживания предусматривает сложную процедуру расторжения брака или вообще не допускает развода. Суд Российской Федерации вправе рассмотреть иск гражданина Российской Федерации, проживающего за пределами территории Российской Федерации, о расторжении брака и при отсутствии другого супруга в случае неявки его в судебное заседание, если он надлежаще был извещен о времени и месте судебного разбирательства (ст. 157, 213 ГПК). Однако следует иметь в виду, что расторжение брака в суде Российской Федерации может быть не признано действительным (то есть прекращающим брак) в государстве, в котором проживают супруги.
В тех случаях, когда по законодательству Российской Федерации допускается расторжение брака в органах загса (при отсутствии общих несовершеннолетних детей и взаимном согласии супругов на развод и др. основаниям — ст. 19 СК), брак российских граждан, проживающих за границей, может быть расторгнут в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации (п. 2 ст. 160 СК). Указанными органами и производится государственная регистрация расторжения брака (ст. 5 Закона об актах гражданского состояния). Причем дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей в отличие от регистрации заключения брака (п. 1 ст. 157 СК) могут расторгать браки российских граждан и с супругами, являющимися иностранными гражданами.9
Гражданин Российской Федерации вправе расторгнуть брак со своим супругом, являющимся как гражданином Российской Федерации, так и иностранным гражданином или лицом без гражданства за пределами Российской Федерации в компетентном органе иностранного государства (п. 3 ст. 160 СК в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ). Расторжение брака за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака (суд или иное учреждение), и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации. Таким образом, закон не предусматривает препятствий гражданам Российской Федерации (независимо от того, состоят ли они в браке с гражданами Российской Федерации или с иностранными гражданами или лицами без гражданства) для расторжения брака за границей в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом, в отличие от ранее действовавшего законодательства (ч. 2 и 3 ст. 163 КоБС), Кодекс не требует обязательного проживания одного из супругов (при расторжении брака гражданина Российской Федерации с иностранным гражданином или с лицом без гражданства) или обоих супругов (при расторжении брака между гражданами Российской Федерации) за пределами территории России, что связано с закреплением в федеральном законодательстве свободы как выезда, так и въезда граждан Российской Федерации на территорию России (п. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
В Российской Федерации признается действительным расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории России с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащего применению права (п. 4 ст. 160 СК). Данная норма не является новой, так как действовала и прежде (ч. 4 ст. 163 КоБС). Она означает, что решение иностранного суда (или другого органа) о расторжении брака приравнивается по юридической силе к соответствующему решению суда Российской Федерации.
В международных договорах Российской Федерации могут иначе, чем в ст. 160 СК, решаться некоторые вопросы расторжения брака. Так, на территории государств — членов СНГ при расторжении брака применяется законодательство государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи соответствующего заявления. В том случае, если супруги являются гражданами разных государств, то применяется законодательство государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака (ст. 28 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
По делам о расторжении брака компетентны учреждения того государства СНГ, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления. Однако допускается расторжение брака учреждениями и другого государства СНГ, если на его территории проживают оба супруга. При расторжении брака между супругами, проживающими на территории разных стран, по договоренности между ними брак может быть расторгнут в учреждении любого из государств СНГ по месту их проживания (п. 1—2 ст. 29 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
Расторжение брака не связано с обязательным изменением гражданства бывших супругов (ст. 6 Закона о гражданстве РФ).10
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАКА И РАЗВОДА В СООТВЕТСТВИИ С МИНСКОЙ КОНВЕКЦИЕЙ
Способность лица к заключению брака, согласно ст. 26 Минской
конвенции, определяется по законодательству страны, гражданином которой лицо является. Если брак заключается лицом без гражданства, его брачная правоспособность определяется по законодательству страны, в которой он имеет постоянное место жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены правила, предусмотренные законодательством.той страны, на территории которой регистрируется брак. Таким образом, положения Конвенции относительно определения брачной правоспособности полностью совпадают с положениями российского коллизионного законодательства, предусмотренными ст. 156 СК.
Расторжение брака в соответствии с Конвенцией может быть произведено в компетентном органе страны, гражданами которой являются оба супруга. Однако если в момент развода супруги проживают на территории другого государства — участника Конвенции, брак может быть расторгнут и на территории этого государства. Если супруги имеют разное гражданство, органом, компетентным расторгнуть их брак, является орган, находящийся в стране, где они имеют совместное место жительства. Если же они проживают на территории различных государств, брак может быть расторгнут в любом из них по выбору супругов.
Если супруги имеют общее гражданство, законодательством, подлежащим применению при расторжении брака, будет законодательство страны их гражданства. Если же они являются гражданами разных стран, применяется законодательство той из них, на территории которой рассматривается спор.
Брак признается недействительным на основании законодательства той из стран — участниц Конвенции, законодательство которой применялось при определении брачной правоспособности супругов.
Право, подлежащее применению к личным имущественным и неимущественным правоотношениям супругов, определено в ст. 27 Конвенции. Если супруги имеют совместное место жительства на территории одной из стран, участвующих в Конвенции, их правоотношения определяются законодательством этой страны. Если супруги проживают в разных странах, но имеют общее гражданство, к их правоотношениям применяется законодательство страны, гражданами которой они являются. Если же они не имеют ни общего гражданства,
ни постоянного места жительства, их права и обязанности регулируются законодательством страны, в которой они имели последнее совместное место жительства. В случае, когда супруги не имели совместного места жительства ни в прошлом, ни в настоящем, их правоотношения определяются законодательством страны, в которой рассматривается спор.
Исключение из общего правила об определении применимого права предусмотрено в отношении недвижимого имущества супругов. К их отношениям по поводу этого имущества применяется законодательство страны, на территории которой находится имущество.
Компетенция органов, правомочных рассматривать споры супругов, в большинстве случае определяется в соответствии с тем, законодательство какой страны подлежит применению. Компетентным признается орган того государства, чье законодательство регулирует правоотношения супругов. Однако в случае, когда супруги не имеют ни общего гражданства, ни совместного жительства ни в прошлом, ни в настоящем, их отношения регулируются законодательством страны, в которой находится орган, рассматривающий дело. Определение компетентного органа указанным способом невозможно, поскольку в результате получился бы замкнутый круг. В такой ситуации орган, компетентный рассматривать дело, определяется на основании внутреннего законодательства договаривающихся сторон о подсудности. Если эти правила допускают рассмотрение такого иска в данной стране, применяется законодательство этого государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ рассмотренных в данной работе вопросов правового регулирования брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, на мой взгляд, позволяет утверждать, что семейное законодательство Российской Федерации, в отличие от других отраслей российского права, в полном объеме и без ущерба для граждан Российской Федерации (как показывает практика) способно урегулировать любой вопрос, касающийся брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации. – М.: Инфа-М, 2003. – 152 с. -
Семейный кодекс Российской Федерации. – С-Пб.:Виктория плюс,2003.– 96с. -
Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М.: Норма, 2002. – 672 с. -
Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. – М.: Норма, 2002. – 696 с. -
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2002. – 800 с.