ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Система образования, имея своими институтами школы различного уровня (от детских садов до университетов), выступает как жесткая формальная организованность, которая стремится упорядочить и передать накопленные знания, и способы их открытия, и сами процессы передачи, и людей, включенных в эти процессы. Такого рода стремление к упорядочению и организованности имеет свои основания в общественной истории самих институтов образования, но вместе с тем процесс овладения знанием и способами его открытия имеет и индивидуализированные характеристики.
Особенности педагогических конфликтов
– ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми. В образовательной организации все конфликты влияют на решение задач обучения и воспитания. Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях. Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы. Именно поэтому деятельность педагогических работников является одной из стрессогенных. Например, исследования психологии труда, которые проводились в нашей стране в 1950-е гг., свидетельствуют, что работа учителя по своей психофизиологической напряженности приравнивалась к деятельности альпинистов и летчиков-испытателей. Сегодня деятельность педагогических работников стала еще более напряженной и интенсивной.
– деятельность педагогического работника связана с контролем и оценкой обучающихся, оценочная модель взаимодействия переносится и на других людей. Категоричная, неадекватная оценка человека, события, явления, так как иногда не учитываются все обстоятельства и условия, является источником конфликтов.
1. Нарушение процедуры оценивания: неаргументированная, необоснованная оценка (оценивание ради оценки; оценка личности ученика, а не его достижений; оценка не результатов учебной деятельности ученика, а его поведения; отсутствие сотрудничества и диалога при оценивании; учет прошлого опыта ученика при выставлении оценок; однообразие в видах оценки).
2. Представление оценки: сопровождение негативными комментариями отрицательной оценки; категоричность оценки, невозможность ее исправления; проявление жестокости, догматизма, ригидности оценок.
3. Наличие субъективных факторов при оценивании: субъективность оценки, определяемая личностным отношением к ученику; шаблонность и стереотипность в выставлении оценок; «предвзятость» – негативное понятие из более широкого круга явлений априорности, т.е. предварительной заданное™; оценка ученика инструмент решения внутриличностных проблем педагога; неспособность к модификации оценок с учетом условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся.
4. Нарушение этических норм оценки: оценка – наказание; большая распространенность негативных оценок; отстаивание ранее сделанной оценки; излишняя эмоциональность в выставлении оценок; наличие коррупции при оценке деятельности учащихся.
– участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
– разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться с эмоциями, подчинить их разуму. Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, позволяющих учителю требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.
– присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
– профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
– всякая ошибка учителя при разрешении конфликта будет порождать новые ситуации и конфликты, в которые будут вовлекаться другие участники.
Задание 2.
Анализ конфликтной ситуации и буллинга на примере фильма «Чучело»
Провинциальный городок
Участники:
Валька – рос в многодетной семье, воспитывался бабушкой, винит сыновей бабушки, что ей никто не присылает денег, завидует Сомову, у которого богатые родители, идеал – финансовое благополучие. Характерно насилие, отсутствие эмпатии, сдаёт собак на живодерню, мучает животных. Активный последователь лидера основного буллинга, инициатор непосредственных актов травли. Лидер начальной травли, возникшей на момент появления Бессольцевой в классе и до инцидента с кино.
Дима Сомов – рос в благополучной семье, под влиянием правильных ценностей – смелость, заступничество, справедливость. Обладает харизмой и хорошими внешними качествами, потому пользуется популярностью у женской половины класса и является авторитетом в глазах товарищей. В начале фильма выполняет роль защитника слабых (не дает Вальке сдавать собак на мыло) и угнетенных (заступается за Лену в первое время не приятия новичка в группе), но в последствии из-за страха потерять авторитет и встать на место жертвы поступается своими идеалами и проявляет конформное поведение и становится в начале пассивным наблюдателем, а потом и активным участником группы поддержки.
Лена Бессольцева – жила в неполной семье, от дедушки переняла стремление к духовному, честности, приоритетами внутреннего над внешним, доброте, помощи, справедливости. Лена верит в хорошее в людях, предпочитает не замечать негативные стороны, хочет быть хорошим другом, открыта другим. Дедушка как авторитет и носитель ценностей в микро-группе, где происходила начальная социализация героини. После принятия вины за срыв урока становится жертвой буллинга, инициатором которого выступает Миронова «Железная кнопка».
Васильев – физически слабый мальчик, до появления Бессольцевой был объектом физического и морального унижения, но при этом обладает достаточной смелостью и твердыми внутренними установками, что позволяет ему периодически выступать против мнения группы и вставать на защиту Бессольцевой. В самом начале нам показан эпизод очередного факта травли Бессольцевой, которую группа дразнят «Чучелом», Васильев примыкает к группе, но пытается защитить жертву фразой
, что она уезжает и пришла просто купить билет, пытаясь уговорить оставить её в покое, так как цель её отъезда в итоге уже достигнута. Но у группы цель унизить жертву, заставив её просить прощения за несовершенный поступок, внушить чувство вины.
Выполнял роль жертвы до появления Бессольцевой.
Шмакова – неформальный лидер женской части класса. Внешне старается проявлять лояльность идеалам группы, но преследует свои цели – получить внимание Димы Сомова. Мотив соперничества с Бессольцевой за его внимание приводит к тому, что Шмакова присоединяется к группе поддержки лидера травли, хотя и активно в ней не участвует, но и не делает попыток остановить конфликт, хотя и обладает информацией, которая может его разрешить.
Попов – влюблен в Шмакову, безвольно следует её указаниям. Является пассивным наблюдателем.
Миронова «Железная кнопка» -прозвище ей дали за принципиальность, безаппеляционность, твердые убеждения, следования идеалам, не сгибаемую волю (до последней части фильма) и отсутствие проявлений эмоций. Формировалась под влиянием матери, которая предпочитала внешнее благополучие, порядок и правила, не придавая вниманию внутренние конфликты. В отсутствии внимания со стороны матери росла на книгах о войне, где и получила идейные установки о непримиримости с предательством, жесткостью и неотвратимостью наказания. Является неформальным лидером класса ценностным и идеалистическим ориентиром группы, использует авторитарный стиль управления, в последствие становится лидером травли.
Дедушка Николай Николаевич Бессольцев – военный в прошлом, увлечен коллекционированием картин своего предка. Для него они являются главной ценностью, что неоднократно подтверждает по ходу фильма фразами, что без них он умрёт. Видит главное в духовном, а не материальном, потому не заботится о своем внешнем виде, из-за чего получает прозвище «заплаточник». Именно под влиянием дедушки формируются ценностные установки Лены. Является пассивным наблюдателем конфликта, лишь в конце делая внутренний выбор в пользу внучки, отказываясь от своего прежнего смысла жизни – картин. Тем самым логически завершая конфликт.
Классная руководительница – пассивный наблюдатель, которая поглощена своими личными отношениями (будущей свадьбой в Москве) и потому не участвующая в жизни класса. Не пытается разрешить конфликт, старается его не замечать, иногда проявляет пассивную агрессию, которая подкрепляет уверенность группы в правоте своих действий.
Администрация школы – пассивные наблюдатели, не участвующие в жизни класса.
Родители – большинство участников группы из неполных семей. Весьма сложное время накладывает свой отпечаток на то, что дети предоставлены сами себе. Для многих родители не являются авторитетом. В данном конфликте предпочитают его не замечать и заниматься своими личными делами.
Осуждающие наблюдатели – прохожие, которые видят сцены насилия над жертвой. Просто вербально порицают, но не вмешиваются.
Школьный класс представляет из себя развитую малую группу, в которой преобладают культы силы, денег, материальных ценностей. Группа объединена общим уровнем жизни, интересами, общим классом, финансовым неблагополучием, возрастом. Группа весьма сплоченная, это обусловлено продолжительным взаимодействием. Группе присущи мстительность, злопамятность. У многих нет уважения к старшим – Валька осуждает свою бабушку за бедность и не прозорливость, девочка, мама которой парикмахерша Тётя Клава, общается с ней неуважительно на глазах у одноклассников, винит её в своих неудачах в жизни, весь класс называет дедушку Бессольцевой «заплаточником». Все идеалы максимализированы – «Никакой пощады предателям». Фраза, когда они в очередной раз бьют Васильева, которого называют «Перебезчик молочный» - «А знаешь, что делают с предателями?» показывает, что есть сформированная система групповых норм и наказаний, обусловленная внутренней идеологией и правилами группы. Носителем данной идеологии в группе является Миронова. Перебезчиком он стал из-за того, что стал заступаться за Лену, так как в глазах Мироновой это предательство её идеалов, которые она транслирует на группу.
Методы буллинга:
Вербальные – «бойкот», угрозы игнорирования, запугивания, внушение чувств вины (за несовершенный поступок) и стыда (за дедушку и аскетичный образ).
Физические – Побои, порча вещей.
Конфликт начинает развиваться, когда в устоявшейся малой группе – школьном классе появляется новый член – Лена Бессольцева. Отношение к дедушке героини в первый же день проецируется и на неё. Стереотип – нет красивых вещей, не стремишься получить много денег – нищий. Дедушка плохо одевается, значит и внучка нищая. Лена хочет влиться в коллектив, верит в искренность людей вокруг, но из-за разности внутренних идеалов становится объектом травли.