Файл: Философия пространства и времени изучает следующие вопросы существуют ли пространство и время независимо от сознания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Философия пространства и времени изучает следующие вопросы:

- существуют ли пространство и время независимо от сознания;

- существуют ли они независимо друг от друга;

- в чём причина субъективно наблюдаемой однонаправленности времени;

- вопросы сущности личности во времени;

- существуют ли они независимо от материальных объектов.

Какого вопроса, рассматриваемого философией пространства и времени, здесь не хватает? Опишите, в чем его суть.

Ответ: В определении философии пространства и времени, предоставленного в Википедии, отмечен вопрос, который не перечислен в задании: существуют ли моменты времени, отличные от настоящего?

Иными словами – есть ли и доказуема ли параллельная реальность? Возможна ли ситуация, когда время в некоей реальности движется вспять или вообще нелинейно?

В фильме Такахиро Мики «Завтра я встречаюсь со вчерашней тобой» эта проблема представлена в виде талантливой художественной метафоры – мой мир линеен, а мир моей любимой – диаметрально противоположен: меня маленького спасает от верной смерти моя любимая, которой уже около 40 лет, а мне – только 10. Но я 40-ка летний, в свое время спасаю свою любимую, которой тоже 10 лет. Есть только миг длиной в один месяц, когда наш возраст практически идентичен и мы можем воспринимать себя как взрослых людей, а не взрослого и младенца.

Интересный сюжет, но, по моему мнению, он отражает в полной мере наше допустимое рациональное восприятие нелинейности временного потока, допущения существования параллельной реальности в виде темпорального парадокса. Ведь действительно, мы не можем с точки зрения нашего опыта понять сам факт существования моментов времени, отличных от нашего линейного восприятия мира и временного лага. Мы процесс и есть движение, мир не стоит на месте, он постоянно движется движение абсолютно">проживаем свою жизнь, видя перед собой неизменность пространства и линейность времени, но при этом можем себе допустить существование параллельной реальности, где процессы также логичны, умозрительно понимаемы и тем не менее также не шаблонны.


Современная философия имеет в своем арсенале множество теорий, призванных оценить и описать нелинейные темпорально-пространственные феномены: теория темпорального финитизма, субстанциональная и реляционная концепции и многие другие. Но, поскольку человечество еще никогда не прикасалось к параллельной реальности, все эти теории так и остаются только предположениями, какой она может быть нелинейная темпорально-пространственная реальность.

Задание 2. Как вы понимаете выражение "движение абсолютно, а покой относителен"?

Любой процесс и есть движение, мир не стоит на месте, он постоянно движется - движение абсолютно. Покой же, весьма относителен, возможно, лишь небольшое затишье. Даже находясь в мнимом покое, человек все равно продолжает свое движение, размышляет, обдумывает и затем снова вступает в действие.

Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы 

Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы. 

3.3
"Время не реальное, иллюзорное, время есть никчемность, отчуждение от вечности. Так думает индусская философия, Парменид, платонизм, Экхарт. Время имеет антологическое значение, через него раскрывается смысл. Так думает христианство, и этим обосновывается динамизм истории. Так думает и динамический эволюционизм... Действительная философия человеческого существования может придерживаться только другой точки зрения".
Нужно ли понимать, что "другая точка зрения", подтверждающая реальность времени, отрицает реальность вечности? Поскольку речь идет о христианстве, вспомните его отношение к вечности, в частности, догмат о грехопадении. Как вы сами понимаете "вечность"?

Блаженный Августин в своей «Исповеди» высказал замечательные мысли о времени. Он отлично понял парадоксальность времени и его кажущуюся призрачность. Время распадается на прошлое, настоящее и будущее. Но прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее распадается на прошлое и будущее и неуловимо. Блаженный Августин пришел к тому, что есть три времени – настоящее вещей прошлых, настоящее вещей настоящих и настоящее вещей будущих. Время есть как бы распавшаяся вечность, и в этой распавшейся вечности неуловима ни одна из распавшихся частей, ни прошлое, ни настоящее, ни будущее. Человеческая судьба 

осуществляется в этой распавшейся вечности, в этой страшной реальности времени и вместе с тем призрачности прошлого, настоящего и будущего. Потому так превратна человеческая судьба.

В христианстве понятие вечности обрело новые смыслы. Если в философии античного мира вечность – это неподвижность умопостигаемого мира идей, которая противостоит движущемуся времени эмпирического мира, то в христианстве понимание вечности иное. Здесь две вечности: тварного мира (к которому относится и умопостигаемый космос Платона) – противостоящая времени, и вечность Бога, стоящая над этим противопоставлением.

Христианское богословие выработало аксиоматические представления о Боге, которые можно кратко сформулировать так: Бог и только Бог Безначален, Неизменяем и Всемогущ. Неизменяемость – постоянство Бога во времени, ассоциирована с вечностью. Вечен Сам Бог. Божественная вечность исключает всякое время. Бог вне времении не может быть подвержен каким-либо изменениям, тлению или возникновению. Бога нельзя мыслить в пространстве или времени.

Вечность чем-то похожа на настоящее, она одновременно всегда происходит и существует и одновременно никогда. Вечность – это такое состояние какой-то сущности, когда эта сущность не меняется, когда существует вне времени. Там и в том, где есть вечность, времени нет. Вечность мира не следует понимать в духе того, будто бы мир бесконечно стар в некотором едином течении времени. В этой связи нельзя не согласиться с тем, что вечность мира «следует понимать, прежде всего, в том смысле, что несотворимая, неуничтожимая материя будет иметь бесконечное существование, безотносительно к тому, каков бы ни был временной ритм изменений ее конкретных форм».