Файл: Самостоятельная работа 3 Тема Позиции в русле трансактного анализа Э. Берна Психологические позиции и их внешние проявления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа №3
Тема: Позиции в русле трансактного анализа Э. Берна Психологические позиции и их внешние проявления
Задание: 1.составить и записать примеры позиций взаимодействия людей в русле трансактного анализа Э. Берна
2. Письменно ответить на вопрос, Кто автор теории трансакционного (трансактного) анализа? Назовите основные позиции трансакции ? Какие три типа трансакций вам знакомы, опишите их.
Позиция
Язык тела
Речь
Типичные выражения
Поведение
Родитель-контролер
Руки скрещены, ноги широко расставлены или корпус откинут назад, лоб нахмурен, рот сжат, отчужденное выражение лица, возможно
указующее движение рук
Громкая или тихая, твердая,
с нажимом,
высокомерная, насмешливая, повелительная
«Это следует сделать»,
«Так нельзя!», «Я знаю, что говорю»,
«Сколько можно!»
Оценивает,
указывает, ищет виновных, обвиняет, наказывает
Родитель-опекун
Открытые руки, корпус наклонен к партнеру, похлопывание по плечу или поглаживание руки; заботливое, ободряющее выражение лица
Теплая,
сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая
«С кем не бывает»,
«Это не страшно», «Я вам помогу»,
«Хорошо, молодец!»
Утешает, подбадривает, советует, помогает,
сочувствует, заботится,
покровительствуе т
Взрослый
Корпус прямой, слегка наклонен к партнеру, жесты подкрепляют
мысли, выражение лица меняется, но остается
заинтересованным, взгляд открытый
Спокойная, уверенная, без
страстей и эмоций
Высказывания по предмету.
Допускает возможность обсуждения:
«Возможно...»,
«Если сравнить...»,
«Я думаю ...»
Вопросы: «Как?»,
«Почему?»,
«Когда?»
Заинтересованное
,
внимательное, объективное, поиск вариантов
Ребенок-бунтарь
Поза напряженная, угрожающая, голова опущена, выражение лица упрямое или угрюмо отсутствующее
Гневная, громкая, упрямая, угрюмая
«Не буду!»,
«Не хочу!»,
«Почему я?»,
«А вы сами что!»
Протест,
агрессивность
Ребенокзабитый
Поза слуги, плечи опущены, склоненная голова, кусает губы, выражение лица
потерянное, с оглядкой на других, тактичное
Нерешительная, подобострастная, покорная, нудная
«Я хотел бы...», «Я
попробую...», «Я правильно сделал...»,
«Что же мне делать?», «Я,
наверное, не смогу»
Неуверенное, обиженное, нуждающееся в поддержке, подавленное
Ребенок
свободный
Позы свободные, жесты экспрессивные, выражение лица
воодушевленное, блеск в глазах,
любопытство, слезы
Громкая, быстрая и горячая,
эмоциональная, непринужденная
«Я хочу!»,
«Здорово!»,
«Прекрасно!»,
«Великолепно!»,
«Ужасно!»
Спонтанное, игривое, раскованное, веселое,
забавное, эгоистичное, мечтательное, естественное, творческое
Позиции взаимодействия в общении представлены в трансактном анализе – направлении, разработанном в 50-е годы XX века американским психологом Эриком Берном и предполагающем управлять действиями участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно обозначают как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяются позиция и статус собеседника. Эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями (таблица 1).
Таблица 1
Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый
Характеристики | Родитель | Взрослый | Ребенок |
1. Характерные слова и выражения | Все знают что...; Ты не должен никогда...; Ты всегда должен... и т.д. | Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно | Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! |
2. Интонации | Обвиняющие, снисходительные, критические | Связанные с реальностью | Очень эмоциональные |
3. Состояние | Надменное, сверхправильное, очень приличное | Внимательность, поиск информации | Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное |
4. Выражение лица | Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное | Открытые глаза, максимум внимания | Угнетенность, удивление |
5. Позы | Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди | Наклон вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним | Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу) |
Позиция Родителя может быть определена как позиция "Надо!", родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает, придерживается системы ценностей, передающихся из поколения в поколение, ориентирован на воспитание.
Позиция Ребенка может быть определена как позиция "Хочу!", ребенок эмоциональный, импульсивный, нелогичный, является источником интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости, ему свойствен детский эгоцентризм.
Позиция Взрослого может быть определена как объединение позиций "Хочу" и "Надо", взрослый реально анализирует и перерабатывает информацию, не поддается эмоциям, логически мыслит, эффективно взаимодействует с окружающим миром, является посредником между Родителем и Ребенком.
Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции совпадают, например, если партнер обращается к другому как Взрослый, и тот отвечает с такой же позиции. В случаях, если трансакции не совпадают, взаимодействие может нарушаться или может вообще прекратиться. В данном случае трансакции являются "пересекающимися".
Трансактный анализ – это рациональный метод для понимания поведения. Он содержит четыре вида анализа.
Структурный анализ– анализ отдельной личности.
Анализ трансакций–анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу.
Анализ игр– анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате.
Анализ сценария– анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют.
Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие партнеров с позиции ориентации на контроль и понимание.
Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетается с желанием доминировать во взаимодействии.
Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной удовлетворенности, а не односторонней. “Контролеры” и “пониматели” придерживаются совершенно разных стратегий в общении. Стратегия “контролера” – стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием. Стратегия “понимателя” – адаптация к партнеру.
Разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. “Контролеры” всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям вертикального взаимодействия. Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.
Необходимо отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, попавший в общении на самую верхнюю позицию, обязательно в большей степени будет “контролером”, чем если бы он был внизу: положение обязывает, следовательно, он должен регулировать взаимодействие.
Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.
Открытость общения – это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других. Закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции. Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:
· общение, при котором одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит так: “Вопросы задаю я!”;
· общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои обстоятельства, рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.
Оба вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение происходит с неравноправных позиций партнеров. При выборе позиций в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения, и вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при
открытом характере.
2. Письменно ответить на вопрос, Кто автор теории трансакционного (трансактного) анализа? Назовите основные позиции трансакции ? Какие три типа трансакций вам знакомы, опишите их.
Автором теории трансактного анализа является американский психолог Эрик Берн.
Родитель, взрослый, ребенок.
Позиция Ребенка может быть определена как позиция "Хочу!", ребенок эмоциональный, импульсивный, нелогичный, является источником интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости, ему свойствен детский эгоцентризм.
Позиция Ребенка может быть определена как позиция "Хочу!", ребенок эмоциональный, импульсивный, нелогичный, является источником интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости, ему свойствен детский эгоцентризм.
Позиция Взрослого может быть определена как объединение позиций "Хочу" и "Надо", взрослый реально анализирует и перерабатывает информацию, не поддается эмоциям, логически мыслит, эффективно взаимодействует с окружающим миром, является посредником между Родителем и Ребенком.