Файл: Понятие уголовного наказания Глава Система и виды наказаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие уголовного наказания

Глава 2. Система и виды наказаний

Глава 3. Актуальные проблемы совершенствования законодательства об уголовных наказаниях

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

В мире нет ни одного этноса, в культуре которого отсутствовали бы понятия преступления и наказания, в какой бы форме они ни манифестировались, эти понятия существуют даже тогда, когда традиционные нормы поведения не имеют какой-либо письменной или устной кодификации. Все без исключения этнические культуры содержат представления о таких отклонениях от традиционных норм поведения индивида, которые оцениваются как имеющие негативные последствия для социума и требуют от последнего адекватной и соразмерной реакции на девиантное поведение индивида. Этнографическое определение преступления выглядит примерно так: Преступление - это деяние (как правило - действие и крайне редко - бездействие) индивида, которое отклоняется от принятых в этносе и социуме норм поведения, которое инициирует адекватное воздействие других членов социума на индивида, хотя бы данное деяние не затрагивало непосредственно их личные интересы. Полностью соглашаясь с данным заявлением, мы можем сформулировать первую задачу нашей работы, а именно: дать современное понятие преступления по действующему законодательству. Наказание розгами, распятие, костер, пытки, четвертование, посажение на кол, смертельная инъекция, казнь на электрическом стуле - нет предела человеческой (хотя, напрашивается слово «нечеловеческой») фантазии и жестокости в вопросе наказания провинившегося. История показала много примеров, когда одно наказание, оказавшееся впоследствии неэффективным, заменялось другим, еще более и более жестоким. Мотивация была одна – страх наказания должен был заглушить желание совершения преступления. На фоне исторического опыта система наказаний, принятая на сегодняшний день в Российской Федерации кажется невинной. Отсюда, вторая задача нашего исследования – рассмотреть современную систему уголовных наказаний. Кроме того,

третьей задачей курсовой работы является разбор возможных мер по усовершенствованию законодательства, связанного с уголовным наказанием.


Исходя из всего вышесказанного, целью работы ставится исследование института уголовных наказаний с точки зрения современного законодательства Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

«Наказание есть зло, причиненное государственной властью тому, кто совершением или несовершением какого-либо деяния совершил, согласно суждению той же власти, правонарушение, причем это зло причиняется с целью сделать волю людей более расположенной к повиновению».

Рассуждая о наказаниях, видный английский философ и мыслитель Томас Гоббс, был склонен осуждать государство в том, что именно оно виновато, что оступившийся человек получает наказание. Впрочем, Гоббс, как известно, был склонен обвинять Левиафана - образ, под которым он подразумевал современное ему государство, во всем. Современное определения наказанию дается в статье 43 УК РФ: «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда». Принуждение выступает средством обеспечения соблюдения норм уголовного права и обеспечивается силой государственной власти. Только суд в приговоре, объявляемом от имени государства, может назначить наказание за совершенное преступление после того, как виновность конкретного лица будет установлена в ходе судебного разбирательства. Этот принцип является конституционным (ст. 49, 118 Конституции РФ) и означает, что при отсутствии обвинительного приговора суда никто не может быть подвергнут уголовному наказанию. Приговор суда, вступивший в законную силу, является общеобязательным и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Приговор суда выражает отрицательную оценку и совершенного деяния, и виновного лица со стороны государства. В этом, конечно, тоже просматривается руководящая роль государства, однако совершенно противоположны цели, подразумеваемые в данном определении.

Говоря о законодательном закреплении в УК понятия и целей наказания, следует отметить, что данный вопрос в уголовном праве большинства зарубежных стран относится скорее к вопросам теории, нежели практики. Так, уголовные кодексы Франции, Англии, США, Италии, Испании, Германии не содержат определения понятия и целей наказания, а регламентируют только их виды. Отечественный же УК дает четкое определение понятия, целей и видов наказаний, что, по нашему мнению, является его неоспоримым плюсом в отношении полноты законодательного урегулирования данного института уголовного права.



Действовавший до 1 января 1997 г. УК РСФСР определял наказание как кару за совершенное преступление и как меру исправления, перевоспитания осужденного и предупреждения новых преступлений. В современном УК РФ акцент при определении целей наказания делается на возможность восстановления социальной справедливости, а также на то, что наказание применяется в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений (причём как осуждённым, так и другими лицами, это соответственно частная и общая превенция). Не трудно заметить, что из формулировки целей наказания, содержавшейся в ст. 20 УК РСФСР, исключена цель перевоспитания осужденных, которая не только не могла быть строго отграничена от цели их исправления, но и являлась явно нереалистической для уголовного права с присущими ему специфическими средствами воздействия. Поскольку совершенное преступление нарушает социальную справедливость, у государства появляется право наказать виновное в этом лицо. В основе этого права лежит поведение лица, способного выбирать варианты своего поведения и выбравшего поведение, нарушающее предписания уголовного закона. Именно поэтому наказание выступает в качестве «платы» за совершенное преступление, размер которой зависит от тяжести последнего. Так, совершивший кражу в небольших размерах не может быть наказан так же сурово, как убивший за деньги. Иной подход не будет способствовать восстановлению социальной справедливости, так как не является справедливым сам по себе. Реализуя свое право наказать преступника и тем самым восстановить нарушенную его деянием социальную справедливость, государство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и воспитывает уважение к нему.

Наказания не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Подробно и детально цели наказания расписывает А.В. Наумов, комментируя статьи уголовного кодекса РФ.

Цель исправления осужденного состоит в таком изменении его личности, при котором он становится безвредным для общества и возвращается в это общество гражданином, не нарушающим уголовный закон и уважающим правила человеческого общежития. Для наказаний, не связанных с лишением свободы, цель исправления зачастую достигается самим фактом их применения. Для лишения свободы требуется применение определенных мероприятий - установление режима отбывания наказания, привлечение осужденного к полезному труду, общеобразовательное и профессиональное обучение и т. п. При этом если цель исправления ставится перед наказанием в уголовном законе, то у осужденного появляется право на получение помощи, направленной на приспособление его к нормальной жизни, и на нахождение в таких условиях при отбывании наказания, которые бы не усугубляли его отрыв от общества и закрепление отрицательных свойств его личности. Цель предупреждения совершения новых преступлений по своему содержанию состоит из предупреждения таких преступлений со стороны лиц, их не совершавших (общее предупреждение) и со стороны самих осужденных (специальное предупреждение). Общепредупредительное воздействие наказания проявляется, во-первых, в самом факте издания уголовного закона и в установлении в нем конкретных наказаний за конкретные общественно опасные деяния, а во-вторых, в назначении конкретного наказания конкретному лицу, виновному в совершении преступления. В первом случае законодатель сообщает, что определенное поведение нежелательно и граждане должны избегать совершения определенных деяний (воспитательное и формирующее привычку к избеганию определенного поведения воздействие). При этом для нарушителей установлено наказание, угроза которого рассматривается как контрмотив для неустойчивых лиц. Таким образом, цель общего предупреждения преступлений достигается путем устрашения неустойчивых граждан и подкрепления намерений не совершать преступления для всех иных членов общества. Кроме того, назначение конкретного наказания конкретному виновному лицу также оказывает психологическое мотивационное воздействие, направленное на несовершение преступлений, показывая, что закон не бездействует и нарушенная справедливость будет восстановлена.


Специальное предупреждение направлено на предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже их совершившими, т. е. осужденными. Эта цель наказания достигается применением наказания, а также использованием в процессе его отбывания соответствующих, в том числе и воспитательных, мероприятий, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Для достижения этой цели также важна быстрота реакции государства на совершенное лицом преступление. Неизбежность наказания и быстрота его применения являются более эффективными для цели специальной превенции, чем суровость наказания.

Итак, наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

При назначении наказания судам следует соблюдать требование закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Уголовно-исполнительная система России в марте 1999 года отметила свое 120-летие. Датой ее рождения признано 12 марта 1879 года, когда в стране было создано Главное тюремное управление - прообраз нынешнего управления исполнения наказаний.

Конечно, система наказаний за преступления существовала в России и раньше. Но была эта система столь жестокой и кровавой, что нынешнее Главное управление исполнения наказаний предпочло, видимо, от нее откреститься. В самом деле, до XV века по закону, который назывался «Краткая правда», любой человек, заставший вора на месте преступления, мог его, например, запросто убить, имел на это право. А в XVII веке «Соборным уложением» не только вменялась смертная казнь за большинство преступлений, но кроме обычных повешения и отсечения головы широко применялись такие ее виды, как сожжение (за богохульство и поджог), залитие горла расплавленным металлом (за фальшивомонетничество) или закапывание в землю до наступления смерти (за убийство мужа). По «Артикулу воинскому» еще почти через сотню лет за такое «преступление», как прелюбодеяние, людей посылали на каторгу.

Нынешняя система наказаний, конечно же, намного гуманнее. Мировая общественность тщательным образом следит за тем, чтобы в России вводились мировых, более гуманные, стандарты в обращения с преступниками. Система наказаний - предусмотренный уголовным законом, обязательный для судов, исчерпывающий перечень наказаний, расположенных в определенной последовательности от менее строгих к более строгим. Закрепленная в ст. 44 УК последовательность расположения наказаний нашла применение в санкциях статей Особенной части УК и нацеливает суды на применение менее строгих наказаний. Следует сказать, что уголовное законодательство Российской Федерации содержит наибольшее количество наказаний по сравнению с другими развитыми странами мира. В зарубежных государствах применяются два - четыре основных наказания, в их числе лишение свободы, штраф и смертная казнь (там, где она не отменена). В УК РФ - тринадцать видов наказания.


Система действующего законодательства содержит 13 видов наказаний:

Видами наказаний являются:

а) штраф;

Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

г) обязательные работы;

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

д) исправительные работы;

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.

е) ограничение по военной службе;

Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

ж) конфискация имущества;

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.