Файл: 1 Рынок несовершенной конкуренции в России 1 Общие сведения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Рынок несовершенной конкуренции в России
1.1 Общие сведения
В развитой экономике такую борьбу можно вести только путем расширения и улучшения ассортимента товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. В результате выигрывают потребители и общество в целом (при наличии так называемого рынка покупателя). Об этом в свое время говорил А. Смит, отмечая, что производители, преследующие только свою выгоду, направляются «невидимой рукой» к цели, которая отнюдь не входила в их намерения. По его мнению, «частные интересы и стремления людей естественным образом вынуждают их делить и распределять капитал любого общества между различными профессиями, которые в нем существуют, как можно точнее в соответствии с тем, что больше всего совпадает с интересами общества как общества» [1].
Если личные интересы наиболее сильно мотивируют участников экономических процессов (все, что они делают, они делают исключительно для себя, для собственной выгоды), то конкуренция направляет их деятельность в сторону, благоприятную для общества. «В результате конкуренции побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы потребителей» [2].
С другой стороны, в условиях несовершенной конкуренции продавцы имеют больше свободы в установлении цен, поскольку они продают свою продукцию в условиях монополистической конкуренции или олигополии. Это главная слабость системы рыночной экономики.
Поддерживая более высокие цены, чем они имели бы при совершенной конкуренции, компании получают больше прибыли, а потребители теряют. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к стагнации производства (нет необходимости его улучшать, если прибыль уже достаточно высока) и безработице, и в конечном итоге к политической нестабильности. В настоящее время экономика функционирует без обеспечения максимальной занятости и производства товаров и услуг. Таким образом, все бремя экономической конкуренции между предпринимателями (огромные непродуктивные затраты на рекламу, неполный рабочий день, безработица, высокие цены и т.д.) в конечном итоге ложится на рабочих и мелких производителей.
Существуют две основные формы конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая. Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными обществами, союзами предпринимателей и т.д., занятыми в одной отрасли народного хозяйства. Как и капиталистическая конкуренция в целом, внутриотраслевая конкуренция - это борьба отдельных производителей за влияние, за место на рынке и за получение большей прибыли. Он порождается частной собственностью на средства производства, когда между производителями нет других экономических связей, кроме рынка. Внутриотраслевая конкуренция возникает раньше, чем другие формы конкуренции. Само превращение простого товарного хозяйства в капиталистическое производство происходит благодаря тому, что между производителями возникают отношения конкурентной борьбы. Внутриотраслевая конкуренция была основным рычагом дифференциации (расслоения) мелких производителей и развития капиталистических производственных отношений.
В условиях простого товарного хозяйства принудительные законы внутриотраслевой конкуренции состоят в том, что отдельные производители имеют индивидуальные затраты рабочего времени выше, чем общественно необходимые, определяющие величину рыночной стоимости товаров. Поэтому они не могут возместить всех своих затрат, так как не в состоянии повлиять на рыночные цены в сторону их повышения с целью покрытия более высоких индивидуальных издержек. В силу этого они обречены на гибель, т. е. разоряются как производители, пополняя затем ряды наемных рабочих. В условиях развитого капитализма внутриотраслевая конкуренция между отдельными предприятиями ставит вопрос только так: или разориться, или разорить других. Бесчисленные банкротства мелких, средних и даже крупных капиталистических фирм являются, прежде всего, результатом ожесточенной конкуренции. Особенно усиливается разорение неконкурентоспособных предприятий в периоды кризисов перепроизводства. Каждый год в условиях рыночной экономики оказываются несостоятельными в среднем 2-6 % зарегистрированных субъектов хозяйствования. Например, средний возраст всех предприятий (крупные компании, мелкие и семейные предприятия) в США составляет около семи лет. Только 54 % всех создаваемых фирм существует более 18 месяцев, и лишь 25 % - свыше шести лет.
Главное средство внутриотраслевой конкуренции - цена. Возможность отклонения цены от рыночной стоимости позволяет наиболее мощным предприятиям снижать цены ниже рыночной стоимости, получая при этом достаточно высокую норму прибыли благодаря более низким индивидуальным издержкам производства. Такое сбивание цен приводит к банкротству тех капиталистических фирм, которые имеют более низкий уровень технической оснащенности производства, а следовательно, более высокие издержки на единицу производимой продукций. В таких условиях выживают наиболее крупные предприятия, имеющие возможность регулярно внедрять новую технику и понижать этим самым затраты на единицу продукции ниже общественно необходимых.
Таким образом, внутриотраслевая конкуренция - антагонистическая форма развития производительных сил рыночной экономики. Каждый предприниматель, стремясь снизить издержки производства, чтобы выжить в конкурентной борьбе, вынужден независимо от своей воли использовать современную машинную технику и прогрессивную технологию. Следовательно, внутриотраслевая конкуренция стимулирует технический прогресс в производстве. Вместе с тем она порождает стремление предпринимателей засекретить новые технические изобретения, не давая пользоваться ими другим.
В условиях господства монополий такое средство конкурентной борьбы, как понижение цен, становится еще более действенным. Располагая крупными резервными капиталами для покрытия временных убытков, монополии с целью устранения конкурента могут временно устанавливать цены не только ниже рыночной стоимости, но и ниже издержек производства. Разорив более слабых конкурентов, монополии затем повышают цены на свою продукцию. Хрестоматийным, например, стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге до Первой мировой войны. В погоне за пассажирами одна из конкурирующих компаний каждому пассажиру, купившему билет, выдавала белую булку. Однако затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.
В условиях ценовых методов конкуренции на величину спроса в процессе реализации товаров соперники влияют путем изменения на них цен. В этом случае происходит движение по кривой спроса, т. е. увеличение или уменьшение величины спроса зависит от снижения или повышения цены на товары и услуги. Кроме ценовых методов, существуют и неценовые методы конкурентной борьбы. К ним можно отнести следующие:
• дифференциацию качества товара при одной и той же цене или при незначительном ее колебании. Применение оттенков качества позволяет успешно реализовывать однотипную продукцию. Так, в США выпускается примерно 10000 сортов муки, около 4000 видов консервированной кукурузы и т. д.;
• продажу товаров в кредит (в рассрочку платежа). Здесь имеет место совершенствование не качества товара, а условий его продажи;
• совершенствование послепродажного обслуживания товара, т. е. продление сроков га-
рантийного обслуживания своей продукции, оказание услуг на дому и т. д.;
• техническое превосходство товара, его качество и надежность. В этом случае цена может быть и выше аналогов, но качество опережает цену;
• рекламу своей продукции с использованием самых различных для этих целей средств, экономический шпионаж и т. д.
В условиях неценовой конкуренции происходит перемещение (сдвиг) кривой спроса на товары и услуги вправо (если спрос увеличивается) или влево (если спрос падает). Увеличение прибыли в этом случае может происходить за счет таких факторов, как:
а) повышение цен при постоянной доле рынка;
б) увеличение доли рынка при постоянной цене;
в) рост как цен, так и доли рынка (что происходит реже).
Если внутриотраслевая конкуренция есть конкуренция между предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение дополнительной (избыточной) прибыли, то межотраслевая - это борьба между капиталистами различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли на свой капитал. Посредством межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный перелив капиталов из одних отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в другие отрасли, где норма прибыли более высокая.
В каждой стране в определенный период времени отдельные отрасли и сферы народного хозяйства отличаются друг от друга неодинаковыми условиями приложения капитала. Это обусловлено, прежде всего, различиями в органическом строении капиталов (соотношением постоянного и переменного капиталов, т. е. овеществленного и живого труда), неодинаковой скоростью оборота капитала, соотношением спроса и предложения и связанных с этим колебаний рыночных цен и т. п. В этой связи капиталы устремляются в более прибыльные сферы. Это приводит к тому, что в отраслях с высокой нормой прибыли большой прилив капиталов, ищущих более выгодного применения, усиливает внутриотраслевую конкуренцию. В данных отраслях производство расширяется, а следовательно, увеличивается и предложение товаров. Следствием этого является превышение предложения товаров над платежеспособным спросом на них. Тогда цены на рынке начинают отклоняться от реальной стоимости товаров в сторону понижения. В результате происходит снижение общей выручки и нормы прибыли.
1.2 Анализ рынка в России
Ежегодно в Российской Федерации выявляется значительное количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. В 2018 году ФАС России возбуждено 768 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 384 дела о картелях, что на 9% меньше, чем в 2017 году (423 дела). При этом более 85 % дел по картелям – сговоры на торгах (332 дела).
Антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели – широко распространены в сфере государственных закупок, закупок компаний с государственным участием и закупок в сфере государственного оборонного заказа, во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение. Практически треть антиконкурентных соглашений связана с ограничением конкуренции в сфере ремонта и строительства, в том числе автомобильных дорог (29%). Лекарственные препараты – 16%, продукты питания – 8%, транспортные перевозки – 7 %; жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – 3%; охрана и безопасность – 3%; IT – 2%, ГСМ – 2%. (рис.1).
Рис. 1. Сферы экономической деятельности с наибольшим числом нарушений ст.11, 16 закона о защите конкуренции за 2018 год.
Самой распространенной формой нарушения являются картели на торгах и антиконкуретные соглашения между заказчиком и участниками торгов. Сегодня деятельность картелей с целью поддержания цен на торгах по государственным закупкам лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения охвачена практически вся территория Российской Федерации, и это, несомненно, оказывает негативное влияние на состояние конкуренции как на федеральных, так и на региональных товарных рынках.
Специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов, организаций и должностных лиц, совершение государственными служащими преступлений (получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и др.) с целью сокрытия и (или) обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений. Так, в 2018 году антимонопольными органами возбуждено 300 дел о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что на 32% больше, чем в прошлом году (204 дела).
Картели и иные антиконкурентные соглашения угрожают экономической безопасности страны, наносят существенный вред бюджетам государства и компаний с государственным участием, а также являются фактором, ведущим к социальной нестабильности. В своем Послании Федеральному Собранию в 2018 году Президент Российской Федерации Владимир Путин указал, что «нормы уголовного права должны жёстко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств».
По удельным показателям, характеризующим долю сектора МСП в экономике Россия сильно уступает другим странам.
Россия заметно уступает всем странам, кроме США, по показателю численности субъектов МСП на 100 человек населения.
По этому показателю в Чехии в 4,7 раз больше малых и средних предприятий, чем в России, в Швеции – в 3,4 раза, в Испании – в 2,7 раз, в Польше – 2,1 раз. Из рассматриваемых стран только США уступает России.