Файл: 1 Рынок несовершенной конкуренции в России 1 Общие сведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сопоставление стран по доле работников, занятых в секторе МСП также указывает на существенное отставание российской экономики.

Если в России доля работников малых и средних предприятий не превышает одну пятую всех занятых в организациях, то в остальных странах–за исключением США – их доля превышает половину, а в семи странах – и вовсе превышает две трети.



Согласно официальным данным Федеральной налоговой службы общее количество индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х), сведения о которых содержатся в ЕГРИП за период с 1.01.2018 по 01.12.2018 г. – 800 417, из которых - ИП 783072, К(Ф)Х 17 345.

Следует отметить, что всего субъектов МСП в Российской Федерации - 6 042 898, если конкретизировать это число, то количество ИП в малом бизнесе - 27 657, а в среднем - 323; количество ЮЛ в малом бизнесе - 224 073, в среднем - 18 544.

Исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, количество ИП и К(Ф)Х, зарегистрированных и прекративших свою деятельность за период с 01.01.2018 г. по 01.12.2018 г. составило 613 757; число ИП, прекративших деятельность составляет 590 700, а число К(Ф)Х – 18 912.

По данным ВЦИОМ факторами, ограничивающими развитие сектора МСП в России, российские предприниматели называют экономические факторы: помимо растущих издержек и снижение спроса, самым проблемным из них выделяется экономическая неопределенность.



         Также к одной из основных проблем, ограничивающих развитие малого и среднего бизнеса, справедливо можно отнести доступность кредита. По кредитам на срок свыше 1 года ставки стабильно различались на 1,5-2,5 п.п., на срок до 1 года –на 2,5-3,5 п.п.

         Согласно статистике Европейского центрального банка, в еврозоне для кредитов нефинансовым организациям на суммы в пределах 0,25 -1 млн евро (можно предположить, что эти кредиты выдаются малому и среднему бизнесу), на срок от 3 месяцев до 1 года средневзвешенная процентная ставка в феврале 2018 г. составила 1,62% годовых, а для сумм свыше 1 млн евро (вероятно, это кредиты, выдаваемые главным образом крупному бизнесу) –1,35% годовых. Для кредитов на срок от 1 года до 3 лет данные ставки оказались равны 1,66% годовых и 1, 45% годовых соответственно.

         Сравнение показывает, что в европейских странах также существуют заметные различия между
ставками крупному и малому среднему бизнесу, однако, ввиду более низкого общего уровня процентных ставок, эти различия в значительно меньшей степени сказываются на доступности кредитов. Но главное состоит в том, что европейские предприниматели имеют возможность брать кредиты по ставкам, которые в реальном выражении приближаются к нулевой отметке.

         Для российских малых и средних предприятий реальная ставка по кредитам сроком свыше 1 года на начало 2018 г. составляла не менее 7%, что при текущих уровнях маржинальности в большинстве видов деятельности резко сужает возможности заимствований.



Подводя итог, исходя из анализа имеющихся данных, очевидны следующие выводы: в развитых странах, размер сектора МСП, как правило, достаточно велик. Малые и средние предприятия создают рабочие места и обеспечивают существенную долю населения доходами, во многом определяя социально - экономическое положение страны в целом и ее регионов в частности. Ряд исследований подтверждает положительную связь между относительным размером сектора МСП и благосостоянием населения и экономическим ростом. Кроме того, рост количества малых и средних предприятий приводит к росту конкуренции в экономике.

1.3 Перспективы развития

Конкуренция является стимулом экономического роста и основой поступательного развития страны, главным движущим фактором эволюционного развития общества. Конкуренция стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства, что приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора товаров для потребителей.

Поддержка конкуренции является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Современное российское законодательство о защите конкуренции в результате последовательных преобразований за последние несколько десятков лет стало соответствовать мировым стандартам и принципам антимонопольного законодательства.

В то же время для эффективного развития конкуренции недостаточно наличия лишь законодательства, защищающего принципы здоровой и честной конкуренции, необходимы институциональные и правовые механизмы, стимулирующие развитие конкуренции в отраслях экономики и регионах страны.



Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и региональной политики.

С 18 января по 18 февраля 2019 г. Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации был проведен онлайн-опрос представителей российского бизнеса, позволивший оценить общее состояние конкуренции и конкурентной среды на российских рынках с точки зрения самих предпринимателей. В опросе приняли участие более 1300 респондентов.

Впервые с 2015 года выросло количество респондентов, указавших на высокую или очень высокую конкуренцию для бизнеса: после плавного снижения с 53% в 2015 году до 46% в 2018 году, в 2019 году их доля составила 51%. При этом несколько снизилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или ее отсутствие: 22% в 2019 году против 27% в 2018 году, 24% в 2017 и 2016 годах.

Отношение бизнеса к конкуренции остается достаточно позитивным: 36% опрошенных указали, что считают конкуренцию полезной для развития бизнеса (в сравнении с 32% в 2018 году), 25% участников опроса указывают на отрицательное влияние конкуренции (в 2018 году — 28%). Наиболее сильное влияние конкуренции испытывает бизнес в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, в сфере текстильного и швейного производства, пищевой промышленности и производства неметаллических изделий. На слабую конкуренцию чаще всего указывали представители топливно-энергетического комплекса, сферы производства и распределения электроэнергии, газа, воды, химической промышленности, а также здравоохранения и социальных услуг.

Как видно предпринимаемые государством меры по развитию конкурентной среды в отдельных отраслях (сферах), и чаще всего, секторах экономики, имели положительные результаты, однако они не привели к системным улучшениям в состоянии конкурентной среды в масштабе страны.

Сохранились государственно-монополистические тенденции в экономике во многих потенциально конкурентных сферах, в которых частный бизнес отсутствует или недостаточен.  Ограничение конкуренции органами власти продолжает занимать большую долю антимонопольных дел: в 2016 году возбуждено 1284 дела, выдано 3444 предупреждения; в 2017 году возбуждено 1260 дела, выдано 2890 предупреждений. В 2018 году возбуждено 1092 дела, выдано 2529 предупреждений.


Как следует из Доклада Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации об оценке состояния конкурентной среды в России основными причинами снижения числа конкурентов, по мнению опрошенных предпринимателей, стали антиконкурентные действия органов власти (на это указали 46% респондентов, отметивших сокращение числа конкурентов), уход российских конкурентов с рынка (43%) и изменения нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность предпринимателей (40%). Причем доля фактора ухода российских конкурентов с рынка резко возросла (плюс 15 п.п. по сравнению с предыдущим годом).

Уровень неудовлетворенности предпринимателей действиями органов власти остается высоким: 42% респондентов считают, что органы власти только мешают бизнесу своими действиями и инициативами. Лишь 2% заявили, что действия органов власти оказывают положительное влияние на российский бизнес. В то же время представители сферы информационных технологий (50%) и деревообрабатывающей промышленности (44%) отметили необходимость вмешательства государства в регулирование рынка.

Картели стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам. Ущерб бюджетам всех уровней от действий картелей может быть оценен в 1 трлн рублей. Специфической чертой антиконкурентных соглашений является участие в них государственных органов. Наиболее картелизованными сферами традиционно являются такие сферы, как строительный комплекс и здравоохранение.

После вступления Российской Федерацию во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) сложно было представить, что наступит момент, когда ряд стран введет в отношении нашей страны различного рода экономические санкции, которые прямо противоречат духу ВТО. Однако это произошло. В условиях санкционного режима необходимо принятие взвешенных норм по импортозамещению, легализации параллельного импорта.

В современных условиях некоторые стандартные категории антимонопольного регулирования не работают на цифровых рынках. Все чаще мы сталкиваемся с примерами, когда меняется монетизация определенных ресурсов, а рыночная власть определяется не наличием большого количества товаров, а доступом к большим объемам информации. В законодательстве должны появиться дополнительные критерии, позволяющие отнести к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ, которые такую власть получают, например, как в случаях с Amazon Alibaba, Google, Microsoft, Apple.


Реализация задач, направленных на обеспечение эффективности функционирования российской экономики на основе здоровой конкуренции, особенно в условиях экономических санкций, возможно только при консолидированном участии в данном процессе органов власти всех уровней, российского бизнес-сообщества и институтов гражданского общества.

Как указывалось в других разделах, в конце 2017 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», который стал связующим системным звеном, объединив федеральную составляющую по развитию конкуренции с созданной региональной и муниципальной инфраструктурой по содействию развитию конкуренции.

Указ Президента № 618 является реализацией статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации, в которых поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию – отнесены к основам конституционного строя Российской Федерации и основным правам и свободам человека и гражданина.

Это документ стратегического характера, в котором определено, что в настоящее время активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Указ № 618 утвердил Национальный план развития конкуренции, который представляет собой среднесрочный план развития конкуренции на федеральном и региональном уровнях. Он предусматривает ключевые показатели по развитию конкуренции на ближайшие три года.

Национальный план стал первым комплексным стратегическим документом федерального уровня, направленным на развитие конкуренции. Положениями Указа № 618 и Национального плана были заданы основные векторы совместной работы органов власти всех уровней, определены основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, а также установлены отрасли (сферы) экономики, на развитие конкуренции в которых в первую очередь направлены мероприятия Национального плана.

Активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации признано приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.