Файл: Свойства воды. Подробно опишите методику проведения практической работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 2.4
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о логике анализа уроков естествознания; самоанализе урока естествознания в начальной школе, формирование умения применять их.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Напишите план проведения предметного урока по теме «Свойства воды». Подробно опишите методику проведения практической работы.
Тема: Вода. Свойства воды.
Цели:
-
Формировать и дополнять знания о свойствах воды. -
Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека. -
Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности. -
Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.
Оборудование: Конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, глобус, наборы для проведения опытов (3 стакана с водой, 3 стакана с молоком, 3 ложки, 3 набора полосок, 3 пипетки, 3 предметных стекла, 3 колбы, сахар, песок, масло, марганец, 3 пробирки с водой на подставке, 3 стакана с номерами, 3 бутылки с водой, 3 фильтра, 3 пустых стакана, 3 воронки), ручки, капельки для эмоционального отклика, список литературы.
Ход урока.
I Оргмомент.
Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
-
Задают вопросы -
Ищут ответы на эти вопросы -
Наблюдают, проводят опыты -
Проверяют свои догадки
В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:
-
Старший научный сотрудник -
Помощник -
Эксперты
II Сообщение темы и целей.
Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
Я очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода)
Верно. Это вода.
Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.
«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»
Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».
Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.
Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.
III Изучение нового материала.
а) Ассоциативный ряд.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?
Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…
Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда.
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – только вода.
б) Актуализация ранее изученного.
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.
Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.
Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.
А где человек использует воду?
Готовит пищу, утоляет жажду, моется…
А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».
Определим правила, по которым работают учёные в группах.
-
Старший научный сотрудник проводит опыт -
Помощник читает задание -
Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.
Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.
-
Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
-
С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость. -
Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. -
Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
Свойства воды. | Есть (да) | Нет |
вкус | | |
запах | | |
цвет | | |
прозрачность | | |
текучесть | | |
имеет ли форму | | |
является ли растворителем | | |
Опыт №1.
Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?
Зачитаем план опыта.
-
Определение запаха воды. -
Определение вкуса воды. -
Расскажем о результатах наблюдений. -
Сделаем вывод. -
Заполним таблицу.
О каких свойствах воды идет речь? Без вкуса и без запаха.
Опыт №2.
Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?
Зачитаем план опыта.
-
Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку. -
Посмотрим на свет. -
Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. -
Посмотрим на свет. -
Сравнить цвет воды с цветом полосок. -
Расскажем о результатах наблюдений. -
Сделаем вывод. -
Заполним таблицу.
О каких свойствах воды идет речь? Прозрачна, бесцветна.
IV Физминутка.
Но перед этим проведём физминутку.
Очень всем нужна вода
Делай – раз, делай – два.
Звери у ручья напились
Вправо влево наклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в ладоши
До чего же день хороший.
Дождик вдруг полил с утра.
За работу нам пора!
V Продолжение работы по теме.
Опыт №3.
Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?
Зачитаем план опыта.
-
Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло. -
Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. -
Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд. -
Что происходит с формой воды. -
Сделайте вывод.
О каких свойствах воды идет речь? Текуча, не имеет формы.
Где мы используем данные свойства? Можем транспортировать воду.
Опыт № 4.
Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?
Зачитаем план опыта.
-
Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, масло, марганец). -
Перемешаем палочкой. -
Пронаблюдаем за полученной смесью. -
О результатах наблюдения расскажем. -
Сделаем вывод. -
Заполним таблицу.
Дети выполняют опыт.
Изменились ли свойства воды? Почему? Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись.
Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей.
Подтвердилось ли наше предположение?
Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде?
Сахар, марганец.
Вывод: Вода – уникальный растворитель.
Какие вещества оказались нерастворенными?
Песок, масло.
Где человек применяет это свойство? Моем посуду, стираем одежду, готовим пищу, моемся.
Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. А сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть последнее из выявленных нами свойств.
Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство?
Вам никогда не пришло бы в голову пить воду с песком (показ), с плавающим маслом (показ)?
А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль.
Какую воду считают пригодной для питья?
Нам повезло, мы можем пить воду прямо из-под крана, т. к. это чистая родниковая вода. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды.
Проблема: Можем ли мы определить качество воды?
Предположения: можем, не можем.
Я вам предлагаю это проверить.
К нам в лабораторию поступили 3 бутылки с водой. Одна из магазина, другая из-под крана, третья – неизвестного происхождения.
Перед уроком мы разлили её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода – неизвестно.
Давайте составим план проверки. Какие свойства воды мы можем проверить?
Сравним их, сделаем вывод. Работа с таблицей (см ниже).
Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя.
Учитель вместе с детьми заполняет таблицу на доске.
Свойства воды. | №1 | №2 | №3 | | ||
вкус (можем предположить) | | | | | ||
запах | | | | |||
цвет | | | | | ||
прозрачность | | | | |
Если да «+», если нет -.
Объявляется результат. Кто определил правильно?
Вывод: Мы не можем определить качество воды.
Давайте обратимся за помощью к ученым.
Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории.
Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве?
Есть несколько способов:
-
Фильтрование -
Кипячение -
Отстаивание.
Кипячение – это нагревание воды до температуры кипения.
Отстаивание – медленное расслоение жидкости и примесей.
Опыт № 5.
Сейчас мы попробуем отфильтровать воду.
План опыта.