ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГУ "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №116 ИМЕНИ Д.НУРПЕЙСОВОЙ" УПРАЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ШЫМКЕНТ
Научный проект
Направление: Естественно-математического направления
Секция: Математика
Тема: «Математика в музыке»
Автор работы:Досымбекова Н.А.
Руководитель: Абдрахманов Қ.
к.ф.-м.н., доцент
План
Введение
Основная часть
История исследования связи математики с музыкой
Связь математики и музыки
Математическая модель музыкальных произведений.
Исследование дат рождений и имен.
Заключение
Введение.
Научный проект — это форма итоговой исследовательской самостоятельной работы. Он призван продемонстрировать полученные знания и навыки в результате пройденного курса. Существуют разные формы научных проектов и зависят они от конкретного учебного заведения и дисциплины. Мой научный проект посвящена актуальной теме – влиянию музыки на интеллектуальное развитие школьников, а точнее на разных народных инструментах. Музыка в жизни каждого человека занимает огромное место. Человек может слушать и любить определенную мелодию, может и исполнять их на определенных инструментах. Меня эта тема заинтересовала потому, что в своих наблюдениях я отметила более высокую результативность успеваемости учащихся, которые занимались, или занимаются музыкой. Эти дети имеют разносторонние интересы и увлечения: занимаются в различных кружках, спортивных секциях, участвуют в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и др. Учеными доказано, что музыка оказывает влияние на развитие интеллектуальных способностей, которые также являются предпосылкой развития творчества, активной жизненной позиции. Музыка считается одним из мощных средств воздействия на развитие интеллекта школьника. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. В настоящее время в Казахстане и за рубежом большое внимание уделяется вопросам развития интеллекта школьника и его интеллектуального потенциала. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к школьникам: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги стремятся, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Цель моей творческой работы: заключается в том, что как влияет музыка на домбре на умственную деятельность учащихся и развитие их математических способностей. В наши дни математика даёт не только подходы в изучении существующих музыкальных произведений, но и новые творческие возможности, новые способы «конструирования» музыки. Это связано с появлением мощной и доступной компьютерной техники, с появлением множества компьютерных программ для анализа и создания музыкальных произведений. Но часто люди не видят связи между двумя дисциплинами: математикой и музыкой, и не понимают, как можно использовать математические знания в создании музыкальных произведений, исполнение которых было бы интересным и привлекательным. В своей работе мы поставили цель: изучить математические методы и приёмы,
используемые в создании музыкальных произведений, применить их на практике.Методы и приёмы: поиск, анализ, синтез информации, обобщение, систематизация полученных знаний, сравнение, анкетирование, эксперимент.
Полученные данные:
-
учитывая, что дата рождения любого человека является набором цифр, мы попытались следовать теории пифагорейцев и связать все эти цифры с музыкой. С помощью них мы попробовали установить, влияет ли дата рождения человека на его творческие или математические способности. Мы переложили даты рождения 10 наших одноклассников на аккорды. Предположили, что те люди, чьи аккорды являются консонансами, больше склонны к творческой деятельности, а люди с диссонирующими аккордами увлекаются точными науками. Звучание аккордов не оправдало наше предположение. Совпадения были только в трёх из десяти случаях. Проверив наше предположение на датах рождения известных композиторов, мы пришли к выводу, что дата рождения не влияет на способности человека. -
Проблема: часто люди не видят связи между двумя дисциплинами: математикой и музыкой, и не понимают, как можно использовать математические знания в создании музыкальных произведений, исполнение которых было бы интересным и привлекательным.
Цель исследования: установить, существует ли связь между математикой и музыкой. Для достижения поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
1. История возникновения музыки, как появилась домбра в чем секрет ее звучания;
2. Выяснить связь математики и музыки на домбре, найти их общие элементы
3. Переложить числа на музыку, чтобы установить связь между звуками и способностями личности
Гипотеза: если овладеть математическими методами «конструирования» музыки, то можно легко научиться сочинять музыкальные композиции.
-
Теоретический:
-
поиск, анализ, синтез, обобщение информации об истории развития музыки и математических методах, используемых в создании музыкальных композиций;
-
Практический:
-
анализ произведений известных композиторов методом золотого сечения; -
анализ ранее написанного произведения собственного сочинения на наличие в нём золотого сечения, создание его новой версии с учётом золотого сечения, сравнение по звучанию двух композиций;
Основная часть
Из истории развития музыки
1. Музыка — это в первую очередь звук. У звука есть ряд свойств, которые мы сейчас рассмотрим:
-
Частота -
Обертоны -
Громкость -
Продолжительность
В музыкальном мире, все эти свойства называются иначе:
-
Частота – звуковысотность -
Совокупность обертонов – тембр -
Громкость – динамика. -
Продолжительность – длительность.
Одним из величайших инструментов и главным символом казахской музыкальной культуры, безусловно, является домбра, без которой не обходилось ни одно событие в жизни народа. Так было еще во времена кочевников и остается по сей день. Этот щипковый двухструнный инструмент неизменно объединяет людей разных профессий, вероисповеданий и национальностей. Ведь порой его чарующие звуки способны рассказать и донести куда более глубинные мысли, чем слова.Домбра по праву является одним из семи национальных сокровищ Казахстана. В 2007 году отечественные ученые определили семь уникальных культурных явлений, оказавших большое влияние на развитие, духовное в том числе, становление страны и ее народа. В этот список вошли домбра, наскальные рисунки урочища Тамгалы, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, наскальные мечети Мангистау, казахская юрта, монумент "Байтерек", иссыкский "Золотой человек". В 2010 году домбра занесена в Книгу рекордов Гиннесса.По некоторым данным этот уникальный инструмент имеет 4000-летнюю историю. Так, в конце 80-х на плато Майтобе, что в Алматинской области, ученые обнаружили наскальный рисунок, на котором были запечатлены танцующие люди и музыкальный инструмент, сильно напоминающий домбру. Эта уникальная находка, датируемая эпохой неолита, хранится в алматинском музее народных музыкальных инструментов имени Ыхласа. В народе о домбре сложено бесчисленное количество мифов и легенд.В статье Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" говорится о том, что первое условие модернизации нового типа - это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, - одним словом, национальный дух, должны
вечно оставаться с нами", - отмечается в статье.С древних времен домбра сопровождала казахов и в радости, и в горе, через мелодии рассказывая историю народа, его традиции и незыблемые ценности. А искусство игры на этом инструменте и кюи словно семейная реликвия бережно передавались от отца к сыну.К слову, говоря о кюях, стоит отметить, что делятся они на два вида: шертпе и төкпе, которые различаются как по тематике, так и по исполнительской технике. Төкпе, сформированный в Западном Казахстане, рассказывает о драматических событиях, рисует сильные, волевые, воинствующие образы. Шертпе,
характерные для Восточного, Южного и Центрального Казахстана, более свободные, отличаются большей импровизацией, они рассказывают о глубинных человеческих чувствах, рисуют нежные женские образы.Одним из величайших домбристов, оказавших большое влияние на развитие казахской народной музыкальной культуры, безусловно, остается Курмангазы. Его бессмертные кюи, такие как "Сарыарка" и "Адай", на слуху у людей и в наши дни. До сегодняшнего времени сохранились порядка 60 кюев, написанных этим гениальным музыкантом и композитором. Имя его самой известной ученицы Дины Нурпеисовой, благодаря таланту и виртуозной игре на домбре, так же как и ее учителя, золотыми буквами вписано в летопись казахской музыки. Осваивать инструмент ей помогал отец, уже в девятилетнем возрасте слава о маленькой домбристке разнеслась по всей стране. Талант юного дарования оценил сам Курмангазы, который впоследствии стал для нее наставником и оказал большое влияние на ее становление как кюйши. Наиболее известные произведения Дины Нурпеисовой - "Булбул", "Асем коныр", "1916 жыл" и другие. Свой последний концерт она отыграла в 91 год.Еще один яркий представитель домбровой музыкальной культуры Казангап также с детства проявлял большой интерес к музыке. По некоторым данным, его авторству принадлежат свыше 120 кюев. В своих произведениях кюйши поднимал темы неизбежных преобразований в обществе, человеческих качеств, животного мира, отобразил события революции 1917 года (кюи "Окопы", "Красная юрта", "Моя эпоха" и другие).Новым витком в истории казахской музыки стало творчество величайшего композитора Нургисы Тлендиева. Когда он был еще ребенком, его талант разглядел Ахмет Жубанов, который привел его в музыкальное училище и стал первым наставником и проводником в мир большого искусства. Из-под пера Нургисы Тлендиева вышло около 500 произведений - оперы, балеты, песни, романсы, кюи, увертюры и так далее. Наиболее известные из них - кюи "Акку", "Арман", "Махамбет", опера "Алтын таулар", написанная в соавторстве с Куддусом Кужамьяровым. Великий композитор также оказал большое влияние на становление казахских балета и оперы.Среди внесших неоценимый вклад в сохранение и развитие самобытной казахской народной музыки следует отметить и композитора, дирижера, кюйши, домбриста Каршыгу Ахмедьярова. Прославившийся как музыкант-универсал, он продемонстрировал всему миру богатство казахской культуры. Автор многочисленных книг и пособий для вузов написал такие кюи, как "Нарын", "Радость", "Грусть".Домбровая музыка и сегодня активно развивается, приумножая свое богатство. Одним из ярких кюйши современности, безусловно, остается Секен Турысбек. Написанные им 21 песня и 14 кюев на слуху у каждого музыканта и ценителя домбровой музыки. Они звучат на больших концертных площадках не только Казахстана, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее известные кюи - "Көңіл толқыны", "Ақ жауын", "Өкініш", "Ару ана".Говоря о домбристах современности, стоит отметить и имя композитора-кюйши Абдымомына Желдыбаева. Его авторству принадлежат свыше 70 кюев и песен, среди которых "Ерке сылқым", "Арман құс", "Абай арманы".Список величайших музыкантов, чье творчество и сегодня вносит
неоценимый вклад в развитие народной музыки, был бы неполным без имени Толегена Момбекова, кюйши, Заслуженного деятеля культуры КазССР. Первым учителем композитора был его дед, тоже известный кюйши Бопыш Кожамжаров. В его исполнении по-новому зазвучали произведения Таттимбета и Сугура.Интерес к домбре, как и его популярность, никогда не угасал. Сегодня все большее число молодых людей виртуозно владеет этим инструментом, что не может не радовать, и в наших силах сохранить эту традицию и передать ее следующему поколению.Представим себе домбру: если струна натянута не сильно, щипая ее звук получается низким, похожим на жужжание шмеля. А если мы щипнем ту струну, которая натянута гораздо сильнее, звук получится высоким, похожим на писк комара. Чем чаще колеблется тело издающее звук, тем выше будет этот звук. Очень интересным свойством звука является обертон.Обертоны – призвуки, входящие в спектр музыкального звука. В переводе с немецкого языка, обертон означает «высокий тон» или «высокий звук». А откуда берется этот высокий звук, сейчас и узнаем.Струна колеблется целиком, вы сами это видели на видео про гитару. Но оказывается, каждая часть струны тоже вибрирует и издает звук. Не такой громкий как основной тон, но вполне ощутимый.Еще Пифагор определил принцип, по которому возникают обертоны. Он заключается в следующем: Первый обертон возникает от вибрации половины звучащего тела – в нашем случае струны. То есть, если мы зажмем струну в том месте, где она делится пополам, то звук получится в два раза выше, чем звук полной струны. Это и есть звучание первого обертона. Но чтобы услышать его в чистом виде, нужно использовать специальный прием – флажолет.Е сли мы ущипнем струну аккуратно, ее колебания будут слабыми, их мы почти не заметим, а звучать она будет тихо. Если же ущипнуть струну как следует или даже дернуть, то она начнет колебаться сильно, звучать громко и эти колебания вы можете увидеть невооруженным глазом. Но в музыке еще есть ноты, одни ноты звучат долго, другие имеют среднюю продолжительность, а третьи звучат совсем коротко.Продолжительность звука в музыке называется длительностью. Ноты имеют разные длительности и в зависимости от этого по-разному выглядят.