Файл: Урока по русскому языку в 8 классе Предложения с вводными конструкциями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект урока по русскому языку в 8 классе
«Предложения с вводными конструкциями»
Выполнил: Горохова Варвара Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ № 56»
Проверил: Зубарева Алла Николаевна,
заместитель директора по УВР
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Раздел программы | Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями |
Тема | Предложения с вводными конструкциями |
Класс | 8 |
Тип урока: | Урок «открытия» нового знания |
Цель урока | сформировать представление о предложениях с вводными конструкциями. |
Задачи | Образовательные: научиться находить вводные конструкции в тексте и выделять их на письме. Развивающие: развитие умений внимательного, выразительного чтения, переработки информации, определять цель деятельности, самооценки, рефлексии; развитие навыков монологической и диалогической речи; развитие навыков индивидуальной и групповой работы. Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, литературе; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе. |
Основные термины | Вводные слова, вводные конструкции, обращения |
Межпредметные связи | литература |
Оборудование | Проектор, доска, слайды с заданиями |
Планируемые результаты
Предметные | Фомирование и первичное закрепление умений находить вв.с., определять значения, расставлять знаки препинания. |
Метапредметные | Метапредметные: регулятивные действия: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы, осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. познавательные действия: извлекать информацию для решения предметных учебных задач из различных источников, перерабатывать информацию (анализ, сравнение, систематизация), представлять информацию в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания коммуникативные действия: представлять свою позицию, понимать другие взгляды, сотрудничать, взаимодействовать в группе. Читать тексты учебников, вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя). |
Личностные | Личностные действия: самоопределяться, давать нравственные оценки, разрешая нравственные противоречия на основе важности познания нового, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Сопереживать одноклассникам, оценивать поступки. |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные, УУД | |||
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Этап построения проекта выхода из затруднения Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации Этап реализации построенного проекта Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Этап включения в систему знаний и повторения Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Создание проблемной ситуации. Прочитайте и разберите данные предложения; укажите, чем являются выделенные слова. 1.К моему огорчению, он не прислушался к разумному совету. К моему огорчению прибавилось чувство досады. 2. Вечер, кажется, будет тёплым. Твоё поведение мне кажется странным. Организует фронтальный опрос, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость. - В каких предложениях выделенные слова являются членами предложения? - В каких предложениях к выделенным словам нельзя поставить вопрос от других членов предложения? Являются ли эти слова членами предложения? - Какие ещё слова не являются членами предложения? - Что такое обращение? Являются ли данные слова обращениями? Чем похожи на обращения? Организует исследовательскую работу, определяет типичные недостатки 1. Запишите предложение: Уже наступила весна. 2. Инструкция: – Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение слова или словосочетания, которые передадут ваше удивление и не будут являться членами предложения. – Вы несказанно счастливы, что уже наступила весна. Покажите это, использовав слово, не являющееся членом предложения, и поставив его в середину предложения. – Откуда вы могли узнать, что уже наступила весна? Введите слово или словосочетание, которое укажет на источник информации. 3. Проверьте свои записи: Уже наступила весна. К моему удивлению, уже наступила весна. Уже, к счастью, наступила весна. Уже наступила весна, по сообщению синоптиков. 4. Ответьте на вопросы и устно сделайте выводы своего исследования. – С какой целью вводятся в предложение эти слова и сочетания слов? – Изменяется ли смысл предложения? – От какого условия зависит постановка знаков препинания? – Прочитайте эти предложения. Выделяются ли эти слова интонационно? В предложении нередко «работают» слова, которые в число его членов не входят и выражают отношение к тому, о чём говорится. Это вводные слова, словосочетания и предложения. Какой будет тема урока? - Что уже узнали об этих словах? Какие знания нужны для работы с вводными словами? Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока Обучение способу работы с текстом параграфа (+ значение вводных слов) 1 этап – беглый просмотр текста– 30 сек. (ребята работают) 2 этап – основное чтение (3 мин.): чтение текста обычным темпом, делая на полях пометки: + - это я знал; ! – важная, новая информация; ? – непонятная информация Обсудим результаты работы. Что было знакомым в тексте? Что оказалось новым? Что неясно по параграфу? - В сущности, ребята, вы очень хорошо справились с текстом параграфа - Давайте вернёмся к тому, что для вас явилось новым. Это, возможно, значения вводных слов. Чтобы выделить вводные слова, их нужно найти. Предложения с вводными словами строятся по схемам
Проверить умение применять теоретические знания на практике
Организует самостоятельную работу Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. Найти вводные слова в предложениях, выделить их, расставить знаки препинания 1.Могут даже у ребят сбыться все желания, нужно только говорят приложить старания. 2.Есть в лесу, под елью белка; диво право не безделка…3.Мой волк сидит прижавшись в угол задом зубами щёлкая и ощетиня шерсть глазами кажется хотел бы всех он съесть… Организует повторение.
1.Куда ты светлый ручеёк стремишься? 2.Да были люди в наше время. 3.Вам мне кажется нужно быть повежливее. 4.Кажется дождь начинается. Достигли ли вы поставленной цели? Что ещё нужно узнать по теме? Предлагает Д/з На «3» - Упр.248 На «4» - Упр 249 На «5» - составить рассказ на школьную или весеннюю тему, используя в каждом предложении вводные слова. | Подготовка класса к работе. Выполняются предложенные учителем задания. Разбирают проблемную ситуацию. Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности Фронтально отвечают на вопросы учителя. Анализируют проблемную ситуацию. Сравнивают известное (обращения) с новым. Делают выводы. Выполняет предложенные учителем задания частично поискового характера Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности
При помощи учителя формулируют тему урока Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию Цель: изучить определение вводных слов, словосочетаний и предложений, значения вводных слов, правила постановки знаков препинания. Самостоятельная фронтальная работа с текстом параграфа Фронтальная работа по тексту параграфа. Работа в парах с взаимопроверкой по образцу. Работа в группах с консультантами. Каждой группе дается предложение, в которое нужно вставить вводные слова разных групп. Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по образцу. Повторяют материал по обращениям, вводным словам, готовятся к изучению следующих тем. 1. вспоминает ход урока; 2. анализирует свою деятельность или деятельность товарищей; 3. формулирует свои впечатления | Личностные результаты Самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (коммуникативные) Предметные. Формирование умения видеть слова, не являющиеся членами предложения, повторение членов предложения., обращений. Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков Познавательные: переработка информации (анализ, сравнение). Регулятивные: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую Предметные. Ознакомление со значениями вводных слов Коммуникативные: представление своей позиции, понимание других взглядов. Регулятивные: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Личностные: В диалоге с учителем учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Личностные: давать нравственные оценки, разрешая нравственные противоречия на основе важности познания нового. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности- составлять план действий по решению проблемы, Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана Познавательные: извлекать информацию для решения предметных учебных задач из различных источников Коммуникативные: Читать тексты учебников, вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя). Познавательные: перерабатывать информацию. Предметные. Ознакомление с понятием, знаками препинания, значениями. Предметные. Формирование умений находить вв.с, закрепление значений. Познавательные: представлять информацию в разных формах Предметные. Формирование умений расставлять знаки преп. Познавательные: перерабатывать информацию Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, взаимодействовать в группе, паре. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: перерабатывать информацию, анализировать, сравнивать, систематизировать. Предметные. Закрепление умений находить вв.с., определять значения, расставлять знаки препинания. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение Личностные: сопереживать одноклассникам, оценивать поступки. |
Список литературы:
1. Беляква О.В. Доценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку. — ВАКО, 2009 г.
2. Колчанова С.С. Русский язык. Поурочные планы. — Волгоград: Учитель, 2008 г.
3. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. — Просвещение, 2009 г.
4. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимов и др. – М: Просвещение, 2011.
Материалы интернета:
http://www.myshared.ru/slide/1148969/
http://открытыйурок.рф/стаи/537617/
Схема анализа урока
Аспекты анализа | Реализация (выбор «+») | |||
Анализ деятельности учащихся | полностью | частично | отсутствует | |
1. | Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока | | | |
2. | Наличие рефлексии обучающимися границ своего знания – незнания | | | |
3. | Обучающиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей | | | |
4. | Проявление осознанности решения учебных задач обучающимися | | | |
5. | Демонстрация рациональных приемов и способов деятельности | | | |
6. | Средства выбираются обучающимися самостоятельно на основе анализа ситуации задачи | | | |
7. | Наличие контроля своей деятельности (пошаговый, итоговый, продукта, способа, средств) | | | |
8. | Наличие рефлексии обучающимися способа действия | | | |
Анализ деятельности учителя | Реализация (выбор «+») | |||
полностью | частично | отсутствует | ||
1. | Выделение учителем предмета деятельности, требующего исследования | | | |
2. | Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока | | | |
3. | Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся, отражают формирование УУД | | | |
4. | Создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика | | | |
5. | Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной деятельности | | | |
6. | Организация работы по отработке нового способа действия | | | |
7. | Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата | | | |
Формирование УУД | Присутствует | отсутствует | ||
1. | Личностные | | | |
2. | Познавательные | | | |
3. | Регулятивные | | | |
4. | Коммуникативные | | |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Предложения с вводными конструкциями
Класс: 8
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Место урока в системе уроков один из уроков разделе «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»
Цель урока: сформировать представление о предложениях с вводными конструкциями.
Задачи урока:
образовательные: научиться находить вводные конструкции в тексте и выделять их на письме.
развивающие: развитие умений внимательного, выразительного чтения, переработки информации;
самооценки, рефлексии, определять цель деятельности;
развитие навыков монологической и диалогической речи; индивидуальной и групповой работы.
воспитательные: воспитание любви к русскому языку, литературе-;
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Оборудование:
Проектор, доска, слайды с заданиями
При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
Выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой (1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности . 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Этап выявления места и причины затруднения. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения. 5. Этап реализации построенного проекта. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 7. Этап включения в систему знаний и повторения. 8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.)
В начале урока на этапе мотивации учитель приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха, включает учащихся в деловой ритм, подготавливая проблемную ситуацию, установливает контакт с детьми.
Для повторения ранее изученного материала предлагается разобрать предложения (с вв. с. и без: кажется); указать, чем являются выделенные слова.
Ученики актуализируют имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности. Далее учитель организует фронтальный опрос, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость. Ученики анализируют проблемную ситуацию, сравнивают известное (обращения) с новым (Какие ещё слова не являются членами предложения?)
На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии происходит подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Ученики выполняет предложенные учителем задания частично поискового характера (по группам вставляют слова с разными значениями).
На этапе выявления места и причины затруднения организуется анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявляется место и причина затруднения, осознаётся то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей (что нового узнали о вводных словах, какова тема?)
На этапе построения проекта выхода из затруднения ученики формулируют цели урока, создают установку на их реализацию (чтение параграфа).
Этап реализации построенного проекта формирует умения применять новые способы действий (фронтальная работа по тексту параграфа0.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи представлен работой в парах с взаимопроверкой по образцу (найти вводные слова в предложениях, выделить их, подписать значение, расставить знаки препинания).
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону создаётся (по возможности) ситуация успеха для каждого ребенка. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
На этапе включения в систему знаний и повторения повторяем материал по обращениям, вводным словам, готовятся к изучению следующих тем.
На этапе рефлексии учебной деятельности учащиеся 1. вспоминает ход урока; 2. анализирует свою деятельность или деятельность товарищей; 3. формулирует свои впечатления. В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся.
Домашнее задание даётся дифференцированно (на «3», «4», «5»).
Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно