Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурнооздоровительной деятельности) Дисциплина Литература Практическое задание 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности)
Дисциплина: Литература
Практическое задание 5.
Выполнила:
Обучающийся Салахова Амина Руслановна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Задание 1.
Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно - выразительные средства (тропы и фигуры)).
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
Лирический герой стихотворения – сам Михаил Юрьевич. Он обращается не то к возлюбленной, не то к высшему существованию. Автор выражает неподдельность своих чувств. В произведении три четверостишия, не имеющих рифмы в строках . Такой сбивчивый ритм создает ощущения, что человекс сильно взволнован.
Задание 2.
Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
В стихотворении есть 2 главных героя. Первое лицо – мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика. Это действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Второе лицо – собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птичка такая смелая и гордая.
Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо понять, что хотел сказать и донести до нас автор. Прочитав произведение, можно понять многое. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь.
Задание 3.
Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90-150 слов) на примере произведений 19-21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется).
«Руслан и Людмила» А. С. Пушкин
А. С. Пушкин – русский писатель. Творчество поэта производит большое впечатление на людей. Но на меня оказало огромное влияние произведение «Руслан и Людмила».
Это очаровательная поэма. В ней причудливо переплетаются сказки няни, рыцарские поэмы и романтические баллады. Это рассказ о мужестве и отваге, любви и верности. Главным героем является – князь Руслан. С самого начала поэмы мы понимаем, что перед нами смелый и мужественный витязь, который выдерживает все испытания. Руслан без страха идет на поиски, ради своей любимой. Благодаря любви к Людмиле, ему удается разбудить ее ото сна, насланного чарами Черномора.
Мне очень понравилась поэма А. С. Пушкина, так как она учит нас быть не только храбрыми и смелыми, но и верными любви и дружбе. Моя любимая цитата, которую можно использовать как девиз в жизни – это слова мудрого Финна: «На время срок тебя постиг. С надеждой, верою вселенной иди на все, не унывай... Судьба твоих грядущих дней...в твоей отныне воле.»
Задание 4.
Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Толстому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).
Достоевский - творец полифонического романа. Реализм художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Экзистенциализм – одно из крупнейших направлений философии 20 века (философия существования). Психологизм у Тургенева и Чехова внешний психологизм, проявлялся Через внешний вид героев, обстановку вокруг, описание мелких деталей внешнего вида и т.п. у Достоевского и Лермонтова, внутренний (психология героя). Одним из самых значительных выражений христианского характера русской литературы стало творчество Достоевского. Об этом уже много сказано и написано, но есть и малоизученные аспекты. Среди них — как христианское миропонимание писателя выразилось в его поэтике. Доминантная черта стиля – психологизм, «Преступление наказание»
Чехов: говоря об особенностях стиля писателя, необходимо подчеркнуть, что: В основе его рассказов – определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату. Большая роль детали. Говорящие фамилии. Малая форма и глубокое содержание. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности. Богатый диапазон лексики. Доминантная черта стиля – лаконичность, «Смерть чиновника»
В творчестве Толстого полно сказались те национальные черты русской литературы, на которых основана ее всемирная слава: трезвая правдивость художественного отражения жизни, патриотическое чувство, прямота и бесстрашие в постановке социальных вопросов, беспощадное обличение эксплуататоров, страстная защита угнетенных, чувство уважения к трудовому народу. Доминантная черта стиля – психологизм, «Война и Мир»
Всю свою творческую жизнь Пастернак посвятил раскрытию общечеловеческих, мировоззренческих проблем, решению важнейших философских вопросов, поискам правды и смысла жизни. Его всегда волновал человек, его душа, его нравственность, его духовная жизнь. Стихотворения Бориса Пастернака – это всегда размышления о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о назначении творчества вообще и поэзии в частности, о чуде человеческого существования. Само мироздание он часто воспринимал как отражение духовного мира человека. Доминантная черта стиля – метафорическая насыщенность, «Весна»
Творчество Солженицына отличает постановка масштабных эпических задач, демонстрация исторических событий глазами нескольких персонажей разного социального уровня, находящихся по разные стороны баррикад. Для его стиля характерны библейские мотивы, ассоциации с классическим эпосом (Данте, Гёте), символичность композиции, не всегда выражена авторская позиция (подаётся столкновение разных точек зрения). Доминантная черта стиля – многообразие форм иронии, «Зернышко»
Задание 7.
В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.
Военная тема звучит не только в романе - эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», но и во многих других произведениях русской классики. Так, в романе - эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» изображена Отечественная война. Во время пожара в Москве родители Наташи Ростовой предлагают использовать подводы для перевозки личных вещей. Саму Наташу данная мысль приводит в ярость. Она не понимает, почему нельзя взять раненых и увезти их на подводах, а не вещи. Она не думает о собственном комфорте и прежде всего заботится о других, так же, как и Ильинична решает увезти Дуняшу с детьми, а самой остаться, даже «если красные займут хутор». Ильинична думает прежде всего о том, как уберечь родных от гибели, вместо того, чтобы спасать свою жизнь.
Военная тема звучит также в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны. Ее мужа, двух любимых сыновей, Петро и Григория, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит. Тем не менее, Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна.
Пермь - 2023