Файл: Кандидат педагогических наук, доцент Ивлева Мария Геннадьевна Рецензент Кандидат педагогических наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.2. Содержание методических рекомендаций по развитию лексического строя речи При отборе материала для методических рекомендаций были использованы приёмы и методы, описанные в работах Баряевой Л.Б.,
Миккоева Н.В.
[7], Лалаевой Р.И. [32], Лопатиной Л.В. [39], Парамоновой
Л.Г. [43], Плотниковой СВ. [44], Пятницы Т.В. [46], Серебряковой Н.В. [47,
48], Ткаченко ТА. [49], Чистяковой И. А. [53]. Предполагаем, что дети, которые оказались на среднем уровне, будут начинать со второго этапа, так как актуализация слов из пассивного в активный словарь оказалась достаточно сформированной. Дошкольники, у которых отмечался низкий уровень и уровень ниже среднего будут начинать с первого подготовительного этапа. Этапы и направления работы по развитию лексического строя речи
I. Подготовительный этап Уточнение словаря в процессе расширения и дифференциации представлений об окружающей действительности. Работа по развитию лексики происходит при взаимодействии с предметами и явлениями в процессе речевой и неречевой деятельности ребёнка, в процессе общения со взрослыми. Развитие словаря детей осуществляется на основе расширения и углубления представлений об окружающем мире по каждой лексической теме с учётом адаптированной программы (семья, домашние животные, дикие животные, домашние животные, дикие птицы, рыбы, насекомые, фрукты, ягоды, овощи, цветы, деревья, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда, учебные вещи, средства транспорта, времена года, время суток, жилище, профессия, инструменты, явления природы, части тела, части головы, части руки, части ноги, части туловища, части дерева, части платья, части грузовика, части окна.

71
1.1. Перевод слов из пассивного словаря в активный Учитывая наличие вербальных парафазий, расхождение объёма активного и пассивного словаря, особое внимание должно уделяться развитию процесса перевода слов из пассивного словаря в активный, процессу поиска слова, умению выделять существенные признаки слов, усвоению единства значения и звуковой формы слова. Работа начинается со слов, которые чаще всего употребляются в речи. В дальнейшем особое внимание уделяется словам, которые вызывают наибольшие трудности у детей.
1.1.1. Перевод пассивного словаря существительных в активный и их закрепление.
Игра-ТРИЗ Помоги Маше Логопед даёт ребёнку название предмета, а ребёнок подбирает название предмета, сходное по назначению Чем можно раскатать тесто Скалкой. А если нет скалки Чем ещё?».
Игра-ТРИЗ Что спрятано Перед ребёнком весят геометрические фигуры. Ребёнок должен вспомнить и назвать, какие предметы похожи на эти геометрические фигуры Какие предметы похожи на круг (квадрат/треугольник)?». Игра Волшебный мешок Логопед раздаёт детям мешочки с предметами и сообщает, что в этом волшебном мешочке что-то лежит. Дети по очереди достают из мешка предмет и называют его. Игра Найди и назови Детям раздают предметные картинки. Логопед спрашивает у детей У кого косынка (предмет. Если у ребёнка есть картинка с этим изображением, то он поднимает руку и называете. Игра Дорога Инструкция Назови только мебель.

72
Ребёнок ведёт пальцем по линии и, когда палец доходит до предметного изображения, ребёнок называет его. Игра Что купила кукла Инструкция Кукла была в магазине. Давай посмотрим, что она купила Как это можно назвать одним словом.
Ребёнок отвечает на вопрос по картинкам.
1.1.2. Перевод пассивного словаря глаголов в активный и их закрепление. Игра Звуки
Ребёнок рассматривают картинку, а логопед предлагает ему определить, откуда доносится звук «тук-тук». Ребенок показывает картинку и отвечает Девочка стучит в дверь тук- тук. В конце ребёнок по памяти восстанавливает целостную картину, называет действие и соотносит его со звуком «тук-тук» - стучит. Игра Что делают животные Логопед предлагает детям отправиться в зоопарки понаблюдать затем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных зебра брыкается. Логопед выясняет, названия каких действий запомнили дети. Уточняется значение глаголов. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Игра Что делала кукла Перед ребёнком картинка с изображением куклы и коробка с картинками-символами действий. Логопед предлагает детям ответить на вопрос с помощью картинок- символов Что делала кукла. Ребенок самостоятельно выбирает картинку с подходящим символом, кладёт рядом с куклой и поясняет Кукла стоит сидит, прыгает, спит и т. д.

73
1.1.3. Перевод пассивного словаря прилагательных в активный и их закрепление. Игра Какой
Ребёнок по схеме (цвет, форма, вкус, какой на ощупь) описывает фрукт овощ. Лимон (какой) жёлтый, овальный, кислый, твёрдый. Игра Кто больше
Ребёнок и логопед по очереди придумывают прилагательные к картинке, на которой изображено кресло, лиса, шуба и т.д. Кресло (какое) новое, мягкое, красное, удобное, вместительное.
1.1.4. Развитие словаря наречий Игра Поймай и ответь Логопед бросает ребёнку мячи называет прилагательное, а ребёнок возвращает мячи образует от него наречие.
Тёплое – тепло Игра Ответь на вопрос как

Ребёнок отвечает на вопросы логопеда Как рычит лев - грозно, громко
II. Основной этап
1. Развитие лексико-семантических ассоциаций Работа поэтому направлению проводится над смысловыми и вербальными ассоциациями, уточнением денотативного значения слова, закреплением функционального назначения предмета. Игра Назови быстро Логопед дает детям следующую инструкцию Я буду называть слова, а вы в ответ быстро назовите слово, которое первым придет в голову. Слова называются по одному. Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия. Например стол, стоит, жёлтый, быстро.

74 На последующих занятия задается вопрос Как выдумаете, почему припомнилось именно это слово Игра Как использовать Логопед задает детям вопрос Где и для чего можно применить предмет, который я назову Например, кнопка а) для прикрепления бумаги к доске б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал в) провести круг на бумаге г) положить на стол и т. д.
2. Развитие структуры значения слова, организация лексической системности и семантических полей на основе парадигматических связей слова Особое внимание уделяется формированию лексико-семантического компонента, развитие которого у детей с ОНР существенно отстает от нормы в структуре значения всех частей речи.
2.1. Развитие денотативного и сигнификативного компонентов значения слова Игра Что это. Логопед загадывает предмета ребёнок его отгадывает. Это овощ, круглый, красный, вкусный. Что это (помидор) Игра Пара к паре подбор слова по аналогии на основе различных признаков. Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слова затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей родовидовых; часть — целое предмет и его функция явление и средство, с помощью которого оно осуществляется название предмета и то, из чего он сделан предмет и его месторасположение и др. Например Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба.

75 Игра Незнайка Логопед рассказывает детям о том, что Незнайка забыл слова. Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово Давай поможем Незнайке вспомнить слова. Что означает это слово Например Что обозначает слово бежать.
Игра-ТРИЗ Паутинка Эта игра направлена на формирование и развитие связей между предметами из разных семантических групп. Для этого предлагаются предметные картинки кот и корова Как связаны корова и кот. Ребёнок должен выявить связи между этими предметами (это животные домашние животные части тела и тд)
2.2. Организация семантических полей Данное направление работы предполагает формирование лексики как системы развитие, уточнение и закрепление парадигматических связей слова, систематизацию лексики в определенные семантические группы. Сначала проводится работа над наиболее частотными и значимыми для ребёнка обобщающими существительными (домашние и дикие животные, овощи, фрукты. После этого проводится работа над менее частотными обобщающими существительными.
a) классификация слов Соотнесение ряда конкретных существительных с обобщающим понятием. Логопед показывает ряд предметных изображений и объясняет, что это называется одним словом. Затем меняет ряд картинок итак пока все конкретные существительные не будут соотнесены с обобщающим понятием. Например кот, собака, корова - домашние животные. Дифференциации
семантически
далёких и близких групп конкретных существительных. Игра Кто лишний

76 Перед ребёнком предметные картинки одной лексической темы и одна картинка другой лексической темы. Логопед задаёт вопрос Покажи, какая картинка лишняя. Например стол, стул, шкаф, вилка, кровать (лишняя вилка – это посуда. Игра Продолжи ряд Перед ребёнком несколько предметных картинок одной лексической темы. Логопед даёт инструкцию Вспомни, каких ещё (домашних животных) знаешь. Ребёнок вспоминает и называет, логопед выкладывает на стол определённое предметное изображение. Дифференциация обобщающих понятий, далёких и близких по семантике Игра две группы Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется. Например помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
b) развитие антонимии; Работа на этом направлении направлена на обучение детей сознательно сопоставлять предметы и явления окружающего мира. Работа начинается с простых антонимов с постепенным переходом к более сложным моделям.
Игра-ТРИЗ Отрицание Припоминание всех признаков загаданного предмета с использованием антонимических отношений. Логопед называет признаки сне, а ребёнок подбирает антонимы и отгадывает предмет. Инструкция (например, лимон Это не овощ. Это несладкое. Это не оранжевое. Это не круглое. Игра Закончи предложения Предлагается закончить предложение и назвать слова-«неприятели». Например Слон большой — комар ... Игра Сравни

77 Предлагается сравнить пары слов по определенным признакам. Например По вкусу горчицу и мед Игра Игра с мячом Логопед говорит слово и кидает мяча ребёнок к данному слову придумывает слово-«неприятель» и возвращает мяч. Например день - … (ночь больной - … (здоровый войти - … (выйти близко - … (далеко. Игра Незнайка все перепутал Детям предлагается послушать предложения, в которых Незнайка подобрал слова-неприятели и определить, какие слова выбраны неправильно. Например Коля несёт лёгкий чемодана папа несёт трудный (тяжёлый). Игра Прятки Инструкция В домике спряталось какое-то животное. Чтобы узнать, кто там, нужно правильно подобрать к словам слова -«неприятели» и из первых звуков составить название этого животного. Например Длинный – короткий Раздеться – одеться Тонкий – толстый кот)
c) развитие синонимии Работа над синонимами была направлена, главным образом, на развитие у детей понимания того, чем один синоним отличается от другого. Важно, чтобы дети понимали, что слова – синонимы не только близки по смыслу, но и отличаются смысловыми оттенками. Развитие синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялось в процессе работы над семантическими и семантико- стилистическими синонимами. На начальных этапах работа проводится над синонимами с более выраженной степенью семантической близости

78
(смотреть-глядеть; спешить-торопиться). В дальнейшем осуществлялась работа над синонимами с менее выраженной семантической близостью смеяться – хохотать. Игра Закончи предложение. Детям предлагает придумать предложение, с подбором сравнения. Например Земля покрыта снегом, как ... Упражнение на подбор синонимов в предложении Сначала логопед указывает детям слово в предложении, к которому нужно подобрать синоним. Затем предлагает самостоятельно выбрать из предложения слово или словак которым можно подобрать синонимы. Например «Ребёнок спешит домой – … (Малыш торопиться домой. Упражнение на градацию синонимов Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака. Нужно составить ряд по возрастанию размера, по степени интенсивности оценки. Например огромный, гигантский, большой
Игра-ТРИЗ «Чёрное-белое» Логопед называет слова и показывает карточку с черными белым домиками дети подбирают антонимы. Если с двумя белыми домиками, то синонимы.
2.3. Развитие контекстуального значения и многозначности слова Работа над многозначностью слова включает выделение сначала основного значения слова, затем выделение производных. Последовательность работы осуществляется в направлении от семантически противопоставленных слов (омонимов) к семантически близким словам. Вначале изучаются слова с предметным значением, затем глаголы. В процессе работы над омонимами обращалось внимание на отсутствие семантической связи между различными значениями омонимичных слови подчеркивается звуковое тождество.

79 Игра Одинаково звучат Выбрать среди других картинки, названия которых звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов. Например коса (у девочки, коса (орудие труда. Игра Отгадай слово
Ребёнок по картинкам отгадывает слово. Предметные картинки Например ж, кактус, шприц с иголкой, иголка с ниткой – иголка Игра Найди пару Инструкция Найди и соедини картинки, названия которых одинаково звучат. Например кисть (винограда) – (малярная) кисть Игра Незнайка. Инструкция Объясни Незнайке значения слов в словосочетаниях. Например прозрачный ключ, железный ключ. Игра Как много слов Определить, применительно к каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы у кого, у чего Например ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки
3. Развитие словообразования Словообразование является одним из основных средств обогащения словарного запаса. В процессе развития лексического строя речи проводится работа по включению слова в деривационные отношения, те. на основе близости значений и общности морфем. Проводится работа над родственными однокоренными словами и над закреплением словообразовательных моделей.

80 Работа поданному направлению осуществляется в следующей последовательности
3.1. Для существительных
A. Образование существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами Игра Бабушкин огород Логопед показывает картинку с овощами, фруктами, ягодами и говорит У бабушки вырос такой хороший урожай, потому что она ухаживала за растениями, поливала их и ласково называла. Как.
Ребёнок называет овощ (фрукт, ягоду) и образует существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами перец-перчик; тыква-тыковка; яблоко-яблочко и т.д. Игра Куколка Посмотри на куклу и назови ласково части тела куклы.
Ребёнок называет глазик, носик, ручка и т.д. Игра Кукольный домик Это кукольный домик. Мебель кукольного домика похожа на нашу, но она маленькая. Назови е.
Ребёнок называет кроватка, стульчик, столик, шкафчики т.д. Игра Кукольный шкаф Перед ребёнком картинка, на которой изображён шкаф с одеждой. Логопед объясняет Вот одежда для кукол. Посмотри, какая она маленькая. Назови кукольную одежду.
Ребёнок называет кофточка, юбочка, сарафанчик, носочки и т.д. Логопед рассказывает Эта одежда очень красивая, она украшена маленькими деталями. Назови их.
Ребёнок называет воротничок, рукавчик, пуговка, складочка, карманчики т.д.

81
B. Образование существительных с суффиксом -ниц, -ник, -онк-, -ёнк- Игра Посуда на столе Перед ребёнком картинка стол. Ребёнок отвечает на вопрос логопеда образует существительное с суффиксом -ниц, берёт определенную предметную картинку и кладёт на стол. Например для салата - … (салатница.
C. Образование существительных с суффиксом -инк- Игра Лупа Логопед показывает картинку, а ребёнок называет то, что там изображено. Например бусы - … (бусинка.
D. Образование названий детёнышей животных и птиц Игра Зоопарк Перед ребёнком предметные картинки с детёнышами животных и картинка зоопарк, на которой изображены разные животные.
Ребёнок называет детёныша животного и соотносит определённую предметную картинку с картинкой зоопарк. Логопед даёт инструкцию Посмотри на картинку. Назови детёныша животного. Найди ему маму. Игра Птичий дом Давай вспомним членов семьи каждой птицы. Логопед показывает картинки птиц.
Ребёнок называет петух-курица-цыплёнок (образование на основе супплетивизма);
E. Образование существительных, обозначающих названия профессий и занятий людей Игра Мир профессий
Ребёнок отвечает на вопросы по картинкам.

82 Например кто укладывает камни - … (каменщик. Игра Назови спортсмена Логопед даёт инструкцию Назови спортсмена, который играет в хоккей ».
3.2. Для глаголов. образование глаголов совершенного и несовершенного вида Игра Сейчас и потом
Ребёнок отвечает на вопросы по картинкам. Что делает Что сделал. Например мальчик рисует – мальчик нарисовал.
B. образование возвратных и невозвратных глаголов Игра Маша и Паша
Ребёнок составляет предложения по сюжетной картинке. Например Кто сам умывается Кого умывают - Маша умывается, а Пашу умывают.
3.3. Для прилагательных
A. образование притяжательных прилагательных Игра Это чьё?»
Ребёнок отвечает на вопрос по картинкам. Например чья эта лапа – медвежья
B. образование качественных прилагательных Игра Загадка
Ребёнок по мнемотаблице загадывает фрукт называет форму, цвет, вкус фрукта, а логопед его отгадывает.
C. образование относительных прилагательных Игра Бабушкин сок Бабушка приготовила сок. Какой Например сок из яблок – яблочный.

83 Игра Молочный коктейль Давай приготовим молочный коктейль. Ребёнок берет предметную картинку, называет ягоду и «кладёт» на картонный стакан. Например клубничный молочный коктейль и т.д.
III. Заключительный этап
1. Развитие синтагматических связей слов Игра Кто какие звуки издает Например дверь — скрипит. Игра Кто как передвигается Логопед показывает картинки, на которых изображены животные. Дети определяют их и называют, как они передвигаются. Например лошадь — скачет. Игра «Отгадай-ка» Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь. Например сторожит, грызет, лает (кто это) — ... Игра в лото Кто что делает На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой. Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки после воспроизведения предложений. Предлагаются карточки на глаголы идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др. Игра Круги Оборудование три скрепленных между собой круга
1   2   3   4   5   6   7

1). круги на подбор формы и материала на большом круге предметные картинки (крыша, клубок, плед, балалайка, окно, шарик, на

84 среднем – геометрические фигуры (шар, треугольник, квадрат на маленьком
– материалы (стекло, дерево, шерсть.
2) круги профессии на большом глаголы (строить, водить, учить, покупать, есть, стричь, на среднем – профессии (строитель, парикмахер, учитель, продавец, водитель на маленьком – предметы, которые относятся к этим профессиям. Ход игры предлагается назвать предметы, соотнести их с признаками и глаголами и назвать их. Таким образом, методические рекомендации представляют собой направления, в которых содержатся игры и задания, направленные на развитие лексического строя речи и словообразования.

85 Заключение Одной из важнейших задач в логопедической работе является формирование и развитие лексического строя речи, так как речь является важнейшим параметром для развития личности ребёнка и его социализации. Нами была проведена работа по исследованию лексического строя речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития и у детей с нормальным речевым развитием, а также было проведено исследование словообразования у этих детей, так как словообразование является неотъемлемой частью в процессе пополнения словаря. Исследование проводилось с учётом современных лингвистических и психолингвистических представлений. На основе анализа специальной литературы были выделены следующие направления констатирующего эксперимента по изучению лексикона у детей старшего дошкольного возраста исследование объёма активного и пассивного словаря, исследование лексической системности и структуры значения слова, умение подбирать антонимы и синонимы к словам, умение объяснять значение слов, исследование валентности глагола, словообразование. Анализ специальной литературы показал, что у детей с ОНР 3 уровня речевого развития в достаточной степени сформирован пассивный словарь, что позволило нам не включать его в исследование. Констатирующий эксперимент показал, что у старших дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития наблюдается недостаточность в развитии лексического строя речи. Это проявляется в маленьком словарном запасе, неправильной актуализации и неточном употреблении слов. Особенно мало представлены в их словаре глаголы и прилагательные, что проявляется в неумении выделять существенные признаки и дифференцировать качества и действия предметов. Дети с ОНР не знают или неправильно употребляют многие общеупотребительные слова, обозначающие семантически близкие предметы. Низкие результаты детей объясняются тем, что семантическое поле структурно недостаточно организованно, процесс выделения ядра и


86 периферии находится в зачаточном состоянии. Трудности дифференциации семантических полей, проявляются в наличии большого количества случайных ассоциаций и значительным количеством отказов устанавливать их. Анализ особенностей обобщающих понятий выявил у детей с ОНР низкий уровень обобщения, недостаточную сформированность родовитых понятий. У таких детей наблюдалась низкая активность процесса поиска и актуализации слова. При выполнении заданий на подбор синонимов и антонимов, было выявлено, что дети с ОНР не выделяют существенные семантические признаки в значении слови не умеют их сравнивать на основе единого семантического признака. Исследование на классификацию предметов показало, что не у всех детей сформированы операции классификации. У дошкольников с ОНР преобладают денотативные признаки, часто дети отказывались объяснять значение слов. Дети с нормальным речевым развитием в большинстве случаев использовали парадигматические связи и лексико-семантические признаки. Оценка особенностей вербальных ассоциаций выявила преобладание синтагматических связей над парадигматическими. Часто в качестве ассоциации дети давали повтор слова – стимула или же случайные ответ. Период реакции детей на слово – стимул гораздо длиннее, чем в норме. Это указывает на малый объем семантических полей детей с ОНР, недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов, трудности выделения ядра семантического поля. При исследовании усвоения словообразовательных моделей у дошкольников с ОНР наблюдались ошибки в виде замен различного характера, акцентологических изменений, словообразовательных инноваций. В целом наблюдалась несформированность процесса словообразования. Исходя из полученных результатов эксперимента и на основе специальной литературы, нами были выделены методические рекомендации по развитию лексического строя речи и словообразования.

87 На первом этапе мы обращали внимание на создание условий для развития экспрессивной лексики перевод слов из пассивного в активный. На втором этапе работа начинается с развития лексико-семантических ассоциаций, те. ведётся работа над уточнением денотативного значения слова, закреплением функционального назначения предмета. Особое внимание уделяется формированию лексико-семантического компонента, развитие которого у детей с ОНР существенно отстает от нормы в структуре значения всех частей речи. Организация семантических полей предполагает формирование лексики как системы развитие, уточнение и закрепление парадигматических связей слова, систематизацию лексики в определенные семантические группы. Развитие антонимии направлено на обучение детей сознательно сопоставлять предметы и явления окружающего мира. Работа над синонимами была направлена, главным образом, на развитие у детей понимания того, чем один синоним отличается от другого. Важно, чтобы дети понимали, что слова – синонимы не только близки по смыслу, но и отличаются смысловыми оттенками. Работа над многозначностью слова включает выделение сначала основного значения слова, затем выделение производных. Работа по развитию словообразования ведётся над существительными, прилагательными и глаголами. На последнем этапе осуществляется работа над многозначностью слова и контекстуальным значением. Для повышения мотивации детей в методические рекоментации была включена технология ТРИЗ. Предполагаем, что использование элементов технологии ТРИЗ имеет большой потенциал в плане развития лексического строя речи. Вся работа должна проходить последовательно-параллельно: направления должна органично сочетаться и сменять друг друга в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.


88 Список литературы
1.
Алексеева ММ, Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М Академия, 1999.- 160 с.
2.
Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы (1 часть) Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М Издательство Просвещение, 1968 - 446 с
3.
Арсеньева МГ. и др. Многозначность и омонимия. Л Изд-во Ленигр. унта. 1996, -с.
4.
Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М Наука. с.
5.
Бабенко Л. Г. Лексикология русского языка учеб.пособие – Екатеринбург, 2008. – с.
6.
Баряева Л. Б, Волосовец Т.В., Гаврилушкина ОП, Голубева Г. Г,
Лопатина Л. В, Ноткина НА, Т. С. Овчинникова Т. С, Яковлева Н. Н. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. проф. Л. В.
Лопатиной. — СПб., 2014. —386 с.
7.
Баряева Л. Б, Миккоева Н. В. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи Вестник Томского государственного педагогического университета - Томск ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. С- 163-166 8.
Бельтюков В.Н. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии, №1 – 1984. -с.
9.
Беляевская Е. Г. Семантика слова. М Высшая школа. 1987, - с.
10.
Белякова Л.И.Онтогенез речевой деятельности норма и патология. Монографический сборник /Отв.ред.Л.И.Белякова. Мс.
Винничук А.В. Развитие лексики в онтогенезе у детей дошкольного возраста // Научные труды SWorld. 2011. Т. 13. № 4. С. 25-27.
12.
Волкова Л.С., Туманова ТЕ, Филичева ТЕ, Чиркина Г.В. – Логопедия. Методическое наследие Пособие для логопедов и студ.

89 дефектол. фак. педвузов Под ред. Л.С. Волковой: 5 книга. – Москва
ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
13.
Вологдина С.С. Результаты исследования состояния синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР// Специальное образование - Санкт-
Петербург: ЛГУ им. АС. Пушкина, 2016. С- 27-31 14.
Воробьева В.К., Гриншпун Б.М. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. М Изд-во МГПУ, 1993. - С. 106-208.
15.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт, Мс. Высоцкая Е. А, Гафурова Ю. А, Китаева Н. Н. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Специальное образование - Санкт-Петербург: ЛГУ им. АС. Пушкина, 2016. С- 35-37 17. Гак В. Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания Семантическая структура слова. Психологические исследования. Под ред. А. А. Леонтьева М Наука. 1971, с. 78 - 96.
18.
Гаркуша Ю.Ф., Гомозова Т.И., Тахтаулова Л.А. Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей 4-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи, с гендерных позиций Ред. В.Н. Скворцова/ Изд-во ЛГУ им. АС. Пушкина, 2013 19.
Гафиулина О. Ю. Исследование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Специальное образование -
Санкт-Петербург: ЛГУ им. АС. Пушкина, 2015. С- 71-73 20.
Гвоздев АН. Вопросы изучения детской речи / АН. Гвоздев – СПб.:
Детство-Пресс, 2007. – с.
21.
Гибадуллина ДМ, Пяшкур ЮС Особенности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР//Детство в современном мире – Пермь Федеральное государственное бюджетное образовательное


90 учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014 – С. 202 22. Головня АИ. Современный русский язык. Лексика. Фразеология Лексикография учебное пособие для иностранных студентов-филологов. –
Мн.:БГУ, 2007 – 120 с.
23.
Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи диссертация -
СПб., 2002. – 285 с.
24.
Гридина ТА. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи - М. :
Флинта, 2013. — 152 с.
25.
Жерздева А.А. Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР// Специальное образование- СПб: ЛГУ им. АС. Пушкина,
2017 - 42-44 с.
26.
Кашкаров А.П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей Практические приемы ТРИЗ для детей. – М СОЛОН-Пресс , 2017 – 73 с.
27.
Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение под общ ред. В.М. Жирмунского, ММ. Гухман С.Д. Кацнельсона. Изд е, стеретипое.
- М Едиториал УРСС, 2004. - 112 с.
28.
Кияк Т. РО внутренней форме лексических единиц. Вопросы
Коновалова С.Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с ОНР различного генеза//Дефектология – Москва ООО Школьная Пресса, 2006 – С. 59-67 29.
Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи монография - Санкт-Петербург:
КАРО, 2006. - 240 с.
30.
Коновалова С.Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с ОНР различного генеза//Дефектология – Москва ООО Школьная Пресса, 2006 – С. 59-67 31.
Кузнецова ЭВ. Лексикология русского языка Учеб пособие. – е изд, - М Высш. шк, 1989— 216 с.

91 32.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.:
Изд-во СОЮЗ, 2001.-224 с.
33.
Левина РЕ. Основы теории и практики логопедии / Под ред. РЕ.
Левиной. - М Просвещение, 2013. — 400 с
34.
Лелюх СВ, Сидорчук ТА, Хоменко Н.Н. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ТРИЗ// методическое пособие - Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер, 2006 гс.
Лелюх СВ, Сидорчук ТА. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков – М Аркти, 2010. - 76 с.
36.
Лелюх СВ, Сидорчук ТА. Познаем мири фантазируем с кругами
Луллия. – М АРКТИ, 2011 г.
37.
Ленкова
О.И. Особенности развития словаря детей с
ОНР//Современные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и подготовка педагогических кадров проблемы, поиски, решения – М ООО «ЛОГОМАГ», 2012 – С. 130-133 38.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М Наука, 1965 – 248 с.
39.
Лопатина Л.В., Серебякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии учебное пособие. – Спб.: Изд- во Союз, 2000. – с.
40.
Макрушина МА. Состояние глагольной лексики старших дошкольников с патологией речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. – 7 с.
41.
Малышко А.А.Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов//Воспитание школьников.-2000.-№5.-С.73-75 42. Панов МВ. О слове как единице языка Введение в языкознание Хрестоматия – Минск, 1984. С. 132-143 43.
ПарамоноваЛ.Г. Развитие словарного запаса у детей. -СПб.,2007. – 80 с.
44.
Плотникова СВ. Развитие лексикона ребенка / СВ. Плотникова —
«ФЛИНТА», 2011 – 224 с.